Доклад на тему: «Совершенствование профессиональной компетентности и развитие творческого потенциала студентов колледжа в рамках внеурочной деятельности»



Скачать 20,14 Kb.
Дата28.10.2019
Размер20,14 Kb.
ТипДоклад


Доклад на тему: «Совершенствование профессиональной компетентности и развитие творческого потенциала студентов колледжа в рамках внеурочной деятельности»
Для успешного обучения студентов педагогического колледжа и формирования их профессиональной компетентности, необходима такая организация образовательного процесса, которая способствует развитию творческого потенциала студентов, самореализации личности. И именно внеурочная деятельность дополняет и создаёт условия для формирования творческой личности, раскрытия ее потенциальных возможностей и способностей.

Говорить о внеурочной деятельности относительно образовательного процесса педагогического колледжа можно в двух аспектах:

- о реализации профессионального модуля для студентов школьного отделения «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»;

- непосредственно о внеурочной деятельности студентов колледжа.

Поговорим о каждом из данных аспектов. Профессиональный модуль «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» введен в учебный план колледжа в связи с переходом начальной школы на ФГОС НОО второго поколения, где внеурочной деятельности младших школьников отводится значительная роль. Поэтому современные выпускники педагогического колледжа, будущие учителя начальных классов, должны владеть общими и профессиональными компетенциями, необходимыми не только для качественного проведения уроков по основным учебным предметам, но и для методически грамотной организации внеурочной деятельности учащихся. В программу профессионального модуля «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» включена обязательная производственная практика, которую студенты проходят в базовой школе педколледжа в течение всего 5 семестра. Формой итоговой аттестации является квалификационный экзамен, который студенты сдают на 3 курсе, в конце 5 семестра. В текущем учебном году квалификационный экзамен по ПМ.02 был проведён 26 декабря 2018 г. В соответствии с разработанной программой экзамена и критериями оценки освоения студентами профессионального модуля были представлены аттестационные листы по производственной практике, портфолио, самостоятельно разработанные конспекты 5 внеурочных занятий, самоанализ 1 внеурочного занятия, анализ 1 посещённого внеурочного занятия, характеристики от учителей базовой школы и другие практические и методические материалы.

В ходе экзамена аттестуемые показали, что они овладели как общими компетенциями, такими, как умение понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, так и профессиональными: планировать конспект внеурочного занятия, определять направление, виды деятельности, формы и методы занятия и др. Студенты демонстрировали 15-минутный фрагмент внеурочного занятия по программе World Skills Russia 2018 с учётом конкурсного задания и критериев оценки. При ответах на вопросы студенты ориентировались в знании современных требований к внедрению ФГОС НОО. В практической части экзамена обучающиеся смогли представить разнообразные по содержанию фрагменты внеурочных занятий, относящихся к пяти основным направлениям внеурочной деятельности младших школьников, согласно ФГОС НОО.

Высокий уровень овладения общими и профессиональными компетенциями отмечен у таких студентов 3 курса школьного отделения, как Печерская Евгения, Рамазанова Патимат, Абаскулиева Кристина. Также было отмечено грамотное методическое планирование продемонстрированных фрагментов занятий у студентов Абаскулиевой Анастасии, Савельевой Юлии, Яхъябековой Индиры. Итоговые результаты квалификационного экзамена таковы: «Отлично» - 3 чел.; «Хорошо» - 6 чел.; «Удовлетворительно» - 3 чел.; «Неудовлетворительно» - нет. Результаты экзамена показали хороший уровень освоения студентами ПМ.02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников», сформированности умений самостоятельно добывать знания и творчески подходить к их практическому применению.

Другим аспектом внеурочной деятельности в педагогическом колледже является непосредственно внеурочная деятельность самих студентов. Одной из главных целей внеурочной деятельности является создание условий для позитивного общения, для проявления инициативы, самостоятельности и ответственности, способности к профессиональной мобильности. Творческий процесс всегда сопровождается положительными эмоциями. Это способствует развитию профессионального интереса, увлеченности, формирует положительную мотивацию учения в целом. Значение эмоции и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Одной из распространённых форм организации внеурочной деятельности студентов являются творческие студенческие кружки, клубы по интересам, научные общества и лаборатории, спортивные секции. Всё это – групповые формы организации внеурочной деятельности, и в педколледже они, безусловно, находят своё отражение. Так, в рамках работы предметно-цикловой комиссии преподавателей педагогики и психологии, в текущем учебном году начало функционировать Научное общество учащихся (НОУ) «Педагог-исследователь» (преподаватель – Цурюмова С.В.). Данное НОУ организовано на базе 2 курса школьного отделения, на сегодняшний день все студенты этого курса являются членами НОУ «Педагог-исследователь». Занятия проводятся на базе Дворца детского творчества, один раз в неделю – по средам, в 16.00 ч. – 17.30 ч. В содержание программы НОУ «Педагог-исследователь» входят такие разделы, как «Технология педагогического исследования», «Логика и понятийный аппарат научного исследования», «Методология организации опытно-экспериментальной работы в педагогике» и др. Создание и сама работа НОУ ставит перед собой следующие задачи:

- погружение студентов в атмосферу научно-педагогического исследования;

- знакомство с основами теории, методологии и технологии научно-исследовательской работы;

- оказание студентам методической помощи в выполнении курсовых работ, подготовка к выполнению ВКР;

- обучение технологии организации опытно-экспериментальной работы.

Итогом занятий в НОУ «Педагог-исследователь» должны стать следующие практические результаты:

- грамотное выполнение студентами курсовых работ и теоретическая подготовленность к выполнению ВКР;

- участие студентов в ежегодной открытой научно-практической конференции МБУ ДО «ДДТ» «Номин булг (родник науки)» - май 2019 г.;

- подготовка и публикация научных статей в интернет-изданиях;

- результативное участие студентов в заочных конкурсах и олимпиадах по педагогике.

Помимо групповых форм организации внеурочной деятельности существуют также индивидуальные и массовые формы. Под последними мы понимаем все массовые воспитательные и досуговые мероприятия, проводимые в колледже (концерты, тематические дни, коллективно-творческие дела, конференции, конкурсы, фестивали, развлекательные вечера и др.). Ярким примером индивидуальной формы внеурочной деятельности можно назвать участие студентов в чемпионате World Skills. Здесь мы можем говорить об индивидуальной работе с одарёнными учащимися, имеющими особые успехи и достижения в учебной деятельности. В этом учебном году к участию в чемпионате World Skills готовятся студенты школьного отделения Сангаева Валерия (4 курс) и Печерская Евгения (3 курс).

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы и рекомендации:

- внеурочная деятельность является важным фактором совершенствования профессиональной компетентности и развития творческого потенциала студентов педагогического колледжа;

- в учебно-воспитательном процессе педколледжа необходимо уделять внимание развитию всех форм внеурочной деятельности (групповой, массовой и индивидуальной);

- в целях активизации внеурочной деятельности студентов, необходимо заключать договоры о творческом сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования г. Элиста, например, с МБУ ДО «Дворец детского творчества».



Преподаватель педагогики, к.п.н. С.В. Цурюмова

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница