Доклад на общешкольное родительское собрание в феврале 2012 года «Детский суицид и его профилактика».



Скачать 53,28 Kb.
Дата04.06.2016
Размер53,28 Kb.
ТипДоклад
Доклад

на общешкольное родительское собрание в феврале 2012 года



«Детский суицид и его профилактика». (Слайд №1 Презентации к докладу)
Для иллюстрации доклада созданы презентация и памятка, которые находятся в отдельных файлах данного раздела.
Автор доклада: Царёва В.А., уполномоченный по правам участников образовательного процесса МКОУ Порздневская СОШ.
(Слайд №2. Страшная статистика)

По данным службы Уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ господина П.А. Астахова в России сложилась серьезная ситуация с детскими суицидами. Только за последних 3 года самоубийство совершили 1500 детей, а неудавшихся попыток покончить с собой было в 3 раза больше. За одну только неделю текущего февраля в Российской Федерации зафиксировано 9 случаев суицида.



(Слайд №3.Цель доклада)

Поэтому цель данного доклада следующая: расширить знания о причинах, признаках и характере детского суицида; определить роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях.

(Слайд №4. Суицид – это самоубийство)

Суицид – это самоубийство.

Самоубийство - это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Например: отчуждение, смерть близких, детство, проведенное в разбитой семье, серьезная физическая болезнь, финансовые затруднения, обида на близких людей, наркомания и другие.

Последние годы многие молодые люди как один из способов решения жизненных проблем выбирают добровольный уход из жизни – суицид. В современных условиях эта проблема становится все более актуальной во всем мире. Наша страна не является исключением. Более того, данный тип поведения детей и подростков перерастает в «массовый суицид», когда в попытке или завершенном самоубийстве участвуют два и более человек.

Антигуманные отношения, насилие к детям, агрессия и жестокость широко представлены во многих сферах нашей жизни. Обстановка в нашем обществе такова, что она не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжкие социальные последствия.

Распространено ошибочное мнение, что самоубийства совершают только психические больные, ненормальные люди. Анализ соответствующей литературы показывает, что не более 16% приходится на лица с психическими отклонениями (такими как шизофрения, умственная отсталость, пограничные расстройства). Остальные 85%, люди без каких-либо психических отклонений.

Вот примеры.

(Слайд №5. Пример первый) Талантливая и эмоциональная девушка так описывает свое состояние: «Мама меня ругает, часто бьет… Я боюсь, когда за мной заходят друзья, потому что они могут узнать это; боюсь, что папа ударит по спине, будет больно; боюсь тройку получить – опять крик, подзатыльники… Я не хочу так жить…(Юля, 13 лет).

(Слайд №6. Пример второй) Второй пример:

Двенадцатилетний Костя переехал с родителями на новое место жительства. После переезда заболел. Из-за переезда и болезни отставал в новой школе по всем предметам. Родители сыну в учебе не помогали, но требовали хороших отметок. После каждого родительского собрания мальчика наказывали. В тот роковой день мать, получив вызов в школу, отправила сына в ванную привести себя в порядок. Зайдя туда через несколько минут, она нашла сына висящим в петле. Мальчик оставил записку: «Я не хочу идти на собрание, меня опять будут ругать...»

Это наиболее часто встречающиеся случаи - ребенок настолько боится наказания или настолько устал от давления взрослых, криков и того же наказания, что принимает решение уйти из жизни и сообщает об этом в прощальном письме.

Примеры можно продолжить и в каждом – непонятый характер, раненая душа, одиночество и боль…

За последнее десятилетие число самоубийств среди детей выросло в несколько раз. По количеству подростковых самоубийств Россия занимает первое место.

60% всех суицидов приходится на весну и лето. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между  расцветом природы и беспросветностью внутреннего состояния обиженных детей?

Перед лицом детского суицида мы, взрослые, практически бессильны: у каждого второго маленького суицидента отсутствует так называемый предсуицидальный синдром, т.е.  решение о смерти рождается в детской голове почти молниеносно, и времени на обдумывание ситуации или сопоставление фактов у его родных уже нет.

Чтобы снять стресс, избавиться от психической травмы, ребенок прибегает к разным, но одинаково страшным средствам: веревке, высоте, отравляющим веществам.

По данным психиатров, среди детей 7 — 14 лет наибольшее число суицидов совершают мальчики, так как их психика в этом возрасте довольно хрупка и сильнее, чем у девочек, подвержена психотравмам. Если говорить о формах суицида, то медикаменты чаще всего избираются девочками, тогда как мальчики предпочитают веревку.

Множество исследователей считают, что большая часть детей, совершивших суицидальную попытку или суицид, были психически здоровыми. Также установлено, что покончившие или пытавшиеся покончить с собой дети имели более высокий коэффициент умственных способностей по сравнению со своими сверстниками. В чём же причины самоубийств?



(Слайд №7. Основные причины и мотивы суицида)

Причины, мотивы, типы суицидального поведения.

Объяснения причин суицидального поведения разнообразны.



  • Ссора с друзьями. Причем ссора может быть из-за абсолютного пустяка.

  • Школьные проблемы, связанные с перегрузкой, неуспеваемостью, конфликтами с учителями или сверстниками.

  • Расставание с любимым человеком или его измена. Дети уверены, что первая любовь – это навсегда и относятся к ней крайне серьезно.

  • Смерть кого-либо из близких родственников.

  • Частое попадание ребенка в стрессовые ситуации.

  • Сложная психологическая обстановка в семье – ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод.

  • Затяжное депрессивное состояние подростка.

  • Проблемы ребенка с наркотиками. Как правило, наркотическая зависимость влечет за собой финансовые проблемы и проблемы с правоохранительными органами.

  • Игровая зависимость и зависимость от интернета.

  • Насилие в семье. Зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать взрослым об этом.

  • Подростковая беременность. Беременность девочки - подростка становится поводом для суицида примерно в 20% всех случаев.

Из перечисленных причин – основная состоит, прежде всего, в том, что в нашей стране, такой социальный институт как семья потерял свое первоначальное значение. Из всех ведущих функций семьи (воспитательной, экономической, социальной, эмоциональной, обеспечивающей безопасность) на первое место сейчас ставится экономическая функция. В результате в семье не занимаются эмоциональным развитием ребенка – родителям просто некогда общаться с ним. В итоге возникает чувство одиночества, беспомощности.

Приведу два примера, подтверждающих данный вывод и объясняющих мотивы попыток самоубийства.



Пример первый. Истерика мамы.
Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: "Я была готова на все, лишь бы заставить маму замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала". Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье – это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.


(Слайд №8. Необходимо помнить)

Необходимо помнить

  • Если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту.

  • В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен.

  • Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.


Пример второй. Безответная любовь

 Двенадцатилетняя Инна влюбилась в старшеклассника и написала ему любовную записку. Но мальчик, вместо того, чтобы прочитать и промолчать, выставил Инну на всеобщее посмешище. Он в школе вслух читал ее письмо и откровенно издевался над ней. Инна долго переживала и решила рассказать маме о своем горе. Но мама тоже посмеялась и сказала, что дочь сама виновата, нечего было писать всякие глупости. Девочка закрылась у себя в комнате, долго плакала, но у мамы не было времени даже пожалеть ее. В результате Инна выбросилась с третьего этажа. К счастью, она отделалась переломами ребер, рук и ног. А мама Инны только после посещения психолога, наконец, признала, что именно она виновата в сложившейся ситуации. Ведь если бы она вовремя услышала свою дочь, а не смеялась над ее "безответной любовью", то все могло бы закончиться по-другому.



(Слайд №9. Что наиболее часто приводит к суициду?)
Что же наиболее часто приводит к суициду?

- 83% подростковых самоубийств связаны с семейным неблагополучием. Ребенок просто не может выносить жизнь в семейном окружении. Самые распространенные проблемы, которые могут подтолкнуть ребенка к уходу из жизни: тяжелая болезнь или смерть родственника, развод родителей, алкоголизм родителей, ссоры, скандалы, жестокое обращение. Риск такого шага возрастает, если в семье уже были случаи суицида, т.е. ребенком усвоен поступок родственника в качестве примера решения проблемы.

- Скрытое неблагополучие во вполне приличной семье, психологическое насилие над ребенком. «Любящие» и «заботливые» мама и папа в беспокойстве о будущем ребенка, по сути лишают его настоящего. Дети в предсмертных записках пишут, что обидно знать, что ты им не нужен в качестве неотличника, нестудента, немузыканта и так далее…

- Несчастная любовь. Мы, взрослые, считаем подростковую влюбленность чем- то несерьезным, а для ребенка она часто становится «смыслом» жизни. Эти отношения могут стать важным фактором формирования самооценки, и при неудачном любовном опыте ребенок может решить, что он неудачник, никому не нужен в этом мире, и ему лучше уйти из жизни.

- Проблемы в отношениях со сверстниками. Ребенок просто может чувствовать себя белой вороной, изгоем, с которым никто не хочет общаться. Более того, ребенок может быть предметом травли и издевательств коллектива. Более подвержены такому риску новички, пришедшие в давно сформировавшийся коллектив, дети с физическими недостатками, дети из материально необеспеченных семей и дети, отличающиеся от общей массы (отличники, зубрилки, ябеды).

- В настоящее время получает распространение особый вид суицида - потребительский. Дети совершают попытки суицида, получив отказ от родителей в покупке им того или иного предмета. В современном мире наше общество потребления навязывает детям новое отношение к материальным ценностям. Реклама и друзья в классе вынуждают ребенка относиться к той или иной вещи гораздо серьезнее, чем она этого заслуживает. Именно вещь может стать существенным фактором, определяющим его самооценку.

Что должно настораживать взрослых в поведении детей, как родителей, так и учителей?

(Слайд №10. Признаки суицидального поведения)

Особенности поведения, свидетельствующие о наличии суицидальных мыслей:

1. Предпочтение скорбной музыки.

2. Раздача личных вещей.

3. Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.

4. Разговоры об отсутствии ценности жизни.

5. Фантазии на тему о своей смерти.

6. Интерес, проявляющийся косвенно или прямо к возможным средствам самоубийства.

7. Прямые высказывания типа «Я не могу это выдержать», «Я не хочу жить».

8. Косвенные высказывания типа «Скоро вы отдохнете от меня, скоро все закончится для меня».

9. Жалобы на собственную беспомощность.

10. Несвойственная молчаливость.

11. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.

Если Вы замечаете, хоть один признак из названных выше, нужно бить тревогу. Общаться чаще с ребёнком, чтобы выявить мотив такого поведения, обращаться к специалистам. Иначе может быть поздно. Причём обращать внимание на особенности в поведении детей необходимо, начиная с самого раннего детства. Не смотря на то, что, как правило, попытки суицида не совершают детки младше 11 лет, не стоит обольщаться и считать, что у маленьких деток не бывает тяжелого психического состояния. Просто малыши еще до конца не осознают, что такое смерть. Однако, зачастую в их разговорах и мыслях любящие и внимательные мама и папа могут заметить повод для тревоги. Вот, например, какой случай рассказал детский психолог: маленькая девочка 7 лет на протяжении долгого времени повторяла, что она превратится в бабочку и улетит от своих родителей. Родители только посмеивались над забавными детскими угрозами. Однако в 12 лет эта девочка совершила очень серьезную попытку суицида, прыгнув с 4 этажа. Врачам чудом удалось спасти ей жизнь.
(Слайд №11. Признаки депрессии)

Подростковый возраст - опасный. Под влиянием гормонов подросток становится возбудимым и сверхчувствительным. Иногда достаточно небольшого конфликта в семье или в школе для того, чтобы ребенок вошел в состояние депрессии. Часто такие состояния заканчиваются попытками самоубийства.



Если вы заметили изменения в поведении ребёнка, очень внимательно понаблюдайте за ним. Это может быть начало депрессии, справиться с которой могут помочь ему только очень близкие люди.

Признаки депрессии

  • потеря свойственной детям энергии

  • печальное настроение

  • демонстративное непослушание

  • снижение интереса к общению со сверстниками

  • ухудшение успеваемости

  • чувство неполноценности

  • агрессивное поведение

  • нарушение сна

  • прогулы в школе.


(Слайд №12. Индивидуальные особенности детей, склонных к самоубийству)

Каковы же характерные черты личности суицидента?

Нарушение привычных жизненных условий, будь то внешние обстоятельства, или состояние здоровья, далеко не всегда само по себе приводит к намерениям уйти из жизни. Очень важно, как человек сам относится к этим обстоятельствам, что это для него: жизненный крах, безвыходная ситуация, или только эпизод. Есть ли у него желание и готовность проявить усилия, чтобы приспособиться к новым жизненным условиям, что-то изменить и продолжать жить или нет. Многое здесь зависит от его личностных качеств. Какие же черты личности способствуют формированию суицидального поведения?

Самоубийцы обычно отличаются такими индивидуальными психологическими особенностями как: ранимость, острота переживаний, застенчивость, робость, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, неуверенность в себе, повышенная возбудимость, заниженная или завышенная самооценка.

Все эти особенности при наличии травмирующей ситуации формируют психическое состояние, приводящее к самоубийству.

Установлено, что лишь у 10% подростков в случае самоубийства имеется истинное желание покончить собой, в остальных 90% - это "крик о помощи".



(Слайд №13. Типы суицидального поведения)

Существует три типа суицидального поведения: демонстративное, аффективное и истинное.

(Слайд №14. Демонстративное суицидальное поведение)

  1. Демонстративное суицидальное поведение.

Демонстративное суицидальное поведение – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на ее адрес: дома – родным, в компании сверстников – кому-то из них, в общественном месте.

Данный вид суицидального поведения предпринимается с единственной целью - воздействовать на окружающих: избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сочувствие или просто привлечь к себе внимание, а может быть и наказать кого-то, вызвав гнев со стороны окружающих. Истинного намерения – покончить с жизнью тут нет. Человек, совершающий демонстративный суицид, рассчитывает на то, что его вовремя спасут. Способы суицида при этом избираются лишь безопасные (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки) либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт на глазах у присутствующих и т.п.). Место и время человек выбирает таким образом, чтобы его вовремя заметили и оказали помощь. Суицид совершается либо на глазах у присутствующих, либо за несколько минут до их прихода. Подростки чаще всего прибегают к данному типу суицида.

Другой причиной демонстративного суицида может служить необходимость выпутаться из серьезной ситуации, в которую попал подросток, избежать наказания.

(Слайд №15. Аффективное суицидальное поведение)

2. Аффективное (чувственное) суицидальное поведение.

Аффективное суицидальное поведение – тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.

Иногда суицидальные демонстрации могут быть следствием реакции на острые ситуации. Подобные "аффекты" у подростка чаще всего могут быть вызваны ударами по самолюбию, унижением в глазах окружающих, утратой надежд. На фоне сильного чувства, в какой-то момент его развития, может возникнуть истинная цель покончить с собой или желание "махнуть на все рукой" и положиться на волю случая. На фоне аффекта, демонстративные по замыслу действия могут также закончиться завершенным суицидом, поскольку подобные действия могут легко переходить грань безопасного и вести к смертельному исходу.   

(Слайд №16. Истинное суицидальное поведение)

 

3. Истинное суицидальное поведение.

Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.

Суицидальные действия обычно совершаются под влиянием цепи неудач, разочарований, причем последней каплей может служить довольно таки ничтожный повод. Это обычно бывает совершенно неожиданно для окружающих. Часто это решение бывает постепенно выношенное: составляется план действий, и предпринимаются все меры, чтобы ничто не помешало самоубийству.



(Слайд №17. Что делать?)

Как остановить эту страшную статистику и не допустить новых проблемных случаев?

Что делать?

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:



  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

  3. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.

  4. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.

Самоубийство – Проблема не новая, и человечество давно выработало механизм профилактики данного явления. Позиция православной церкви по данному вопросу всегда была четкой: самоубийство – это грех, и данная тема вообще не обсуждается. Самоубийц запрещалось хоронить по христианским канонам, их могилы могли находиться только за пределами кладбища. Необходимо при удобном случае рассказать об этом своим детям. Например, во время посещения умерших родственников на кладбище.

Необходимо разговаривать с детьми о смысле жизни. О том, что самоубийство недопустимо. Это плохо. Человек должен учиться преодолевать трудности. Объяснить, что близким людям бывает очень стыдно за самоубийцу.

Такие беседы необходимы, потому что подростки часто окружают романтикой образ человека, способного к самоубийству. По их мнению, попытка самоубийства свидетельствует о силе чувств, силе воли, смелости. Поэтому с детьми следует говорить о необратимости факта смерти, подводить к мысли о том, что психически здоровый, благополучный, сильный, ответственный человек никогда так не поступит. Подобный поступок свидетельствует о слабости, эгоизме, безответственности, неумении решать проблемы.



(Слайд №18. Рекомендации… Не зачитывать)

С подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости каждого человека, о позитивном прогнозе будущего. Можно приводить простые, понятные примеры о том, что после чёрной полосы в жизни обязательно наступает белая. Привести примеры из своей личной жизни. Рассказать о проблемах, с которыми Вы сталкивались в детстве. Как их решали.

Дети должны знать, что трудности бывают у всех. Но относятся к ним люди по-разному. Здесь уместно будет вспомнить, например, притчу о двух лягушках, попавших в чан с молоком. Одна лягушка всё видела в чёрном цвете, была пессимисткой. А другая смотрела на жизнь смело и уверенно. Лягушка пессимистка, свалившись в чан с молоком, испугалась, подумала, что наступил её смертный час. Она сложила лапки и сразу ушла на дно. А лягушка оптимистка не хотела сдаваться. Она твердила себе: «Всё равно выберусь, всё равно выпрыгну». И энергично работала лапками. Барахталась, барахталась и сбила молоко в масло. Подплыла к краю чана и выкарабкалась наружу. Она осталась жива! Жизнь любого человека состоит из борьбы. И надо готовить наших детей к преодолению трудностей.

Хочется напомнить, что ценить жизнь подросткам помогает любовь и сочувствие близких людей, а от отчаянного шага часто удерживает возможность поговорить "по душам" с человеком, который выслушает, посочувствует и поймет. (Слайд №19. Факторы, свидетельствующие…)

Уважаемые родители, примите, пожалуйста, очень простой совет и сделайте его законом своей жизни. Если Ребёнок заговорил с вами о своем – бросайте мыть посуду, положите телефонную трубку, отложите все свои дела. Садитесь напротив, глаза в глаза – и слушайте, вникайте, сопереживайте, думайте вместе! И еще: ребенок, подросток должен знать, что он всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

Наших детей окружает очень жестокая среда. И кроме нас с Вами некому позаботиться об их психическом равновесии и благополучии. Подросток должен знать, что его принимают и любят таким, какой он есть, и что бы ни случилось в его жизни, ему есть кому об этом рассказать. (Слайд №20. Телефоны)



Готовясь к родительскому собранию, я подготовила памятку взрослым, в которой поместила важные советы психологов и телефоны «горячих линий», по которым можно позвонить в случае необходимости.

Желающие могут взять памятку домой.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница