Доклад подготовлен в соответствии со структурой и перечнем вопросов, предложенных в рекомендациях Европейского фонда образования для государств, участвующих в Туринском процессе



страница1/9
Дата15.02.2016
Размер1.27 Mb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный Институт Развития Образования
Европейский фонд образования г. Турин

Представительство Европейской Комиссии в России



Национальный доклад Российской Федерации в рамках Туринского процесса

«О состоянии и перспективах развития профессионального образования в России»

(проект)

Москва

Доклад подготовлен в соответствии со структурой и перечнем вопросов, предложенных в рекомендациях Европейского фонда образования для государств, участвующих в Туринском процессе


Современное состояние и перспективы развития профессионального образования в России

Национальный доклад Российской Федерации в рамках Туринского процесса
Содержание

Части доклада

Стр.

А. Реферат

3

В. Современное состояние системы профессионального образования в России

5

С. Внешняя эффективность (результативность) системы профессионального образования: обеспечение потребностей экономики и рынка труда, взаимодействие системы профессионального образования и бизнеса

10

D. Внешняя эффективность (результативность) системы профессионального образования: обеспечение доступности профессионального образования для разных слоев населения и степень соответствия их запросам

15

Е. Внутренняя эффективность (результативность) системы профессионального образования: обеспечение качества профессионального образования, модернизация (развитие) механизмов управления системой профессионального образования и ее финансирования

21

F. Основные направления модернизации системы профессионального образования и перспективы ее развития

29

Приложение к докладу

33



Основные понятия и определения

Профессиональное образование


(англ: Vocational Education) 1) Организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности.

2) Результат этого процесса (подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования).



Профессиональное обучение


(англ: Vocational Training) Организованный процесс освоения компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.

Профессиональная подготовка



(англ: Vocational Education and Training) 1) Организация обучения профессиональных кадров. Различные формы получения профессионального образования

2) Ускоренная форма освоения профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (значение соответствует по смыслу ст. 21 гл. 2 Закона РФ «Об образовании»).



Федеральный государственный образовательный стандарт

Нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.

Профессиональный стандарт (ПС)



(англ: professional/occupational standard) Документ, раскрывающий с позиций объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

(НРК РФ)

(англ: National Qualification's Framework of Russian Federation) Обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России. Используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования.


Основное содержание

А. Реферат
Доклад подготовлен в соответствии со структурой и перечнем вопросов, предложенных в рекомендациях Европейского фонда образования для государств, участвующих в Туринском процессе. В тексте доклада использованы данные, собранные в ходе подготовки доклада «Приоритеты развития профессионального образования в Российской Федерации» к совместному заседанию Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Доклад состоит из пяти основных частей:

В. Современное состояние системы профессионального образования в России

С. Внешняя эффективность (результативность) системы профессионального образования: обеспечение потребностей экономики и рынка труда, взаимодействие системы профессионального образования и бизнеса

D. Внешняя эффективность (результативность) системы профессионального образования: обеспечение доступности профессионального образования для разных слоев населения и степень соответствия их запросам

E. Внутренняя эффективность (результативность) системы профессионального образования: обеспечение качества профессионального образования, модернизация (развитие) механизмов управления системой профессионального образования и ее финансирования

F. Основные направления модернизации системы профессионального образования и перспективы ее развития (в том числе в области развития социального партнерства, сетевого взаимодействия и развития системы непрерывного образования)
Текст доклада предваряют основные понятия и определения, использующиеся в практике современного российского профессионального образования, вошедшие в первое издание недавно опубликованного Федеральным институтом развития образования Словаря-справочника, составленного с целью создать условия для единого понимания терминологии профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения на стадии их внедрения; обеспечить оперативную методическую поддержку разработчикам профессиональных образовательных программ, создающихся на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и в рамках организации корпоративного обучения; опережающего обучения взрослых; разработчикам профессиональных стандартов; региональным органам управления образованием.

Первая часть доклада (В) посвящена описанию конкретных действий по реализации образовательной политики в области профессионального образования; основных приоритетов и трудностей. В приложении к части В1 содержатся показатели и данные, иллюстрирующие основное содержание:

статистические данные о государственных расходах на образование в процентах к ВВП (по уровням образования) 2004 – 2007 гг.;

данные о количестве выпускников по укрупненным областям подготовки кадров (2004/2005 уч.год – 2007/2008 уч.год);

таблица общих индикаторов социально-экономического положения различных категорий населения РФ в динамике (2000 – 2009 гг.);

статистические данные об уровне занятости населения и безработице по состоянию на февраль 2009 года;

сведения об итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2009 гг.

Части С, D, E более подробно освещают вопросы, связанные с взаимодействием сфер труда и профессионального образования; обеспечением доступности профессионального образования для разных слоев населения и качеством образования.

В приложении к части С представлена справка о Национальной рамке квалификаций Российской Федерации.

В последней части (F) представлены основные направления модернизации системы профессионального образования и перспективы ее развития (в том числе в области развития социального партнерства, и системы непрерывного образования)

В приложении ко всему докладу содержатся следующие материалы:

- структура системы профессионального образования России и ее компоненты;

- правовые, институциональные, государственные и общественные политические рамки, управляющие различными компонентами системы профессионального образования;

- статистические данные об уровне образования населения по возрасту и полу (данные переписи населения 2002 года);

- статистические данные о результатах международного исследования PISA по чтению (2000 – 2006 гг.);

- статистические данные об уровне неграмотности населения по данным переписи населения за 2002 год;

- графики и диаграммы: «Доля студентов учреждений высшего профессионального образования в общей численности населения России возрастной когорты 17-22 года в 2000-2008 гг.»; «Количество высших учебных заведений в Российской Федерации в 2000-2009 гг.»; «Среднемесячная начисленная заработная плата работников образования в 2000-2010 гг. (апрель-июнь 2010 г.)»; «Доля работодателей, оценивающих уровень подготовки выпускников учреждений профессионального образования как слабый»

В. Современное состояние системы профессионального образования в России

1. Какова официальная позиция (современное видение и понимание) в стране относительно профессионального образования и обучения?

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) и Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р) определяют дефицит человеческого капитала, квалифицированных инженерных и рабочих кадров как одну из ключевых проблем, способных замедлить темпы модернизации экономики страны.

31 августа 2010 года состоялось заседание Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Оно было посвящено приоритетам развития профессионального образования в России. На заседании как одна из основных проблем была отмечена чрезмерная популярность среди граждан высшего профессионального образования по сравнению с начальным профессиональным и средним профессиональным образованием. В связи с этим, поставлена задача повысить престиж начального профессионального и среднего профессионального образования.

Система профессионального образования, созданная для индустриального периода экстенсивного развития в неконкурентной среде, должна быть принципиально изменена.

Ключевыми условиями развития системы профессионального образования являются:

- обеспечение более тесной связи системы профессионального образования с экономикой и ее реальными потребностями;

- объединение усилий государства, работодателей и общества;

- взаимодействие всех ветвей и уровней власти;

- повышение мотивации граждан к получению качественного профессионального образования на протяжении всей жизни;

- создание стимулов для образовательных учреждений к повышению качества профессионального образования с учетом критериев его оценки принятых как на национальном, так и на международном уровне.

Наиболее актуальными являются следующие направления работы:

- развитие государственно-общественных организационных и экономических механизмов управления системой профессионального образования;

- обновление содержания профессионального образования на основе профессиональных стандартов, с прямым участием объединений работодателей;

- формирование системы независимой оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию квалификаций выпускников;

- развитие системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров профессионального образования для создания человеческого потенциала его модернизации;

- создание и развитие управленческих механизмов, обеспечивающих включение системы профессионального образования в решение кадровых проблем предприятий;

- создание системы профессиональной ориентации молодежи, направленной на изменение отношения общества к востребованным рабочим профессиям, техническим направлениям подготовки, сложным наукоемким специальностям.

- усиление участия регионов в комплексной модернизации профессионального образования.



2. Какие конкретные действия предпринимаются для реализации образовательной политики в области профессионального образования?

Государственная политика в сфере профессионального образования осуществляется в рамках текущей деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, его научных институтов, федеральных и ведомственных целевых программ и приоритетного национального проекта «Образование». В настоящее время из федерального бюджета финансируются следующие крупные проекты:

- Разработка стратегии и программ модернизации профессионального образования в целях реализации проекта «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации»;

- Модернизация образовательных программ в сфере сервиса;

- Развитие системы опережающего профессионального обучения с учетом перспектив технологического развития экономики и повышения производительности труда;

- Разработка системы независимой оценки качества образовательной и научной деятельности в приоритетных отраслях экономики для обеспечения объективности и прозрачности результатов оценки для широкой общественности.

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» (данные об итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007-2009 гг. - см. в приложении к части В) в субъектах Федерации были созданы около 300 инновационных ресурсных центров для реализации программы начального и среднего профобразования, обновлена материально-техническая база ведущих учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Не менее значимым результатом стало определение учреждений-лидеров, своеобразных «точек роста», которые способны поддержать формирование территориально-отраслевых экономических кластеров и модернизацию региональных систем профессионального образования. В рамках нацпроекта изучены вопросы стимулирования инноваций в образовании, поддержки усилий и инициатив образовательных и общественных организаций, объединений работодателей, органов местного самоуправления, субъектов Российской Федерации по обновлению и совершенствованию образовательного процесса и системы образования в целом в соответствии с задачами инновационной экономики.

В системе высшего образования создана сеть ведущих вузов (на сегодня – 36 университетов, в том числе 7 федеральных и 29 исследовательских).

Оставшаяся часть вузов в ближайшие пять лет также претерпит существенную модернизацию. Предстоит работа по развитию эффективной сети учреждений профессионального образования, способных стать центрами социально-экономического развития региона, созданию интегрированных профессиональных образовательных комплексов, объединяющих профессиональные образовательные учреждения различных уровней.

Расширяется спектр образовательных программ профессионального образования на основе дифференциации их целей и направленности (например, в экспериментальном режиме реализуются программы прикладного бакалавриата).

Отрабатываются механизмы обеспечения непрерывности профессионального образования на основе преемственных образовательных программ профессионального образования.

В настоящее время завершается подготовка и утверждение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), основанных на модульно-компетентностном подходе.

Введены новые федеральные государственные стандарты высшего образования (154 стандарта бакалавриата, 163 – магистратуры). Для части направлений (107) сохранена непрерывная пятилетняя подготовка с учетом традиций российской системы высшего образования.

При этом с учетом традиций отечественного высшего образования по некоторым специальностям, имеющим особое значение для безопасности государства и сохранения здоровья граждан (инженеры, врачи, архитекторы и пр.), сохранена подготовка специалистов с непрерывным сроком обучения не менее пяти лет.

С 2011 г. вводятся новые ФГОС для 567 специальностей и профессий, по которым ведется подготовка в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В новых образовательных стандартах для описания требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы использовались дескрипторы квалификационных уровней Национальной рамки квалификаций РФ (НРК РФ), разработанной в соответствии с соглашением между Минобрнауки России и Российским союзом промышленников и предпринимателей (см. справку о НРК РФ в приложении к разделу С).

Созданы нормативно-правовые условия для внедрения новых организационных форм функционирования образовательных учреждений, призванных повысить уровень их финансовой самостоятельности и расширить возможности привлечения в систему образования дополнительных внебюджетных средств.

Модернизационные процессы развития профессионального образования России требуют изменений в законодательной и нормативно-правовой базе образования. В связи с этим подготовлен проект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который в настоящее время опубликован на сайте Минобрнауки России и проходит широкое общественное обсуждение.


3. Каковы приоритеты на данный момент?

Приоритет следующего десятилетия - создание инновационной экономики - главный вызов для системы профессионального образования. В связи с этим, основными направлениями работы по модернизации системы профессионального образования являются:

- приведение системы профессионального образования в соответствие с требованиями развивающихся рынков труда и задачами социально-экономического развития страны;

- дальнейшее развитие децентрализации управления системой ПО при одновременном усилении роли федерального центра в области регулирования рынка и обеспечения качества образовательных услуг (разделение полномочий федеральногоцентра и субъектов РФ регулируется на основе главы III Федерального закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании» (ред. от 17 июня 2010 г. и Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации);

- формирование целостной федерально-региональной сети учреждений профессионального образования, связанных общими задачами;

- интеграция усилий Российской Федерации и ее субъектов по развитию профессионального образования;

- модернизация системы профессиональной ориентации, создание системы сопровождения профессионального выбора в образовательных учреждениях;

- развитие кадрового потенциала системы профессионального образования;

- создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования;

- развитие международной интеграции профессионального образования, в том числе и для обеспечения роста экспорта российских образовательных услуг.



4. В чем заключаются основные трудности (например, в разработке, внедрении стратегии модернизации профессионального образования, мониторинге за ходом ее реализации и/или в решении каких-либо конкретных первоочередных проблем)? Какие наиболее актуальные вопросы обсуждаются на данном этапе?

В модернизационные процессы вовлечена далеко не вся система образования страны. Продвижение вперед группы лидеров еще больше подчеркивает недостаточный уровень основной массы образовательных учреждений.

Развитие системы профессионального образования пока отстает от потребностей развивающейся экономики.

Сложившаяся сеть учреждений профобразования и структура оказываемых ими услуг не успевает реагировать на демографические изменения в стране, ведущие к дефициту квалифицированной рабочей силы и привлечению в Россию мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Формирование негосударственных, в т.ч. корпоративных образовательных и исследовательских организаций ведет к развитию конкуренции на рынке профессионального образования. Во многих случаях эти новые институты более гибки и энергичны, однако среди них есть недобросовестные поставщики образовательных услуг. В этих условиях, с одной стороны, защита государственных образовательных учреждений может привести к торможению модернизационных процессов и сохранению устаревших подходов, а с другой стороны, обостряется риск появления псевдовузов и, как следствие, снижения качества высшего образования.

Эта проблема осложняется ориентацией молодежи скорее на статусность высшего образования, чем на результат – получение необходимых знаний, умений и компетенций.

Усугубляет проблему и такой фактор, как истощение ресурсной базы сложившейся системы профессионального образования, включая её кадровый состав. Для значительной части преподавательских кадров характерны недостаточная готовность и слабая мотивация к инновациям.

В масштабах всей системы отечественного профессионального образования большего внимания требуют вопросы интеграции в мировую систему образования, международной сопоставимости условий и результатов обучения, развития академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей.

Существенной проблемой является сложность признания результатов неформального и спонтанного обучения.

С. Внешняя эффективность (результативность) системы профессионального образования: обеспечение потребностей экономики и рынка труда, взаимодействие системы профессионального образования и бизнеса

1. Какие три основные экономические проблемы определяют потребность в тех или иных навыках и умениях? (например, экономическая реструктуризация, конкурентоспособность, теневая экономика, миграция населения, развитие малого и среднего бизнеса, финансовый и экономический кризис, устойчивое развитие и т.д.).

- экономическая реструктуризация, модернизация страны, преодоление сырьевого характера экономики2;

- ускоренное развитие наукоемких секторов экономики, создание инфраструктуры для капитализации научных результатов и новых технологий;

- необходимость существенного повышения производительности труда в условиях демографического кризиса.


2. Насколько успешно данные проблемы решались посредством системы профессионального образования? (например, в отношении гарантирования необходимых ресурсов для экономики; улучшения результатов обучения выпускников и работников для рынка труда; содействия в переподготовке выпускников профессионального образования и обучения; вовлеченности частного сектора; предоставления возможности получения довузовского (начального и среднего) профессионального образования, профессиональной подготовки на высших ступенях образования; развития системы обучения взрослых; обеспечения управления карьерой; содействия в признании и валидации спонтанного / неформального обучения?)

Решение перечисленных в п.1 проблем связано с разработкой и внедрением механизмов социально-экономического характера и лишь в комплексе с ними - с повышением качества образования, развитием вариативности образовательных услуг. Система профессионального образования, прежде всего, решает задачу кадрового обеспечения модернизации экономики и технологического развития страны. В связи с этим можно выделить ряд конкретных мер, реализация которых имеет значение и для решения обозначенных проблем:

- создание современной сети ведущих вузов; ее ядро составляют в первую очередь МГУ имени М.В.Ломоносова и СПбГУ имени А.И. Герцена, федеральные и национальные исследовательские университеты (36 университетов, в том числе 7 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов);

- создание региональной сети организаций профессионального образования, включая как вузовский, так и невузовский сектор;

- прямое участие объединений работодателей в независимой оценке качества профессионального образования;

- эксперимент по разработке и реализации программ прикладного бакалавриата3;

- развитие частно-государственного партнерства в профессиональном образовании, поддержка и распространение опыта стратегического партнерства вузов и предприятий, например программы «Стратегического партнерства» ЛЭТИ (http://www.partner-fin.ru);

- поддержка реализации программ непрерывного образования со стороны бизнеса, например президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ;

- создание нормативно-правовых условий для внедрения новых организационных форм функционирования образовательных учреждений, обеспечивающих расширение их финансовой самостоятельности и повышение ответственности за конечные результаты деятельности, а также сохранение социальной ответственности государства за те сектора, где действие рыночных механизмов нецелесообразно;

- создание фонда целевых капиталов, эндаумент (2009 г. – 9 эндаумент-фондов: Финансовая академия, Южный федеральный университет, Сибирский федеральный университет, МГИМО, Высшая школа экономики, Высшая школа менеджмента СПбГУ, Европейский университет Санкт-Петербурга, Московская школа управления Сколково, фонд «Образование и наука» Южного федерального округа);

- участие объединений работодателей в создании и общественно-профессиональной экспертизе ФГОС НПО, СПО, ВПО нового поколения и разработке на их основе новых модульных образовательных программ;

- развитие системы обучения взрослых, в т.ч. разработка и реализация программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки (опережающего обучения) как форма содействия переподготовке работников в условиях экономического кризиса.


Идет создание инфраструктуры доступа к непрерывному профессиональному образованию в течение всего периода профессиональной деятельности. Основными элементами этой инфраструктуры являются:



  • программы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, построенные на принципах модульности, а также реализующие их организации и учреждения различных форм собственности;

  • единая система зачетных единиц (кредитов), построенная на основе современной информационной структуры учета, хранения и накопления данных о результатах образования;

  • независимая от организаций, реализующих образовательные программы, общероссийская система оценки качества образования, в т.ч. сертификации квалификаций.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2010
2010 -> Бучкин Андрей Владимирович
2010 -> На правах рукописи Володин Александр Анатольевич Процессно-целевое управление качеством подготовки студентов в вузе
2010 -> В информационной образовательной среде школы
2010 -> О. В. Савеличева Совершенствование подходов к методам контроля качества образовательного процесса и образовательного результата в условиях внедрения фгос спо третьего поколения
2010 -> Законодательства о защите детей
2010 -> Книга первая Выбор пути Рабы по собственному желанию Глава I. Заложники цивилизации
2010 -> Робин С. Шарма Монах, который продал свой
2010 -> Кодекс корпоративной этики дтэк
2010 -> Эверетт Шостром. Анти-Карнеги Содержани е
2010 -> Данной статьи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница