Доклады и материалы Выпуск 5 Москва



страница1/6
Дата10.02.2016
Размер1.2 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 



 

 

 



 

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

ДЛЯ XXI ВЕКА

 

Третья международная научная конференция



18–20 октября 2006 г.

 

Доклады и материалы



 

Выпуск 5

 

 



 

 

 



 

 

Москва



Издательство Московского гуманитарного университета

2006


 

 

 



Подготовлено к печати Институтом гуманитарных исследований

Московского гуманитарного университета

при поддержке Российского гуманитарного научного фонда

(проект 06-06-14-122г)

 

 

Высшее образование для XXI века: Третья международная научная конференция, МосГУ, 18–20 октября 2006 г. : Доклады и материалы. Вып. 5 / отв. ред. Н. В. Захаров, Вл. А. Луков. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. — 101 с.



 

В выпуске публикуются материалы докладов, представленные участниками III международной научной конференции «Высшее образование для XXI века». Среди участников — крупные деятели науки и высшего образования, представители Международной академии наук (IAS, штаб-квартира в Инсбруке, Австрия), Международной академии наук педагогического образования (МАНПО) и других авторитетных научных сообществ.

 

Ответственные редакторы выпуска:

доктор философии (PhD), кандидат филологических наук

Н. В. Захаров,

доктор филологических наук

профессор Вл. А. Луков

 

© Авторы докладов, 2006.



© МосГУ, 2006.

В. Л. Абрамов
ПРОБЛЕМЫ ВХОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО УПРАВЛЕНИЯ

КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ, СЕРТИФИКАЦИИ РОССИЙСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЕВРОПЕЙСКИМИ АККРЕДИТАЦИОННЫМИ АГЕНТСТВАМИ
Важнейшим положением Болонского процесса является содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества. Здесь жизненно важную роль играют системы обеспечения качества, единые стандарты высокого качества, позволяющие обеспечить сравнимость квалификаций по всей Европе.

Совместные образовательные программы, высокий уровень академической мобильности как основные прогрессивные составляющие Болонской реформы основаны на высоком уровне качества подготовки специалистов с высшим образованием. Еще в 1995 г. ЮНЕСКО, во исполнение решений своей Генеральной конференции, был разработан программный документ под названием «Реформа и развитие высшего образования»1. Документ отражает многие проблемы качества образования, а также подчёркивает важность преодоления разрыва между средним и высшим образованием и необходимость более активной работы по развитию мотивации и профессиональной ориентации студентов. Со структурами Болонского процесса активно сотрудничает Европейская сеть по обеспечению качества в высшем образовании (ENQA), членами которой являются 42 агентства (ассоциации), занимающихся оценкой качества образования в различных сферах и странах Европы. В этом году Россия присоединилась к этой организации.

Можно выделить два основных направления в реализации должного качества в системе высшего образования. Первое –– это наделение государственных органов управления образованием функциями гаранта качества. В Финляндии, к примеру, в состав административных органов Министерства образования входит специальный Финский аттестационный совет по высшему образованию. Второе направление –– это передача основных функций по обеспечению качества образования специальным общественным организациям: агентствам, советам, ассоциациям, учреждаемым профессиональными корпорациями, т.е. сообществами соответствующих специалистов. В последнее время все больше сторонников приобретает именно второй из указанных подходов (или же предлагается сочетание государственного и корпоративного контроля качества). В настоящее время повсеместно в странах Европейского Союза проводятся преобразования, общая направленность которых соответствует децентрализации и смягчению государственного управления, расширению автономии и самоуправления вузов, переходу части управленческих и контролирующих функций из Центра в регионы или от государства (министерства) к вузам и общественным структурам.

В организационном плане ключевая роль отводится разработке и использованию взаимоприемлемых критериев и механизмов для оценки и подтверждения качества, в частности, предлагается новая модель обеспечения качества высшего образования, некоторые элементы которой присутствуют в эффективно функционирующих национальных системах оценки качества ряда стран, например, во Франции, Швеции, Дании, Великобритании. Основой этой новой модели служат следующие базовые принципы: сокращение централизованного контроля над академической и исследовательской деятельностью вузов и расширение их автономии и ответственности; наличие национального, независимого от государственных структур управления образованием, органа (или органов) для оценки вузов и высшего образования; полноправное участие самих вузов в процедуре оценки и изменение этой процедуры таким образом, чтобы отчет о самооценке выдвигался на первый план и рассматривался в сопоставлении с заключением внешней аудиторской экспертизы.

Национальные системы оценки качества образования, существующие в настоящее время в разных странах, существенно различаются не только по целям и задачам, критериям и процедурам, но и многим другим параметрам, в том числе, степени вовлеченности в этот процесс правительственных (государственных), общественных и профессиональных органов и учреждений. Несмотря на то, что везде официально заявленной целью оценки качества является его поддержание на уровне заданных стандартов или повышение, в действительности есть большие различия в самом понимании этой задачи, которое колеблется в широких пределах, –– от необходимости усиления контроля за счет расширения и совершенствования отчетности до сведения оценки качества преимущественно к самооценке учебного заведения. Тем не менее, во всех случаях признается, что оценка качества образования должна основываться на двух составляющих: внутренней (самооценка) и внешней, при этом конкретные механизмы определения этих составляющих могут быть очень различны.

Формирование отношений взаимного доверия между странами к качеству их высшего образования не может основываться только на использовании общих для всех стандартов. Наиболее целесообразной здесь представляется разработка на европейском уровне механизмов взаимного признания результатов оценки качества, учитывающих национальные особенности и содержательные отличия объектов оценки, к примеру, механизмы аккредитации, располагающие общеевропейским кредитом доверия. Именно поэтому министры образования ЕС призывают высшие учебные заведения, национальные агентства и Европейскую сеть обеспечения качества в высшем образовании (ENQA), сотрудничать в установлении общих норм, принятии рекомендаций и в распространении лучшей практики обеспечения качества, механизмов аккредитации и сертификации образовательных услуг.

В беседах со своими коллегами приходится довольно часто сталкиваться с убежденностью в том, что кредиты, модули и рейтинговое оценивание являются магическими средствами унификации образовательных систем с одновременным значительным повышением качества дипломов. В действительности же в случае сугубо формальной замены одних (астрономических часов) единиц измерения учебной работы студентов на другие (зачетные единицы, кредиты или что-нибудь другое) изменения будут так же несущественны, как переход в измерении роста новорожденных, детей и взрослых с сантиметров на дюймы.

Присоединение России к Болонскому процессу не означает, что российским учебным заведениям надо начинать всю работу с »чистого листа». Вузы, заинтересованные в своем развитии и подготовке высококлассных специалистов, уже продолжительное время делают особый акцент на международной составляющей своих программ, которая является одним из важных критериев эффективности движения к формированию единого образовательного пространства. Стратегическим направлением развития российской системы образования является сотрудничество с европейскими образовательными учреждениями. В процессе вхождения в болонское пространство в преимущественном положении окажутся учебные заведения, реализующие совместные образовательные программы с зарубежными партнерами.

Благодаря опыту, приобретенному Институтом МИРБИС в ходе реализации международных образовательных программ, успешно решается задача его интеграции в систему европейского образования, а также формируются принципиально новые взаимоотношения с западными университетами.

Примером решения задач вхождения в европейское образовательное пространство могут служить совместные программы подготовки специалистов в области экономики и управления, реализуемые в сотрудничестве с зарубежными институтами. Нашими партнерами в разработке международных программ являются ведущие западные учебные центры –– университеты Австрии, Испании, Франции, Германии, Италии, Великобритании, Нидерландов и других стран. Особое место в сотрудничестве занимают британские университеты London Guildhall University и Middlesex University — университеты, готовящие специалистов в области высшего экономического образования. Данные университеты были выбраны не случайно, так как англо-саксонская система образования издавна известна своими классическими традициями в подготовке высококлассных специалистов. Разработка программ высшего экономического образования в нашем институте ведется с учетом накопленного опыта переподготовки руководителей и большого опыта в проведении экономических исследований. Учебные программы, разработанные совместно с крупнейшими российскими и западными вузами, представляют собой органичное сочетание опыта западного делового образования и специфики российского рынка. Так, в сотрудничестве с крупнейшими британскими университетами –– London Metropolitan University и –– Middlesex University началось внедрение системы «двойного диплома». Эта система основана на технологии так называемого «встроенного обучения». Каждому студенту в ходе учебы предстоит пройти следующие этапы: окончив программу бакалавра в Институте МИРБИС, студенты продолжают обучение в Великобритании по программам Магистра. В основу подготовки студентов был положен принцип взаимного признания дипломов и проведения взаимозачета учебных дисциплин. Система взаимозачетов основана на принципах взаимного признания общего уровня подготовки; привлечения специалистов от каждой стороны для определения общей концепции образования; применения современных форм и методов обучения, с целью разработки оптимальной образовательной траектории.

«Болонизация» системы образования предусматривает реализацию нескольких главных направлений. Первое –– введение двух уровней высшего образования. Например, «бакалавр» и «магистр», хотя национальные варианты этих терминов могут звучать и иначе. Второе –– накопительная система начисления зачетных баллов («кредитных пунктов»), так называемая European Credit Transfer System (ECTS). Представление учебного курса как совокупности модулей, имеющих единую для всей Европы систему измерения знаний (ESTC), позволяет студенту обучаться в любой другой стране Европейского Сообщества. Известно, что в настоящее время учебный план российского вуза не представляет собой набор предметов, объединенных в модули и измеряемых в единицах ESTC. Тем не менее, наши английские партнеры при составлении учебного плана бакалавра для наших студентов, обучающихся по совместной программе, отдали значительную часть предметов (в зависимости от курса) на преподавание российской стороне. Тем самым, предметы, читаемые преподавателями Института МИРБИС, оцениваются в единицах ESTC и засчитываются при выдаче государственных английских дипломов.

При проведении совместных международных программ непременно возникает новый взгляд на понятие автономного принципа деятельности вузов. Болонский процесс придает принципу автономии вузов чрезвычайно большое значение. «Великая хартия университетов» гласит: «Университет действует внутри обществ с различной организацией, являющейся следствием разных географических и исторических условий, и представляет собой институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путём исследования и преподавания. Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономической власти»2. Иными словами, реальная автономия вузов имеет место в ситуации, когда учредитель выполняет свои обязательства по финансированию вузов и созданию необходимых условий для их деятельности, а все вопросы, относящиеся к содержанию образования, методике преподавания, штатному расписанию и т.п., вузы решают самостоятельно. При этом учредитель –– и не только он –– может, разумеется, «заказывать» вузу подготовку специалистов, необходимых для национальной экономики и культуры, что оформляется соответствующим образом (контрактом). Российские государственные вузы, согласно существующему законодательству, наделены автономией в сфере содержания и методики преподавания, в ряде других областей. Однако реально автономия весьма ограниченна. Прежде всего, это относится к необходимости следовать в реализации соответствующих учебных программ государственным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО), утвержденным Министерством. Только это (плюс государственная же аккредитация) позволяет вузам выдавать выпускникам диплом государственного образца, единственно признаваемый на всей территории Российской Федерации. Следует оговорить, что ГОС ВПО разрабатываются Учебно-методическими объединениями по отраслям знания (УМО), т.е. представителями научно-педагогической общественности вузов. Но основные параметры ГОС ВПО предлагаются Министерством, и конечная версия, как известно, также утверждается Министерством. Вуз имеет право на внесение изменений в объём преподаваемых дисциплин в пределах 5% (10% по циклам дисциплин). Достаточно жесткая регламентация учебного процесса, обусловленная необходимостью следовать нормам ГОС ВПО, безусловно, затрудняет сотрудничество отечественных вузов с зарубежными, в особенности при реализации совместных образовательных программ.

Говоря о совместных программах, нельзя не упомянуть и о том, что необходимо хорошее знание иностранных языков. Оно ценилось всегда. В настоящее время спрос на таких специалистов на рынке труда особенно высок. Институты иностранных языков и вузы, дающие хорошую подготовку по иностранному языку, пользуются большой популярностью у абитуриентов. В Институте МИРБИС концепция углубленного изучения иностранных языков служит основой для развития новых, перспективных направлений учебной деятельности Института— создания совместных с зарубежными университетами образовательных программ.

Английский язык изучается в Институте МИРБИС студентами всех специальностей в объеме в два раза большем, чем это предусмотрено государственным образовательным стандартом. На совместных программах предусмотрено изучение второго иностранного языка. Такое внимание к изучению языков является не самоцелью, а средством подготовки специалистов, знания и умения которых соответствуют мировым стандартам. Кроме того, у студентов Института МИРБИС теперь есть возможность кроме основной специальности получить дополнительную квалификацию «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» для экономистов, свободно владеющих иностранными языками. Таким образом, получая по окончании обучения диплом о высшем образовании, выпускник получает еще и диплом о дополнительной квалификации.

Интенсивное изучение нескольких иностранных языков, практически свободное владение ими позволяет нашим выпускникам не только овладеть современными коммуникативными навыками, но и повысить свою конкурентоспособность на международных рынках труда. Система обмена студентами представляет собой уникальную возможность межнационального общения, навыки которого позволят в будущем свободно понимать друг друга и строить взаимовыгодные отношения с международными партнерами в бизнесе. На втором, третьем и четвертом курсах возможно обучение по этой системе в одном из западных университетов — наших партнеров в 22 странах мира.

Уже несколько лет в процессе такого обучения активно участвует Японский образовательный центр менеджмента «МИРБИС»: ведущая профессура и практики крупных японских компаний проводят занятия со студентами по целому ряду дисциплин. В настоящее время активно реализуются совместные образовательные программы и научные проекты с ведущими университетами Китая. В Институте МИРБИС создан Китайский учебно-исследовательский центр, в котором более 150 студентов изучают китайский язык. 52 китайских специалиста прошли обучение в МИРБИС по проблемам экономики переходного периода, информационным технологиям и инвестициям в экономику России.

На протяжении всей своей деятельности Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (Институт) ведет целенаправленную работу по созданию системы управления качеством образования и его соответствию национальным и международным стандартам качества. Прохождение аккредитации в сфере образования означает официальное признание уполномоченными инстанциями, что подготовка по определённой образовательной программе в данном вузе отвечает заданным стандартам качества. В Российской Федерации, согласно «Закону об образовании», предусматривается, хотя и в самом общем виде, как государственная, так и общественная аккредитации.

За прошедшие 17 лет Институт МИРБИС трижды успешно прошел государственную аккредитацию, а также стратегический аудит Европейского фонда развития менеджмента по международным стандартам качества EQUIS.

В 2002 году экспертами Министерства образования Великобритании, ряда британских университетов аккредитована программа «Мастер делового администрирования», Международной ассоциацией качества QC 100 в Лондоне деятельность МИРБИС отмечена международным золотым призом качества. В 2005 году программы МВА аккредитованы известной и авторитетной организацией Association of МВАs, в нынешнем году этой же организацией аккредитованы программы магистра по направлениям «Экономика» и «Менеджмент». В мае 2006 году программа бакалавра экономики аккредитована Европейской ассоциацией развития менеджмента (ЕFMD).

Постоянная работа над повышением качества образовательных программ Института МИРБИС обеспечивает его международное признание и позиции лидера в рейтингах российских школ бизнеса и экономических вузов страны.

За последнее десятилетие в российской сфере образования сложилась система лицензирования, аттестации и аккредитации, позволяющая на различных этапах контролировать деятельность образовательных учреждений. Основным инструментом контроля над качеством деятельности образовательных учреждений высшего профессионального образования являются государственные образовательные стандарты по направлениям и специальностям подготовки специалистов. Они содержат требования к уровню подготовки абитуриентов, наиболее общие требования к основным образовательным программам, а также требования к обязательному минимуму их содержания. Основные образовательные программы включают базисные учебные планы, примерные программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

В государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования сформулированы требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса, а также организации различного рода практик, итоговой государственной аттестации и уровню профессиональной подготовленности выпускников, что соответствует в сущности набору компетенций, выраженных в операциональной форме.

По нашему мнению, обеспечение качества высшего образования нельзя сводить к механизмам контроля, хотя их значимость никем не оспаривается. В учебных заведениях должен разрабатываться целостный механизм управления качеством: крайне необходимо создавать условия, благоприятные для того, чтобы преподаватель хорошо преподавал, а учащийся хорошо учился. Именно поэтому в Институте МИРБИС создание внутривузовской системы управления качеством подготовки специалистов рассматривается как одно из определяющих направлений совершенствования образовательной деятельности. Особое внимание уделяется формированию контрольных процедур, разработке методов оценки качества образования для различного типа образовательных программ и видов образовательных учреждений.

Весь образовательный процесс, при всём его творческом характере, индивидуальном подходе, интерактивности и диалогичности обучения, в идеале должен приобретать вид «технологической цепочки» с постоянным мониторингом промежуточных результатов. Конечным результатом подобного своеобразного образовательного алгоритма должно стать приобретение обучающимся заданного множества знаний, умений, навыков. Кроме того, следует сочетать внутренний и внешний контроль качества образования. Хотя именно вуз несёт всю полноту ответственности за качество подготавливаемых выпускников, далеко не оптимальна ситуация, когда единственно преподаватель, в конечном счёте, оценивает свою собственную работу, её результаты, т.е. компетенции обученного им же выпускника.

Интеллект нации, ее образование, наука, культура являются важнейшим ресурсом динамичного развития России в XXI веке. Развивающемуся обществу нужны нравственные, предприимчивые люди, умеющие принимать ответственные решения. Институт МИРБИС видит свою задачу в подготовке специалистов, обладающих фундаментальными профессиональными знаниями, с одной стороны, и уникальными навыками самообразования –– с другой. По нашему мнению, период обучения –– это не просто время приобретения знаний и освоения профессии, это еще и время формирования личности, время взросления, важный этап, когда создается задел на всю жизнь, вырабатываются личные и профессиональные качества. Целям такого всестороннего обучения студентов подчинена вся система образования в Институте МИРБИС.

В нашем Институте определен тот набор компетенций, которые формируются у студентов в процессе международного обучения и остаются с ним на всю жизнь:



  • умение работать в условиях постоянно меняющейся деловой, социальной и культурной среды.

  • умение правильно оценивать этическую сторону проблемы и следовать нормам поведения в профессиональном сообществе.

  • умение критически мыслить и вырабатывать решения адекватно деловой ситуации на основе определения, классификации, экстраполяции, анализа и синтеза информации.

  • умение руководить самим собой и работать в команде

  • умение эффективно общаться в деловой среде, выбирать соответствующие формы и способы деловой коммуникации в соответствии с конкретной ситуацией

  • умение искать, обрабатывать и интерпретировать информацию в соответствующих формах, создавая тем самым новую информацию.

Современные тенденции модернизации образовательных программ требуют внедрения активных методов обучения студентов. Преподаватели Института МИРБИС при организации занятий используют ролевые и дидактические игры, программированное обучение, лекции-дискуссии, метод конкретных ситуаций (кейс-метод), работу в малых группах, перекрестные дискуссии, деловые игры, в том числе комплексные, многофункциональные и другие современные методы обучения. Как вспомогательные средства широко используются информационные технологии, вычислительная техника, Интернет –– продукты и специальное оборудование. Для подготовки к занятиям студентами все шире используются электронные учебники или фрагменты, как правило, гипертекстовые со встроенными тренажерами по решению задач и упражнений, дополненные тренировочными и проверочными тестами. Активные методы обучения предполагают сокращение аудиторных занятий, особенно лекций, и увеличения объема самостоятельной работы студентов. Акцент в организации учебного процесса все более смещается в сторону активного дидактического управления и контроля обучения, оценки качества самостоятельной работы студентов.

Для подготовки будущих руководителей важно не только наполнение программ, но и формы организации занятий: семинары, ролевые и имитационные игры, тренинги, занятия, развивающие навыки. Только в общении, в дискуссиях, совместном поиске решений в условиях неопределенности –– опыт каждого становится достоянием всей группы. Активное участие в дискуссии носит ярко выраженный мотивационный характер для других студентов. Практически треть знаний студентов усваивается именно благодаря творческому, живому общению и это лишний раз подтверждает, что только дистанционными и другими методами, индивидуальным изучением предметов невозможно высокое качество подготовки, а тем более формирования современного управленца. В интегрированных (корпоративных) формах обучения всегда много информации для анализа.

Подготовить менеджера международного уровня — это значит создать условия для формирования его будущего стиля жизни и методов управления. А для этого необходимо параллельно со специальными предметами изучать психологию и педагогику, этику и этикет, развивать навык ведения переговоров, учить серьезно строить и формировать отношения и вырабатывать индивидуальность. Все это будет способствовать решению одной из главных задач образования — воспитанию личности.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница