Доклад: «Организация ученического самоуправления в классе и школе»



Скачать 28.18 Kb.
Дата23.05.2016
Размер28.18 Kb.
ТипДоклад

Омутинская специальная (коррекционная) школа.

Доклад: «Организация ученического самоуправления в классе и школе».

Классный руководитель 1- 4 кл.: Некрасова Л. В.

с. Омутинское, 2013 г.




Организация ученического самоуправления

в классе и в школе.

Человек самореализуется в хорошо организованном труде и его результатах.

Шпалинский В.В.

Основная цель ученического самоуправления - это подготовка воспитанников к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому воспитаннику принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в классе поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление. Школа должна меняться , идти в ногу со временем, соответствовать потребностям общества, что прямо сказано в Законе « Об образовании».

Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом. Нужно помнить, что право участвовать в управлении школой ученикам дает закон. И даже Устав школы не может отнять у них это право. Самоуправление - механизм, который позволяет это право реализовать. Другого механизма участия учеников в управлении школой просто нет в природе. Школой может управлять не только директор. В управлении школой должны участвовать учи геля, ученики и родители. И для того, чтобы они могли это делать, необходимо создать органы самоуправления. И если ученики будут вместе с учителями и родителями управлять школой, то они почувствуют себя хозяевами школьной жизни. Сейчас большинство ребят приходят в школу с чувством, что от них ничего не зависит. Они думают, что все решают учителя. Но необходимо добавить, что ученическое самоуправление будет работать в школе только в том случае, если ученики захотят этим заниматься, а администрация школы будет готова их поддержать. И именно от школьников и педагогов зависит, за какие дела ученическое самоуправление возьмется. С учащимися начальной школы все по- другому. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Можно организовать самоуправление детей в классе: выбрать лидера, разделить класс на группы, устроить соревнование, обучить актив класса работе. Но я думаю, это не будет самоуправлением в том виде, как мы представляем, когда школьники работают сами - являются инициаторами, организаторами школьной жизни. Когда взрослые помогают, но только не в качестве руководителей, а в роли кураторов, которые на первых порах учат организовать работу.

Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Начальные классы - это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы - совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далекую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

Игра это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. Л игра -совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность - это одно из главных правил любой игры.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно ее завершать. А главное - сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заменить и оценить первые ростки самоуправления. Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:



  • повышение активности учащихся в классных делах;

  • реализация интересов каждого учащегося;

  • привлечение родителей к совместной деятельности.


Задачи организации ученического самоуправления в классе:


  • создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

  • дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

  • создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

  • создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

  • формировать толерантность, умение общаться.

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы.



  • определяет основные направления классной жизни.

  • обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.

  • совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.

  • высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса.

  • избирает капитана экипажа, заслушивает и оценивает работу актива

  • собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

Каждый ученик в классе имеет определённое поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально -значимую деятельность.
Функции органов самоуправления по видам деятельности:

Познавательная — организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состоянием тетрадей, учебников; помогает в проведении предметных олимпиад.

Трудовая- отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, организует дежурство по классу.

Культурно-массовая - организует и проводит коллективно — творческие дела, конкурсы, организует посещение выставок, музеев, кинотеатров, организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.

Спортивная - помогает организовать спортивные праздники, дни здоровья, определяет лучших спортсменов.

Социальная - следит за выполнением творческих поручений, контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.

Это примерный перечень того за что могут отвечать службы класса. На сегодняшний момент возникает необходимость создания такой службы, которая бы отвечала за энергобезопасность и энергосбережение.



Актив класса:

- Помогает организовать выполнение решений классного собрания и классных ученических служб.

- Организует помощь в учёбе учащихся, имеющих проблемы.


  • Участвует в подготовке и проведении классных собраний.

  • Отражает всю важную информацию в классном уголке.

Староста обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость. Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом.

Проблем организации взаимоотношений внутри коллектива при самоуправлении в воспитательном процессе очень много. И это не случайно. Ученическое самоуправление требует особого внимания.

Каждый учитель при организации самоуправления должен помнить.


  1. Мастерство учителя зависит главным образом от того, в какой мере учитываются социально -психологические факторы развития коллектива и на какой нравственной основе развёртывается детское самоуправление.

  2. Необходимо знать скрытые пружины детского общения, характер притязаний, интересов, мотивов поведении- без этого невозможно развивать детскую активность.

  3. Следует завоевать доверие учеников - это первое условие в развитии детской самостоятельности. Развивать самоуправление - значит постоянно учить школьников правильному разрешению возникающих противоречий, устранению недостатков, преодолению трудностей. Смысл самоуправления - в формировании инициативы и самостоятельности учащихся.

  4. Необходимо привлекать к управлению жизнью класса как можно больше учащихся, не ограничиваться узким кругом актива. Помочь каждому раскрыться показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников -это задача коллектива.

Большую роль при организации самоуправления имеет работа с лидерами, но при этом надо помнить , что:

Роль лидера далеко не всегда соответствует его интеллектуальной и нравственной ценности и наша задача - путём обогащения жизни детей полезными делами, повышением нравственных требований, добиться, чтобы это соответствие было полноценным.

В одних занятиях школьник может лидировать, а в других быть рядовым. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы утвердить в коллективе правило, кто лучше умеет, тот и возглавит. Необходимо превратить это правило в норму деятельности, приучить школьников оценивать товарищей по тому, как они относятся к общему делу, насколько им дорого нравственное здоровье класса, школы в целом. Ученический коллектив специальной (коррекционной) школы 8 вида имеет довольно сложную структуру. Это определено двумя причинами:


  • разновозрастным составом учащихся в классном коллективе;

  • неодинаковой тяжестью и структурой дефекта.

В условиях обучения учащихся с нарушением интеллекта школьное самоуправление является хорошим средством сплочения ученического коллектива, при этом вся деятельность осуществляется детьми, а учитель берёт на себя педагогическое руководство.

Структура самоуправления включает в себя две подсистемы: классную и общешкольную. Классное руководство осуществляют избранные ученическим коллективом учащиеся под руководством командира отряда. Это санитары, ответственные за учёбу, труд, спорт.

Органом общешкольного самоуправления является совет школы, в который входят учащиеся старших классов с достаточно сохранным интеллектом, пользующиеся авторитетом среди учащихся, так или иначе помогающие в управлении школьным коллективом. Деятельность совета школы регламентируется заместителем по учебно-воспитательной работе.

Па заседаниях совета школы создаются рабочие группы: трудовая, санитарная, учебная, спортивная, хозяйственная, художественно- музыкальная. Количество и наименование видов деятельности определяются условиями учебно-воспитательного процесса.

Существует много авторов воспитательных систем, но цели определяющие
характер системы, реализуются людьми. Каждая школа имеет своё лицо, свои связи с внешней средой, определяет свою основную сферу жизнедеятельности детей, свои традиции. Вместе с авторами «делают» систему педагоги, дети, те взрослые которые включаются в жизнь школы. Но только тогда работает система, когда они спаяны в единый воспитательный коллектив.

Там, где воспитательная система сложилась, школьный коллектив выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединённых общей деятельностью и общей ответственностью. У школьников и педагогов формируется «чувство школы», что делает возможным осуществление и расширение практики личного подхода.

Мои ученики очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. Уделяю внимание этой проблеме в работе с классом, чтобы и на средней ступени обучения дети с удовольствием выполняли самые различные поручения.

Мне и моим воспитанникам кажется, самоуправление должно базироваться па следующих принципиальных позициях:

1. Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;


  1. Выборность — полномочии приобретаются в результате выборов;

  2. Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;

4. Целесообразность - деятельность должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.

  1. Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

  1. Самодеятельность - творчество, активность. Самостоятельность учащихся.

  1. Ответственность — необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед своими избирателями.

Исходя из того, что в основе организации ученического самоуправлении в начальных классах, должна лежать игровая деятельность, я организовываю самоуправление в форме «Класса помощников».

Капитан экипажа - главный помощник всем учащимся и учителю. Физорг - помощник по спортивной работе. Санитар - помощник медика.

Хозяйственник - помощник по хозяйственным делам в классе.

Цветовод - помощник по уходу и выращиванию цветов.

Библиотекарь - помощник любителям книг.

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и значимость другого. Поручения в классе можно распределить, обыгрывая ситуации. Но контроль за участием детей в выполнении поручений должен быть постоянным, и нельзя прийти в класс и сказать детям: «С сегодняшнего дня мы с вами открываем класс помощников и вы сами будете управлять жизнью в классе».

На начало года провожу подготовительную работу со всеми помощниками, в течение года корректирую и направляю их деятельность с учётом их способностей. Один раз в четверть отчитываемся о проделанной работе, на классном собрании. И в конце года подводим итог в выполнении общественных поручений, и поощряем инициативных, самостоятельных и желающих выполнять общественное поручение учащихся.

Поощряю успехи по-разному: вручаю грамоты, дипломы и сюрпризы, объявляю благодарность на классном часе, сообщаем родителям благодарность за поведение ребёнка, его инициативность и участие в общественной жизни класса и школы.

Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей в своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что — то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. И в заключении хочется сказать, что школа - это маленькая модель общества. Поведение ребёнка в школьном коллективе - это поведение взрослого в обществе. Если ребёнок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, такой ребёнок и во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.
Список литературы

1. «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» В. В. Воронкова Москва «Школа- Пресс» 1994 г.



2. «Организуем жизнь класса по-новому». М.А. Тыртышная, Ростов-на-Дону Сникс - 2007 г.

3. «Справочник классного руководителя 1-4 кл.» Н. И. Дереклеева, Москва «Вако» - 2009 г.
Каталог: files -> upload -> EDU
upload -> Проблема формирования мотивации педагогической деятельности
upload -> Роль культурно-исторической психологии Л. С. Выготского
EDU -> Разработаны на основе комплекта диагностических материалов по оценке и учету индивидуальных особенностей развития детей 5-7 лет
EDU -> Муниципальное автономное
EDU -> Районная научно-практическая конференция молодых исследователей «Эврика» «Влияние Интернет-сленга на речевую культуру современной молодёжи» (доклад)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница