Доклад Теория копирования (Витгенштейн) предметы и ярлыки, язык набор ярлыков



Дата01.06.2016
Размер79.4 Kb.
ТипДоклад
Текст для обсуждения

У. Куайн


Отнологическая относительность

http://www.philosophy.ru/library/quine/quine2.html
Сходства ЭЭ и конструктивистов: преимущественно гносеологические теории.
Доклад
Теория копирования (Витгенштейн) — предметы и ярлыки, язык — набор ярлыков.
Натурализм (Дьюи) — нельзя сказать, являются ли два слова обозначениями одного и того же предмета.
У каждого слова:


  • фонетическая часть — повторение звуков

  • семантическая часть — понимание


Нет личного языка, язык — это взаимодействие.
Случай радикального перевода. Невозможность перевода: показываем пальцем на кролика, говорим «гавагаи». Что это: кролик? некая неотъемлемая часть кролика? факт появления кролика в нашем поле зрения?
Можно решить проблему понимания слова «сепия» путем многократного указания пальцем.
Грамматика используется для разделения таких смыслов.
Для разделения смыслов надо иметь грамматическую аксиоматику.
Интенсионал (концепт, смысл имени) и экстенсионал (референция, денотат, класс предметов). Мы говорим о проблеме неопределённости референции.
Прямая остенсия (указание пальцем) и смещенная (трава зеленый, канистра бензин).
Проблема неопределённости референции возникает и в одном языке, денотаты разные у разных говорящих.
Омофоноческое правило — у собеседника тот же денотат, что и у меня. Гетерофоническое — перетолковываем его знак, полагая, что там другой денотат.
Система отсчёта (для построения эталонных референций?). Предпосылочный язык как такая система отсчёта, предназначенная для регресса к ней.
На практике мы можем брать свой родной язык и говорить о многих эквивалентных предпосылочных языках.
Относительность смысла. What is an F? An F is a G.
О Куайне
Логик. Учился в аспирантуре у Уайтхеда. Работал в направлении логицизма (направление философии математики — необходимо всю математику на основании логики, это после парадокса Рассела). Основатель направления аналитической философии, то есть философии, которая всё основывает на логике.
Построил такую логику предикатов, которая была бы «хорошей» и позволила доказать непротиворечивость оснований математики. Попытка потерпела неудачу, но логицизм и сейчас возрождается.
Номиналист: все абстрактные понятия должны быть устранены или использоваться как промежуточные средства. Пытался распространить на естественные науки: говорить только о конкретных предметах, не об отношениях между ними. Абстракци должны устраняться из результата.
Близок прагматизм Дьюи.
Все значения устанавливаются на основе диспозиций поведения (бихевиористская позиция).
Теория
Различил понятия:

  • Экстенсионал (означаемое, денотат, референция)

  • Интенсионал (смысл, определение)


Абстракции не имеют денотата. Границы денотата, например, у свойств размыты.
Денотаты устанавливается по соглашению.
Существовать — быть денотатом квантифицированной переменной.
Для каждой теории можно построить несколько непротиворечивых интерпретаций. Онтологическая относительность: мы не можем сделать выбор между здравыми различными интерпретациями.
— модель, универсум, интерпретация
Пример: трёхзначная логика

  • третье значение — производное из двух, и трёхзначные логики — производные от двузначных

  • третье значение — самостоятельная сущность


Мы не можем отличить, значит «гавагаи» в туземном языке:


  1. кролика

  2. часть кролика

  3. появление кролика

  4. любую из комбинаций (a–c)


cat — кот, кошка
Куайн забраковал критерий верификации. Верифицируются не термины, а все предложения целиком в контексте теории. Холизм: термины и предложения в отрыве от теории не имеют ни смысла, ни значения (эпициклы у Коперника — Х.).
Прагматизм
У истоков — Ч. Пирс. Труд: «Как сделать наши убеждения ясными».
Истина практически недостижима. Но и вопрос истины вторичен. Главное — приобрести твёрдую уверенность, убеждённость, чтобы решительно действовать. Цель — практические действия, которые служат пользе. Польза относительна.
Эту теорию можно счесть и релятивистской софистикой.
Тезисы:


  1. Убеждения ведут к действиям.

  2. Критерий удачности действий — практическая полезность.


Как сделать утверждения ясными?


  1. Религиозная вера (фанатизм).

  2. Научный метод. Аргументация более убедительна, но всё равно это вопрос убеждённости.


Не соглашался с Декартом, что сомнения — начало философии. Побороть сомнения — самое важное. Сомнение парализует мышление и действие. В итоге Декарт преодолел сомнения.
Дьюи полагал, что наука — лучший путь к устранению сомнений.
Прагматистская философия языка
Дьюи, Куайн. (Куайн лингвистом не был.)
Бихевиористская концепция языка Концепция ментального музея

Нет ментальных копий Слово соотносится с реальной вещью

Нет значения как такового «В голове» есть ментальная копия каждой вещи

Обучение языку — наблюдение за Слово — ярлык на копии вещи

поведением окружающих Смена языка = смена ярлыков

Языки изоморфны

Связь с платонизмом, миром идей
Бихевиоризм = натурализм, то, что мы можем наблюдать.
Язык — социальная конструкция, которую мы усваиваем, наблюдая за поведением других людей.
Овладение языком в детстве:

  • Запоминание и повторения звучания слов

  • Усвоение значения, наблюдая за поведением
Ребенок видит предмет, говорящего и тот факт, что говорящий видит предмет.
(Аутизм: говорящий не может оценить, видит ли другой человек некий предмет.)

  • Отрицательное и положительное подкрепление при освоении языка.

  • О грамматике Куайн не говорит.


Денотат приписывается только на основе поведения.
(Третий мир Поппера — худший враг: язык = речь, письменный язык не имеет поведения, Розеттский камень не мог быть прочитан — Х.)
Три перевода слова «гавагаи»:


  • кролик,

  • неотделимая часть кролика, или

  • появление кролика в данных момент времени.


Непрозрачность референции: мы не сможем выбрать при переводе референцию, денотат — все три варианта равнозначны, так как мы не сможем по поведению носителей отличить, какой денотат они имеют в виду.
Остенсия (указание пальцем) — важный способ овладения языком. Остенсивное значение — значение, приписанное указанием пальцем. Такой денотат может быть недоопределённым: «это стол» стол — это стол или стол с бумагами, лежащими на нём.
Денотат определяется индуктивно через многократную остенсию. Важны категории границы (отделение предмета от окружающей среды), «тот же самый» и «различный».
Отсюда онтологическая относительность: три различных перевода три различных онтологии.
Остенсия довольна сложна. Есть остенсия:


  • Непосредственная.
Показываем на стол, имеем в виду стол.

  • Смещённая (точка остенсии содержит один пример, а указываем на другой).
Показываем на канистру, имеем в виду бензин.
Ещё более усиливает неопределённость.
Показываем на следы мела на доске, имеем в виду букву (последняя — абстрактный объект и точек не имеет).
Дважды смещённая остенсия: показываю на мел, который ведет к букве, который ведет к значению переменной.


Точка остенсии может вызывать вопросы, но практически определима (напр., на чём сфокусированы глаза указывающего — Х.).
Может иметь место двойное непонимание, когда оба субъекта имеют разные онтологии, но при этом не возникает никаких отклонений в поведении. И мы не всегда можем установить факт коммуникативной неудачи.
Итоги


  1. Нет абсолютных критериев для установления значения терминов, для проверки истинности суждений, теорий, для решения вопросов коммуникации и т. д.

  2. Можно проверить теорию относительно другой, домашней теории, и только. Так же и язык можно перевести на другой, родной язык.


Онтология дважды относительна. Каждая теория может быть проинтерпретирована:


  1. относительно домашней теории;

  2. относительно терминов одной домашней теории.


На след. семинар

Р. Барт

Структурализм как деятельность

http://www.philosophy.ru/library/barthes/struct.html
Каталог: postgrad -> philos
postgrad -> Технология профилактики адаптационных конфликтов студентов-первокурсников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
postgrad -> Психолого-педагогические условия формирования познавательной самооценки младших школьников 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
postgrad -> Рабочая программа учебной дисциплины педагогика и психология высшей школы
postgrad -> Примерная основная профессиональная образовательная программа
postgrad -> Рабочая учебная программа разработана в соответствии с
postgrad -> Примерная основная профессиональная образовательная программа
postgrad -> Лукашина Галина Васильевна подготовка будущих педагогов профессионального обучения к обеспечению безопасности жизнедеятельности в производственной среде
postgrad -> В центре обучения взрослых
philos -> Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по философии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница