Доклад «Роль предметно развивающего пространства в становлении позитивных, доброжелательных отношений ребенка со сверстниками»



Дата27.05.2016
Размер73.4 Kb.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 8 «Солнышко» города Новоалтайска Алтайского края.

Доклад

«Роль предметно - развивающего пространства в становлении позитивных, доброжелательных отношений ребенка со сверстниками»

Составила: воспитатель

Гороховская И.М.

-2014-


(слайд 1)Тема доклада

(слайд 2)

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества и навыки общения.

В.А. Сухомлинский

Ни для кого не секрет, что в наше современное время, время современных информационных технологий дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом.

Очень часто наблюдение за детьми показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого. Конфликт между детьми - это, прежде всего следствие их неумения построить отношения друг с другом внутри какой-то совместной деятельности или игры. И важнейшая задача педагога - состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. А уж если конфликт случится - научить выходить из него с минимальными потерями.

Одной из основных линий ФГОС являются требования, предъявляемые к условиям пребывания дошкольников в детском саду.

(слайд 3)

Позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка - дошкольника – по-прежнему актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе.

Каждый год в начале учебного года, педагоги встречают детей из других дошкольных учреждений, домашних детей. Иногда дети приходят и в середине года. Все они имеют уже сложившиеся игровые, деловые и личные связи; определенные межличностными отношениями. Ситуация обостряется, так как некоторые дети изначально отрицательно настроены на «чужаков» и целенаправленно создают конфликтные ситуации. Вследствие чего складывается напряженная обстановка, которая негативно влияет на эмоциональное благополучие каждого ребенка в отдельности и на весь коллектив в целом. Практика показывает, дети болезненно реагируют на отказ товарищей по группе играть с ними. И как личную трагедию воспринимают отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы.

(слайд 4)

Обстановка постоянных обид и споров негативно сказывается на детях – они чувствуют себя в группе некомфортно.

В первую очередь для меня как педагога, было очень важно создать атмосферу, которая будет способствовать сплочению детского коллектива. Позитивные отношения между детьми группы – залог успешности и коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача педагога не просто умело разрешить острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, при условии формирования дружеских отношений между детьми.

(слайд5) Поэтому, я начинаю работу с установления позитивного микроклимата в группе, формирования гуманных межличностных отношений. Регулярно провожу специально организованные мероприятия, игры и игровые упражнения, этические беседы; (слайд 6) учу детей играть в подвижные игры – эстафеты, в настольные игры с правилами и т. д. Ведь любая совместная деятельность или игра - проверка способности детей согласовывать свои интересы, вступать в отношения взаимопонимания и диалога, подчинять свой интерес интересу общего дела. Что позволяет создать атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять.

Я придерживаюсь требований, которые должны учитываться при общении с детьми. Вот они: (слайд 7)

• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимаю их чувства;

• помогаю детям обнаружить конструктивные варианты поведения;

• создаю ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;

• обеспечиваю в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.



(слайд 8)

Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в детском саду должна быть располагающей, почти домашней, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции.

С педагогами группы, ищу новые пути создания предметно – развивающей среды, чтобы каждый день посещения ребёнком детского сада приносил ему радость, обеспечивал комфортность и защищённость.

Требования к развивающей предметно – пространственной среде:

•содержательно-насыщенной, развивающей;

•трансформируемой;

•полифункциональной;

•вариативной;

•доступной;

•безопасной;

•здоровьесберегающей;

•эстетически-привлекательной

В нашей группе мы постарались организовать среду так, чтобы у каждого ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Пространство нашей групповой комнаты преобразовано в разнообразные «островки» и «центры», которые удовлетворяют потребность ребенка в развитии познавательного общения и активности, при этом учитывая особенности детей, посещающих группу.

(Слайд 9) Утром детей встречает островок «Я пришёл», где детям предоставляется возможность осознать то, что он является членом детского коллектива. Это способствует формированию образа «Я».

(Слайд 10) В группе в островке «Центр времени» дети при желании могут отметить своё настроение, поставив под своей фотографией, смайлик с соответствующей мимикой. В течение всего дня, каждый ребёнок может поменять смайлик, если у него изменилось настроение. Это даёт нам возможность отслеживать причину плохого настроения у детей. Сначала дети были сосредоточены только на своём смайлике, но после систематических бесед и анализа настроений стали обращать внимание на настроение других, (слайд 11) и появились вопросы к детям: «Ты почему такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?».

(Слайд 12) А «Цветок дружбы», помогает примирить детей группы. Здесь дети мирятся, рассказывая мирилки, примеряют «волшебные» розовые очки, волшебные шляпки (по желанию) одевая которые, дети видят в друг друге только хорошее.

Зачастую бывает такой момент, когда ребёнку необходимо уединиться. И поэтому, нами предусмотрено место для временного уединения, где есть возможность подумать, помечтать. Эти функции выполняет «Островок уединения». (Слайд 13)

«Разноцветный шатёр» в островке уединения призван решать задачу создания ниши покоя. Он предназначен для того, чтобы ребёнок по желанию мог уединиться, послушать различные звуки природы, спокойную музыку – для этого там всегда находится плеер с наушниками. (слайд 14) Ещё в островке уединения находятся меховые наушники, которые дети могут одеть, если устали от звуков группы и посидеть на диванчике или в «Разноцветном шатре». Это место для личных фантазий.

Так же здесь лежат перчатки, одев которые, дети могут прикоснуться друг к другу. Ведь включение прикосновений в процесс общения детей друг с другом способствует расширению опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения, формированию у детей умений выражать свое эмоциональное состояние и оказывать поддержку другому. Прикосновения служат психологической поддержкой и помощью неуверенному в себе ребенку, снимают страх общения, формируют установку на позитивное взаимодействие со сверстниками, способствуют установлению атмосферы тепла, доверия, доброго отношения друг к другу, единения с другими детьми.



(слайд 15) Благоприятную, домашнюю атмосферу, создает камин, на котором стоят «волшебные» пейзажные картины, которые при переворачивании меняются. Дети, рассматривая их, расслабляются, успокаиваются.

В течение дня используем игру-правило: «Кричалки – шепталки – молчалки», с помощью чего дети могут снять эмоциональное напряжение.

А в случае конфликтной ситуации между детьми, при эмоциональном возбуждении, предлагаем ребенку побыть одному. И в этом нам помогает «Островок успокоения».

(Слайд 16) «Островок успокоения» в нашей группе находится в спальне. Это позволяет нам применить принцип изолированности ребенка от группы. Здесь ребёнок может снять напряжение при помощи таких средств:

(слайд 17)


  • потоптаться по коврику злюки;

  • порвать газеты и выбросить в ведёрко злости; (слайд 18)

  • покричать в помидор гнева и закрыть его;

  • рассказать о своей ссоре яблоку раздора; (слайд 19)

  • побить молотком свои переживания.

А ещё в «Островке успокоения» находятся «сюрпризные» клубочки: в середине клубочка находится игрушка, увидеть которую ребёнок сможет, только размотав клубок. Также здесь лежат другие игрушки, которые ребёнок при желании, может самостоятельно спрятать в клубочек. Всё это помогает детям устранить беспокойство, возбуждение, сбросить излишки напряжения.

Созданная таким образом предметно – развивающая среда, помогает детям разрешить без потерь конфликтные ситуации и преодолеть негативные эмоциональные последствия страхов, драк, ссор. Внутреннее благополучие не менее важно, чем внешнее, а навыки саморегуляции в сложных ситуациях так же значимы, как и следование правилам «безопасного» поведения.



(Слайд 20) И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями – с ними проводим индивидуальные беседы, анкетирования, родительские собрания, семинары-практикумы, совместные досуги. Что позволяет повысить их знания об особенностях детей, методах саморегуляции, снятия детского напряжения.

Вследствие чего, родители понимают необходимость и важность данной работы, с удовольствием взаимодействуют с педагогами группы, отзываются на наши просьбы.



Всё это способствует формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу. (Слайд 21)




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница