Домикенская эпоха Раннеэлладский (XXX xxii вв до н э.) и среднеэлладский (XX xvii вв до н э.) периоды 4



Скачать 394.33 Kb.
страница1/3
Дата21.04.2016
Размер394.33 Kb.
  1   2   3



Оглавление
Введение 3
Глава 1.

Домикенская эпоха

1.1. Раннеэлладский (XXX — XXII вв. до н.э.) и

среднеэлладский (XX — XVII вв. до н.э.) периоды 4

1.2. Среднеэлладский период 5
Глава 2.

Микенская цивилизация (позднеэлладский период (XVI — XII вв. до н.э.))

2.1. Общая характеристика 6

2.2. Экономика Микенской цивилизации 11

2.3. Общественные отношения 12
Глава 3.

Археологические исследования микенских гробниц 13


Глава 4.

Археологические раскопки Дворца в Микенах 17


Заключение 22
Список использованной литературы 23


Введение

В июне 2002 года мне посчастливилось увидеть Микены. Они произвели на меня очень сильное впечатление.

Раньше я читал у Гомера про поход ахейцев на Трою, который, как сказано у Гомера, возглавил Агамемнон, также знаком с трагедию Эсхила "Агамемнон", действие которой происходит в Микенах, и это место мне уже заочно знакомо.

Согласно Гомеру, а также трагедии Эсхила "Орестея", город Микены был основан древнегреческим героем Персеем - сыном Данаи и Зевса. Династия Персея была покорена Пелопсом, сыном Тантала (демона из подземного царства). Считается, что известная из истории микенская царская семья пошла именно от этого самого Пелопса. Агамемнон, наиболее известный ее представитель. Он участвовал в Троянской войне, помогая своему брату Менелаю, царю Спарты, вызволить жену, прекрасную Елену, захваченную Парисом. Пока Агамемнон сражался в Трое (а длилась война десять лет), его жена Клитемнестра влюбилась в некоего Эгисфа. Поэтому и задумала она убийство мужа - для захвата власти и для сладкой жизни с Эгисфом... " Именно тут и происходило действие трагедии - где-то в этих стенах коварная Клитемнестра убила своего мужа Агамемнона тремя ударами секиры , когда он выходил из ванны. Но не суждено им было судьбой уйти от мести, и им грозила за их злодеяние жестокая кара, ее сулил им неумолимый рок." Орест, сын Агамемнона отомстил за смерть отца - убил и Клитемнестру, и Эгисфа. "Чувствовал себя правым Орест, совершив это убийство: ведь он исполнял волю Аполлона, мстя за смерть отца. Но вдруг перед Орестом появились неумолимые богини мщения Эринии. Вокруг их голов извивались ядовитые змеи, очи их сверкали страшным гневом." И бежал Орест из Микен (ворота, через которые он бежал, до сих пор сохранились). Вот такая древнегреческая трагедия.

Было очень интересно бродить по развалинам, и представлять как все действия трагедии происходили в этом месте и в этих декорациях.

Микены - до сих пор место прямо таки мистическое, поскольку над этим когда-то богатым городом никогда не бывает яркого солнца. Оно может заливать всю долину, а небо над дворцом все равно будет хмуриться. Так оно и случилось. Более того, как только гид рассказал нам эту историю, пошел дождь.

С тех пор я заинтересовался историей этой загадочной цивилизации. Я попытался подробнее узнать о Микенах. К удивлению, я узнал, что литературы о греческой (а тем более об ахейской) культуре на русском языке немного. Объектом изучения советской, а затем и российской археологии в области античного мира являются эллинистические города Причерноморья (Херсонес, Ольвия, Березань). Исследования самой Греции ограничивается, в основном, описанием общественных отношений и средств производства в тот период. Практически не освещены архитектурные особенности дворцов и гробниц, построенных в Греции ту эпоху. Не публикуются работы по анализу культурных связей и заимствований между критской и микенской цивилизациями. В тоже время, существует обширные исследования американских и английских археологических экспедиций. Западные ученые активно изучают эту эпоху и делают интересные открытия.

В моей работе я попытался восполнить этот пробел и изложить историю Микенской цивилизации на основании археологических источников и ознакомить читателя последними достижениями западных ученых в области археологического изучения микенской цивилизации.


Глава 1. Домикенская эпоха
1.1. Раннеэлладский (XXX — XXII вв. до н.э.) и

среднеэлладский (XX — XVII вв. до н.э.) периоды




Начало III тысячелетия до н. э. в истории материковой Греции получило название халколита или перехода от камня к металлу - меди и бронзе, Раннеэлладские племена были уже знакомы с их обработкой: в Зигури (южнее Коринфа) найдено остриё бронзового кинжала, в Герее (Аркадия) — золотой предмет; серебро использовалось иногда для булавок.

Поселения, как правило, расположены на холмах. Среди поселений раннелладской эпохии выделяется цитадель в Лерне (на южном побережье Арголиды), Расположенная на невысоком холме неподалеку от моря цитадель была обнесена массивной оборонительной стеной с полукруглыми башнями, В ее центральной части было открыто большое (25х12 кв.м.) прямоугольное здание – так называемый дом черепиц (обломки черепиц



найдены в большом количестве во время раскопок). В одном из помещений археологи собрали целую коллекцию (более 150) выдавленных на глине оттисков печати. Когда-то этими “ярлыками” запечатывались сосуды с вином, маслом и другими припасами.

Наряду с цитаделями, в которых жили представители родоплеменной знати, в Греции раннеэлладской эпохи существовали поселения другого типа: небольшие, чаще всего очень плотно застроенные поселки с узкими проходами – улицами между рядами домов. Некоторые из этих поселков были укреплены, некоторые – нет.

Судя по характеру археологических раскопок основную массу населения в поселениях этого типа составляли крестьяне-земледельцы. Во многих домах были открыты специальные ямы для ссыпки зерна, обмазанные изнутри глиной, а также большие глиняные сосуды для хранения припасов. При раскопках Рафины (восточное побережье Аттики) был открыто помещение небольшой кузнечной мастерской. Захоронения коллективные; они размещались в узких колодцеобразных и высеченных в скале могилах.

Около 2500 г. в Фессалии возникает так называемая культура Димини, родственная культурам придунайских племён, и в частности, трипольской. Для неё характерны оборонительные стены, которые возводились вокруг поселений, и прямоугольный дом с мегароном. (Мегароном называлась в более позднее — “гомеровское” — время центральная комната в греческих домах. Она представляла собой прямоугольное помещение на столбах с отверстием в кровле.)

Носители этой культуры, по-видимому, являлись предками некоторых из греческих племён. Эта культура, сосуществовавшая с раннеэлладской, постепенно распространяется на юг вплоть до Крита.

Раннеэлладские племена говорили, очевидно, на языке, не принадлежавшем к числу индоевропейских. В древнегреческий язык вошло большое число слов с основами, оканчивающимися на -нт (-нф) и -се, отсутствующими в других индоевропейских языках. К этим словам наряду с такими географическими названиями, как Коринф, Тиринф, Олинф, принадлежат наименования многих растений: гиацинт, нарцисс, кипарис и многие другие. По-видимому, все это является наследием в греческом языке, полученным от раннеэлладских, догреческих, племен, населявших материковую Грецию в III тысячелетии до н. э. Раннеэлладские племена были родственны древнейшему населению Малой Азии, так как и здесь встречаются сходные географические названия. Образцы характерной для этого периода керамики были обнаружены и в древнейших слоях Трои, а также на Крите.

Древние греки называли догреческое население страны пеласгами, карийцами или лелегами. Эти племена заселяли Эгеиду с периода неолита. Они, по-видимому, не принадлежали к числу народов индоевропейской семьи языков.
1.2. Среднеэлладский период
Между 2200 и 2000 гг. до н. э. южная часть Балканского Среднеэлладского полуострова подверглась опустошительному нашествию.

Волна греческих племён (сами греки называли себя позже эллинами) хлынула в Эгеиду с севера. При раскопках во многих поселениях раннеэлладский слой отделён от последующих прослойкой пепла; другие раннеэлладские поселения были вообще покинуты своими жителями. Около –2200 года до н.э. погибли от пожара цитадель Лерны и ряд других поселений. Спустя некоторое время возникает завоеватели основывают ряд новых поселений в тех местах, где раньше их не было. Завоевателей принято называть миниями, так как характерные для них предметы (серая посуда) были найдены впервые в Орхомене в Беотии, где, согласно греческим преданиям, жили легендарные минии.

Античные источники в общем довольно точно указывают границы расселения отдельных эллинских племён на протяжении почти всего II тысячелетия до п. э. вплоть до начала следующего вторжения — переселения дорийцев. Данные древних писателей подтверждаются изучением районов распространения различных греческих диалектов. Три основные группы греческих племён — ионийцы, ахейцы и эолийцы — расселились на территории материковой Греции: ионийцы жили в Аттике и в северо-восточной части Пелопоннеса, ахейцы заняли почти весь Пелопоннес, эолийцы расположились в Фессалии и Средней Греции, за исключением Аттики. В течение почти всего II тысячелетия ахейские племена, жившие в наиболее плодородных районах и находившиеся ближе к древнейшим — догреческим — центрам культуры (прежде всего к Криту), развивались значительно быстрее, чем другие греческие племена; они первыми создали классовое общество и государство и распространились по всей территории Эллады. Ахейцами, в частности, было создано и Микенское царство, сыгравшее важную роль в истории древнейшей Греции.

В среднеэлладский период (ХХ – ХVII вв. до н.э.) появляются такие важные технические и хозяйственные новшества, как гончарный круг и повозка или боевая колесница с запряженными в нее лошадьми. Среди артефактов этого периода иногда находят боевые бронзовые топоров, украшения из драгоценных металлов и, реже, металлическую посуду свидетельствуют о прогрессе в технике обработки металлов по сравнению с раннеэлладской культурой. Однако эти изделия встречаются сравнительно редко, наиболее часто обнаруживаются орудия, сделанные из камня и кости.

Серая минийская посуда была сделана на гончарном круге из хорошо размятой глины, которая после обжига приобретала темно или светло-серый цвет. Минийская серая керамика, современная упомянутой выше критской керамике, типа камарес, датируется первыми веками II тысячелетия. В этот же период наблюдаются определенные изменения в материальной культуре средней Греции и Пелопоннеса. Ее образцами могут служить так называемые минийские вазы – монохромные (обычно серые или черные) тщательно отполированные сосуды, напоминающие своей блестящей матовой поверхностью изделия из металла. На протяжении пяти веков среднеэлладского периода керамика прошла значительный путь развития. Более поздняя минийская керамика, сосуществовавшая, впрочем, с серой, отличается жёлтым цветом, что, вероятно, было обусловлено усовершенствованием гончарных печей и повышением температуры обжига. На орнаментах жёлтой минийской посуды впервые заметно некоторое критское влияние. Глиняных сосудов в минийских домах встречается очень много; наряду с кухонной посудой грубой отделки при раскопках находят тонкостенные сосуды, громадные пифосы — сосуды для хранения продовольствия, изящные кубки; обнаружены также специальные сосуды для воды, вина, оливкового масла и т. д. Орнамент жёлтой минийской керамики среднеэлладского периода почти незаметно переходит в позднеэлладский.

В среднеэлладский период исчезают монументальные архитектурные сооружения вроде уже упоминавшегося «дома черепиц» в Лерне. Вместо них строятся невзрачные глинобитные дома иногда прямоугольной, иногда овальной или апсидальной (закругленной на конце) формы. Поселения среднеэлладского периода, как правило, укреплены и размещаются на возвышенностях с крутыми обрывистыми склонами. Судя по всему, время это было крайне неспокойным и тревожным, что вынуждало отдельные общины принимать меры для обеспечения своей безопасности. Типичным примером среднеэлладского поселения может считаться городище Мальти-Дорион в Мессении. Все поселение располагалось на вершине высокого холма, обнесенной кольцевой оборонительной стеной с пятью проходами. В центре поселения на невысокой террасе стоял так называемый дворец (вероятно, дом вождя племени) – комплекс из пяти помещений общей площадью 130 м с выложенным из камня очагом-алтарем в самой большой из комнат. Вплотную к «дворцу» примыкали помещения нескольких ремесленных мастерских. Остальную часть поселения составляли дома рядовых общинников, как правило очень небольшие, и склады, построенные в один-два ряда вдоль оборонительной стены. Сама планировка Мальти, однообразие его жилой застройки свидетельствуют о еще нерасчлененном внутреннем единстве обитавшей здесь родоплеменной общины. Об отсутствии ясно выраженных социальных и имущественных различий в ахейском обществе среднеэлладского времени говорят также и погребения этого периода, в подавляющем большинстве своем стандартные, с очень скромным сопроводительным инвентарем.

Племена среднеэлладской культуры занимались, в основном, земледелием и скотоводством. В их селениях найдены пшеница, ячмень, просо, лук-норой, горох, бобы, чечевица и горшки с желудями, вероятно, употреблявшимися в пищу. Во многих минийских домах встречаются светильники, в которых горючим материалом служило оливковое масло. Обнаружены также кости быков, овец, коз и ослов, что свидетельствует о развитии скотоводства. В Филакони, на острове Мелос, найдена ваза XVIII или XVII в. до н. э., на которой изображена вереница идущих вдоль ручья людей, держащих в каждой руке по рыбе.

Минийские племена жили ещё в условиях первобытнообщинного строя. Захоронения их, известные в числе нескольких сот, производились в так называемых ящичных могилах. Тело покойника обычно в скорченном положении помещалось как бы в каменный ящик из известняковых плит; в могилы клалось мало инвентаря. Всё же, если судить по предметам домашнего обихода, уже намечаются некоторые различия в имущественном положении отдельных семей.

Таким образом, сложились предпосылки для формирования ещё одной цивилизации эпохи бронзы, и начиная с XVI в. до н. э. Греция вступила в новый или, как его обычно называют, микенский или позднеэлладский период своей истории.
Глава 2.

Микенская цивилизация (позднеэлладский период (XVI — XII вв. до н.э.))
2.1. Общая характеристика
Позднеэлладский период продолжался примерно с 1600 г. до н. э. В истории материковой Греции это время называется также микенским, по имени главного центра культуры того периода — Микен. Количество археологических памятников очень велико. Наиболее выдающиеся памятники происходят из пелопоннесских центров этой культуры: Микен, Тиринфа и Пилоса. Однако позднеэлладские предметы находят в больших количествах во всем Восточном Средиземноморье, вплоть до Египта и Угарита (Финикия). Крупные центры микенской культуры характеризуются монументальными архитектурными сооружениями (дворцы, крепостные стены, громадные гробницы), большим количеством драгоценных металлов, высокохудожественными ремесленными изделиями, многими вещами, привезёнными из стран Востока и даже Прибалтики (янтарь). Но основная масса поселений — а их раскопано не менее сотни — по своему инвентарю и, следовательно, образу жизни обитателей не многим отличается от тех же поселений предшествующего периода. Зато в главных центрах микенской культуры, в частности, в самих Микенах, заметна постоянная, иногда изумительно быстрая эволюция материальной культуры.

Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите. Среди них некоторые культы и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо. Все это, однако, не означает, однако, что микенская культура была всего лишь второстепенным периферийным вариантом культуры минойского Крита, а микенские поселения на Пелопоннесе и в других местах представляли собой просто минойские колонии в чужой «варварской» стране (этого мнения упорно придерживался А. Эванс). Многие характерные особенности микенской культуры позволяют считать, что она возникла на греческой почве и была преемственно связана с древнейшими культурами этого района, относящимися к эпохе неолита и ранней бронзы.

Наиболее показательно для этого времени изменение в формах захоронений; на протяжении всего III и II тысячелетий насчитывается 5 основных групп погребений: ямные, ящичные, шахтовые, камерные и купольные. Ямные могилы представляют собой овальные или прямоугольные углубления в земле, обычно скалистой; на тело покойника клали глиняные миски; эти захоронения характерны для ранне- и среднеэлладского времени, но встречаются и в поздний период.

Одновременными ямным погребениям являются и описанные выше ящичные могилы. Инвентарь обеих этих групп могил исключительно беден, что, возможно, объясняется низким уровнем развития производительных сил в ранние периоды, а для последующего времени также и тем, что в таких могилах хоронили простых людей.

Следующим, наиболее важным памятником Микен являются шахтовые гробницы. (XVI в. до н. э.). Первые шесть могил этого типа были открыты в 1876 г. Г. Шлиманом в черте Микенской цитадели. Эти прямоугольные, несколько вытянутые гробницы были вырублены в мягкой скале на глубину от 0,5 до 3—4 м; они представляют собой дальнейшее развитие ямных и ящичных погребений.

Шахтовые гробницы


Археологи извлекли из них множество драгоценных вещей, сделанных из золота, серебра, слоновой кости и других материалов. Здесь были найдены массивные золотые перстни, украшенные резьбой, диадемы, серьги, браслеты, золотая и серебряная посуда, великолепно изукрашенное оружие, в том числе мечи, кинжалы, панцири из листового золота, наконец, совершенно уникальные золотые маски, скрывавшие лица погребенных. В могилах обнаружен янтарь, страусовые яйца и другие явно привозные предметы. Гомер в «Илиаде» назвал Микены «златообильными», а микенского царя Агамемнона признал самым могущественным из всех ахейских вождей, принимавших участие в знаменитой Троянской войне. Находки Шлимана дали зримые доказательства справедливости слов великого поэта, к которым до этого многие относились с недоверием. Художественные произведения в этих гробницах свидетельствуют о влиянии критского искусства, хотя тематика изображений значительно отличается от критской. В гробницах найдена также минийская керамика. Расположены гробницы среди среднеэлладских могил. Очевидно, это были захоронения правителей.

Четвертым видом погребений являются камерные гробницы, строившиеся внутри холмов. Вход в погребальную камору вёл через открытый коридор — дромос. Камеры представляют собой семейные склепы. Их инвентарь состоит из оружия, орудий производства, украшений, предметов домашнего обихода и т. д. Такие гробницы были обнаружены не только в Микенах, но и на всей территории распространения микенской культуры. Эти гробницы считают усыпальницами аристократических семей.

Последняя группа погребальных сооружений — купольные гробницы позднеэлладского периода, являющиеся большими (диаметром до 14 м) сооружениями каменной кладки; высота их примерно равна диаметру основания. В архитектурном отношении эти гробницы являются дальнейшим развитием камерных гробниц; они также снабжены дромосом. Таких гробниц обнаружено несколько десятков, в том числе 9 в районе Микен. Большинство этих гробниц было разграблено еще в древности, однако сложность их сооружения и сохранившийся в некоторых гробницах инвентарь дают право считать их местами погребения царей, которых условно называют царями “династии купольных гробниц”.

Более подробное исследование гробниц будет проведено в главе 3 настоящей работы.

Микены расположены на Пелопоннесе, на полпути между Коринфом и Аргосом. Микенский холм был заселен с начала III тысячелетия. Благодаря удобному положению в центре небольшой, но плодородной равнины, наличию водного источника — Персей и, наконец, недоступности холма для противника поселение постепенно расширялось. В среднеэлладский период была сооружена оборонительная стена вокруг вершины холма и построены дома на соседних возвышенностях. У западного склона вершины холма было расположено кладбище, на котором находились шахтовые гробницы.






Общий вид Микенского акрополя, июнь 2002 г.

Укрепления и погребения в Микенах.
Середина II тыс. до н.э. Частичная реконструкция.

В период, когда сооружались шахтовые гробницы, микенское общество переживало подъём. Богатство инвентаря шахтовых гробниц свидетельствует о значительном развитии производительных сил во время перехода к позднеэлладскому периоду. Широкое применение бронзы, обилие драгоценных металлов и их щедрое использование — явный показатель происшедшего уже отделения ремесла от земледелия и длительного накопления трудовых навыков у микенских ремесленников. Наличие вещей иноземного происхождения свидетельствует о связях, возможно торговых, с далёкими странами. Совокупность находок в шахтовых гробницах даёт основание считать микенское общество того времени уже обществом классовым. Рабовладельческое общество возникло в Микенах в результате внутреннего развития. Все археологические данные свидетельствуют о местных корнях микенской культуры.

В начале XV в. до н. э. в Микенах, по-видимому, пришла к власти упоминавшаяся выше “династия купольных гробниц”, продержавшаяся по крайней мере до 1300 г. до н. э. Микены становятся Огромные богатства, обнаруженные в могилах этого некрополя, показывают, что уже и в то отдаленное время Микены были центром большого государства. Микенские правители проводили агрессивную экспансионистскую политику. О воинственных наклонностях властителей Микен свидетельствует, во-первых, исключительное обилие оружия в их гробницах и, во-вторых, изображения кровавых сцен войны и охоты, которыми были украшены некоторые из вещей, найденные в могилах, а также каменные стелы, стоявшие на самих могилах. В это время наиболее ощутимо влияние критского искусства. Как говорилось ранее, из расшифровки линейного письма Б неизбежно следует, что именно в это время ахейцы завоевали Кносс. Победители, несомненно, вывезли на родину не только много предметов критского искусства, но, возможно, и критских ремесленников. Особенно интересна сцена охоты на львов, изображенная на одном из бронзовых инкрустированных кинжалов. Все признаки: исключительный динамизм, экспрессия, точность рисунка и необыкновенная тщательность исполнения – указывают на то, что перед нами – работа лучших минойских мастеров ювелирного дела. Это замечательное произведение искусства скорее всего было изготовлено в самих Микенах критским ювелиром, который явно старался приспособиться к вкусам своих новых хозяев (в минойском искусстве Крита сюжеты подобного рода почти не встречаются). В это же время значительно расширяются связи Микен с другими странами. В Эль-Амарне (Египет), например, найдено 19 микенских ваз — видимо, подарок фараону Эхнатону. Большое количество микенской керамики найдено в Трое и Милете (западное побережье Малой Азии), на острове Кипр и даже в Угарите (Финикия).

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV – XIII вв. до н. э. В это время зона ее распространения выходит далеко за пределы Арголиды, где, по всей видимости, она первоначально возникла и сложилась, охватывая весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря. На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная мало меняющимися от места к месту типами жилищ и погребений. Общими для всей этой зоны были также некоторые виды керамики, глиняные культовые статуэтки, изделия из слоновой кости и т. п. Судя по материалам раскопок, микенская Греция была богатой страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков. Городов в собственном значении этого слова как экономических и политических центров, противостоящих сельской округе, микенская Греция не знала так же, как и минойский Крит.

Основными центрами микенской культуры были, как и на Крите, дворцы. Наиболее значительные из них открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения, Юго-Западный Пелопоннес), в Афинах (Аттика), Фивах и Орхомене (Беотия), наконец, на севере Греции в Иолке (Фессалия). Архитектура микенских дворцов имеет ряд особенностей, отличающих их от дворцов минойского Крита. Важнейшее из этих отличий состоит в том, что почти все микенские дворцы были укреплены и представляли собой настоящие цитадели. Архитектура дворцов подробно будет описана ниже.

Наиболее хорошо известен дворец в Микенах. Своего расцвета он достигает в в XIV в. до н. э. В Микенах в этот период наблюдается значительное строительство. Расширяется и укрепляется Микенский акрополь, строятся циклопические стены с так называемыми Львиными воротами. На вершине холма возводится новый дворец с мегароном, тронным залом, святилищем. Стены дворца расписываются высокохудожественными фресками. Каменной оградой в это время были обнесены и шахтовые гробницы. Много новых домов, раскапываемых в настоящее время, было построено на прилежащих холмах. В искусстве заметна борьба против критского влияния; критские цветочные и морские мотивы становятся все более условными и, наконец, уступают место линейному орнаменту со многими лентами и спиралями.

К этому времени относится создание сети дорог, связывающих Микены с Арголидским и Коринфским заливами. Сохранившиеся до настоящего времени остатки мостов, насыпей из булыжника и т. д. показывают, что все эти дорожные сооружения были построены по единому плану. Наличие развитой дорожной сети свидетельствует о том, что Микены в это время были столицей какого-то небольшого, централизованного государства. Находки микенской керамики вне материковой Греции становятся, можно сказать, массовым явлением. Особенно много такого рода находок сделано на островах Эгейского моря и в южной части Малой Азии. Микенского типа купольная гробница найдена в Колофоне (малоазийское побережье). Это было время наибольшего расцвета и распространения микенской культуры.

В середине позднеэлладского периода начинается ослабление Микен. Жители, по-видимому, ожидали нападений. Раскопки показывают, что все источники воды были подведены к северным воротам акрополя, а в его северо-восточном углу была сооружена глубокая подземная цистерна, куда вливались воды источника Персей. Одновременно перестраиваются и оборонительные сооружения Тиринфа. В ХIII в. до н. э. прекращаются связи с Египтом.

Исходя из подсчётов античных авторов, войну ахейцев, возглавлявшихся царем Микен Агамемноном, против Трои, описанную в греческом эпосе — “Илиаде”, следует датировать началом XII в. (1194 — 1184 гг. до н. э.). Археологические данные свидетельствуют о том, что в эти годы ахейцы находились в связи с северо-западным побережьем Малой Азии и что Троя примерно в это время подверглась разрушению. “Илиада” в поэтической форме отразила, по-видимому, действительно имевшее место военное столкновение между ахейцами и троянцами.

Сооружения, аналогичные микенским, были найдены в Тиринфе, Пилосе, Фивах и некоторых других местах. Раскопанный еще в прошлом веке Тиринфский дворец находился на расстоянии около 15 км от Микен. Он так же был построен на крутом холме и окружен почти неприступными стенами. Внутренняя планировка этого дворца аналогична микенской. И здесь имеется мегарон, а стены покрыты фресками в микенском стиле.

Несколько позже был построен дворец в Пилосе (Мессения). Недалеко от Пилоса находится купольная гробница. В верхних слоях Пилосского дворца при раскопках было найдено множество хозяйственных документов — глиняных табличек со знаками линейного письма Б. Пилосский дворец сгорел или был сожжен в начале XII в. до н. э.

Следы микенской культуры обнаружены и в Лаконике (юго-восточная часть Пелопоннеса). Главным ев центром в позднеэлладский период были Амиклы; кладбище местных правителей находилось вблизи современной деревни Вафио. В гробницах было найдено большое количество предметов искусства, в том числе два прекрасных золотых кубка. В Центральной Греции более крупные поселения были открыты в Фивах, Афинах и ряде других мест.

К концу позднеэлладского периода относятся следы ирригационных сооружений на Копадском озере в Беотии.

Дворцы с их большими комплексами монументальных построек были лишь островками в море селении, так сказать, деревенского типа, обитатели которых жили в условиях, немногим отличающихся от предыдущего времени. Таких поселений в одной только материковой Греции раскопано несколько десятков. В Кораку, Эвтресисе и многих других селениях не найдено никаких монументальных построек, нет привозных вещей, очень мало ремесленных изделий, за исключением глиняных сосудов.

В XIII в. до н. э. выступают все более отчетливо признаки ослабления микенского общества; внешние связи постепенно уменьшаются; в самих Микенах ведётся только оборонительное строительство. Вскоре наступает окончательное падение микенской культуры. Археологические раскопки показывают, что в это время совершенно прекращается строительство; отсутствуют данные о внешних связях; даже местной керамики становится несравненно меньше. Такая же картина упадка наблюдается и в Тиринфе. Только в Афинах, как это было выяснено сравнительно недавними раскопками, в XIII и XII вв. до н. э. идёт интенсивное оборонительное строительство. В Афинах были укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя. Эти мероприятия проводились перед лицом общей угрозы для всего микенского мира. Такой угрозой, по-видимому, было вторжение племён дорийцев. Наряду с ионийцами, ахейцами и эолийцами, дорийцы представляли собой одну из основных групп древнегреческих племен. По свидетельству античных авторов, переселение дорийцев началось спустя 80 лет после падения Трои, следовательно, в самом конце XII в. до н.э. Археологические данные подтверждают, что падение Микен произошло в последней трети XII столетия до н.э. Представляется несомненным, что микенское общество пало под ударами племен дорийцев.

При анализе причин падения рабовладельческой микенской культуры обычно указывается на то, что дорийцы имели вооружение из железа и что мощь микенского общества была подорвана длительной Троянской войной. Этого объяснения далеко не достаточно. Упадок микенской культуры начинается, по крайней мере, за столетие до переселения дорийцев. Данные пилосских надписей доказывают, что в Пилосе имелись массы жестоко эксплуатируемых рабов и безземельных. Именно эта причина должна была в решающей степени ослабить сопротивляемость рабовладельческого микенского общества перед лицом дорийских племён, которые не знали ещё острых классовых противоречий. К тому же ранние рабовладельческие микенские общества сложились только в немногих центрах Пелопоннеса и, возможно, Средней Греции; основная масса окружающего населения жила ещё в условиях, близких к условиям предшествующего периода, и, вероятно, также подвергалась эксплуатации микенских и других рабовладельцев. Все эти обстоятельства и предопределили крушение микенской культуры.

Несмотря на быстрое падение ранних рабовладельческих обществ микенской Греции, они сыграли довольно большую роль в дальнейшем развитии греческой культуры, которая многое унаследовала от обществ позднеэлладского периода. Местное население не было уничтожено дорийцами; культура греческих племён I тысячелетия до н.э. многими своими корнями уходит в микенский период.
2.2. Экономика Микенской цивилизации.
Микенское время — расцвет бронзового века. Из бронзы делались самые разнообразные орудия труда, вооружение, в позднеэлладское — сосуды, украшения и т. д. В районе Микен были найдены бронзовые слитки, топоры, ножи, перстни, гвозди, дверные шарниры и др. В несколько меньшем объеме применялись другие металлы. Из олова делалась кухонная посуда; даже глиняные сосуды изготовлялись с подражанием металлическим образцам. В Немее, севернее Микен, найдены остатки медного рудника. Некоторые учёные предполагают, что источником богатства Микен является разработка месторождений меди. Золото и серебро относительно широко применялись для изготовления всякого рода украшений. Однако такие украшения были дороги и носились только богатыми.

Вопреки долго распространённому мнению, микенская Греция была знакома и с железом, которое, однако, использовалось только для предметов роскоши. В слоях того времени найдено несколько железных колец, подвесок, пуговиц; в Тиринфе обнаружена железная арфа. Лишь в конце позднеэлладского периода была освоена техника плавления железа, по образцу плавки меди, по всё ещё при довольно низких температурах: в шлаках микенского времени очень высок процент содержания железа.

Главной отраслью производства было, несомненно, земледелие и связанное с ним скотоводство. В этот период продолжали сеять пшеницу и ячмень, сажали горох, бобы, чечевицу. Во многих домах найдены кладовые с пифосами, наполненными зерном. Специальное зернохранилище было обнаружено в Микенах. О значительном развитии масличных культур и виноделия свидетельствуют материалы раскопок домов вблизи Микенского акрополя, условно называемые археологами домами “торговца оливковым маслом” и “торговца вином”. В первом из них было найдено 39 табличек с надписями линейным письмом Б, в которых учитывался приход и расход оливкового масла.

Разводился в это время крупный рогатый скот; имеются данные о разведении овец и свиней. В одной из шахтовых могил найдено изображение лошади, которая запрягалась тогда только в боевые колесницы. Для перевозки грузов применялись ослы и мулы. Ряд косвенных данных — значительный рост населения, использование большого числа людей на крупных постройках, развитие ремёсел — приводит к выводу, что производительность труда в сельском хозяйстве должна была к этому времени значительно возрасти.

Большие сдвиги произошли в ремесле. Строительство дворцов, оборонительных стен, гробниц, дорог и т. д. настоятельно требовало новых орудий производства. Микенские строители использовали несколько видов долот, свёрл, различные молоты и пилы; для обработки дерева применялись топоры и ножи. В Микенах были обнаружены пряслица и грузила от ткацких станков.

Крупные размеры микенских построек говорят о довольно высоких знаниях строителей, длительных трудовых навыках каменщиков, большом умении резчиков по камню и ряда других работников. Громадные каменные блоки весом иногда в десятки тонн, из которых были построены оборонительные стены Тиринфского дворца, доставлялись из каменоломни, отстоящей от Тиринфа на добрый десяток километров. Камни для построек вначале обрабатывались тяжёлыми молотами, затем их резали уже бронзовой пилой. Применение системы противовесов и кронштейнов и установка водосточных труб требовали довольно сложных расчётов. Характерно единообразие точно выработанных приёмов кладки стен на всей территории распространения микенской культуры.

Позднеэлладские гончары делали посуду самых различных размеров — от маленьких кубков до громадных сосудов. Глина была хорошо очищена, стенки сосудов изготовлялись тонкими, поверхность ваз нередко полировалась, обжиг был высококачественным. В Зигури найден большой склад керамики, в котором насчитывалось несколько сот чаш, блюд, кувшинов и т. д. Наличие столь больших запасов посуды в маленьком поселении, расположенном вдали от крупных центров, свидетельствует о значительном развитии гончарного дела.

Совокупность всех этих данных показывает, что ремесло уже отделилось от земледелия и стало самостоятельной отраслью производства. Большая часть ремесленников работала при дворцах маститых правителей и была занята производством оружия, строительством, создавала предметы роскоши. Другие, как, например, гончары, вырабатывали предметы широкого потребления.

Внутренняя торговля была развита слабее, чем внешняя. В микенскую Грецию, кроме олова, ввозились исключительно предметы роскоши. Для сравнения напомним, что в это время на Крите уже встречаются слитки из меди, по форме напоминающие бычью шкуру и игравшие, вероятно, роль денег.
2.3. Общественные отношения
После того, как был найден ключ к чтению свыше 3 тыс. кносских и пилосских табличек со знаками линейного письма В, которые в течение полувека представляло собой загадку для исследователей, становится возможным дать общую картину социальных отношении микенского и позднеминойского общества.

Таблички представляют собой архив главным образом царского и храмового хозяйства. По-видимому, значительную часть лиц, упоминаемых в текстах, составляют рабы. В очень многих случаях указывается место происхождения рабов; обычно это какие-либо греческие поселения, но в Пилосе были рабы и из Кносса. Учитываются в табличках и дети рабынь. В особых случаях перечисляется довольно большое количество мальчиков и девочек, пожертвованных храмам различных греческих богов. Вообще, если судить по данным табличек, большинство рабов принадлежало храмам. Упоминаются в надписях рабы, занятые в скотоводстве и ремесле, многие были посажены на землю и обязаны поставлять храмам определённое количество продовольствия. Пилосские таблички заключают в себе много сведений о доэлой. Этот термин, вероятно, соответствует греческому дулой, обозначавшему рабов. Группа называемых этим термином лиц насчитывает многие сотни человек. Таким образом, пилосские таблички полностью подтверждают рабовладельческий характер греческих обществ микенского периода.

Аграрные отношения, если судить на основании тех же текстов, были примерно следующие. Часть земледельцев владела земельными участками; о других говорится как об арендаторах. Арендаторы земли вносили плату за свои участки натурой. Выше указывалось, что многие храмовые рабы были также посажены на землю, очевидно, принадлежавшую храмам. Наряду с этим в табличках говорится и о царских участках, обозначаемых термином теменос, встречающимся и в гомеровском эпосе. Очевидно, расслоение свободного земледельческого населения было уже значительным.

Довольно много и в пилосских и в кносских табличках говорится о ремесленниках. Перечисляются чаще всего кузнецы, которым выдаётся металл, вероятно, в слитках, и которые сдают готовую продукцию; кузнецы получают за это продовольствие; им даются и рабы. В табличках иногда идёт речь о значительных количествах металлических изделий; в одной надписи упомянуто 217 топоров, в другой — 50 мечей, в третьей — 462 пары колёс. Кузнецы, так же как земледельцы, получали определённые задания, но были освобождены от поставок продовольствия. Ткани, белые и цветные, и одежда производились рабынями, которые также сдавали определённое количество готовой продукции.

Относительно мало говорится в табличках о господствующем классе рабовладельцев; упомянуты басилеи — термин, которым обозначались племенные вожди (“цари”) в гомеровских поэмах. Однако они играли ещё сравнительно скромную роль. В текстах упоминаются жрецы и некоторые другие категории знати.

Отношения собственности на землю, наличие значительных храмовых хозяйств и состав господствовавшего класса рабовладельцев, в котором большую роль, по-видимому, играли жрецы, делает общество микенского периода более сходным с обществами некоторых ранних восточных рабовладельческих государств, чем с позднейшими рабовладельческими обществами Греции.



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница