Доклад «Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для детей с овз»



Дата02.06.2016
Размер63 Kb.
ТипДоклад
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 4»


ДОКЛАД

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении для детей с ОВЗ»



(в соответствии с ФГОС ДО)

Подготовили:

учитель-дефектолог

Шевченко Н.А.;

учитель-дефектолог

Скрынникова И.Н.;

воспитатель

Редозубова И.В.



ЗАТО Северск - 2015 год

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас взрослых, от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.



Поэтому одним из необходимых условий в обучении и воспитании детей становится создание развивающего пространства в ДОУ. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (РППС) на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.2.2. и п. 3.4.4. по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С сентября 2014 г. с нашего дошкольного учреждения был снят статус «КВ» (коррекционного вида). Тем не менее, контингент детей не изменился. К нам в сад идут дети через ПМПК с диагнозами: ЗПР, лёгкой умственной отсталостью, дети с аутистическим спектром, дети-инвалиды. Специфика работы с особыми детьми остаётся прежней, однако в современных условиях требуется модернизация обучения и создание условий, отвечающих современным требованиям общества. Поэтому мы выстраиваем РППС в соответствии с ФГОС.

Сегодня мы готовы поделиться с вами своим опытом по построению развивающей предметно-пространственной среды в нашем ДОУ с учётом специфики нашего детского сада (дети с ОВЗ).



Цель: Проектирование образовательного пространства в условиях перехода на ФГОС ДО.

Задачи:

- Создание специальных условий для развития и коррекции детей через их деятельность.

- Обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: физических, социальных, духовных.

- Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия детей.

 В нашем ДОУ функционирует 4 группы. Все группы оборудованы отдельными спальнями. В каждой группе имеется кабинет учителя–дефектолога, где проходит коррекционная работа с детьми.

Музыкальный и физкультурный зал для занятий лечебной физкультурой (ЛФК) имеют отдельные помещения. На территории детского сада размещены участки, спортивная площадка, летний бассейн.

Проектируя среду в новом качестве, как требует стандарт, мы опирались на самоанализ и оценку имеющихся условий. Было выявлено, что существующая предметно-пространственная среда не в полной мере соответствует требованиям ФГОС. Необходим переход к модели нового современного детского сада.

При моделировании среды стремились уйти от жестких подходов, связанных с функциональным назначением уголков, зон и созданию детских центров активности.

С точки зрения требований стандарта среда должна приобрести интерактивный характер. Это значит, должны быть созданы условия для взаимодействия и общения детей и взрослых, изменения пространства группы в зависимости от содержания и вида деятельности. В модель будущей среды мы включили обновление оборудования, размещение пособий по видам деятельности, мягких модулей, общего дизайна интерьера. При создании развивающего пространства в групповом помещении ведущую роль отводим игровой деятельности, так как в основе детской психики лежит игра. В процессе обновления условий в нашем ДОУ мы учитываем главные аспекты и требования стандарта о том, что среда должна обеспечивать реализацию образовательной программы, условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Развивающая предметно–пространственная среда должна быть: содержательно–насыщенной, трансформируемой, вариативной, полифункциональной, доступной и безопасной.



  • Насыщенность среды - соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами: игровым, спортивным, оздоровительным и др. Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям:

  • игровая деятельность;

  • творческая деятельность;

  • познавательная деятельность.

Познавательная деятельность проходит с использованием развивающих игр, средств обучения (в том числе технических), игрушек, моделей.

Предметный мир, окружающий ребёнка, постоянно пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определённого возраста.

Познавательная деятельность осуществляется через экспериментирование с доступными детям материалами (вода, снег, магниты, деревянные бруски, камни и т. д.)

В группах имеются условия для обеспечения двигательной активности, развития крупной и мелкой моторики, возможности организации подвижных игр и соревнований, проведения физминуток.

В группах созданы условия для гендерного воспитания мальчиков и девочек. Для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения воинов, инструменты для работы, разнообразные технические игрушки.

Для девочек – предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки.



  • Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно–пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

При организации непосредственно-образовательной деятельности активно используем мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы (в соответствии с календарно-тематическим планированием).

Предметы и игрушки, которыми действует ребёнок, не просто объекты его внимания, а средства общения с взрослыми и детьми. Действия детей с предметами сопровождаются речевыми комментариями, которые имеют развивающий и обучающий эффект. Ведущую роль в обучении через игру выполняет взрослый.



  • Полифункциональность - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и др. Это позволяет использовать предметы - заместители в разных видах детской деятельности: игре, конструировании и т.д.

Ширмы могут использоваться не только в игровой деятельности, но и как зона отдыха и уединения.

Использование возможности изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

Взаимосвязь в коррекционной работе учителя-дефектолога и воспитателей группы.


  • Вариативность среды - наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала; обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности.

В группах организовано гибкое и вариативное пространство.

В кабинете учителя-дефектолога проводится коррекционная работа с использованием разнообразного материала, а также со сменой видов деятельности. Виды деятельности постоянно меняются.

Периодическая сменяемость учебного пространства стимулирует познавательную активность детей.


  • Доступность и безопасность предметно-пространственной среды.

Дети могут свободно передвигаться по группе и использовать разнообразный материал, игрушки. Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей.

Форма и дизайн предметов соответствуют нормам безопасности, а также возрасту детей группы. Летом 2014 г. к учебному году была приобретена новая мебель в группы: шкафы, детские кабинки в приёмную. Цвет и дизайн мебели предлагали сами педагоги ДОУ. Были приобретены новые игрушки, модули, обучающие пособия за счёт средств, выделяемых для детей-инвалидов.

Мы, взрослые должны обеспечить безопасное пребывание ребёнка в детском саду, предвидеть возможные риски, которые могут причинить ущерб здоровью ребёнка и уметь предотвратить, избежать подобных опасных ситуаций.

В кабинете учителя-дефектолога свободный доступ к пособиям, стимулирующих познавательное развитие воспитанников. Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности, в ходе которой дети могут проявить инициативу и творчество при изготовлении учебных и игровых пособий. Результат своего труда дети используют в игровой деятельности.

При организации РППС в нашем детском саду педагоги и специалисты создают в группах и кабинетах условия для совместной деятельности детей и взрослых, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Организация среды осуществляется с учётом специфики ДОУ, в основе которой лежат принципы коррекционной педагогики, использования в работе с детьми различных технологий и обучающих методик, предназначенных для коррекции детей с ОВЗ.



Развивающая предметно-пространственная среда строится в соответствии с календарно-тематическими планами, которые составлены на основе образовательной программы с учётом возраста и периода обучения детей каждой группы. Предметно-пространственная среда носит характер открытой, динамичной системы, способной к корректировке и развитию. Таким образом, среда в нашем саду постоянно меняется и развивается. Педагоги и специалисты ДОУ - профессиональные и творческие личности. В учебно-воспитательном процессе стараются раскрыть возможности каждого ребёнка, предоставляя ему свободу выбора.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница