Домашние задания школьников и отношения семьи и школы



Скачать 114.2 Kb.
Дата01.06.2016
Размер114.2 Kb.
Домашние задания школьников и отношения семьи и школы.
Домашняя учебная работа – это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Приготовление домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности.

Домашние задания школьников представляют собой интегральную часть образовательного процесса. Они не только закрепляют и поддерживают то, что изучалось в классе, но и развивают ответственность и позитивные учебные привычки, стимулируют рост каждого ученика, развитие его индивидуальности, дают возможность рассуждать, критически мыслить, решать проблемы.




Тренировка ответственности и учебных привычек

Не меньшую важность имеет и тот факт, что домашние работы тренируют чувст­во ответственности и хорошие учебные привычки. Эти навыки чрезвычайно су­щественны для учеников — они обеспе­чивают их успешность в школе и приго­дятся в жизни позже. Принятие на себя ответственности, связанной с выполне­нием домашних заданий, способствует развитию самостоятельности — ученик сам управляет временем, действует не­зависимо, без прямых указаний, выпол­няет эту работу в меру своих сил и спо­собностей.

Домашняя работа предоставляет выбор, когда и как за нее приняться, начать вы­полнять, бросить, а потом вернуться к ней. Задания домашней работы должны иметь понятный смысл для учеников. Учителя при их оценке должны избегать излишней выразительности в комментариях, просто передавать впечатления от достижений учеников в данных условиях.

Иногда домашние работы больше отра­жают уровень вовлеченности родителей в дела детей, чем самих детей. Есть са­мые разные точки зрения на роль домаш­них заданий и их влияние на семейные отношения. Некоторые родители счита­ют, что домашних работ могло бы быть и побольше, потому что они способны по­мочь детям их выполнить и стать более успешными в школе. Другие родители чувствуют, что задается слишком много домашних работ, и эти работы часто кон­фликтуют с другими семейными занятия­ми, имеющими ярко выраженные приори­теты, поскольку их дети серьезно заняты всякими послешкольными делами, таки­ми как спорт, частные уроки, посещение кружков.

Каждая семья должна определиться по от­ношению к этой проблеме, найти место до­машних работ в ее жизни и их ценность. Родители, поддерживающие домашние ра­боты, представляют собой очень важный фактор в деле создания у ребенка пози­тивной позиции по отношению к учению и хороших привычек учения. Заинтересо­ванные в хорошей успеваемости детей па­пы и мамы уверены, что выполнение до­машних работ способствует повышению успешности ребенка, школа у таких роди­телей находится на первом месте среди семейных приоритетов.

Очевидно, что ученики, учителя и родите­ли хотят и ожидают разного, следователь­но, должна быть большая гибкость в поли­тике составления домашних заданий. Трудно установить какое-то одно для всех время для их выполнения, слишком широки пре­делы индивидуальных различий. В общем, можно сказать, что время на их выполнение должно возрастать от одной параллели к другой по мере взросления учеников.


Продолжительность приготовления уроков должна соответствовать дозировке, рекомендованной СанПиН 2.4.2.1178 – 02 (от 45 декабря 2002 года):

                       1 класс – 45-60 мин со второго полугодия;

                       2 класс -   1   - 1.5 часа;

                 3 класс -  1,5 - 2 часа;

                             4 класс -  1,5 - 2 часа.

5 классах — до 2,5 часа,

6 классах — до 3 часов,

7—11 классах — до 3,5 часа.


            Не в меру продолжительные занятия  неблаготворно отражаются как на общем развитии, так и на здоровье детей: у них ослабевает память, внимание, снижается успеваемость.

Домашние задания могут преследовать различные цели



Цели домашних заданий:

  • развивают ответственность;

  • создают условия для развития само­дисциплины;

  • готовят учеников к полноценному участию в деятельности класса;

  • развивают независимость в учебных привычках;

  • поддерживают и расширяют опыт школьного учения, дают практику в применении основных учебных на­выков;

  • структурируют навыки и знания, по­лученные в классе;

  • закладывают фундамент для приня­тия учениками на себя ответственнос­ти за свое собственное учение;

  • развивают организационные навыки и навыки управления временем;

  • стимулируют творчество, способст­вуют развитию воображения и ини­циативы;

  • стимулируют критическое мышление и подталкивают к решению проблем;

дают возможность практики, обзора и применения основных навыков
Существуют разные типы домашних заданий

Домашние задания должны быть выпол­нены, проверены и оценены учителем и возвращены с соответствующими коммен­тариями и отметками. Критерии оценки и комментариев зависят от цели домашних заданий:



  • развивают ответственность;

  • создают условия для развития само­дисциплины;

  • готовят учеников к полноценному участию в деятельности класса;

  • тренировка исследовательских на­выков;

  • составление исследовательских до­кладов и проектов;

  • работа с книгой;

  • восполнение пропущенных из-за от­сутствия работ;

  • тренировка в чтении;

  • решение математических задач;

  • записывание и обдумывание возни­кающих проблем;

  • задания по естественным и гумани­тарным наукам;

  • деятельность, связанная с текущими событиями в классе;

  • темы дискуссий;

  • подготовка к классной работе;

  • изучение и обзор тестов;

  • решение проблем;

  • занятия искусством;

  • практика в математике;

  • выполнение работ, начатых в классе.

Для успешного обучения ребенка в школе семья и школа должны сотрудничать и в вопросах выполнения домашних заданий
Обязанности учеников:

  • аккуратно записать все задания и данные, прежде чем покинуть класс;

  • убедиться в полном понимании за­даний и того, как их необходимо вы­полнить. Если вы не уверены в чем-то, спросите учителя;

  • удостовериться, что взяли домой все задания и все необходимые матери­алы;

  • продемонстрировать хорошие учеб­ные привычки, в частности, разумным распределением времени на выполне­ние всех заданий;

  • продемонстрировать самостоятель­ную работу над заданиями — просить помощи только после того, как сделали все, что могли;

• продемонстрировать ответствен­ность, аккуратно записав результаты задания;

положить работу в такое место, где вы непременно увидите ее и не забу­дете взять с собой в школу;



  • убедиться, что вы вернули работу вовремя.


Обязанности родителей:

  • показывать, что выполнение домаш­них заданий входит в число приори­тетных занятий для вашей семьи. Ус­тановить определенное время для их выполнения. Если в какой-то день нет домашней работы, это время можно ис­пользовать для тихого и сосредоточен­ного чтения: читать ли вслух, или про себя определяется привычкой или не­обходимостью;

  • родители должны поддерживать ре­бенка в выполнении работы и следить, чтобы работа была выполнена и сда­на вовремя;

  • избегать семейных споров и тем бо­лее ожесточенных сражений вокруг домашних работ. Если конфликт про­изошел, вы можете послать объясни­тельную записку учителю вместе с не­законченной работой. Если проблемы продолжают возникать (работа слиш­ком длинная, слишком трудная), по­жалуйста, войдите в контакт с учите­лем вашего ребенка;

  • создать условия для выполнения до­машних работ, то есть выделить отдель­ное место, которое не занимали бы дру­гие: стол, стул, свет и отсутствие помех, таких как радио, телевизор, телефон, посторонние разговоры;

  • родители должны быть способны по­мочь своим детям, но их роль необхо­димо ограничить консультациями и со­ветами, родители не должны выполнять работу вместо своих детей. Родители, которые участвуют в выполнении до­машней работы, ослабляют ее воздейст­вие, но еще более важно то, что дети попадают в зависимость от них, в то время как домашние работы должны развивать самостоятельность;

  • учить ребенка выполнять задания почти без посторонней помощи. По­мощь должна быть краткой! Родители могут дать пример, прояснить направ­ление, в котором следует двигаться, обеспечить руководство и поддержку, но они не должны непосредственно де­лать саму работу за своего ребенка;

  • подбадривать ребенка, способство­вать его прогрессу в долговременной перспективе, помогать ему разделить работу над проектом на выполнимые части и описывать свою деятельность по мере выполнения;

  • ожидать и требовать от ребенка, что­бы он старался делать работу как мож­но лучше и аккуратней;

  • поощрять ребенка докладывать, опи­сывать свою работу;

  • поощрять чтение для удовольствия. Читайте ребенку каждый день, и он приобретет эту привычку;

  • так как все дети имеют различные потребности, способности и интересы, домашние задания должны даваться, соответственно, исходя из этого.


Обязанности учителя:

  • планировать домашние работы ис­ходя из потребности в практике, под­готовке к расширению и примене­нию основных навыков, полученных в классе;

  • давать ясные толкования заданий, по­нятные ученикам;

  • собирать задания, проверять их и воз­вращать ученикам с соответствующими оценками и комментариями;

  • проверять долгосрочный прогресс со­ответствующими заданиями;

  • признавать заслуги и награждать уче­ников, которые последовательно ус­пешно выполняют и сдают домашние задания;

  • поощрять хорошие учебные привыч­ки и ответственность учеников, сдаю­щих вовремя домашние работы, инфор­мировать родителей о задержках по те­лефону или записками;

  • домашние работы задавать таким об­разом, чтобы не лишать учеников вре­мени для необходимого отдыха, игр и других видов внешкольной деятель­ности;

  • обучить учеников применять учебные навыки, а также организационные и на­выки управления временем; поддерживать высокие ожидания от выполнения всех домашних заданий

Необходима родительская поддержка

Домашняя работа служит интересам взаи­модействия семьи и школы. Когда школа и дом вместе несут ответственность за учеб­ные результаты ребенка, сотрудничество между ними крайне сильно влияет на об­разовательную программу ученика. Роди­тели поддерживают ученика в выполне­нии домашних заданий и присматривают за ним, и это является чрезвычайно важ­ным фактором в деле воспитания позитив­ных учебных привычек. Можно привести следующие рекомендации по организации домашней работы.

Советы: 

1) если ребёнок не может продолжительно и сосредоточенно работать достаточно долго ( 5- 10 минут ), то  лучше начинать приготовление уроков с письменных заданий; это наиболее трудный вид работы для учащихся начальной школы, поэтому не требовать (особенно от первоклассников) переписывать «каракули»;

2) письменные задания необходимо чередовать с устными;

3) обязательно после 25 – 30 минутных занятий для 7-8 летних школьников, а для детей постарше через 40-45 минут делать 10-15 минутный перерыв для отдыха. Во время перерыва сделать физические или танцевальные движения  ( лучше под музыку)-это позволяет быстрее восстановить работоспособность. Но пауза не должна чрезмерно возбуждать, иначе потом трудно «входить» в работу.

4) Нужно подобрать мебель соответственно росту ребёнка.

Домашние работы дают ребенку воз­можность практиковаться в применении учебных навыков. Вместе с тем домаш­няя работа также является упражнением в принятии ответственности, внимании, са­мостоятельности. Родители могут, а иног­да даже должны помогать ребенку. Это не­обходимо делать преимущественно в двух случаях. Во-первых, ребенок испытыва­ет затруднение, из которого ему самому не выбраться без помощи и руководства взрослого. Во-вторых, когда он заканчи­вает работу, то хочет что-то еще раз про­смотреть или проверить.

В обеспечении руководства выполнением домашней работы ведущая роль родите­лей консультативная. Помощь должна быть краткой. Родители могут дать пример, на­правление, руководить и поощрять, но не должны непосредственно принимать учас­тие в работе ученика. Если они участвуют в выполнении домашней работы, то ослаб­ляют ее воздействие, но еще более важно, что дети попадают в зависимость от них, в то время как домашние работы должны развивать самостоятельность.

Если родители чувствуют, что ребенок про­сит помощи лишь потому, что хочет внима­ния или чего-нибудь еще, они должны не колебаться, а сказать: «Я уверен, что ты можешь сам понять это»

Родителям может показаться необходи­мым установить лимит времени на выпол­нение домашней работы. Иногда сверх­сознательный ученик, который хочет вер­нуть учителю хорошо выполненную работу, может тратить на нее неприемлемо боль­шое время. Также ученик, который затруд­няется в решении задачи или тратит на нее слишком много времени, может запазды­вать со сдачей работы. Ученик сам реша­ет, когда начать работу, но родитель дол­жен подсказать, если медлить уже нельзя. Должно существовать предельное время, скажем, 7.30 вечера каждый день, когда выполнение проекта или задания необ­ходимо отложить. Это кратчайший путь к прекращению каждодневного нескончае­мого марафона.

Завершение работы входит в круг обязан­ностей ученика. Родители должны поло­житься на него, сдача вовремя домашней работы — это тоже его дело.

Когда вы работаете с ребенком над до­машней работой, поддерживайте спокой­ную, без стрессов атмосферу, чтобы вы­страивать позитивное отношение к домашней работе и одновременно обеспечивать мир в семье.

В заключении хотелось бы напомнить, что для создания благополучного настроя ребенка на учебу не рекомендуется:

Памятка для родителей.

 НЕЛЬЗЯ:


• будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

•  кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей: бу­тербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

• требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

• сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

• лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

• заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

• кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

• заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

• не делать оздоровительных пауз во время выполнения домаш­них заданий;

• ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

• сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

• смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные иг­ры;

• ругать ребенка перед сном;

• не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

•  разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и на­зидательно;

• не прощать ошибки и неудачи ребенка.





Каталог: wp-content -> uploads -> 2011
2011 -> Темы курсовых мероприятий для корпоративного обучения на базе образовательных организаций
2011 -> Выявить динамику взглядов на предмет психологии и методы ее изучения в различные исторические периоды
2011 -> Учебно-методический комплекс по дисциплине разработан в соответствии с гос впо 2005 г., программами по курсу «Технологии и методики обучения русскому языку»
2011 -> Учебно-методический комплекс по дисциплине разработан в соответствии с гос впо 2005 г., программами по курсу «Теория и методика обучения русскому языку»
2011 -> Приказ № от 20 г. Педагогическим советом Директор гоу гимназии №622 Выборгского района Санкт-Петербурга
2011 -> Эффективность подготовки кадров определяется возможной востребованностью выпускников успо и унпо и подразумевает повышение качества подготовки специалистов
2011 -> Платонова Татьяна Юрьевна Свет истины


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница