Дом – Дерево Человек Общая часть



страница1/4
Дата23.05.2016
Размер0.73 Mb.
ТипИнструкция
  1   2   3   4
Дом – Дерево - Человек

Общая часть

Инструкция.

Я хочу, чтобы Вы нарисовали мне дом так хорошо, как Вы только умеете. Дом может быть любого типа, любого стиля. Если нужно можете пользоваться резинкой. Время не ограничено. Это не является проверкой Ваших художественных способностей, меня не интересует Ваше умение рисовать (то же с деревом и человеком).
Послерисуночный опрос:

Дом - сколько этажей

- из чего построен

- кому принадлежит

- если бы дом был Ваш, какую бы комнату Вы выбрали бы

- с кем бы вы хотели жить


Дерево: как называется

- сколько ему лет

- живое ли, если нет, когда погибло

- где растет


Человек: кто это мужчина или женщина

- сколько лет

- кто он (она) такой

- что делает


Фиксировать:

  1. время рисования в целом и на каждый рисунок

  2. спонтанные реакции и высказывания

  3. ответы опроса

  4. последовательность, если необычна



Признаки для групп больных.

Эпилепсия – безжизненная человеческая фигура, отсутствие развития, работоспособности, признаки агрессивности.


ОПЦНС – органический графический симптомокомплекс, наклон рисунка более 5 градусов от вертикальной оси, персеверации, недифференцированность изображения.
Шизофрения – акцентуация несуществующих деталей, слабый контур, мелкие примитивные черты, местоположение – левый верхний угол, гротескные детали, асимметрии, диспропорции.

У человека – нет рук, либо вместо них клочья, шея жирафа, акцентированы суставы, нарисованы внутренние органы, гениталии, подчеркнуты уши, отсутствует равновесие, слиты профиль и анфас.


Эмоциональная нестабильность – сильный нажим, плохой синтез деталей, примитивность рисунков.
Нервозы – тревожность в изображении тела человека, перерисовка и стирание, искаженные формы.

Отдельные диагностируемые черты.
Эгоцентризм – нарциссизм: «рисунок ребенка», подчеркивание лица, яркие черты, обнаженность или щёгольская одежда; у дерева – ветки направлены внутрь, рисунок большой и находится в центре.
Истеричность – пышные волосы, полные губы, ресницы, подчеркнуты грудь бедра.
Зависимость – детский рисунок, маленькие ступни и ладони, слабые руки, пуговицы по центральной оси, яблоня с яблоками, рисунок на краю листа.
Ригидность – у человека ноги вместе или отрезаны, интенсивная штриховка или закрашивание, дублирование деталей.
Рафинированная чувствительность – человек заштрихован, закрашена одежда, тусклое или крытое лицо; у дерева – закрашена листва, густое сплетение листьев, веток в рисунке изменчивы контур и нажим
Выраженная защита – дом окружен забором, деревьями и не имеет двери или маленькую дверь с ручкой; человек - детский рисунок, изображен в профиль, улыбка, руки за спиной или в карманах.
Агрессия - сильный нажим, жирный контур, рисунок большой, у дерева крупный ствол,

Ветви как палки или шипы, у человека большая фигура, ноги расставлены, видны зубы, руки сжаты в кулаки, в руках оружие.


Наличие психотравмы – разорванность контура, частое использование резинки, отсутствие существенных деталей.
Незрелость «Я» концепции – рисунок дерева богаче и больше человека, у дерева усохшие и поломанные ветви, у человека скрытое лицо с неясными, смутными чертами, стереотипность деталей, изображение «спиной к зрителю».
Анализ семейных отношений.


  1. Наличие конфликтов – маленький дом, дом внизу листа, акцентирование трубы, дым тонкой струйкой;




  1. Чувство отчуждения – дом с «птичьего полета», дом в верхней части листа, плохие пропорции.


  1. Зависимость от родителей – у человека длинные ноги, при опросе называет фигуры матери и отца.

Сфера общения.


  1. Трудности в общении – дом без дверей или с маленькими дверями, закрытые окна, у человека руки спрятаны или прижаты к телу.




  1. Нежелание раскрыть внутренний мир – дверь нарисована в последнюю очередь, акцентирована ручка, человек изображен в профиль.




  1. Готовность к контакту – много окон, они большие, с открытыми занавесками, фигура человека – анфас.

  2. Ригидность в контактах – дублирование деталей, плохое изображение веток дерева.




  1. Усиленная защита – дом внизу листа, есть водосточные трубы, у человека – нечёткое изображение лица, улыбка, скрещенные руки.



Сексуальная сфера.

  1. Неприятие своей сексуальной роли – рисует противоположный пол.

  2. Конфликты, озабоченность – маленькое, бедное дерево, человек – кукла, подчеркивание усов, бороды у человека, рисование обнаженных фигур, подчеркивание груди.

  3. Пассивность неуверенность – маленькие рисунки на краю листа, у человека нет ладоней и ступней, слабые и длинные руки.


Самочувствие.


  1. Снижение – эскизный контур, нарушение целостности рисунка, плохая композиция.

  2. Депрессия – рисунок внизу листа, слабый нажим и контур, подчеркивание симметрии, у человека – скованная, статичная поза, человек сидит.

  3. Тревога – рисунок в левой части листа, сильный нажим, у человека ноги прижаты, руки прижаты к телу, ось наклонена, из трубы дома – густой дым, контуры дома обведены.

  4. Ипохондрия – у человека стянута талия, деформированы отдельные части, прорисованы пуговицы.

  5. Навязчивость – стремление заполнить весь лист, детализация, дублирование, заполнение пространства вокруг дома, у дерева подчеркнута симметрия, большое количество мелких листьев, есть плоды, у человека акцентированы детали и симметрия.

  6. Страхи – интенсивная штриховка, закрашивание, эскизный контур, обведение контура, у дерева акцентированы корни, есть тень от дерева или от человека.



Самооценка.
1. Завышенная – толстый ствол дерева, дерево большое, не помещается на листе, фигура человека – во весь лист, подчёркнуто идеализированно.

2. Заниженная – рисунок ниже центра, у дерева скудная листва, непомерно большая для ствола крона, ствол хрупкий засохший, человек маленький, внизу листа, нет или слабые руки, карикатурные черты, неподходящая одежда.


Оценка результатов.


  1. Общий раздел; Фиксируются:

А) местоположение – в центре, в верхнем левом углу, в левой части листа, внизу, вверху.

Б) размеры – маленькие, средние, большие.

В) ограничение пространства – не помещение рисунка на листе.

Г) пропорции – без искажений, искажены.

Д) детали – хорошая целостная организация, плохая организация, излишняя детализация, стереотипность, странные и оригинальные детали.

Е) качество контура – толстый, слабый, изменчивый, разорванный, грязный, штриховкой.

Ж) последовательность – плавная, необычная.




  1. Дом.

А) все существенные детали или какие-то отсутствуют.

Б) крыша – акцентирована труба, наличие дыма.

В) окна – много, большие, занавески и ставни.

Г) двери – большие, маленькие, акцентирована ручка, лестница перед дверью.


  1. Дерево.

А) гибкость веток, высокая или низкая крона, обведена ли контуром.

Б) ствол – толщина, высота, наличие коры, дупло.

В) корни – их наличие и размеры.

Г) контур земли – наличие, наклон, имеется ли вокруг трава.


  1. Человек.

А) детали – наличие всех существенных деталей, отсутствие, искажение.

Б) симметрия – акцентирована, имеется наклон, асимметрия.

В) поза – статична или в движении, фигура спиной, странная, неудобная поза.

Г) секс. признаки – адекватная секс. Идентификация или нарушена, акцентирование секс. Признаков.

Д) волосы – густота, штриховка, прическа.

Е) руки – вытянуты в стороны, длинные и слабые, прижаты к телу, короткие, спрятанные, деформированы, непрорисованы пальцы.

Ж) ноги – обрезаны краем листа, ступни в одну или разные стороны, наличие каблуков, ноги тесно сжаты, широко расставлены, деформированы.

З) лицо – неясные черты, наличие глаз, ресниц, губ, детские черты, родинки, акцентированы уши (паранойяльность).

И) тело – обнаженное или одетое, акцентированы плечи, грудь, бедра, талия, тело ребенка, деформации.

К) одежда – детализирована, подходит ли человеку, наличие пуговиц, униформа, зонт, трость и т.д.

Л) тип фигуры – карикатура, схематичное изображение, детализированное, примитивный, детский рисунок.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Этот каталог должен стать хорошим помощником в работе с Н-Т-Р для начинающих, которые стремятся познать тонкости её качественной интерпретации – но с условием пользования ею с известной осмотрительностью, чего требует сам автор и клиническая практика.

Думает, что публикация такого рода каталога оправдана, ибо НТР уже достигла нужного уровня созревания. Но необходимо заметить, что ни один каталог не в состоянии охватить все качественные позиции полностью и дать абсолютно конечные определения этих позиций. Должно быть со временем будут установлены другие качественные позиции и усовершенствованы имеющиеся.

Использованные в каталоге понятия патофоричный; патологический и патогномический грубо характеризуют вероятностный уровень приспособления, в связи с тем и или иными позициями. Поэтому конечная интерпретация и оценка этих позиций должна исходить из общего контекста всех взаимосвязей.



Патофоричный знак указывает, что субъект склонен к поведенческим аномалиям в данной сфере, при этом они могут сочетаться с удовлетворительной приспособляемостью. Одним словом, этот знак указывает на слабое место личности, которое более потенциально, чем реально.

Патологический знак указывает на большее отклонение от нормы, чем патоформный, и оно более реально, чем потенциально.

Патогномический знак (очень редко встречаемый) указывает на уже реальную дезадаптацию.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАТАЛОГОМ Н-Т-Р.
Опыт автора показывает, что на поиски нужных аспектов рисунка в руководстве уходит слишком много времени. Руководство хорошо разъясняет качественную интерпретацию рисунков, но оно не удобно в отдельных специальных вопросах интерпретации. Например,

Именно этот недостаток руководства автор и попытался компенсировать данным каталогом. Но нужно заметить, что он не возместит информации, предъявленной в руководстве, в более поздней работе «О качестве количества». Пользу от каталога можно получить только ознакомившись с основными концепциями качественной интерпретации НТР, так как только там поясняются дефиниции и стратегии поиска позиций.

Каталог не собирает воедино материал всех публикаций по НТР и основывается на двух источниках: руководства и размноженных работ секций НТР, выполненных в больнице ветеранов в Ричмонде, Вирджинии, 1950. Хотя все интерпретации в каталоге предъявлены в догматической форме, многие из них находятся еще в стадии гипотез, и поэтому они должны исходить из совокупности данных теста, истории болезни и клинической картины. Эти положения надо иметь ввиду после каждого суждения, данного в каталоге. Вместе с тем целесообразно придавать большое значение той позиции, которая, судя по комментариям субъекта, пропорциям, качеству контура, штрихованию рисунка, не является для него личностно значимой. Надо избегать и слишком большой приверженности к общим позициям, потому что они могут иметь иногда лишь специфичное значение для субъекта. Ещё указывает, что позиция может вызывать у испытуемого положительные или отрицательные эмоции: из этого следует, что исследователь должен также установить эмоциональный знак этого значения для субъекта. Как и любая проективная методика НТР не заменит хорошей клинической подготовки. Врачу с богатым опытом этот каталог может оказаться очень полезным, но в противном случае он будет малозначим. Прежде чем начать пользоваться каталогом, целесообразно сначала прочитать весь его материал. Это сэкономит время и поможет выработать нужную ориентировку в поисках позиций. Каталог состоит из двух разделов: общего, для всех трех рисунков и раздела, предназначенного для интерпретации отдельных рисунков. Например, если линия основы сходна во всех трех рисунках, интерпретацию её скорее нужно искать в общем разделе; но иногда такую же позицию можно найти в двух разделах. Тогда для более совершенной её интерпретации нужно учесть оба варианта.

Часть материала из-за невозможности предъявить её в форме каталога сюда не включена. Также не входит сюда ряд основных концепций, с которыми читатель должен быть знаком по руководству, что, повторяем, является необходимым.

ОБЩИЙ РАЗДЕЛ

Облака - общая тревога, связанная с нарисованной ситуацией.

Цвет – пока используются реалистично и конвенциально, он не имеет патоморфного или патологического значения. С уменьшением этой способности цвет приобретает всё большее значение. Специфичные интерпретации цвета должны проводиться с большей осторожностью.

Цвет чёрный – депрессивный фон настроения.

Застенчивость, пугливость; сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью. Агрессивность может быть направлена и не направлена вовсе.

Цвет чёрно – синий, комбинированный – шизоаффективный тип реакции.

Цвет коричневый – если штрихование коричневым цветом, не применяется конвенциально / например ствол дерева, стены дома, волосы человека/, то оно показывает на осторожность и не созревшую / недостаточно развитую/ реакцию на эмоциональные стимулы.

Выбор цвета - чем дольше, неувереннее субъект подбирает цвета, тем более вероятно наличие личностных нарушений.

Смешивание, сливание цветов, оттенки – более совершенное использование цвета.

Цвет зелёный – потребность иметь чувство безопасности. Это положение является маловажным при использовании зелёного цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый – патоморфная комбинация чувствительности и враждебности / если цвет употреблён не конвенциально/.

Цвет пурпурный – сильная потребность власти, ни когда не применяется конвенциально ни к дереву, ни к дому.

Цвет красный – наибольшая чувствительность, потребность теплоты из окружения, некоторые этот цвет называют эротическим.

Цвет штрихование /тени/, интенсивное на переднем плане и на фоне – тревога, но в рамках реальности.

Цвет, штрихование 3/ листа – нехватка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы контура – тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Цвет жёлтый – сильные признаки враждебности. Конвенциальное использование этого цвета в основном ограничивается изображением внутри дома. В этом случае обозначая ночь или её приближение, жёлтый цвет выражает переживание враждебности среды и необходимость скрывать свои действия от окружающих.

Жёлтый цвет во всём рисунке – очень сильное чувство враждебности по всем социальным связям и отношениям.


ДЕТАЛИ

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами: степень реализма, с которыми он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придаёт; и способ соединениях деталей в совокупности.



Детали существенные – отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сей час или в недавнем прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто показывает интеллектуальную деградацию или серьёзное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей – «неизбежность телесности» / неумение ограничивать себя/ указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию; на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей /существенные, несущественные или странные/ может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Организация деталей – если трудности организации обнаруживаются в каждом рисунке, можно подозревать более сильное эмоциональное или органическое нарушение /или оба вместе/.
Если сложности организации встречаются лишь в одном рисунке, очень может быть, что нарушение функционального порядка и связанно с изображаемой в рисунке ситуацией.

Если во всех трёх рисунках организация деталей удовлетворительна, то личностная структура субъекта достаточно устойчива /даже при большом количестве патофоричных знаков/.

В случае более удачной организации деталей в цветных рисунках, чем в одноцветных, прогнозирование более благоприятно.

Стирание или перерисовка – если перерисовка более совершенна – это хороший знак.

Стирание с последующей порчей /ухудшением/ рисунка указывает на:



    1. Наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

    2. Наличие злокачественного органического фактора.

    3. Наличие обоих вариантов.

Стирание, не пытаясь перерисовать /исправить/ - такая деталь у субъекта вызывает внутренний конфликт с собственно этой деталью /или с тем, что она символизирует/.

Видимая усталость – депрессивное настроение с возможным сопровождением снижающего работоспособность фактора.


Линия основы (земли) – незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчёта (опоры) для конструирования, целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества. Например, «мальчик катается по тонкому льду». Основу чаще рисуют под домом и деревом, реже – под человеком. Специально нарисованные, «вымышленные» контуры земли менее значимы, чем нарисованные спонтанно.

Контур земли очень жирный, толстый – чувство тревоги, беспокойство в рамках реальности.

Контур земли, спускающийся от центра рисунка в стороны и вниз - чувство изоляции и незащищенности. Зависимость от матери, потребность к эксгибиционизму ( зависит от размеров рисунка и от комментариев испытуемого.

Контур земли, опускающийся направо вниз – ожидание неясного и опасного будущего тревожное ( интенсивность тревоги показывает крутизна наклона)

Контур земли, поднимающегося направо вверх – присутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы (интенсивность зависит от крутизны наклона).

Идентификация с собой – интерпретация зависит от степени субъективности и может варьировать от предпочтительного суждения психологического горизонта субъекта до явного эгоцентризма, чрезмерного интереса к себе, озабоченности собой, склонности всё соотносить с собой.

Контур кривой, изогнутый – обычно хороший признак, но может означать отвращение к ограничениям и конвенциям при сильной выраженности.

Контур неясно очерченный в отдельных деталях – нежелание субъекта выставлять эту деталь из-за её актуальности или символической значимости.

Жирный контур в целом – генерализированное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием, со страхом проигрыша. Если контур от дома к человеку становится всё тоньше – генерализованная тревога (или депрессия).

Контур жирный только по бокам - субъект стремится сохранить личностное равновесие. Стремление это осознается как неприятное, и сопровождается физическим напряжением.

Контур толстый в отдельных деталях – фиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги.

Контур толстый во всех рисунках – можно подозревать органическое заболевание.

Контур толстый только в одном из рисунков – генерализованное напряжение.

Контуры обрывистые и несоединяющиеся - предчувствие надвигающейся катастрофы.

Контуры очень прямые – ригидность.
Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности. В худшем – патоформный знак, указывающий на неспособность к чёткой позиции.

Рисунки выполнены легко, без лишней мелочности – способность к равновесию со средой.

Рисунки мелочные, щепетильные – обсессивно – компульсивные тенденции.

На фоне – горы – защитная установка и стремление к зависимости (часто от матери).

Помещение рисунка внизу листа – генерализированное чувство незащищенности, депрессивный фон настроения (чем меньше рисунок, чем тоньше контур, тем сильнее он выражен).

Рисунок не помещается внизу (выходит за пределы листа) – устанавливается только по опросу пациента или по его спонтанным комментариям. Чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, тем вероятнее, что субъект совершил патоморфную супрессию с целью сохранить целостность личности. Можно предположить наличие сильной экспонозитивности.

Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными проявлениями. Склонность к компульсивному поведению.

Выход за правый край листа – желание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх пред открытыми, свободными переживаниями. Стремление сохранить жёсткий контроль.

Выход на верхний край листа – ограничение пространства с вытекающей из этого повышенной чувствительностью. Подразумеваются сильные агрессивно – реактивные тенденции (скрываемые или нескрываемые).

Помещение рисунка в верхней части листа – склонность к фиксации на мышлении и фантазиях как на источнике наслаждений (которые таким образом могут быть получены и не получены).

Поворачивание листа – агрессивные или негативистские тенденции. Патоморфные если поворачивание повторяется. Персеверация, если лист поворачивается все время в одну сторону.

Перспектива – по тому как субъект её строит, можно узнать много ценного об установках, взглядах, чувствах субъекта; о более широких и сложных его отношениях с действительностью, с другими людьми, о его способе оперирования этими отношениями.

Перспектива, её интеллектуальные аспекты – умение субъекта более тонко оценивать среду и отношения с окружающими.

Перспектива, профиль в обратном направлении обычному – указывает на обнаружении у себя субъектом противоречивых импульсов и сознательное стремление подавлять их или сублимировать.

Перспектива, рисунки абсолютно в профиль – (это касается дома, повернутого боком к зрителю, дверей, человеке, изображенного только с одной рукой или ногой). Нежелание прямо, непосредственно принимать окружение (например, смотреть в глаза). Определенное желание отрешиться, скрыть свое «Я». Стремление общаться только по своему стилю.

Перспектива, абсолютно без профильные рисунки (в анфас) – если все рисунки исполнены в анфас, это характеризует субъекта как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такая установка может оказаться формированием реакции на глубинное чувство незащищенности.

Перспектива, рисунок изображен вдали – желание отрешиться, уйти от конвенциального общества, чувство изоляции, отверженности, забытости.

Помещение рисунка над центром листа – чем выше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

    1. субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели;

    2. субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

    3. субъект склонен держаться в стороне.


Помещение рисунка точно в центре листа – незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Помещение рисунка ниже центра листа – чем ниже центр рисунка по отношению:

1. субъект чувствует себя небезопасно и неудобно и это создает у него депрессивное настроение.

2. субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.



Помещение рисунка по левой стороне листа – акцентирование прошлого. Импульсивность. Экстратенсивность. Возможен излишек женских чувств (или женская идентификация).

Помещение рисунка в левом верхнем углу листа – Интратенсивность. Субъект явно тревожен и регрессирует (если только нет врожденной умственной отсталости). Склонность избегать новый переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Помещение рисунка на правой стороне листа – Интратенсивность. Субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего. Возможен излишек мужских черт или мужская идентификация.

Пропорция . Реалистичность и соотношение пропорций деталей в рисунке раскрывает ценности приписываемые субъектом объектам, ситуациям, людям, которые репрезентуют их изображения актуально или символически.

Пропорция, интеллектуальные её аспекты – её решение показывает стиль мышления или планирования (в основном в связи с непосредственными конкретными особенностями объектов).

Пропорция, использование минимума деталей – возможно, что субъект ориентируется в пространственно – ориентационных отношениях, но использующий только минимум деталей, имеет тенденции;

    1. держаться стороной;

    2. не уважать нормальные, конвенциональные ценности;

Субъект, демонстрирующий неполноценное понимание этих отношений, и использующий при этом минимум деталей, может оказаться:

  1. умственно неполноценным

  2. страдать от значительного интеллектуального ослабления (обратимого или нет).

Постоянно пониженная психомоторика – подозрение о наличии органического фактора, угнетающей тревоги или тяжелой депрессии.

Явно повышенная психомоторика – чрезмерное волнение наряду с ослаблением торможения.

Перерисовка без предыдущего стирания незавершенного рисунка – негативная реакция субъекта.

Дополнение общего плана – необузданная тревога, страх перед потерей контроля.

Дополнение специфичное – фиксация на дополнительном объекте (отображается актуально или символически). Часто сопровождается тревогой.

Рисование неуверенное, часть за частью – Неуверенность, возникшая из-за неумения представить себе весь рисунок в целом и отсутствие (потеря) чувства равновесия. Свойственно органикам и в состоянии сильной тревоги.

Солнце – символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла или силы, уподобляется отцу или матери.

Прозрачность – игнорирование реальности. Показывает степень повреждения общей структуры личности органическими или патоэмоциональным фактором (или обоими вместе) – до такой степени, когда это уже мешает личности правильно оценивать реальность. Эта патологичность может быть измерена: а) числом прозрачностей; б) их величиной (например, прозрачность рукавов одежды в этом случае гораздо менее значима, чем прозрачность стены дома).

Погода – (какая погода изображена) – отражает связанные со средой переживания в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, то вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде, чем инструктировать, надо выяснить отношение субъекта к изображаемой погоде.

Ограничение рисунка в целом – чувство несоответствия или неадекватности.

Перспектива, рисунок изображен вдали – желание отойти от конвенциального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция ограничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница