Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!



страница1/3
Дата17.04.2016
Размер0.52 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3
Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2016 года

Ваше Блаженство!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!
В межсоборный период отмечались 1025 лет Крещения Руси, а в минувшем году — 1000 лет со времени преставления святого равноапостольного князя Владимира. Актуальными по сей день являются слова преподобного Нестора Летописца: «Удивления достойно, сколько он [то есть князь Владимир] сотворил добра Русской земле, крестив ее. <…> Ибо если бы он не крестил нас, то и ныне бы еще пребывали в заблуждении дьявольском, в котором и прародители наши погибли. <...> Через него познали мы Бога».

Осознанный выбор святого князя, а вслед за ним и народа Руси — это не просто событие прошлого. Все мы, наши народы в единстве каждого из них и в их общем единстве, должны непрестанно этот выбор подтверждать, преодолевая силой воли, силой разума, силой сердца, силой духа то сопротивление, с которым мы сталкиваемся не только в самих себе, но и в окружающем мире.

Наш народ, принявший святое крещение и приобщившийся к богатой сокровищнице восточнохристианской цивилизации, смог породить множество великих духовных воинов — подвижников веры и благочестия. 700-летие со дня рождения величайшего из них — преподобного Сергия Радонежского — мы вспоминали в 2014 году. Сегодня пример его жизни и духовного подвига особенно востребован обществом, а заветы хранить братскую любовь и единение звучат в наше время своеобразным набатом. Радонежский игумен стал самым авторитетным человеком своего времени, хотя никогда не желал этого. Не стремясь к какому-либо земному успеху, он оказал огромное влияние на ход истории, потому что более всего возлюбил Христа. Преподобный Сергий своей жизнью показывает нам, в чем заключается истинная сила и ценность для человека: в верности Богу, в следовании Его заповедям, в сохранении мирного духа во всех обстоятельствах жизни.

Святой князь Владимир и преподобный Сергий оказали важнейшее влияние не только на духовное единство нашего народа, но и на национальное единение дотоле разрозненных сил.

В последние годы мы стали свидетелями того, как люди, отказавшиеся от христианских принципов, вносят трагическое, а порой и кровавое разделение в народе Украины — одного из народов-наследников святого князя Владимира. Мы все должны оказывать всемерную поддержку Блаженнейшему митрополиту Онуфрию, епископату Украинской Православной Церкви, её духовенству и верным чадам в их мирном подвиге. Ваши труды, Ваше Блаженство, являются примером того, как православные христиане стремятся к единству там, где насаждается разделение, и сеют любовь там, где распространяется ненависть. Прошу всех вас, дорогие собратья-архипастыри, вместе с вашей паствой не прекращать молитвы о наших братьях и сестрах, находящихся в обстоянии на украинской земле, в том числе подвергающихся изгнанию из храмов, насмешкам и оскорблениям. Продолжим молиться и о всей Украине, дабы в ней воцарились мир и братолюбие.

Сегодня перед всем человечеством остро стоит проблема террора. Прикрываясь религией или различными идеологиями, террористы стремятся посеять в сердцах людей страх и вражду, спровоцировать межрелигиозную и межэтническую ненависть. На нашей памяти — разрывающие сердце человеческие трагедии: взрыв российского самолета над Синаем, серия терактов в Париже, атака на университетский колледж Гариссы в Кении, массовые убийства в Баге (Нигерия) — и это лишь часть злодеяний, совершенных террористами за последние месяцы. Мировое сообщество призвано остановить террор и, в частности, восстановить справедливый мир в Сирии, создав пример для всех тех стран Ближнего Востока, где сейчас льется кровь.

С особенной болью мы вспоминаем о христианах Ирака, Ливии, Сирии и других стран ближневосточного региона. Многие из них отказываются покидать свои храмы, монастыри, христианские поселения даже под страхом смерти, и мы вновь говорим о мучениках за Христа. В последнее время политики начали признавать, что массовые убийства, изгнание и взятие в заложники христиан в этом регионе являются настоящим геноцидом по конфессиональному признаку. Попытка вытеснить христианство с Ближнего Востока — это трагедия исторического масштаба, которая влечет за собой последствия для всего мира. Будем молиться о том, чтобы Господь Вседержитель укрепил наших братьев во Христе, а правителей, от которых зависит установление мира на Ближнем Востоке, умудрил, дабы они в скором времени, невзирая на частные интересы, приняли необходимые решения.

Несколько слов о деятельности Патриарха и органов высшего церковного управления, а также об общецерковной статистике в межсоборный период.


С 2013 года я совершил 65 епархиальных визитов, посетив 47 епархий1. Всего за 7 лет состоялось 168 моих поездок в 87 епархий.

В период с прошлого Архиерейского Собора также состоялись следующие мои визиты в братские Поместные Православные Церкви:



  • 1-7 июня 2013 года — мирный визит в Элладскую Православную Церковь и паломничество на Святую гору Афон;

  • 4-7 октября 2013 года — в Сербскую Православную Церковь на торжества по случаю 1700-летия Миланского эдикта и освящения храма Воскресения Христова в Подгорице;

  • 5-9 марта 2014 года — визит в Константинопольскую Православную Церковь для участия в Собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей;

  • 14-16 ноября 2014 года — мирный визит в Сербскую Православную Церковь.

С 22 по 27 января 2016 года состоялся мой визит в Шамбези (Швейцарию) вновь для участия в Собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей.

Также со времени прошлого Архиерейского Собора с 10 по 15 мая 2013 года я посетил Китайскую Народную Республику, о чем я уже упоминал в своем докладе на Архиерейском Совещании в прошлом году.

Русскую Православную Церковь посетили 9 глав автокефальных Церквей, некоторые из них — дважды за этот период2.

Особым знамением церковного единства стало празднование 1025-летия Крещения Руси, сопровождавшееся соборными служениями в Москве, Киеве и Минске. На торжества прибыли Предстоятели Александрийской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской, Болгарской, Кипрской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви в Америке, а также представители всех других Поместных Церквей. В богослужениях приняли участие множество архиереев и клириков из всех стран канонической ответственности Русской Православной Церкви.

По долгу Патриаршего служения я встречался с руководителями стран канонической ответственности Московского Патриархата3, других государств4, принимал участие в разных общецерковных и международных форумах5.
Священным Синодом, который собирался за отчетный период 15 раз6, и Высшим Церковным Советом, проведшим 16 заседаний7, а также синодальными учреждениями велась работа по реализации тех задач, которые сформулировал Освященный Архиерейский Собор 2013 года. Решения в этом направлении были также приняты участниками состоявшегося в 2015 году Архиерейского Совещания, которое, среди прочего, одобрило важный пастырский документ «Об участии верных в Евхаристии». Полный перечень из 69 документов, принятых в межсоборный период, приведен в приложении к моему докладу8, причем этот перечень не включает в себя многочисленные богослужебные тексты: службы, акафисты, чинопоследования, тропари, кондаки и молитвы, которые Священный Синод утвердил за истекшие три года. Среди важных административных решений Священного Синода также назову слияние Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела в рамках оптимизации их деятельности в единый Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации.

За период, истекший с 1 февраля 2013 года, Священный Синод, Синод Украинской Православной Церкви и Синод Русской Зарубежной Церкви избрали 73 архиерея. Мною в сослужении собратьев-архипастырей были совершены 62 хиротонии, а всего с 2009 года — 150 хиротоний. Еще 10 хиротоний были совершены с прошлого Собора Блаженнейшим митрополитом Владимиром, а затем Блаженнейшим митрополитом Онуфрием и епископами Украины, а всего с 2009 года на Украине были совершены 28 хиротоний православных архиереев. Одна хиротония за межсоборный период была совершена Высокопреосвященнейшим митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом и иерархами Русской Зарубежной Церкви.9

На сегодняшний день епископат Русской Православной Церкви составляют 354 архиерея, что на 64 архиерея больше, чем по состоянию на 1 февраля 2013 года и на 154 больше, чем на начало 2009 года. Правящих архипастырей сегодня 282, то есть на 57 больше чем в 2013 году и на 133 больше чем в 2009 году.

В межсоборный период скончались наши собратья-архиереи: Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (†05.07.2014), а также находившийся на покое епископ Мефодий (Петровцы, †13.09.2013г.), архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов, †03.12.2013), митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (Хазов, †23.03.2014), архиепископ Клинский Лонгин (Талыпин, †25.08.2014), митрополит Петрозаводский и Карельский Мануил (Павлов, †07.03.2015), находившийся на покое митрополит Николай (Шкрумко, †03.06.2015). Пропоем почившим «Вечную память».


Сегодня наша Церковь объединяет 293 епархии, то есть на 46 больше, чем в 2013 году10 и на 134 больше, чем в 2009 году. Созданы 24 митрополии: их число достигло 5711. В 2013 году, собравшись в составе Архиерейского Собора, мы одобрили решение, принятое Священным Синодом в 2011 году, о постепенном увеличении числа епархий. Жизнь показала, что это решение было абсолютно верным и соответствующим нуждам времени. Мы это видим, в том числе, из данных приходской статистики.

За последний год проведена кропотливая и непростая работа по уточнению этой статистики. Была создана новая форма отчетности, которая предполагает сообщение в Московскую Патриархию полных перечней храмов, часовен, монастырей, включая много сопутствующих сведений: это, к примеру, частота совершения Литургии, количество совершенных за год крещений, в отношении каждого храма — наличие или нет воскресной школы, и многое другое. Благодаря этому у нас впервые появилась единая комплексная база данных всех храмов Русской Православной Церкви на территории России. В дальнейшем эта база данных будет по возможности постепенно расширена на епархии других стран. Новая методология позволила выявить некоторые ошибки в прежних подсчетах. По итогам проведенной работы, с оговоркой о возможной погрешности в отношении тех епархий, которые еще не включены в новую статистическую систему, мы можем сказать, что сейчас в Русской Православной Церкви 34 764 храма или иного вида помещения, где совершается Божественная литургия, что на 3 379 больше чем в 2013 году, по уточненным данным. Кроме того, имеется большое количество ранее учитывавшихся в статистических сведениях часовен, где литургия не совершается, а также храмов, где литургия пока еще не совершается: строящихся, восстанавливаемых или переданных Церкви в руинах и временно законсервированных. К примеру, только в России таких храмов и часовен более 6 000, не говоря даже о множестве заброшенных храмов, которые Церкви не переданы.

Благодаря новой системе подсчета мы также можем сказать, что только в России с 2009 года построены или восстановлены более 5 000 храмов, где литургия совершается не менее одного раза в месяц, в том числе около 3 700 храмов, где литургия совершается раз в неделю и чаще. Эти данные будут уточняться по мере совершенствования статистической системы, поскольку сведения, относящиеся к периоду до 2010 года, пока еще не всегда можно определить с желаемой точностью.

Духовенство Русской Православной Церкви включает 35 171 пресвитера, то есть на 4 741 больше, чем в 2013 году, и на 7 955 больше, чем в 2009 году. Свое служение несут 4 816 диаконов — на 1 051 больше, чем три года назад, и на 1 362 больше, чем в 2009 году.

В нашей Церкви 455 мужских монастыря и 471 женский монастырь. Это больше, чем в 2013 году, на 26 мужских монастырей и на 29 — женских, и больше, чем в 2009 году, на 60 мужских монастырей и на 62 — женских.

В странах дальнего зарубежья действуют 891 приход и 56 монастырей Московского Патриархата, включая приходы и монастыри Русской Зарубежной Церкви.

Мы наблюдаем прямую связь между решением об увеличении числа епархий и ростом числа приходов и духовенства. Приведу пример вверенной моему управлению епархии города Москвы. Поскольку невозможно было в пределах одного города создать несколько епархий, в Москве были в 2011 году образованы территориальные викариатства, которыми управляют викарии. Этим Преосвященным делегирована значительная часть обязанностей епархиального архиерея. Во многом благодаря этому решению число реальных приходов, то есть храмов, при которых есть община и где регулярно совершается Божественная литургия, выросло с 271 на конец 2010 года до 475 на конец 2015 года. Из них 54 прихода вошли в состав епархии Первопрестольного града в связи с изменением административных границ Москвы в 2012 году. За вычетом этих храмов рост за пять лет составил 150 реальных приходов, живущих богатой богослужебной и общинной жизнью. Ясно вижу, что это стало возможным, в том числе благодаря созданию отдельных викариатств. Подобным же образом обстоит дело во многих новообразованных епархиях. О некоторых других практических результатах увеличения числа епархий скажу немного позднее.

Обратимся теперь к основной части нашей повестки дня.

Подготовка Всеправославного Собора
Мы веруем, что Церковь Христова является Единой, Святой, Соборной и Апостольской, как о том ясно сказано в Символе веры. Церковь едина по своей природе. Наличие в мире многих автокефальных Церквей является формой исторического бытия Церкви, наиболее подходящей для осуществления ею своей спасительной миссии. Мы знаем также, что принятие в Церкви решений, имеющих значение для всей православной Полноты, всегда требовало участия если не всех православных архиереев, то, во всяком случае, представителей каждой Поместной Церкви. В этом смысле Вселенские Соборы и некоторые иные Соборы всеправославного значения являются видимым выражением единства Церкви, ее соборной сущности, отражением ее самосознания как одного тела во Христе (см. Рим. 12:5). При этом принятие Полнотой Церкви деяний того или иного Собора всегда осуществлялось постепенно, и, как показывает церковная история, никакой Собор не мог навязать Церкви свои решения, если они оказывались отвергнутыми народом Божиим, если не происходило общецерковной рецепции соборных постановлений. Поэтому ни один Вселенский Собор не становился таковым лишь по факту своего созыва: его реальное значение становилось очевидным лишь спустя некоторое, иногда весьма продолжительное время.

Предстоящий Святой и Великий Собор Православной Церкви мы не называем Вселенским. В отличие от древних Вселенских Соборов, он не призван решать вероучительные вопросы, так как они давно решены и не подлежат пересмотру. Он также не призван вносить какие-либо новшества в литургическую жизнь Церкви, в ее канонический строй. Тем не менее, он может, если будет правильно подготовлен, стать важным фактором укрепления межцерковного единства и взаимодействия, а также послужить уточнению тех ответов, которые Православная Церковь на основании своего многовекового Предания дает на вопросы современности. И он только в том случае будет Всеправославным, если в нем примут участие представители всех общепризнанных автокефальных Православных Церквей.

На протяжении почти всего последнего тысячелетия соборное общение Поместных Церквей было затруднено. Одной из причин этого был тот факт, что в течение многих столетий все древние Патриархаты находились под мусульманским владычеством. И обстоятельства ХХ века также не благоприятствовали активизации межцерковного общения: достаточно вспомнить Балканские войны, Первую мировую войну, революцию в России, положившую начало жестокому гонению Церкви, распад Османской империи и депортацию христиан из Малой Азии, наконец, Вторую мировую войну.

Тем не менее, уже в 1923 году в Стамбуле Константинопольской Церковью был созван так называемый Межправославный конгресс, а в 1930 году — Межправославная подготовительная комиссия, которая заседала в Ватопедском монастыре на Афоне. Эти первые попытки всеправославного взаимодействия оказались неудачными. Некоторые Поместные Церкви не принимали участия в этих мероприятиях, для Русской Православной Церкви по обстоятельствам того времени это было и невозможно. Работа Межправославного конгресса в Стамбуле и вовсе проходила в реформаторском духе пренебрежения Преданием. По этой причине его решения никем впоследствии не были признаны — кроме решения о новом календаре, принятого некоторыми Церквами ценой последующих прискорбных расколов.

С общеправославными инициативами в ХХ веке выступала не только Константинопольская Церковь. Так, по инициативе Московского Патриархата в 1948 году в Москве состоялось Совещание Глав и представителей Поместных Православных Церквей, приуроченное к празднованию 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Однако его решения не были приняты теми Поместными Церквами, которые сочли, что только Константинопольский Патриарх может созывать любые совещания общеправославного значения.

Реальная активизация усилий по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви началась в 1961 году на Первом Всеправославном совещании, проходившем на острове Родос в Греции. Там был составлен обширный каталог из более ста тем, которые предполагалось подготовить на рассмотрение будущего Собора. Несколько позже, на Четвертом Всеправославном совещании в Женеве в 1968 году, было принято решение вести дальнейшую подготовку Собора в рамках Всеправославных предсоборных совещаний и предшествующих их созыву Межправославных подготовительных комиссий. Этот формат подготовки сохранился вплоть до сего дня.

На Родосском совещании 1961 года всем Поместным Церквам было предложено высказать свою точку зрения по утвержденным темам. Русская Православная Церковь со всей ответственностью подошла к их разработке. В 1963 году Священный Синод учредил с этой целью специальную Комиссию под председательством приснопамятного митрополита Ленинградского Никодима, в которую вошли ведущие богословы нашей Церкви — иерархи, клирики и миряне. За пять лет своего существования Комиссия проделала огромную работу, подготовив проекты документов по всем без исключения темам каталога. Не будет преувеличением сказать, что Русская Церковь внесла в то время беспрецедентный вклад в подготовку Всеправославного Собора и была не просто готова к его проведению, но по всем темам предлагала конкретные, взвешенные проекты соборных документов, ставшие результатом труда лучших богословов нашей Церкви. Однако в 1971 году представители ряда Поместных Церквей стали настаивать на необходимости существенного сокращения предполагаемой повестки Собора. В результате, Первое Всеправославное предсоборное совещание 1976 года сократило перечень тем до десяти. Дальнейшая их разработка проходила в рамках Межправославных подготовительных комиссий, а также Второго и Третьего Всеправославных предсоборных совещаний 1982 и 1986 годов.

В 1990-е годы эта работа была надолго приостановлена. Причиной тому стало учреждение в 1996 году Константинопольским Патриархатом так называемой автономной Эстонской православной церкви на канонической территории Московского Патриархата и намерение сделать ее полноправным участником предсоборного процесса, с чем наша Церковь была категорически не согласна. Перспективы возобновления подготовки Всеправославного Собора появились лишь в 2008 году, когда на встрече Предстоятелей Поместных Православных Церквей было принято решение, согласно которому в подготовительных к Собору мероприятиях впредь будут участвовать представители только автокефальных Церквей, но не автономных, к числу которых Константинопольский Патриархат относит свою структуру в Эстонии. Представители автономных Церквей с тех пор участвуют в предсоборном процессе не самостоятельно, а в составе делегаций своих кириархальных Церквей.

Процесс подготовки к Собору был продолжен на подготовительных комиссиях и, в 2009 году, на Четвертом Всеправославном предсоборном совещании. В марте 2014 года я принял участие в прошедшем в Стамбуле Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, итогом которого стало принятие решения о созыве Всеправославного Собора в 2016 году, «если не воспрепятствуют тому непредвиденные обстоятельства». Предполагалось, что за оставшееся ограниченное время будут активизированы усилия всех участников предсоборного процесса.

С этой целью Собрание Предстоятелей учредило Специальную межправославную комиссию, которой удалось пересмотреть три проекта соборных документов и согласовать их в рамках состоявшегося в октябре прошлого года Пятого Всеправославного предсоборного совещания. Это тексты о важности поста, об отношениях Православной Церкви с остальным христианским миром и о порядке провозглашения церковной автономии. Кратко остановлюсь на каждом их них.

Документ «Важность поста и его соблюдение сегодня» представляет собой развернутое описание общеизвестного и общепринятого учения Церкви о посте. В документе раскрывается духовный смысл поста и конкретизируется практика его соблюдения в современных условиях. Несмотря на распространяемые врагами Церкви слухи о якобы готовящейся на Соборе отмене постов или их сокращении, проект соборного документа прямо предписывает соблюдать все без исключения установленные Церковью посты. Более того, в документе впервые общецерковно утверждается обязательный характер Рождественского, Петрова и Успенского постов, которые, в отличие от поста Святой Четыредесятницы, не упоминаются в древних священных канонах.

Проект документа Всеправославного Собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» был составлен на основе разработанных еще в 80-е годы двух текстов, один из которых был посвящен так называемому экуменическому движению, а второй — преимущественно двусторонним диалогам Православной Церкви с инославными сообществами. Необходимость их существенного пересмотра была продиктована теми изменениями, которые произошли за последние десятилетия в целом ряде протестантских деноминаций. Многие из них под влиянием секулярной идеологии встали на путь пересмотра не только своего вероучения, но и самих основ христианской нравственности. Это побудило и Православную Церковь пересмотреть свое отношение к подобным сообществам. Наша критика была учтена при переработке данного документа. В своих главных позициях он учитывает основные положения принятых в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе нашей Церкви «Основных принципов отношения Русской Православной Церкви к инославию». Так, в проекте документа Всеправославного Собора ясно говорится о том, что отношения Православной Церкви с инославными церквами «должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом». Отдельно отмечено, что Православная Церковь, хотя и участвует в работе Всемирного совета церквей, «не принимает идею “равенства конфессий” и не может воспринимать единство Церкви как некий межконфессиональный компромисс». Разумеется, ни о каком объединении Православной Церкви с инославными в документе речь не идет.

Следующий проект, согласованный в рамках предсоборного процесса, — «Автономия и способ ее провозглашения». В нем подтверждается право каждой автокефальной Церкви самостоятельно предоставлять ту или иную степень автономии какой-либо своей части, за исключением епархиальных структур, расположенных в регионах православной диаспоры.

В рамках состоявшегося несколько дней назад в Шамбези (Швейцария) Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей, в котором я принял участие, удалось доработать и единогласно принять проект соборного решения еще по одной теме повестки дня Всеправославного Собора — «Миссия Православной Церкви в современном мире». Его согласованию предшествовали долгое обсуждение и подчас весьма непростые дискуссии на предсоборных мероприятиях; неоднократно этот документ рассматривался и нашим Священным Синодом, а также Синодальной библейско-богословской комиссией. Столь напряженная и длительная работа над документом неудивительна, ведь именно в нем Православная Церковь дает согласованную оценку непростым и весьма тревожным процессам, происходящим в социальной, экономической, политической, нравственной жизни современного общества. В тексте не отдается предпочтение какой-то одной из существующих политических концепций, не утверждается превосходство одной модели экономики над другой, в нем Церковь, исполняя свою спасительную миссию, вновь напоминает миру, что корень едва ли не всех вызовов и проблем современного общества — в забвении людьми Божьего закона, утрате нравственных ориентиров, искаженном понимании свободы, достоинства человека и справедливости. Это делает документ, пожалуй, наиболее актуальным из тех, что включены в повестку дня Святого и Великого Собора. Хотел бы отметить, что именно Русской Православной Церкви удалось внести значительный вклад в его формулирование в связи с тем, что многие затрагиваемые в нём социальные вопросы уже были разработаны в «Основах социальной концепции» и других важных документах нашей Церкви.

Ещё один проект, который был существенно переработан на прошедшем Собрании Предстоятелей, — «Таинство брака и препятствия к нему». Ранее он носил заглавие «О препятствиях к браку», сполна отражавшее его содержание. Составленный еще в 80-е годы документ действительно представлял собой не более чем сухой перечень тех степеней родства и обстоятельств, в которых заключение церковного брака не дозволяется канонами. Наша Церковь неоднократно призывала актуализировать данный текст, дополнить его изложением церковного учения о браке как союзе мужчины и женщины, дать ответ на вызовы, которые угрожают институту семьи в современном мире. На заседаниях Специальной межправославной комиссии и Пятого Всеправославного предсоборного совещания эти предложения были учтены лишь частично. Однако на Собрании Предстоятелей для большинства его участников стала очевидной необходимость дальнейшего пересмотра данного документа. В итоге текст был в значительной степени дополнен и улучшен, что позволило нам подписать его. Тем не менее, документ устроил не все Поместные Православные Церкви: Антиохийский и Грузинский Патриархат не подписали данный проект. Дальнейшая судьба этого документа определится в ходе межправославных консультаций до Собора.

Собрание Предстоятелей также уяснило характер рассмотрения на будущем Соборе темы «Православная диаспора». В чем ее значение? Как известно, в результате массовых переселений в ХХ веке на территориях, не входящих в каноническую юрисдикцию ни одной из Поместных Церквей, оказалось множество православных людей. Среди них были и иерархи, и клирики разных юрисдикций. Таким образом, возникла ситуация, когда в одном городе оказалось несколько православных епископов различных Поместных Церквей. В 2009 году Всеправославным предсоборным совещанием было одобрено создание в ряде регионов мира совещательных органов — собраний всех православных епископов, несущих служение в данной местности. Согласно принятому тогда решению, эти органы имеют консультативный характер, а их существование ни в коей мере не ограничивает канонических полномочий православных архиереев различных юрисдикций в диаспоре и их связь со Священноначалием своих Поместных Церквей. В 2009 году предполагалось, что данное положение будет действовать временно, пока Всеправославный Собор не примет иное, уже постоянное решение. Однако объективный, трезвый взгляд на проблему диаспоры, а главное, уже накопленный опыт работы Епископских собраний, которые, с одной стороны, видимым образом свидетельствуют о единстве Православной Церкви, а с другой, подтверждают естественное право каждой из Поместных Церквей окормлять свою паству в диаспоре, показали, что никаких новых соборных решений по этой теме не требуется, действующая сегодня практика Епископских собраний должна сохраниться и на будущее.

Отдельно следует сказать о теме «Автокефалия и способ её провозглашения». Наша Церковь, как и целый ряд других Поместных Церквей, неоднократно настаивала на том, что ее разработка должна быть завершена, а проект документа — вынесен на Всеправославный Собор. На Межправославной подготовительной комиссии 2009 года уже было достигнуто принципиальное согласие относительно процедуры провозглашения автокефалии. В первую очередь должно быть получено согласие Церкви-Матери, затем — достигнут общеправославный консенсус. После этого издается томос об автокефалии, подписываемый Предстоятелями всех существующих общепризнанных автокефальных Церквей. Лишь порядок подписания этого томоса остается нерешенным вопросом по данной теме. Несомненно, и этот вопрос можно было бы согласовать, если бы изучение темы было продолжено. Важно, что уже имеется общее понимание необходимости консенсуса всех Церквей, исключающее любые односторонние действия в деле предоставления автокефалии.

Закрепить это понимание на Всеправославном Соборе было бы полезно, учитывая, в частности, неканонические действия представителей некоторых церковных образований в США и Канаде, находящихся в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Игнорируя канонического Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, иерархи данных образований только за прошедший год неоднократно посещали пределы Украины, открыто выступали в поддержку раскольников, обещали им признание их структуры в качестве автокефальной Церкви и при этом утверждали, что они якобы действуют от имени Святейшего Константинопольского Патриарха Варфоломея. И хотя Его Святейшество неоднократно заверял нас, что не поддерживает такую деятельность, подобные заявления некоторых его иерархов, на фоне регулярных призывов к Константинопольскому Патриарху со стороны лидеров раскола напрямую вмешаться в церковную ситуацию на Украине, создавали впечатление, что такое вмешательство после Собора действительно не исключено.

Лишь после того, как на прошедшем Собрании Предстоятелей Святейший Патриарх Варфоломей пообещал, что ни во время, ни после Всеправославного Собора не будут предприниматься никакие усилия для того, чтобы легализовать раскол на Украине, или для того, чтобы в одностороннем порядке предоставить кому-то автокефалию, мы согласились с его предложением отложить рассмотрение темы автокефалии и не выносить её на предстоящий Святой и Великий Собор. Уверен, что данное Его Святейшеством обещание происходит в том числе из глубокого понимания им того обстоятельства, что катастрофические для единства Православной Церкви последствия, к которым неминуемо приведет одностороннее признание раскола, обесценили бы и сам Собор, и все принятые на нем решения.

Считаю очень важным фактором личное участие Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Собрании Предстоятелей в составе единой делегации Русской Православной Церкви. Встреча и состоявшиеся в ходе ее многочисленные беседы еще раз продемонстрировали глубокое внимание Предстоятелей Поместных Церквей и их епископата к ситуации на Украине, к происходящим там насильственным действиям против канонической Церкви со стороны раскольнических структур и тех политиков, которые их поддерживают. О своей поддержке Украинской Православной Церкви и ее миротворческого служения в трудных условиях гражданского противостояния и ранее уже заявляли многие Предстоятели. Теперь же от лица всех Предстоятелей Святейшим Патриархом Варфоломеем было сказано: «Мы все признаем митрополита Онуфрия единственным каноническим главой Православия на Украине».

Завершая этот рассказ о ходе подготовки Всеправославного Собора и о состоявшемся Собрании Предстоятелей, хотел бы добавить, что подавляющее большинство предложений Русской Православной Церкви было принято: Собор состоится не в Стамбуле, а в православной Греции, на Крите; тема календаря, по которой нет общего согласия, вовсе не будет рассматриваться; по вопросу о диптихах признана справедливой давно высказанная нами мысль, что надо с уважением относиться к исторически сформировавшимся особенностям Церквей и предоставить каждой из них пользоваться принятым в ней диптихом (что на практике всегда и бывает).

Наконец, Собранием принято давно предлагавшееся нами решение о предварительной публикации всех проектов документов будущего Собора для сведения епископата, духовенства, монашества и всего народа Божия. Что и было нами незамедлительно сделано: проекты всех соборных документов уже опубликованы на сайтах Московской Патриархии и Отдела внешних церковных связей, поэтому каждый желающий может с ними ознакомиться. Эти тексты вложены и в ваши папки, которые вы получили при регистрации на Архиерейском Соборе.



Каталог: 2016
2016 -> «Из опыта работы по внедрению фгос»
2016 -> Программа комплексного экзамена по направлению подготовки 44. 04. 02 Психолого-педагогическое образование
2016 -> Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «педагогическая психология»
2016 -> Вопросы по отечественной истории для студентов очного и заочного отделений
2016 -> Xviii вв. Социальная история России XIX
2016 -> Конспект занятия «Уроки доброты»
2016 -> Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной практики профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в высшем учебном заведении
2016 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 46. 03. 01 История, уровень


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница