Доклад Реализация системно-деятельностного подхода в обучении физике



Скачать 27,18 Kb.
Дата10.03.2021
Размер27,18 Kb.
ТипДоклад

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Мостовская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

Реализация системно-деятельностного подхода



в обучении физике

Составитель: Синяк Татьяна Ивановна

учитель физики

2016


Немецкий педагог Адольф Дистервег в 1913 году в « Руководстве для немецких учителей» писал: «Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда не годятся…»

Сегодня школа переживает время больших перемен. В условиях массового перехода на ФГОС выявились проблемы, решение которых позволит обеспечить эффективность образовательного процесса. К их числу можно отнести реализацию системно- деятельностного подхода в обучении.

Системно- деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активно и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Основоположниками теории системно-деятельностного подхода можно считать

Льва Семѐновича Выготского, Алексея Николаевича Леонтьева, Даниила Борисовича Эльконина, Петра Яковлевича Гальперина, Василия Васильевича Давыдова.

На высшем, философском, уровне методологии с позиции материалистической диалектики было установлено, что деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогической практике деятельностного подхода, тесно связанного с личностным подходом. Деятельность - это преобразование людьми окружающей действительности. Любая деятельность имеет психологическую структуру: мотив, цель, действия (операции), условия и средства, результат. Если, стремясь к реализации деятельностного подхода, педагог упускает какие-то структурные моменты, организуя деятельность школьника, то он (школьник) либо вообще не является в этом случае субъектом деятельности, либо выполняет ее как иллюзорную, как отдельные действия. Ученик освоит содержание образования только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и активно-положительная мотивация для такого освоения. Однако признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, еще не есть сам по себе деятельностный подход. Он требует специальной работы по формированию деятельности ребенка, по переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует обучения его:

- целеполаганию и планированию деятельности,

- ее организации и регулированию,

- контролю, самоанализу и

- оценке результатов деятельности.

Поэтому реализация системно-деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

3) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.



  Главной задачей системно-деятельностного подхода является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. А это как раз предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

В связи с этим актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. ФГОС предусматривает смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе освоения различных способов действий. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании физики: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности при изучении конкретного физического материала.

В процессе обучения физике учащийся должен приобрести личный опыт с учетом общественно выработанного опыта предыдущих поколений. Знания не являются самодостаточными - они не являются основной целью физического образования, они выполняют лишь второстепенную роль, выступая как средство обучения. При этом целью учителя является организовать деятельность учащихся по решению практических задач, формирование способов действий, обеспечивающих в будущем решение конкретных задач данной личностью. Физика как школьный предмет относится к категории самых сложных. Пробудить интерес к предмету, не отпугнуть сложностью, вызвать на каждом уроке ощущение новизны познаваемого – вот задачи современного учителя. Развитие творческой, самостоятельной личности средствами учебного предмета – проблема, актуальная в настоящее время.

Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание, которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета.

Можно выделить два пути реализации системно-деятельностного подхода:

1.Проведение целых, законченных творческих уроков, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать.

2.Введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.

Организация учебной деятельности на уроке должна строиться с опорой:

- на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы;

- на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций;

- на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач;

- на обеспечение прогресса в когнитивном и культурном развитии учащихся, творческом преобразовании мира.

Для реализации системно - деятельностного подхода в обучении физике рационально использование проблемного обучения (создание на уроке проблемной ситуации с последующим ее решением). Постановка проблемных вопросов, проблемных задач заставляет даже слабого ученика мыслить, подыскивать решения. Возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте, явлении.

Большой объем информации учащиеся получают из учебников и дополнительных источников. Важно, чтобы работа с учебником не казалась ученикам скучной и однообразной. Существуют различные педагогические техники работы с текстом. Примерами таких техник являются «Вопрос – ответ», «Ученый совет», «Конспект», «Ответ- слово», «Существительное» и другие. Самостоятельной работе учащихся при реализации системно-деятельностного подхода отводится первостепенное значение. При этом важно разнообразить виды самостоятельных работ на уроке. Самостоятельные работы могут использованы на любом этапе урока. Для закрепления или усвоения новых знаний это могут быть тестовые работы, а для проверки уровня знаний рационально использование физических диктантов, самостоятельных работ с решением заданий открытого типа. Основная цель контроля: через контрольно-оценочные действия детей проверить и оценить их уровень овладения известным способом действия и понимания границ его применения. На уроке контроля и оценки возможно целенаправленно осуществить передачу учащимся учительских функций контроля и оценки действий. При этом школьники осваивают позиции «учителя» и «учащегося». Задания должны быть подобраны так, чтобы дети целенаправленно использовали известный способ действия (действовали в соответствии с планом) и способы самопроверки при его использовании. На уроках контроля и оценки школьники действуют в соответствии со знакомым планом действия. Они чередуют развернутые и сокращенные формы контроля, используют специальные способы самопроверки. Дети учатся разграничивать собственное знание и незнание, задавать «умные вопросы», осознанно отказываться от выполнения некоторых заданий. Вместе с учителем они выделяют критерии оценивания качества освоения определенного способа действия и учатся оценивать свою работу в соответствии с этими критериями. Учащимся должна быть предоставлена возможность выбора для выполнения заданий из предложенных, а также возможность составления проверочных работ (в том числе заданий с «ловушками») для одноклассников или детей из другого класса. Проведение диагностических и контрольных работ является разновидностями контроля и оценки. В ходе контроля этого типа школьники контролируют процесс и результат использования известного способа действия, овладевают так называемым контролем-вниманием. В ситуации появления новой учебной задачи они анализируют соответствие плана действия ее условиям и овладевают рефлексивным контролем.



Реализация системно-деятельностного подхода возможна и с помощью применения компьютерных технологий. Эта технология близка и понятна детям. Электронно-образовательные ресурсы по физике обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации, видеоролики позволяют акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы.

Системно-деятельностный подход помогает решить важную образовательную задачу современности – развитие детей, формирование активных личностей и компетентных профессионалов. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. Также в процессе такого обучения формируется система культурных ценностей человека.
Каталог: servisy -> konferencii -> doklady uchastnikov konferencii
doklady uchastnikov konferencii -> Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивных игр Тарская Светлана Андреевна Воспитатель мбдоу детский сад №69 «Брусничка»
doklady uchastnikov konferencii -> Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
doklady uchastnikov konferencii -> «Педагогические технологии реализации фгос дошкольного образования»
doklady uchastnikov konferencii -> Новые технологии коррекционно-развивающего обучения
doklady uchastnikov konferencii -> Дошкольного возраста с онр через речедвигательные упражнения
doklady uchastnikov konferencii -> «Особенности музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста»
doklady uchastnikov konferencii -> Статьи: о психологических барьерах в профессиональной деятельности учителя
doklady uchastnikov konferencii -> Формирование рефлексивных умений как необходимое условие организации контрольно – оценочной деятельности младшего школьника
doklady uchastnikov konferencii -> Развитие личности в подростковом возрасте в переходный период происходят кардинальные изменения мотивации
doklady uchastnikov konferencii -> Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница