Доклад на педагогическом совете заместителя директора по увр порошиной З. Ю. март 2011 год



Скачать 174.04 Kb.
Дата14.02.2016
Размер174.04 Kb.
ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»


Учебная мотивация как средство повышения эффективности учебно-воспитательного

процесса и социализации учащихся

с ограниченными возможностями здоровья

Доклад на педагогическом совете

заместителя директора по УВР

Порошиной З. Ю.


март 2011 год

В этом учебном году педагогический коллектив отделения школы-интерната работает над темой «Социализация и реабилитация обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе совершенствования коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса». Эта проблема особенно актуальна в настоящее время, т.к. в последние годы увеличилось количество детей с более низким интеллектом, у которых отсутствует интерес к учебной работе, отмечается инертность, вялость, рассеянность, отвлекаемость и даже отсутствие всяких интересов.

Прежде, остановимся на теории вопроса. В самом общем плане мотив – это то, что определяет, стимулирует человека к совершенствованию какого – либо действия. Мотивация представляет собой «сплав» движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов. Она стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологоические характеристики. Любая деятельность окажется малоэффективной или вообще неэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее реализации. Эта заинтересованность выражается в мотивированности субъекта на соответствующую деятельность. Мотивация - это настроенность, стремление человека что-то сделать, проявить активность.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включённой в учебную деятельность. Функция мотивирования является необходимым структурным элементом общей системы деятельности педагога. Она определяется, во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъективными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, самооценка, его взаимодействие с другими учениками); в-четвёртых, субъективными особенностями педагога, и прежде всего его отношения к ученику, к делу; в-пятых спецификой учебного предмета.

Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Но качество достижения в выполнении деятельности зависит не только от эффективности и силы мотивации, но и от индивидуальной способности к выполнению этой деятельности, т. е. личность характеризуется не только тем, чего она хочет, к чему стремится, но и тем, что она может.

Профессор П. И. Третьяков выделяет следующие методы мотивации:



  1. Эмоциональные: поощрение, порицание, деловая игра, образные представлении, ситуация успеха, положительная оценка. Положение значимости личности, выбор цели.

  2. Познавательные: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака».

  3. Волевые методы мотивации: предъявление требований, информация об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, самооценка.

  4. Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным, побуждение подражать сильной, авторитетной личности, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованности в коллективных результатах, взаимная проверка и оценка, рецензирование, аудит.

А теперь остановимся на проблемах мотивации деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида. Этот вопрос имеет исключительно важное значение для практики нашей школы-интерната. В силу общего психического развития, ограниченности потребностей и интересов эти школьники нуждаются в специальной организации учебной работы с ними. Нашим детям характерна короткая мотивация деятельности. При далёкой мотивации деятельности человек руководствуется не только данной конкретной задачей, но и более отдалёнными задачами. Умственно отсталые школьники руководствуются ближайшими задачами, возникающими в процессе деятельности.

При встрече с препятствиями, трудностями, наши дети не стремятся преодолеть их и уходят от основной цели. Поэтому для достижения хороших результатов в обучении и воспитании у/о школьников необходима такая организация педагогического процесса, которая побуждала бы их руководствоваться в своих действиях не только мотивами, связанными с необходимостью выполнять требования учителя, но и мотивами, порождаемыми их собственными потребностями и интересами. Как бы ни узок уровень общего развития у/о школьников, у них имеются свои, пусть ограниченные, потребности и интересы. При удовлетворении этих потребностей и интересов они проявляют необходимую активность и адекватное отношение к встающим перед ними задачами.



Итак, одной из главных задач специальной (коррекционной) школы является формирование у обучающихся готовности к сознательному усвоению знаний.

Самым большим недостатком обучения является то, что иногда учителя не надеясь на то, что ученики могут высказать собственное суждение, соотнести его с собственным опытом, преподносят материал в готовых решениях. Такое обучение приводит к запоминанию, а иногда и не приводит, учащимися учебного материала, но развития мышления при этом не происходит. За учащимися закрепляется позиция ведомых, которая исключает инициативу, активность в познавательной деятельности. Поэтому необходимо проводить обучение так, чтобы мотивация деятельности способствовала сознательному применению знаний в процессе решения познавательных задач, чтобы учащиеся учились рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность, включать школьников в творческую деятельность.

Мотивация учебной деятельности должна проводиться под девизом: «Всё, что делается на уроке ребёнку должно быть интересно», т. е. учитель должен воспитывать интерес к познавательной деятельности, к получению, добыванию знаний.

Остановлюсь на мотивации деятельности обучающихся начальных классов. В этом учебном году открыт 1 класс для детей с легкой степенью у/о. На начало года в классе было 9 человек. По состоянию здоровья Малков Э. переведён на индивидуальное обучение на дому, Шальнев А. отчислен. В 2011г. зачислены 2 человека. Как видим, состав класса неоднороден. При поступлении в школу дети имели разный уровень развития. Поэтому учитель Горшнева Г. А. старалась создать комфортную обстановку. Мотивация учебной деятельности проводилась так, чтобы дети почувствовали уверенность в своих силах, у них появилось желание учиться. Учитель развивал такие качества личности обучающихся как усидчивость, терпение, послушание, старательность, трудолюбие, организованность. У всех детей имеются нарушения речи. На уроках чтения включаются специальные упражнения, которые способствуют отработке чёткости артикуляции, формированию звукопроизношения, укреплению мышц языка. Результаты проводимой работы заметны уже сейчас. Из 9 обучающихся 6 человек усваивают программный материал. Три человека не усваивают программу (Тепляков Д., Кучнов А., Якушов О.). Они представлены на ОПМПК по заключению школьного консилиума.

На посещённых мною уроках в 3-5 классах осуществляется большая коррекционная работа направленная на развитие каждого ребёнка. Учителя Аверьянова Н. В., Лобанова Т. А., Клюева Т. Д. используют разнообразные технологии коррекционного обучения, активизируют мыслительную деятельность, воспитывают интерес к учению, применяют наглядность, опору на жизненный опыт, развивают эмоционально-образное мышление. Их уроки имеют строго выдержанную логическую последовательность. Как правило, все дети привлекаются к учебной деятельности через индивидуальную работу с каждым. Очень сложным является 3 класс, где уровень развития детей различный. Учитель Аверьянова Н. В. работает индивидуально практически с каждым учеником. Это приносит определённые результаты. Так, например, в прошлом учебном году учителем Аверьяновой Н. В. были составлены индивидуальные программы для учащихся Садовниковой С. и Пугачёва А.(русский, чтение). В этом учебном году они обучаются по обычной программе.

Положительная динамика в развитии и обучении детей наблюдается в 4 и 5 классах.

Так учитель начальных классов Лобанова Т. А. заканчивает начальный этап обучения и готовит учащихся к продолжению обучения учителями – предметниками и к профессиональному обучению. Педагог–психолог, социальный педагог, совместно с учителем, выявляют потенциальные способности детей в трудовом обучении и определяют профиль трудовой подготовки. Результатом работы учителя является то, что все учащиеся 4 класса усваивают программный материал. Обученность составляет 100%. Хочу отметить высокий профессионализм Лобановой Т. А. Она в совершенстве владеет методикой коррекционно-развивающего обучения и оказывает помощь молодым педагогам.

В 5 классе обучаются дети с умеренной умственной отсталостью (учитель Клюева Т. Д.) Приоритетными направлениями работы с данной категорий детей являются:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие;

- формирование и развитие коммуникативной, когнитивной функции речи;

- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;

- включение обучающихся в хозяйственно – бытовой, прикладной и допрофессиональный труд;

- расширение социальных контактов и социально-нравственное воспитание;

- формирование элементарных навыков счёта, письма, знаний о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;

- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Основной формой организации процесса обучения детей с умеренной умственной отсталостью является урок, ведущим методом - фронтальная работа, при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода, с использованием игрового и занимательного материала, наглядных и иллюстративных пособий. В качестве такого материала учитель Клюева Т. Д. использует кроссворды, перфокарты, иллюстрации.

Работа с такими учащимися требует от учителя высокого профессионализма и любви к детям. Мы все видим, как относится к детям Тамара Дмитриевна, как много сил она отдаёт своей работе. В этом учебном году, согласно учебному плану в 5 классе началось обучение растениеводству. Долгова Г. В. осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку с целью мотивации учебной деятельности. Дети получают элементарные знания о растениях, с которыми они встречаются в жизни, их выращивании и использовании человеком.

Учителя начальных классов ведут большую внеклассную работу. Так в 3 четверти прошло открытое занятии, которое подготовила Аверьянова Н. В. при участии всех учителей «Зимушка-зима». Занятие проходило в форме утренника. Оно носило коррекционный характер. Использовались занимательные формы: дидактические игры, загадки, слайдовая презентация. Дети читали стихи о зиме, пели песни, играли под музыкальное сопровождение.

Учитель Клюева Т. Д. проводила выставку поделок «Я и моя семья». На ней были представлены работы сделанные детьми совместно с родителями. Таким образом, родители вовлекаются в коррекционный процесс.

Эмоциональные, познавательные методы мотивации применяют на своих занятиях учителя предметники.

Уроки русского языка и чтения занимают одно из основных мест в общей системе обучения. Применяя коррекционно-развивающие технологии, осуществляя практическую направленность обучения, учителя Королева Е.М. и Власова Н.П. постоянно активизирует мыслительную деятельность учащихся, используя на уроках разнообразный раздаточный материал, таблицы, иллюстрации, образцы делового письма. Учителя стремятся заинтересовать учащихся, давая очень интересные по форме и содержанию задания, загадки, кроссворды, творческие задачи, картинные диктанты, дидактические игры и т.д., осуществляют межпредметные связи, учат не только читать, но и критически относится к прочитанному. Большое значение в социализации учащихся имеет работа над деловым письмом. В кабинетах русского языка есть уголки с образцами деловых бумаг.

Значительную роль в мотивации учебной деятельности имеет внеклассная работа по предмету. В этом учебном году проведена неделя русского языка. Учащиеся заранее готовились к ней: выпустили стенгазету, написали сочинение на тему: «Люблю читать», сделали подборку пословиц и поговорок о книге и чтении. С любовью семиклассники работали над изготовлением подарков для первоклассников.

В рамках недели в 7-классах прошло интересное внеклассное занятие «Занимательная грамматика». Дети с увлечением отгадывали кроссворды, ребусы, шарады. Большинство детей успешно справились с заданиями. Большой интерес вызвал праздник «Встреча с Маршаком». Учителя подготовили презентацию с интересными кроссвордами, загадками, иллюстрациями по произведениям С. Я. Маршака. В этом мероприятии приняли участие не только дети, но и родители. Были предложены занимательные конкурсы, учащиеся читали стихи, отгадывали загадки, показали сценку «Лиса и волк». Подобные мероприятия способствуют повышению интереса детей к изучению родного языка.

Одним из ведущих образовательных предметов в специальной (коррекционной) школе является математика. На основе математических представлений формируются социальные и практически значимые знания и навыки. В связи со снижением качества знаний по математике Галина Васильевна составила индивидуальные программы для слабых учащихся. Работы на уроках проводятся дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Связь учебных занятий с жизнью является обязательной в математике. Перед учителем стоит задача – максимально приблизить математические представления и знания к практическому опыту учащегося. При обучении математике очень важно использовать задачи с предметно-практическим содержанием, осуществляя тесную связь математики с другими предметами. Математика тесно связана с трудовым обучением, с социально-бытовой ориентировкой, циклом естествоведческих предметов (в частности, с естествознанием, географией, историей и др.).

Например, на уроках русского языка закрепляется написание числительных и других математических терминов и выражений. Знание исторических дат, длины рек, высоты гор, расхода материала на то или иное изделие, размеров изготовляемых изделий на уроках труда служит прекрасным материалом для составления арифметических задач. С другой стороны математические знания находят применение на уроках по другим дисциплинам. Таким образом, межпредметные связи способствуют мотивации учебной деятельности. Носовой Г.В. вместе с учителями труда и предметниками надо систематизировать имеющийся опыт по этой проблеме. Учитель математики Носова Т.В., активизируя познавательную деятельность, даёт учащимся загадки, задачи-смекалки, задачи-ребусы, аналитические задачи. Большое значение придается задачам на сравнение. Опора учебного процесса на интересы, жизненный опыт учащихся всегда располагает школьника к учению, где и закладываются основы его активной позиции.

Носова Г.В. формирует математические понятия и связывает их с трудовым обучением. Так при изучении элементов геометрии дети должны перенести полученное знание на практику, используя их на уроках труда. В этой связи необходимо отметить интегрированный урок, который провели учитель математики Носова Г. В. и учитель швейного дела Борис О.В. Знания, полученные на математике (построение прямоугольника) применили на уроке швейного дела при крое юбки. Однако на уроках математики необходимо шире привлекать межпредметные связи для составления конкретных математических задач.

А теперь остановимся на трудовом обучении наших учащихся. Именно учителям трудового обучения необходимо сформировать у учащихся понимание осознанного выбора профессии, правильной самооценки своих возможностей. Посещая уроки, я вижу, что наши педагоги знают особенности каждого ребенка, осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход, требуют от учащегося давать полные ответы на заданные вопросы, применяя специальную терминологию. Учителя Носов В.А., В. Долгова Г.В. Борис О. В. уроки, в основном, проводят методически правильно, имеются словари, технологические карты, образцы.

На уроках педагоги создают атмосферу деловой целеустремленности, формируют устойчивый интерес и желание выполнять данную работу. В процессе формирования трудовых умений и навыков можно отметить положительную динамику у большинства учащихся. Однако больше трудностей дети испытывают в измерительных операциях, многие выполняют задание с помощью учителя. Это еще раз доказывает необходимость активизации познавательной деятельности, творческого применения специальных технологий, межпредметных связей, особенно с математикой.

Очень хочется, что бы на уроках трудового обучения больше изделий делалось бы для школы, для украшения или для использования в быту. Ведь дети тогда бы чувствовали важность и необходимость своего труда. Уверенность учащихся в том, что их труд будет необходим в повседневной жизни, очень важна для формирования личностных качеств детей и для их мотивации в процессе трудового обучения. На уроках швейного дела девочки привлекались к пошиву костюмов для танцев. На уроках слесарного дела учащиеся под руководством учителя производят ремонт мебели, швабр, изготовление крючков для плакатов и т. д.

Все мы знаем результаты работы по растениеводству. Уже несколько лет у нас вокруг школы – цветник, а на пришкольном участке все видели тюльпаны весной. Конечно, это труд сезонный, но в зимнее время дети изучают теорию и готовят семена для посева. Причём у Галины Валентиновны занимаются дети с умеренной умственной отсталостью и помощь в работах на участке оказывают старшеклассники.

Большое значение формирование личности учащихся, их социализации имеет преподавание таких предметов как география и история. Само содержание программного материала предполагает гражданско-патриотическое воспитание, воспитание уважительного отношения к народам других национальностей, нравственное, эстетическое, трудовое и правовое воспитание. Но серьезной проблемой, которая препятствует усвоению знаний, является низкое качество чтения. Тексты в новых учебниках большие и дети быстро утомляются, пока с трудом их читают.

Поэтому основная нагрузка по усвоению учащимися материала ложится на учителя на уроке. Я уже не раз говорила, что без взаимосвязи учителя и воспитателя не возможно решить проблему плохого чтения наших детей, усвоение знаний.

Каждому учителю и воспитателю должен быть известен объем и содержание знаний и умений по предметам, должны максимально использоваться межпредметные связи, взаимопосещение уроков и внеклассных занятий.

Я неоднократно поднимала эту проблему. Однако, взаимопосещений практически нет. Я настоятельно рекомендую руководителям МО включить в планы работы графики взаимопосещений уроков и внеклассных занятий.

Большую роль в развитии художественно-образного мышления учащихся играют уроки музыки пения, проводимые Неплюевой Л. В.Учитель использует систему методических подходов, различные дидактические приёмы, способствующие активизации мыслительной деятельности. Уроки проводятся при доброжелательной атмосфере, дети получают знания о музыке, учатся петь, развивают речевую активность, эмоциональную отзывчивость. Осуществляется коррекция памяти, музыкально слуховых представлений и ассоциаций, образного мышления. Результат – выступления детей на смотрах и праздниках. Им нравится петь.

Любовь Владимировна ведёт большую внеклассную работу. Она обеспечивает музыкальное сопровождение всех общешкольных и открытых занятий. Хочу отметить общешкольное мероприятие, посвящённое «Дню матери», подготовленное учителем. В ходе занятия учащиеся знакомились с образом матери в искусстве, воспетого композиторами, поэтами, художниками. Была подготовлена слайдовая презентация. В мероприятии приняли участие родители, которые вместе с детьми исполняли песни, читали стихи, отгадывали загадки.

Урок физкультуры играет в жизни наших воспитанников важную роль. Те средства и методы, которые имеются на вооружении у учителя физкультуры способствуют не только развитию физических качеств (сила, быстрота, ловкость), обучению двигательным умениям и навыкам, но и воспитанию личностных качеств, наиболее адекватных физкультурной и спортивной деятельности, в том числе, высоких: патриотизма, коллективизма, товарищества, ответственности. Именно на уроках физкультуры, секционных занятиях, участии в спортивных соревнованиях создаются ситуации, в которых наши дети переживают за свою команду, товарища, учатся играть в коллективе, понимают необходимость вести здоровый образ жизни. Учитель Володин Д. С.проводит индивидуальную работу с каждым учеником. Нагрузка даётся детям с учётом их индивидуальных возможностей. Учителем проводится диагностика весо-ростовых показателей и физподготовленности учащихся. На основании данных диагностики определяются задачи работы с каждым ребёнком.

Мотивация учебной деятельности требует психологического изучения потенциальных возможностей детей. Психологическое изучение учащихся, в основном, ставит своей задачей дифференциальную диагностику. На каждого учащегося педагог-психолог Ларионова Зоя Владимировна имеет диагностическую карту, где отмечаются результаты психологического обследования, даются рекомендации педагогам, делаются выводы о динамике развития умственно отсталого ребенка. Психолог поддерживает тесный контакт с учителями, воспитателями, дает практические рекомендации. Только параллельное изучение ребенка педагогом и психологом дает возможность получить объективные сведения о его развитии. На каждого обучающегося учителями ведутся диагностические карты развития личности и обученности по параметрам, утверждённым на методическом совете. Педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к каждому ученику, отслеживают изменения в процессе обучении и воспитания. Зная зону ближайшего развития ученика можно предъявлять ему адекватные требования, поощрять его усилия. Однако, не все учителя ответственно подходят к этой работе, ещё наблюдается формализм и недооценивание диагностики. Да и в поурочных планах не всегда выделяется индивидуальная работа с учащимися, что затрудняет её проведение на уроке, а тем самым мотивацию учебной деятельности.

На основе диагностики организуется дифференцированное обучение детей, которые имеют разные возможности в обучении и социальной адаптации. Для детей, которые не усваивают программу по какому-либо предмету, составляются индивидуальные программы.



Уважаемые коллеги! Мы должны дать детям доступное , полноценное, качественное образование. Это социализация наших воспитанников, их способность найти своё место на рынке труда. Для этого необходимо совершенствовать содержание образования и внедрять новые технологии обучения. А этого можно добиться только на основе повышения профессионализма. Мы сможем осуществлять мотивацию учебной деятельности если сами будем иметь мотивацию на повышение качества и эффективности своей работы, рост профессионального мастерства, развитие творческого потенциала, общей культуры. Без этого работать в современной школе будет невозможно. Надо всегда помнить, что, даже изучив педагогическую и методическую литературу, нельзя получить готовое решение педагогической задачи, поэтому необходим творческий подход к педагогическому процессу.

Необходимо совершенствовать содержание образования и внедрять современные технологии обучения, например, компьютерные.

21 педагог получили в 2009г. на курсах сертификаты «Партнерство в образовании» на базе учебного центра Microsoft. Многие педагоги владеют компьютерами на уровне пользователей.

Некоторые педагоги используют компьютерные программы на своих уроках. Стрельникова Н.М. учитель логопед, Неплюева Л.В. учитель пения, Горшнева Г.А. на факультативных занятиях основы экономических знании. Используются компьютеры на открытых уроках и внеклассных занятиях. Однако применять постоянно в наших условиях невозможно из-за их отсутствия. Наша мечта-компьютер в каждый класс.

Педагоги школы-интерната повышают профессиональный уровень. За последние два года курсовую подготовку прошли 21 педагог по проблеме «Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность».

На сегодняшний момент сделан социальный заказ на прохождение курсов повышения квалификации в 2011 году. Практически все педагоги отделения школы-интерната в 2011г. пройдут курсы повышения квалификации.



Аттестация занимает особое место в системе повышения квалификации педагогов, и этому уделяется самое пристальное внимание. Отслеживание работы учителя над темой самообразования, плановое обучение на курсах повышения квалификации, участие в профессиональных мероприятиях, проведение открытых уроков и внеклассных занятий играют немаловажную роль в подготовке учителя к следующей аттестации. Так в этом учебном году практически все учителя провели открытые уроки.

Несмотря на положительные результаты работы по подготовке к аттестации педагогических работников нашего образовательного учреждения, нельзя не отметить ряд проблем. Это вопросы не столько методического плана, сколько психологического: неадекватная самооценка, как заниженная, так и завышенная, синдром эмоционального выгорания и др. Эти проблемы решаются во взаимодействии с психологом Центра.

С целью стимулирования мотивации прохождения аттестации педагогами и успешного прохождения аттестации ими в условиях комфортной психологической среды и эффективной методической поддержки в межаттестационный зав. методическим отделением Мощенко Н. В., совместно с педагогом-психологом Ларионовой З. В. разработана программу психолого-методического сопровождения аттестующихся. В конце учебного года составляется рейтинг педагогов по результатам его методической, учебной, организационной и воспитательной деятельности. Без оценки педагогического труда в развивающейся школе невозможно прогнозировать ее дальнейшее движение.

Результатом проведенной работы по повышению квалификации сотрудников Центра является позитивная динамика количества педагогов, желающих повысить свою профессиональную категорию. В 2010 году успешно прошли аттестацию 11 человек.

Таким образом, методическая работа является важным фактором стимуляции профессионально-личностной компетентности педагогических кадров и средством повышения результативности их деятельности, т.к. направлена на оказание помощи учителям и воспитателям в использовании многообразия форм, методов, средств образовательной деятельности с обучающимися, что способствует развитию личности ученика, переходу его от пассивного созерцателя к активному участнику учебного процесса, активно влияет на качество обучения и уровень воспитанности учащихся.



Результатом работы педагогического коллектива является то, что за последние 3 года 78% выпускников поступили в ПУ.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница