Доклад на Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика и технология»



Скачать 175.96 Kb.
Дата11.02.2016
Размер175.96 Kb.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДНАЯ ТЕМА ИЛИ ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ

Доклад на Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика и технология»



Т.В.Волосовец

Основные положения, принципы, цели, задачи получения образования детьми с ОВЗ отражены в «Конвенции о правах ребенка» Организации объединенных наций, в Протоколе №1 «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод». В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.



Накоплен международный опыт по созданию равных условий в получении качественного образования и социальной инклюзии для всех детей. Современные исследователи отмечают, что среди стран с наиболее совершенными законодательствами можно выделить Канаду, Кипр, Данию, Бельгию, ЮАР, Испанию, Швецию, США и Великобританию. В Италии законодательство поддерживает инклюзивное образование с 1971 года. Во Фламандской части Бельгии давно существует и очень хорошо развита система специальных школ, специалисты которых сопровождают детей с ОВЗ в ситуации инклюзивного образования. В этих и многих других странах инклюзивное образование существует уже 30-40 лет.

Дети с ОВЗ и дети – инвалиды. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Эта группа чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития

Дети –инвалиды - дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».

При общем количестве детей-инвалидов 590 тыс. человек, получают образование 250 тыс. детей-инвалидов. Из них 140 тыс. детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. детей на дому и около 70 тыс. детей в системе специального образования. Исходя из этого, примерно 290 тыс. детей-инвалидов школьного возраста не обучаются. Назовем причины:

- Часть детей по-прежнему фактически исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в специальные (коррекционные) школы по причине невозможности освоения программ этих школ.

- Дети, находящиеся в интернатах системы социальной защиты населения в большинстве случаев лишены каких-либо образовательных услуг. Около 29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития (1/3 этой категории детей) фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где они лишены права на получение образования и обречены на личностную и социальную депривацию. Особую тревогу вызывает положение тех детей в указанных интернатах, которые считаются "необучаемыми" и лишены даже воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей для работы с ними. Как следует из данных Росстата в 2004 г. к указанной категории (так называемых "необучаемых") относятся 36,7% детей из числа проживающих в детских домах-интернатах России (10211 человек). Несмотря на Совместное письмо Минобрнауки и Минздравсоцразвития "О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование – Письмо органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" от 04 апреля 2007 г. не все субъекты РФ лишь 1/3 субъектов проинформировала Минобрнауки о мерах предпринятых органами управления образования и органами соцзащиты по созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах.

- Детям с ограниченными возможностями практически невозможно получить образование в специальных учреждениях по месту жительства, в связи с тем, что количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений составляет чуть менее 4% от количества общеобразовательных учреждений и, кроме того, обучение и воспитание происходит в условиях интернатного проживания, что не устраивает родителей.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов РФ: Москве, Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

Как позитивный факт - Мосгордума приняла закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.

В действующем федеральным законе «Об образовании» закреплен принцип государственной политики «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (п. З ст. 2 Закона).

Так же Закон установил государственные гарантии прав граждан с с ограниченными возможностями здоровья в области образования, закрепив в качестве основной гарантии обязанность государства создавать "гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов" (п. 6 ст.5 Закона). Однако ни в действующем законе, ни в законопроекте, вынесенном на широкое обсуждение, целостного правового регулирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, условий и порядка получения ими образования, нет. В связи с чем и возникла необходимость создать рабочую подгруппу во главе с депутатами Госдумы Смолиным Олегом Николаевичем и Терентьевым Михаилом Борисовичем. Эксперты подгруппы приняли решение предусмотреть отдельную главу об особенностях получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, комплексно регулирующую получение образования.

Самое главное, на чем настаивают эксперты, внесение в законопроект понятие Инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья - совместное обучение и (или) воспитание в специально созданных условиях, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, инклюзивное образование, должно обеспечивать адаптивность системы образования к уровням подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся (воспитанников); социальную адаптацию; интеграцию (реинтеграцию) их в общество, включая развитие навыков самообслуживания, подготовку к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и семейной жизни.

Набирает силу родительское движение.

………………………………………………

Таким образом, налицо бесспорный факт, что инклюзивное образование входит в нашу жизнь. Споры и дискуссии вокруг этой проблемы не утихают. Послушаем, о чем же говорят педагоги-практики. В большинстве мнений инклюзивное образование определяется как отдельная методика или совокупность методик обучения. О чем бы не писали авторы, о моделях образования или способах распространения образования, мыслями они оказываются недалеко от самой методики организации и реализации учебного процесса. Получается, что понимания инклюзии в образовании как многоуровневого процесса, почти не присутствует.

  Вторая позиция, волнующая педагогическую общественность: как влияют рыночные механизмы регуляции образования на развитие инклюзии? Как система оценки качества работы образовательного учреждения будет зависеть от внедрения инклюзивного образования? Как введение профилей в образование будет связано с инклюзией? Каким должен быть механизм распределения средств между массовыми и интегрированными учреждениями образования в контексте реформирования системы финансирования образования?

Эти и многие другие вопросы отражают необходимость встраивания изучения инклюзивного образования в контекст преобразования системы образования в целом. Инклюзивное образование за рубежом состоялось и потому, что развивалось в соответствие с общими тенденциями развития образования. Сегодня в России инклюзивное образование приравнивается к миссии гуманизации образовательной среды. Оставаясь миссией, инклюзивное образование еще долго будет существовать как исключение из общих правил, чем устойчивая тенденция развития.        

Некоторые наши коллеги утверждают (совершенно справедливо!): чтобы инклюзивное образование работало, недостаточно открыть детские сады, школы, Сузы и Вузы – инклюзия начинается с ранней помощи и предполагает вовлечение широкого круга социальных сервисов на протяжении всего периода обучения. Инклюзия в образовании  - всего лишь ступенька инклюзии в общество. Эффективность инклюзии прямо зависит от того, насколько хорошо взаимодействуют образовательные организации и социальные центры. Такие темы как финансовая эффективность инклюзивного образования, вовлечение родителей в адвокацию прав детей, поддержка потребностей семейного окружения детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка специалистов к работе с особыми детьми  не могут быть решены вне контекста развития социальной защиты в целом. Однако именно этой связки, между образованием и системой социальной защиты, не хватает и теоретикам и практикам инклюзивного образования.

Есть мнение, что продвижение идеи инклюзивного образования невозможно без продвижения всего «портфеля» гуманитарных настроений и идей.   Идеи инклюзии не могут и не должны рассматривается обособленно от изучения готовности общества воспринять гуманизм как идеологию повседневного поведения. Возможно, удалось бы внятно сформулировать изъяны представления проблем людей с инвалидностью в сюжетах средств массовой информации. Жизненно необходимы рекомендации журналистам относительно того, как лучше рассказывать о проблемах инклюзивного образования: предотвращая возникновение стереотипов и отчуждение общественности от этой темы.

Один из исследователей распространения экономических идей, Дэвид Колендер, предложил такую типизацию путей популяризации и укоренения новых идей в умах теоретиков и практиков:

Распространение идей как инфекционной болезни – без особого обдумывания люди берут на вооружение новую концепцию или всего лишь фасонистый термин. Суть идеи часто теряется - гораздо важнее стать носителем идеи, не думая, как встроить идею в уже действующую практику или изменить эту практику под новую идею. Идея  много теряет в глазах людей здравомыслящих, которые боятся подойти к такой «Модной теме» и приобрести репутацию бездумных  последователей. Не так ли сейчас происходит и с идеей инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья?

Конкуренция идей на общественном «рынке» - идеи, как и их приверженцы, соревнуются за большую популярность и  готовность социума, власти, сообщества специалистов реализовывать эти идеи. Конкурентная среда – не лучшие, хотя и не худшие  условия для здорового развития идей, поскольку привлекательность идей часто определяется не продуманностью или обоснованностью идеи, а, например, манипуляцией сознанием тех, кто выбирает, какой идее отдать предпочтение. Критики рыночного способа распространения идей указывают на то, что только понимание истории популяризации идеи ответит на вопрос, насколько по-честному идея заняла свое место  в умах, и насколько это место соответствует реальной «цене» идеи. Так, среди российских НКО популярны идеи специальных поселений для людей с особыми нуждами (модель camphil) – однако можно ли считать такой способ организации жизни инклюзией? Еще одним негативным следствием рыночной модели распространения идей становится сосуществование взаимоисключающих идей, превращение социального поля в лоскутное одеяло без единой основы. Этот образ как нельзя лучше описывает ситуацию с инклюзивным образованием в России – есть все (понемногу) и нет ничего.

Кроме того, многие органы управления образованием призывают образовательные учреждения действовать в инновационном режиме. А тут популярная идея и сейчас у всех на слуху. Так в отчеты ОУ попадает модная фраза о развитии инклюзивной практики в учреждении.



СТРАТЕГИЯ

Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Речь, таким образом, ведется об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт.

В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция (от лат. integratio – соединение, восстановление), мэйнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ. inclusion – включение). Те же тенденции прослеживаются и в отечественной образовательной системе.

Десегрегация школ

Идеи интеграции лиц с отклонениями в развитии в 70-е годы возникают и реализуются в контексте либерально-демократических реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей по расовому, половому, возрастному, национальному, политическому, религиозному, этническому и другим признакам. Борьба против дискриминации способствует формированию новой культурной нормы – уважения к различиям между людьми. Именно в этом широком антидискриминационном контексте специальные школы и интернаты признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования – дискриминационной. И если на предшествующем этапе эволюции общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка».



Плюсы:

  • Педагогами таких учебных заведений являются профильные дефектологи (тифлопедагоги, сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги), знающие особенности детей, методы и методики обучения. Учебные заведения оснащены всем необходимым для обеспечения обучения: звукоусиливающая аппаратура для плохослышащих, тифлотехника для плоховидящих, ортопедическая техника для детей-опорников и пр.

Минусы:

  • Дети с проблемами здоровья изолированы в значительной мере, как от семьи, так и от нормально развивающихся сверстников, и замыкаются в особый социум, внутри которого и осуществляется специальное образование.

Мэйнстриминг – программы совместных занятий и проведения досуга детей-инвалидов и обычных детей. Такие программы представляют собой мощное средство социального обучения детей и подростков.

Плюсы:

  • Развитие таких важных навыков и личностных качеств учащихся, как:

    • социальная компетентность (гибкость, эмпатия и забота, способность позитивной коммуникации, креативность);

    • навыки решения проблем (умение вырабатывать альтернативные решения, планировать);

    • независимость, ощущение силы, уверенности, самоуважение, эффективность, самоконтроль, адаптивное дистанцирование (например, умение сказать «нет», не быть втянутым в опасную ситуацию);

    • навыки целеполагания (формирование нормальных, или «здоровых», ожиданий и установок, умение до определенной степени контролировать окружение, целеустремленность).

ЭМПАТИЯ (от греч. empatheia – сопереживание) – категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне.

Минусы:

  • Общение ограничивается временными рамками мероприятия и часто носит формальный характер. Обе стороны могут быть не удовлетворены своими отношениями со сверстниками.

Интеграция

Составной частью интеграции детей с отклонениями в развитии в общество является их интеграция в общеобразовательные учреждения, где они получают возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.



Главным условием интеграции в России является приведение в соответствие потребностей детей с психическими и физическими нарушениями с системой образования, остающейся в целом неизменной: дети с ОВЗ в массовой школе, не приспособленной для них. Иначе говоря, ребенок должен соответствовать стандартам системы образования.

Плюсы:

  • Сохранение детско-родительских отношений и возможность полноценного участия ребенка в повседневной жизни своей семьи.

  • Обретение опыта социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

  • Полноценная речевая среда. В результате постоянного общения со слышащими детьми вырабатывается привычка к общению со слышащими, и в дальнейшем это позволяет легче адаптироваться к обучению в массовом среднем или высшем учебном заведении совместно со слышащими.

Минусы:

  • Сложные акустические условия в помещении классной комнаты или спортзала, большая количественная наполняемость класса, расстановка учебных столов, лекционная форма подачи учебного материала или постоянная работа на уроке в режиме полилога, значительный и разнообразный по лексическим, грамматическим, фонетическим и фонематическим признакам речевой материал.

  • Сложности усвоения норм социального поведения,

  • Ребенок с ОВЗ, привыкший к повышенному вниманию в семье, в массовой школе становится одним из многих, что может быть причиной дискомфорта или стресса.

  • Незнание особенностей развития детей с ОВЗ и зачастую нежелание педагогов образовательного учреждения работать с таким ребенком.

Практика показала, что педагог, изначально спрофилированный на работу с обычными детьми в общеобразовательной школе и оказавшийся в условиях интегрированного обучения, не обладает знаниями о специфике обучения детей с ограниченными возможностями, не владеет специально-педагогическими умениями и навыками, и, следовательно, не может оценить степень нарушения и спрогнозировать пути дальнейшего развития такого ребенка. Более того, возникает эмоциональная напряженность во взаимоотношении между педагогами, учащимися с особыми образовательными потребностями и их родителями. В таком положении становится невозможной не только коррекционная работа, но и весь процесс обучения в целом. Это явление В.И. Лубовский назвал «вынужденной интеграцией».

Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это также процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Но инклюзивное образование – более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.

В международной практике (ЮНЕСКО) термин «интегрированное образование» (integration) был заменен термином «инклюзивное образование».

Включение детей с особенностями в развитии в образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, то есть инклюзивное образование – новый подход для российского образования.



Плюсы:

  • Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.

  • Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.

  • Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.

  • Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

  • Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы:
В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»). До сих пор отсутствуют общегосударственные правовые и финансово-экономические нормы, касающиеся основ инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Затрагивая проблему барьеров, вставших на пути создания и совершенствования образовательных механизмов инклюзии детей с ОВЗ, надо говорить о барьерах, заложенных в традиционной форме и принципах обучения, их негибкости и не адаптивности. Кроме того, в отношении педагогов к детям с ОВЗ, в устойчивом мнении, что жалость является одной из сторон толерантности, однако это не так. Жалость – это позитивная дискриминация. Сюда же относится несовершенство существующих критериев инвалидности, ограничивающихся закреплением статуса, и системы сбора и распространения статистических данных.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:



  • Отсутствие гибких образовательных стандартов.

  • Отсутствие индивидуальных программ обучения, индивидуального режима обучения.

  • Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.

  • Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

  • Отсутствие Индивидуальных программ трудового обучения. Ранняя профориентация

  • Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса.

  • Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест, в том числе для дистанционного обучения.

  • Отсутствие методических материалов (поурочные разработки, планирование, конспекты занятий, технологические карты).

Остается дискуссионным вопрос стандартов инклюзии, механизмов их реализации и экономического обоснования, а также о том, «как сделать, чтобы стандарт не превращался в догму». Это стандарт сопровождения или деятельности специальных помощников, или – образовательный стандарт

Дать исчерпывающий ответ на вопрос «Что делать?» сейчас не возьмется никто, однако некоторые пути (не все) становления инклюзивного образования в России как долгосрочной стратегии хотелось бы предложить для обсуждения.



Разработка нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования.

  • Создание системы образовательных вертикалей.

  • Создание организационных условий для развития инклюзивных практик в каждом образовательном учреждении. (Междисциплинарная служба сопровождения, создание «безбарьерной» среды, оснащение специальным оборудованием).

  • Создание Ресурсных центров по обеспечению инклюзивного образования.

  • Использование потенциала специальных (коррекционных) учреждений и придание им функций ресурсных и методических центров.

  • Обеспечение гибкости и вариативности структуры и содержания образовательного процесса с разработкой и применением индивидуальных маршрутов образования, индивидуальных учебных планов.

  • Создание условий для ранней профориентации, предпрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся с ОВЗ.

Содержательные изменения:

  • Разработка методологии инклюзивного образования.

  • Разработка и применение дифференцированного и разноуровневого учебно-методических комплектов в условиях единого образовательного пространства.

  • Разработка методов и технологий обучения и воспитания в разнородной образовательной среде (группе, классе).

  • Разработка технологий психолого-педагогического сопровождения на всех ступенях инклюзивного образования.

  • Изменение подходов к организации оценки качества образования (разработка мониторинговых программ оценки индивидуальных образовательных потребностей и достижений ребенка, качества образовательной среды).

  • внесение изменений в систему подготовки и переподготовки руководящих и педагогических кадров образовательного учреждения

  • разработка научно-методического обеспечения

В долгосрочной перспективе можно предположить создание и апробацию системы оценки качества инклюзивной образовательной среды; расширение сети образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного и профессионального образования, реализующих инклюзивную практику; создание и апробация технологических пакетов для обеспечения инклюзивной практики.

…………………………………………………………………………………………….



Единое информационное поле – этот путь распространения идей определяется как наиболее действенный. Доступ к исчерпывающей информации зависит только от самого человека, поскольку поле информации открыто и пополняется теми, кто имеет то или иное отношение к развитию идеи. Какие же требования предъявляются к тем, кто оказывается в едином информационном поле? Умение давать и получать обратную связь; способность формулировать вопросы и мыслить дискуссионно (не стараться искать однозначный ответ на сложный вопрос); взаимодействовать с другими посредством развития идеи. Создание такого информационного поля относительно идеи инклюзивного образования – лучший результат, которого можно ожидать.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница