Доклад заместителя директора школы по увр демьяненко И. Н



Скачать 118.61 Kb.
Дата01.06.2016
Размер118.61 Kb.
ТипДоклад
Педсовет по теме: «Педагогическая поддержка

в основе саморазвития и самоопределения личности».

Доклад заместителя директора школы по УВР Демьяненко И.Н.

На современном этапе развития педагогической науки меняется содержание и направленность образования, продиктованные новыми концептуальными подходами гуманизации, личностной ориентации. Педагогическая поддержка личности учащегося является функциональным компонентом системы гуманистического образования.

Методическая тема школы: «Ориентирование школьного образования на личностное становление ученика как субъекта познания", выбранная нами 5 лет назад, остается актуальной и сегодня. В условиях роста конкуренции на рынке труда школьное образование должно быть ориентировано прежде всего на развитие личности.

Нынешний учащийся должен являться полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он не только готовится к будущей жизни, но уже живет в том микросоциуме, которым является школа. И главной задачей педагогического коллектива является совершенствовании образовательного процесса, организация полноценной жизнедеятельности своих воспитанников, продуманной в деталях. Ведущий педагогический замысел развития образовательной системы должен быть связан с желанием педагогов дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его возможности и способности.

Поэтому главным стратегическим направлением развития нашего ОУ является создание Школы самовыражения личности учащегося.

Школа самовыражения – это школа, которая реализует следующую основную цель: эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.

В педагогической деятельности для организации учебного процесса, для реализации образовательных задач мы должны использовать педагогическую поддержку школьников. Она носит комплексный характер, выступает частью образования как целого и проявляется как особая область деятельности педагога. Учащиеся учатся. Познают, творят – каждый по-своему, а мы должны создавать условия для этого в зависимости от их потребителей, помогать им и поддерживать их.

В чём суть понятия «педагогическая поддержка»? Термин «педагогическая поддержка» является относительно новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости ученика и ставящая целью поддержать его в процессах «само».

Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии: развитие самости, самостоятельности человека.

Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности. Родители, классные руководители и учащиеся считают, что все эти умения должны быть сформированы у ребенка по окончанию школы (анкеты).

В проблемы, которые решает педагогическая поддержка, попадают вопросы из разных сфер жизнедеятельности школьника – это и здоровье, и учёба, и общение, и творчество, и досуг. В каждой сфере она приобретает свой неповторимый облик.

Проведенное исследование удовлетворения учащихся, их родителей образовательными услугами школы, показало следующее: (отвечают учащиеся)




Критерии

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

С удовольствием посещают школу

93%

78%

50%

100%

67%

Чувствуют поддержку учителей

73%

78%

38%

33%

100%

Школа приносит стрессы и разочарования

53%

78%

88%

66%

50%

Считают, что количество предметов по выбору учащихся достаточно в БУП школы

80%

89%

75%

100%

50%

В 8 классе бросается в глаза одна из анкет, где ученик указывает на то, что он не хочет идти в школу, т.к слишком много конфликтов, нет поддержки в школе со стороны учителей и одноклассников, школа приносит стрессы и разочарования, конфликты и проблемы. Ученик пишет о том, что у него депрессия. Здесь должна быть проведена серьезная работа психолога.

Анализ анкет родителей говорит о том, что



Критерии

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Удовлетворены созданными в школе условиями для обучения

60%

78%

38%

33%

67%

Удовлетворены образовательными услугами

60%

56%

38%

33%

67%

Удовлетворены частично образовательными услугами

33%

44%

50%

66%

17%

В школе достаточно внимания уделяется физическому воспитанию

80%

56%

75%

100%

100%

В школе достаточно внимания уделяется воспитанию

60%

44%

50%

33%

50%

Ребенок с удовольствием посещает школу

73%

100%

63%

66%

83%

Школа уделяет достаточно времени личностному развитию каждого ребенка

47%

56%

38%

33%

0%

Школа приносит стрессы и разочарования

60%

89%

63%

66%

83%

Количество предметов по выбору учащихся достаточно в БУП школы

80%

89%

75%

100%

67%

Данные анкетирования указывают на то, что главной причиной неудовлетворенности созданных условий для обучения в ОУ является подвоз учащихся, ранний подъем, что влечет за собой усталость и в дальнейшем неуспеваемость некоторых учащихся.

Около 70% учащихся ответили в анкетах, что свою деятельность не планируют, либо планируют частично. Это один из показателей того, что дети недостаточно занимаются вопросами самовоспитания, самообразования. Анализ анкет классных руководителей показал, что родители лишь некоторых учащихся помогают детям в самовоспитании. Эти некоторые родители являются образцом для своих детей.

Классные руководители отмечают, что по вопросам самовоспитания классные часы проводятся регулярно. Имеются разработки по данной теме и определенный опыт.

Нельзя не отметить и то, что педагогическая поддержка учащихся со стороны учителей, ориентирование образования на личностное развитие учащихся остается проблемным вопросом для большей части педагогического коллектива. Это выяснилось и в процессе беседы с учителями и в ходе анализа анкет.

Для обучения и воспитания важно, чтобы человек научился владеть культурой, а для педагогической поддержки важно, чтобы он научился владеть собой, учился становиться хозяином собственной жизни, т.е. умеющим заботиться, устраивать, применять и использовать собственную жизнь по своему усмотрению. Педагогическая поддержка не противостоит обучению и воспитанию, а дополняет их, усиливает их эффективность, поскольку служит "мостиком" для возникновения самовоспитания и мотивированного учения.

Учителя до конца не осознают, в каком постоянном мощном потоке, воздействующем на сознание и чувства, находится ребенок. Воздействие увеличивается, а живое общение и взаимодействие уменьшается. В потоке информации, в окружении множества людей, ребенок зачастую остается одинок, поскольку никто не востребует его мнения, никого оно по большому счету не интересует, ни на что и ни на кого не влияет. Стоит ли удивляться закрытости детей перед взрослыми; их позиция - результат горького опыта - такова: "Уж лучше промолчать, чтобы не быть наказанным за мысли, уж лучше не попадаться на глаза, чтобы не заставили делать то, что не хочется".

Позиция поддержки: это восстановление взрослым человеческих отношений с ребенком. "Послание" поддержки выглядит примерно так: "Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь".

В основе такого рода педагогической деятельности лежат принципы философии, центрированной на ребенке, - вера в способность ребенка направлять свой собственный рост, понимать собственное Я; учет феноменального опыта ребенка и уважительное к нему отношение.

Цель педагогической поддержки - становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости, необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят. (Т.е. занимать рефлексивную позицию по отношению к проблеме и на этой основе самостоятельно строить целостную деятельность по ее разрешению). Другими словами, чтобы он учился не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлял над тем,


  • как и почему возникла эта проблема,

  • что он хочет, чтобы появилось в результате его действий,

  • насколько это реально,

  • что он может сделать в осуществлении желаемого,

  • что ему мешает,

  • как справиться с этой помехой,

  • как отразится то, что он задумал на других людях, которые так или иначе вовлечены в эту ситуацию,

  • как поступить, чтобы, по возможности, не усугубить ее и т.п.

В результате этой длинной цепочки размышлений ребенку предстоит выбрать (т.е. совместить свои "хочу со своими "могу" и "не могу") то, что ему теперь предстоит делать.

В качестве резюме отмечу следующее.



Педагогическая поддержка представляет собой:

  • деятельность по "выращиванию" субъектной позиции ребенка;

  • деятельность педагога в условиях проблемной ситуации ребенка;

  • деятельность, опирающуюся на активность ребенка и служащую опорой этой активности;

  • деятельность, которая принципиально создает условия для самоопределения и самореализации ребенка в естественной, конкретной жизненной ситуации.

Эта деятельность строится как:

1) совместное обсуждение и определение с ребенком его собственных интересов и целей (через рефлексию, столкновение его реальных "хочу" и попытки их совместить);

2) выбор одного из вариантов этого "совмещения" как цель и образ предстоящей деятельности (самоопределение);

3) обсуждение условий, при которых предстоит осуществлять выбранный вариант (здесь иногда может возникнуть ситуация возвращения на 1 и 2 этапы, возможно переопределение, коррекция ранее выбранного или подтверждение правильности первоначального);

4) обсуждение и планирование необходимых действий реализации задуманного (проектирование деятельности);

5) договор о необходимых и возможных формах взаимодействия в период реального осуществления задуманного.

Рассмотрев понятие «педагогическая поддержка» в условиях самовоспитания, саморазвития, анализ анкетирования учеников, родителей, учителей можно сделать вывод о том, что в школе существует серьезная проблема личностного развития учащихся и их психолого-педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка в основе самоопределения личности, профессионального самоопределения – это также один из важных вопросов образования на современном этапе.

Чтобы понять, какими знаниями, умениями, навыками должен обладать выпускник (имеющий базовую подготовку по учебным предметам), было проведено исследование среди учащихся, их родителей, а также педагогов школы.



Результаты исследования показали, что, с точки зрения родителей, у ребенка по окончании школы должны быть сформированы:

  1. умения использовать компьютер в собственной образовательной деятельности

  2. умения ориентироваться в вопросах: а) политики; б) экономики; в) экологии; г) права.

  3. готовность к профессиональному самоопределению

  4. умения ставить и решать жизненные ситуации.

По мнению учеников 7-11 классов, выпускник должен уметь:

  1. ориентироваться в вопросах: а) политики; б) экономики; в) экологии; г) права.

  2. ориентироваться в ценностях культуры:

а) заниматься конкретным видом творческой деятельности (танцы, пение, театр, игра на музыкальном инструменте и т.д.);

б) знать особенности духовной культуры (науки, искусства, литературы, философии, морали, просвещения и т.д.).

  1. приобретать знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

  2. выстраивать и решать жизненные ситуации

С точки зрения учителей, выпускник должен продемонстрировать :

  1. умения использовать компьютер в собственной образовательной деятельности

  2. знания правил безопасности жизнедеятельности.

  3. умения ориентироваться в вопросах: а) политики; б) экономики; в) экологии; г) права.

  4. умения ставить и решать жизненные ситуации

  5. умения ориентироваться в правовых вопросах и ситуациях.

Сопоставительный анализ анкет показал, что у выпускника школы должны быть сформированы:

  1. Умения ориентироваться в вопросах: а) политики; б) экономики; в) экологии; г) права.

  2. Умения и знания, связанные с будущей профессиональной деятельностью, готовность к профессиональному самоопределению

  3. Умения ставить и решать жизненные ситуации

На основе проведенного анализа можно сформулировать противоречия:

- педагогический коллектив обладает высоким профессиональным потенциалом и осознает поднятую проблему, но при этом наблюдается психологическая, методическая и технологическая неготовность педагогов к внедрению профильного обучения и обучению по индивидуальному плану.

- учащиеся и их родители предъявляют высокие образовательные запросы, осознают необходимость введения профильного обучения;

-в одном классе обучаются дети с высокими познавательными способностями, а также средне- и слабоуспевающие ученики, при этом педагоги обязаны обеспечить общедоступность образования независимо от особенностей развития и уровня подготовки учащихся.

Указанные противоречия позволяют констатировать следующие проблемы:

- существующая система организации и содержания образовательного процесса не в полной мере ориентирована на развитие индивидуальности ребенка, на создание условий для развития творческих способностей личности.

- родители и учащиеся не имеют возможности участвовать в проектировании и определении содержания образования с учетом индивидуальных особенностей личности.

Исходя из Концепции профильного обучения, социального заказа, проведенного анализа условий, в целях создания благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности, педагогический коллектив школы вышел на необходимость обновления содержания и организации образовательного процесса через внедрение в образовательную практику школы индивидуальной образовательной траектории.



Индивидуальная образовательная траектория является одним из условий саморазвития и самоопределения ученика. Возникла острая необходимость целенаправленной психолого-педагогической поддержки учащихся.  

Решение педагогического совета школы:

1. Администрации школы подготовить нормативную базу по введению в школе профильного обучения, внедрению в образовательную практику школы индивидуальной образовательной траектории до 1 .02.2010.

2. Выбрать новую методическую тему школы с 2010 года «Психолого-педагогическая поддержка в основе саморазвития и самоопределения личности»

3. МС школы разработать план работы над новой методической темой школы до 1.05.2010г.

4. Учителям школы овладеть технологиями педагогической поддержки, целенаправленно накапливать практической опыт реализации педагогической поддержки обучающихся.

5. Педагогу-психологу совместно с педагогическим коллективом создать в школе рефлексивно-инновационной среды, способствующей формированию у педагогов гуманистической позиции по отношению к обучающимся.



 

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница