Доктора технических наук, профессора Каплунова Ивана Александровича



Скачать 180.57 Kb.
Дата11.02.2016
Размер180.57 Kb.
ТипПрограмма
Программа

кандидата на замещение должности ректора федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Тверской государственный университет» (ТвГУ)

доктора технических наук, профессора Каплунова Ивана Александровича



настоящее время происходит активное реформирование системы высшего профессионального образования, связанное, в том числе, с формированием единого мирового образовательного пространства.

условиях современной экономики на смену природным ресурсам и дешевой рабочей силе (как факторам конкурентоспособности) приходит новый ресурс – знание. Одной из основных целей российской государственной

политики в области экономического развития является повышение эффективности трудовой деятельности, что неразрывно связано с квалификацией персонала. При этом образование становится главным ресурсом воспроизводства и развития общества: качественное образование способствует развитию кадрового потенциала экономики, позволяет решать задачи научно-технического прогресса, адаптироваться к условиям рыночной экономики, способствует укреплению стабильности социальных процессов и государственной системы.

Тверской государственный университет является ведущим высшим учебным заведением в Тверской области, центром образования, науки, инноваций и культуры, обеспечивающим функционирование и развитие экономики, энергетики, экологии, рационального природопользования, а также основных видов жизнеобеспечения Верхневолжского региона.

На всем протяжении своей деятельности (с 1870 года в рамках учительской школы, педагогического института, университета), в тяжелые годы революций, войны, социальных перемен Тверской государственный университет сохранял преемственность традициям, вырабатывал авторитет, признание, умел находить свою нишу в образовательном и научном пространстве страны. Во многом это связано с человеческим потенциалом, что необходимо понимать при современном развитии университета – все тенденции развития должны базироваться на сохранении и развитии кадрового состава вуза, что невозможно без улучшения материально-технического состояния университета, улучшения условий труда, повышения благосостояния работников. Авторитет университета, который с одной стороны объективно формируется условиями работы в нем, а с другой стороны - успешностью выпускников университета в их трудовой и социальной деятельности, и в настоящее время, и в дальнейшем должен показывать лидирующую роль вуза в регионе и привлекать лучшие перспективные кадры, прежде всего молодежь, в университетскую среду из Твери, области и Российской Федерации в целом.
При разработке данной Программы были учтены основные целевые ориентиры Программы стратегического развития, Программы развития инновационной инфраструктуры, выполненных университетом, а также программ, разработанных для участия в конкурсах на получения статуса национально-исследовательского университета.

При разработке стратегии развития университету необходимо также учитывать мировые образовательные тренды, основные из которых заключаются в следующем.

глобализация образования, позволяющая тем или иным способом получать образование (в том числе высшее) в любой доступной форме;

ориентация образовательного процесса на запросы экономики и общества, переход от приоритетного государственного финансирования к финансированию за счет корпораций, фирм, предприятий и организаций разных форм собственности;

«цифровизация образования», когда в той или иной степени образовательные процессы (преподавание, оценка результатов, консультирование и

др.) связаны с применением Интернет-технологий и соответствующих

электронных устройств;

интернационализация образования – привлечение абитуриентов, борьба за высокообразованных абитуриентов, таланты; развитие международных образовательных стандартов и рейтингов;

наличие в изменяющемся обществе большого количества людей, которым требуются новые знания, новые компетенции.

Программа развития Тверского государственного университета должна отвечать на основные вопросы: «Чему, как и для кого учим?» и «Какой научный продукт производим?» и как основные части, включать образовательную и научную составляющую, а также взаимодействие с потребителями на уровне государства и бизнеса.



Перспективная модель развития Тверского государственного университета – формирование современного исследовательского университета классического типа мирового уровня, выпускники которого обладают передовыми востребованными знаниями и компетенциями и готовы для работы в организациях

предприятиях, исследовательских структурах региона, Российской Федерации и мира. Университет – должен быть базовым региональным вузом. Для этого необходимо по-новому осмыслить роль классического университета и системы образования в условиях современного развития общества и развития образования. Требуется не просто «трансляция знаний» в процессе обучения, а выработка в выпускниках набора востребованных компетенций. Неотъемлемой частью деятельности становится производство и коммерциализация научного знания. Сбалансированная структура научного знания (гуманитарного, естественно-научного, физико-математического) в нашем университете, высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава должны позволять



2

эффективно (в том числе, с учетом междисциплинарности) вести подготовку студентов и аспирантов.

Развитие ключевых направлений деятельности университета 1. Совершенствование образовательного процесса

Утверждение в университетской практике лучших отечественных и зарубежных ценностей в области образования, использование лучших апробированных в ведущих отечественных и зарубежных университетах образовательных технологий, изучение и внедрение системы международной стандартизации и сертификации систем качества образования.

Обеспечение соответствия содержания реализуемых вузом образовательных программ современным требованиям, их конкурентоспособности с сохранением лучших традиций образования классических российских университетов; освоение студентами базовых компетенций, востребованных реальным сектором экономики региона.

Разработка и создание системы оценки качества подготовки бакалавров. Внедрению профессиональных стандартов в образовательный процесс. Совершенствование учебного процесса в университете с использованием

программ прикладного бакалавриата; сетевое взаимодействие по реализации программ с образовательными организациями среднего профессионального образования региона.

Приоритетное развитие образовательных программ магистратуры с доведением доли студентов, обучающихся в магистратуре, до 30%.

Реализация обучения на основе новой модели аспирантуры с активным привлечением к научно-исследовательской работе.

Постоянное повышение квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава университета с целью обеспечения соответствия работников современным квалификационным требованиям.

Наличие возможности максимальной диверсификации образовательных программ как механизма снижения риска подготовки невостребованных специалистов и создание новых образовательных программ, в том числе на иностранных языках. Наряду с государственным заданием и целевой подготовкой специалистов в интересах действующих производств становится важным вести на опережение активную работу по подготовке кадров в области биотехнологии, нанотехнологий, программирования и IT-технологий, фармакологии и других приоритетных направлений развития мировой науки и техники.

Разработка и внедрение в образовательный процесс унифицированных лекционных и практических занятий как для всех направлений подготовки, так и в рамках укрупненных групп специальностей, прежде всего - социально-гуманитарных дисциплинах и базовых дисциплин специальностей с возможностью выбора студентами преподавателей дисциплин.

Развитие современных методов обучения. Внедрение on-line обучения, развитие и внедрение всех видов современных информационных технологий в


3

образовательную среду. Развитие навыков самостоятельной работы, включая освоение нового материала и выполнение индивидуальных заданий с элементами научных исследований для развития исследовательских навыков. Внедрение модульных систем обучения. Внедрение групповых проектных методов обучения. Создание условий для выбора и построения студентами собственных образовательных траекторий с возможностью оценки получаемых компетенций. Существенное повышение объема и уровня языковой и коммуникативной подготовки.

Разработка мероприятий, повышающих абсолютную и качественную успеваемость студентов и сокращающих число их отчислений. Использование, при необходимости, дополнительных вводных курсов, повышающих базовую подготовку студентов. Использование мотивационных форм повышения успеваемости студентов. Повышение качества лекционных курсов путем привлечения к их разработке и чтению ведущих научно-педагогических сотрудников, а также высококвалифицированных специалистов с производства.

Расширение практики обучения студентов по индивидуальным планам (в первую очередь, обучающихся по целевым договорам с предприятиями и организациями; успешно совмещающих учёбу с работой по профилю будущей специальности).

Создание необходимой для осуществления современного образовательного процесса учебно-методической базы, включая широкий библиотечный фонд (в бумажном и электронном виде), разработка собственных современных электронных учебников и учебных пособий (в форме электронно-образовательных ресурсов) и формирование электронной библиотеки собственных ресурсов, что создаст благоприятные условия для самостоятельной работы студентов.

Совершенствование непрерывной системы организации образовательного процесса на базе современной концепции образования «обучение через всю жизнь». Обеспечение создания и развития гибкой модели качественного довузовского образования и своевременного профориентирования абитуриентов путем создания в регионе сети профильных школ (школа физика, школа химика и т.д.) классов, профориентированных смен в загородных лагерях, а также совершенствования функционирования внутренней системы непрерывного образования: академическая гимназия/лицей – университет. Развитие послевузовского этапа образования по всем направлениям подготовки (включая инженерные) путем повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других видов обучения, в том числе, с участием работодателей.

Развитие в университете комплекса программ профессиональной подготовки(получение профессий рабочих и служащих) и дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, переподготовки) для студентов ( с получением документа о квалификации после завершения обучения по основной программе).



4

Обеспечение максимально комфортных условий для обучения студентов и работы преподавателей. Совершенствование материально-технической базы, включая аудитории, оснащенные мультимедийной техникой, современные учебные и научные лаборатории, зоны для общения, отдыха и самоподготовки студентов с открытым доступом к Интернету.

2. Развитие научной, научно-образовательной и инновационной деятельности

Наука должна обладать значительным образовательным потенциалом, который необходимо использовать по всем направлениям подготовки студентов

Развитие фундаментальной и прикладной науки в университете, повышение качества исследований.

Обеспечение мирового уровня научных исследований и разработок, развитие международного научного сотрудничества. Развитие международных научных связей университета и его утверждение на международном научно-инновационном рынке. Выход коллектива на международные рынки – важнейший показатель эффективности научного поиска.

Рост публикационной активности: в первую очередь, увеличение доли публикаций в журналах, индексируемых в зарубежных базах Scopus и Web of Science; рост числа публикаций и индекса цитирования.

Продвижение научных журналов университета в международные базы цитирования и перевод изданий на международный формат.

Рост активности научно-педагогического персонала по участию в конкурсах финансируемых проектов различного уровня.

Развитие перспективных форм научно-исследовательского сотрудничества с бизнесом и органами государственной власти и местного самоуправления с целью совместного решения важнейших социально-экономических задач и расширения использования вузовских достижений;

Развитие сотрудничества по всем направлениям с отраслевыми, академическими и корпоративными институтами и структурами, развитие полидисциплинаности научных исследований.

Существенное развитие прикладных научных направлений: путем долгосрочного сотрудничества с инновационными организациями в сфере разработки современной конкурентоспособной продукции и технологий; усиления технологической ориентации проводимых научных исследований и развитие инновационной активности университета в ходе разработки и освоения новых технологий и их продвижения на отечественных и зарубежных рынках; постоянного расширение каталога конкурентоспособной продукции, созданной в университете, и их активное представление ее на российских и международных выставках.

Создание условий для сотрудников университета, обеспечивающих широкие возможности ведения активной научной деятельности: развитие лабораторной базы, методической помощи, организационной помощи, разностороннее материальное стимулирование.


5

Активная поддержка наиболее актуальных и перспективных направлений исследований, создания новых научных направлений и школ, соответствующих современным требованиям.

Совершенствование инфраструктуры научных подразделений: поддержка существующих и развитие новых научных, учебно-научных лабораторий по перспективным тематикам, поддержка деятельности Центра коллективного пользования, активизация деятельности научно-образовательных центров.

Проведение внутривузовских конкурсов инновационных научных проектов и научных изданий, проведение собственных научных исследований внутренним заказам университета.

Развитие системы создания, оформления и регистрации РИД, а также их практического использования путем передачи права пользования по лицензионным договорам – коммерциализации разработок. Коммерциализация интеллектуальной собственности – один из перспективных источников получения дохода вузом – процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот, т.е. использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности организации. От того, насколько грамотным будет управление интеллектуальной собственностью, напрямую зависит рост капитализации университета и получение прибыли от использования и реализации объектов интеллектуальной собственности.

Создание и развитие малых инновационных предприятий университета, стратегическое партнерство и создание долгосрочных планов взаимодействия университета с ведущими предприятиями реального сектора региона и России.

Участие в работе существующих технологических платформ, формирование научно-исследовательских работ в направлениях технологических платформ.

Использование в полной мере потенциала Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российской венчурной компании и ее фондов «посевного» финансирования для развития сотрудничества с целью системной поддержки малого инновационного предпринимательства.

Повышение требований к ППС и научным сотрудникам с учетом активности и результативности участия в НИР при проведении конкурсных процедур при одновременной разработке критериев оценки деятельности ППС с учетом значимости образовательной и научной составляющей.

Обеспечение высокого уровня научной подготовки аспирантов и студентов. Базовые исследовательские компетенции студентов, полученные ими в процессе обучения должны выступать основой для формирования их научного и предпринимательского видения.

Развитие Научной библиотеки, электронных ресурсов и собственной издательской базы.

Широкое привлечения студентов, магистрантов, аспирантов и молодых сотрудников к научной и инновационной деятельности, включая:

– выявление, обучение и привлечение к изобретательской деятельности;



6

– повышение качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической работе последние достижения научно-технического и культурного прогресса;

– привлечение творческого и трудового потенциала молодежи для решения задач по Федеральным целевым программам и внедрение их в производство и в учебный процесс;

– выявление и стимулирование наиболее талантливых и одаренных студентов, магистрантов, аспирантов, молодых преподавателей, содействие раскрытию их способностей;

– развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущего специалиста, развитие у студентов творческого мышления и подхода к решению практических вопросов;

– воспитание творческого отношения студентов к своей специальности через исследовательскую деятельность;

– формирование у студентов навыков инновационной деятельности в области создания образцов продуктов и их внедрения;

– создание условий для реализации созданных инновационных проектов студентов;

– защита интересов творческой молодежи.



3. Международная деятельность

Повышение и укрепление репутации университета на международной арене путем достижения международного уровня конкурентоспособности результатов образовательной и научной деятельности.

Продвижение брэнда университета на международный рынок образования и науки, вхождение в международные ассоциации университетов по различным направлениям деятельности.

Повышение уровня владения иностранными языками среди студентов и преподавателей, создание широкой системы поддержки сотрудников по вхождению в международные проекты различного уровня.

Привлечение иностранных студентов и преподавателей в университет; развитие академической мобильности преподавателей, сотрудников и студентов.

Функционировние полноценного многоязычного сайта университета, обеспечивающего эффективные международные коммуникации.



4. Экономика и управление

Финансирование работников и структурных подразделений университета с учетом внедрения в университете системы распределения средств на основе нормативного подушевого финансирования.

Обеспечение роста зарплаты сотрудников университета в соответствии с документами Правительства Российской Федерации.


7

Усиление управленческой и финансовой автономии подразделений, в том числе повышение эффективности работы структурных подразделений путем перевода на внутрихозяйственный расчет.

Совершенствование системы управления университетом и оптимизация численности работников.

Укрепление финансовой устойчивости и стабильности путем увеличения бюджетного и внебюджетного финансирования, расширения источников финансирования, увеличения доли привлеченного финансирования из внебюджетных средств, диверсификации внебюджетных доходов.

Развитие системы долгосрочного планирования, распределения и контроля расходования финансовых средств, открытое обсуждение и планирование направлений расходования средств консолидированного бюджета университета.

Внедрение системы бюджетирования, направленной на снижение финансовых издержек; оптимизации неэффективных расходов, том числе на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала.

На основе системы показателей деятельности университетов разработать систему оценки деятельности руководителей и работников.

Повышение эффективности работы сотрудников университета путем применения мер материального стимулирования за успешную работу, получения научных результатов, участие в общественной жизни и другие достижения.

Разработка прозрачной системы формирования заработной платы всех категорий работников (система эффективного контракта), оценки работы подразделений и внедрение премиальной системы, стимулирующей сотрудников на повышение качества работы и заинтересованности каждого в результатах всех видов деятельности университета.

Развитие системы студенческого самоуправления студентов. Развитие коллективных форм управления.

5. Социальная политика

Повышение социальной защищенности (внедрение современного социального пакета) сотрудников Тверского государственного университета, обеспечение социального благополучия преподавательского состава, сотрудников и студентов университета путем создания комфортных условий для работы, учебы, отдыха и творческого развития личности.

Поддержка молодежи и ветеранов университета.

Обеспечение норм техники безопасности и охраны труда во всех видах деятельности; поддерживать на высоком уровне организации охраны труда и пожарной безопасности в учебных и производственных помещениях.

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, организации отдыха студентов и сотрудников университета.

Развитие инфраструктуры и уровня благоустройства студенческого городка, улучшение быта в общежитиях.



8

Поддержка работников университета в соответствии с условиями «Коллективного договора».

Полное использование потенциала представительных органов работников университета - профсоюзных и общественных организаций - как инструмента сохранения социальной стабильности коллектива университета.



6. Кадровая политика

Развитие ведущих научных направлений, укрепление интеллектуального и кадрового потенциала университета.

Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками университета.

Проведение аттестации научно-педагогических работников организаций высшего образования с последующим переводом их на эффективный контракт.

Создание условий закрепления молодых преподавателей университета путем доведения обязательной минимальной доли молодых преподавателей по всем образовательным программам.

Разработка программы по закреплению в вузе молодых сотрудников, которая должна предусматривать такие направления, как повышение заработной платы, предоставление возможности дополнительных заработков, использование внутренних грантов различного уровня, улучшение социально-бытовых условий жизни (в том числе предоставление жилья) и работы. Необходимо формирование благоприятных условий профессиональной и творческой самореализации молодых ученых через создание целевых программ поддержки успешного карьерного роста.

Формирование кадрового резерва, создание условий для развития карьерных планов сотрудников; максимальное расширение практики постоянного повышения квалификации ППС и других категорий персонала вуза.

Поддержка людей старшего поколения и создание условий для полной самореализации работников среднего поколения университета.

Развитие системы соревновательности: ведения рейтинга ППС, поощрение коллективов и отдельных сотрудников за успехи в образовательных и научных конкурсах.

Развитие мобильности на международном, национальном, региональном уровнях, привлечение международных кадров.

Поддержка сетевого взаимодействия с российскими и зарубежными образовательными и научными учреждениями в плане временного привлечения востребованных преподавателей из разных организаций.

7. Развитие материальной базы

Строительство новых, модернизация, реконструкция и ремонт существующих объектов инфраструктуры, обеспечивающих развитие университета.



9

Оснащение научно-исследовательских и научно-учебных подразделений университета оборудованием, расходными материалами; обеспечение эффективности работы используемого оборудования.

Создание комплексной системы внутренней информатизации университета, включающей электронный документооборот, корпоративный портал и корпоративную социальную сеть.

Пополнение и модернизация библиотечного фонда, в первую очередь, с использованием информационных технологий и электронных ресурсов.

Пути и средства реализации программы

Формирование команды единомышленников, обеспечение понимания и осознания всем коллективом вуза необходимости преобразований путем организации публичных обсуждений вопросов развития университета.

Привлечение для обучения в вуз абитуриентов с высокими показателями ЕГЭ как на бюджетную, так и внебюджетную подготовку путем организации эффективной профориентационной деятельности.

Развитие международного сотрудничества, в том числе: совместное проведение научных исследований с международными организациями, научными сотрудниками и коллективами ведущих зарубежных университетов и организаций; организация стажировок и обучения сотрудников в родственных зарубежных университетах; обмен студентами для проведения обучения и практик; активизация работы по привлечению иностранных студентов и аспирантов из дальнего и ближнего зарубежья для обучения в университете; привлечение профессорско-преподавательского состава для проведения на регулярной или периодической основе образовательного процесса.

Расширение перечня направлений подготовки студентов по привлекательным конкурентоспособным направлениям; разработка и внедрение образовательных программ по инженерным специальностям.

Повышение уровня и расширение спектра оказываемых образовательных услуг

сфере дополнительного образования.

целью реализации непрерывного образования осуществление интеграции вуза с профильными организациями среднего профессионального образования.

Обеспечение снижения аудиторной нагрузки на преподавателя путем оптимизации образовательного процесса и внедрения новых форм образовательных технологий.

Повышение активности и эффективности участия сотрудников вуза в научных конкурсах различного уровня за счет мотивации и оказания помощи и обучения технологиям подготовки конкурсных заявок.



Привлечение к совместной научной деятельности предприятий и организаций реального сектора экономики: размещение НИР в университете, подача совместных заявок на научно-технические конкурсы, предоставление ресурсов предприятий для реализации научных проектов.

10

Каталог: docs
docs -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница