Домашние животные и их значение в развитии детей



Скачать 43,41 Kb.
Дата21.04.2016
Размер43,41 Kb.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Но не всегда это возможно – не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия, забот взрослым много. А давайте посмотрим, что в психоэмоциональном развитии ребенка значат животные.

Животные всегда были примером выживаемости и адаптации к окружающему, помогали древним людям выжить. Отношение ребенка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному. Ребенок не проявляет еще и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого культурного человека отделить резкой чертой собственную природу от всякого другого животного. Не задумываясь, ребенок представляет животному полную равноценность, в безудержности своих эмоций он чувствует себя, пожалуй, более родственным животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным взрослому.

Животные очень близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними ( «Мама, а можно я буду твоей маленькой собачкой?»), это позволяет выстраивать собственную картину мира, несмотря на конкретность их мышления. Испытывая страх и тревожность по отношению к родителям и взрослым, дети могут переносить это отношение на животных, каждое из которых имеет свое символическое значение.

Кошка, например, издавна считается символом независимости, «гуляния сама по себе», свободы, таинственности. Собака, наоборот, - зависимости, преданности, открытости, простоты; волк - упрямство, отцовство; лошадь - дружескую помощью и трудолюбие; птица - связь с духовным райским миром, надежду и свободный взлет, рыба – мудрость и спокойствие.

Сказочные герои-животные помогают ребенку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе, окружающих, в добре и зле. Именно поэтому народная мудрость и детская натура сказочников, мультипликаторов знакомят детей с жизнью и ее проблемами через образы животных. Как любят дети книжки про животных, особенно с красивыми их изображениями! Курочки, петушки, соколы, зайцы, медвежата, коты и собаки связывают в восприятии ребенка реальный и сказочный мир, так как феи и волшебники, короли и принцессы – это придуманные герои, а зверей можно увидеть, потрогать.

В психологии существует метод оказания помощи человеку через использование животных или их символов. Он называется анималотерапия. Издавна люди поклонялись животным, учились у них основам выживания в дикой природе, подражали их повадкам в танцах и ритуалах, через поколения передавали легенды и сказки, в которых животные демонстрировали эффективные способы адаптации к окружающему миру. Появившиеся со временем домашние животные нашли способ войти не только в дом человека, но и в его душу. Став полезными и любимыми человеком, кошка и собака, например, тысячелетиями демонстрируют уживчивость и коммуникабельность, сохраняя свои индивидуальные особенности поведения. Так, у кошки можно поучиться независимости, самостоятельности, выживаемости в трудных ситуациях, у собаки – умению выполнять требования других, быть дисциплинированным, активным, доброжелательным.

Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика - это делает невозможным продолжение подобной агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослых о том, как надо обращаться с «братьями нашими меньшими», способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, а через эту «переходную ступеньку» ребенку уже гораздо легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения.

Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. У замкнутых, робких, нерешительных детей кошка или собака часто заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его одиночество, особенно когда родители заняты своей жизнью.

В отличие от статичной игрушки. Животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей. Решая, какого друга завести, ответьте на вопрос: а в чем больше нуждается ваш ребенок, какие у него проблемы: у кошки он научится независимости, уверенности в себе, мягкости и спокойствию, а у собаки – умению контактировать, знакомиться, послушанию и доброжелательности, преданности и верности.

Очень интересно видеть, как иногда хозяева и животные чем-то похожи. Человек выбирает определенный вид домашнего животного не случайно, а в соответствии с особенностями своего характера. Собак, например, предпочитают немцы, а кошек - англичане и американцы. Есть мнение, что собак держат активные, авторитарные, склонные к лидерству люди, а кошек – спокойные, мягкие, снисходительные. Медики считают, что присутствие в доме домашних животных «разряжает» напряженность, снижает стрессы, способствует нормализации давления, помогает выздоровлению после операций.

Хотите проверить свое отношение к домашним животным?



Ответьте на вопросы анкеты:

  1. какие домашние животные у вас были дома?

  2. часто ли вы заводили в доме новых животных?

  3. по чьему желанию в доме появились животные?

  4. если бы у вас был выбор и возможность держать домашнее животное, то какое бы вы предпочли: кошку, собаку, рыбок, птиц, экзотических животных (тигра, пантеру и др.), никого?

  5. кто в качестве друга подходит вам больше: человек или домашнее животное?

  6. какое событие вам тяжелее пережить: а) смерть домашнего животного; б) потерю большой суммы денег; в) разлад с добрым другом?

  7. если бы у вас совсем не было денег, то что бы вы продали: а) единственное праздничное платье; б) домашнее животное?

  8. вы бы стали наказывать (ругать) своего ребенка, если бы увидели, что он: а) отрывает мухе лапы; б) дергает кошку за хвост; в) кидает камнями в собаку; г) пачкает только что надетую одежду?

  9. если бы ваш ребенок попросил домашнее животное, то вы: а) купили бы то, что он просит; б) сказали бы, что нет денег; в)купили бы то, которое хотите сами?

  10. заводя домашнее животное, вы рассчитываете: а)найти в нем друга; б) улучшить свое материальное положение, продавая щенков или котят; в) не хотите ничего; г) приобрести новый опыт в общении?

  11. если бы у вас был выбор, животное какого пола вы выбрали бы: а) мужского; б) женского?

  12. если бы волшебник превратил ваше животное в человека, то кем бы оно стало: а) другом (подругой); б) отцом (матерью); в) ребенком; г) мужем (женой)?

Ответив на эти вопросы, вы глубже поймете своих детей, обязательно задумаетесь о их желаниях, почувствуете, чего вам в жизни не хватает, что можно изменить. Любящий, жалеющий, сочувствующий животным родитель вырастит подобного себе ребенка. Так любите животных!

Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль, 2000.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница