Доклад научного руководителя



Скачать 38.03 Kb.
Дата25.04.2016
Размер38.03 Kb.
ТипДоклад
Умственная активность как секрет долголетия
Доклад научного руководителя

Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург) Н.П. Бехтеревой
СГА занимается сейчас очень важным делом – изучением изменений когнитивных функций мозга человека в зависимости от возраста. Что происходит на нашей планете при старении населения и что можно сделать, чтобы это не было бременем для страны? А может быть даже и радостью… Вот об этом давайте и поговорим.

Мы стали жить дольше и даже вроде бы лучше. Во всяком случае, часть населения планеты. Но сейчас технический прогресс буквально бежит бегом. И он создает такую ситуацию, при которой разница между 40 и 60 годами не такая, как это было раньше. Раньше это было 20 лет. Календарных. А сейчас это намного больше. Потому что многие люди просто не успели войти в эту эпоху технического прогресса, не успели вскочить на подножку отходящего поезда. Им стараются как-то помочь. Сейчас предложено много психологических тренингов, которые помогают восстановить умственный потенциал мозга. Их достоинств не перечесть, а недостаток один – они, как правило, безадресные.

Я обращаюсь сейчас к тем, кто получил высшее образование и жизнь свою посвятил творческому, интеллектуальному труду. Как сохранить творческий потенциал, когда кажется, что возрастной пик уже позади? Как восстановить творческий потенциал, когда кажется, что уже невозможно освоить компьютер, выучить новый язык? Бывают такие ситуации, когда человек не верит в себя – ему кажется, что все возможности позади. Но дело в том, что на страже нашего мозга стоит очень симпатичный механизм – это механизм проверки активности мозга в каждой новой ситуации. В принципе мозг может как бы немножко «задремать» у тех, кто перестает заниматься интеллектуальным трудом, но все то, что, казалось бы, ушло, можно вернуть. Мы предлагаем адресный вариант сверхзадач. Допустим, человек занимался всю жизнь интеллектуальным трудом. Постепенно он начал позволять себе думать, что многое позади, многое сделано и остается лишь что-то доделать. Внезапно перед ним встает сверхзадача, в связи с чем возникает вопрос: взяться за ее выполнение или нет? Чаще всего человек, занимавшийся интеллектуальным трудом, решает этот вопрос положительно. Что же такое сверхзадача? Это то, что вдруг возникло перед человеком и кажется необходимым. Например, вам предложили сделать вступительную лекцию на основе ваших прошлых трудов на международном конгрессе. А вступительная лекция – это очень серьезное дело. Нужно не просто сказать что-то новое – надо обобщить все это и подать на хорошем научном уровне. Обращенная к мозгу мысль активирует его, активирует остаточный творческий потенциал, постепенно включая мозг в работу. Первая эмоция может быть даже негативной: «Мне это трудно, и зачем мне это нужно?». Но очень скоро она меняется на позитивную – человек снова обретает радость творчества, возвращаясь в свой творческий возраст.

Я уже не раз писала об этом ренессансе мозга. Что же происходит? Мысль активирует в мозге дополнительные образования, и постепенно человек возвращается в свой творческий возраст. И это действительно так. Я думаю, что именно поэтому у нас в Академии много работающих пожилых людей, которые вполне успешно решают проблемы в своих сферах деятельности. Для того чтобы не быть просто наблюдателем в этой ситуации, я скажу, какие у меня есть подтверждения выводов, сделанных английскими учеными, о том, что умные живут дольше, т. е. жизнь людей, работающих головой в течение всей своей жизни, – более продолжительна. Они доказали это статистически, а мы всегда так верим статистике. Почему это происходит? Необходимо понимать, что проблема, о которой я сейчас говорю, – общечеловеческая. В то же время она очень важна для нас, для нашей страны.

Мои работы последних лет являются плодом изучения мозговой организации творчества. Мы смотрим, что творчество делает с мозгом, и это не простая задача. Как же это увидеть? Дело в том, что творчество всегда осуществляется внутри какой-то деятельности. Оно возвышает эту деятельность, она становится от этого богаче, интереснее. Современная техника позволяет сравнить, что происходит в мозге, когда человек решает задачи, разные по творческому потенциалу. Оказывается, что при постановке творческой задачи активируется большое количество лишних зон мозга – тех, которые нужны для творчества: они очень значимы, так как имеют отношение к памяти, и к выбору, и вообще ко всему тому, что необходимо для творчества. Попутно активируются и другие зоны мозга, которые могут оживить не только сам мозг, не только наши возможности творчества, но и деятельность сердца, дыхательного аппарата, наш гомеостаз, обмен и т. п.

Что же происходит в результате этой активации? Она преодолевает то, к чему люди приходят постепенно, с возрастом, – она преодолевает стереотипы, которые в принципе в жизни очень нужны. Но стереотипы мышления приводят к тому, что человек начинает мыслить как бы по накатанным рельсам, т. е. происходит не активация большой области мозга, а передача возбуждения от одного участка мозга к другому. От этого мозг сильно беднеет. Он перестает заботиться и о себе, и о наших возможностях, и об организме в целом. А сверхзадача, о которой я сейчас говорила, активирует творческий потенциал мозга, возвращает человека в его творческий возраст и приводит к тому, что стереотипное мышление становится нагрузочным, отрицательным фактором. Человек радуется возможности творчества и уже смело идет по этой дороге.



Использование сверхзадач для омолаживания мозга и активизации его возможностей – это такой прием, который ориентирован на ренессанс мозга у людей, уже как бы идущих к закату мозгового потенциала. Но хочу предостеречь: сверхзадача – это, как я уже сказала, адресное дело. Ее не надо использовать детям или подросткам, хотя она оживляет творческий потенциал мозга. Сверхзадача предназначена стареющим интеллектуалам.

В заключение хочется подчеркнуть: я не обещаю бессмертие человеку, использующему сверхзадачи, – это невозможно, но на активное долголетие он вполне может рассчитывать, и это неплохо.
Каталог: content -> niipo
content -> «Я»-концепция как фактор выбора предпочтительного вида деятельности в профессиональном самоопределении студентов-психологов 19. 00. 03 психология труда, инженерная психология, эргономика
content -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
content -> Куликов Л. В. Глава Психологическая устойчивость личности
content -> Шпаргалка по педагогической психологии
content -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования
content -> А. В. Безруких, О. М. Пиляаина Архетипы в психотерапии
content -> Тип личности и болезнь
content -> Для обсуждения на заседании Бюро Отделения
niipo -> Социально-психологическое тестирование как элемент системы администрирования в управлении образовательной средой распределенного вуза
niipo -> Требования к профессиональной подготовленности специалиста в области психологии безопасности


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница