Доклад к педсовету «Развитие культурно-образовательной среды школы в условиях новых стандартов»



Скачать 54.79 Kb.
Дата02.06.2016
Размер54.79 Kb.
ТипДоклад
МБОУ СОШ №30

2015


Доклад к педсовету

«Развитие культурно-образовательной среды школы в условиях новых стандартов».

Заместитель директора по ВР Темирова Залина Рамазановна



г.Владикавказ
Цель: выявить пути и способы формирования  и развития культурно-образовательной среды школы как важнейшего фактора социализации учащихся.
Задачи:

 - ознакомить педагогов школы с сущностью и структурой культуры школы и возможностями ее влияния на процесс развития личности ребенка;

 - определить резервы и возможности их использования в дальнейшем развитии культуры образовательного учреждения.
План педагогического совета:
1. Вступительная часть. Краткое вступление о целях и форме проведения педагогического совета.

2. Информационно-теоретическая часть

«Развитие культурно-образовательной среды школы в условиях новых стандартов». Выступление заместителя директора по ВРТемировой З.Р. и заместителя директора по УВР Хосоновой Ф.Ю.



3. Проектная часть. Работа в микрогруппах.

4. Заключительная часть. Рефлексия

Словарь основных терминов.
Педагогический менеджмент – это научно организованное управление со своеобразной иерархией: руководитель, педагогический коллектив, коллектив обучаемых.

 Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

 Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.

 Культура школы - совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении.

 Внутренняя культура - Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы.

 Внешняя культура - культуру поведения, умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время.

 Культурный человек – тот, кто впитал духовные ценности общества (язык, искусство, науку, моральные нормы, правила поведения), развил в себе способность понимать состояние других людей и поступать таким образом, чтобы окружающие испытывали радость от общения с ним.

 Культура поведения – это действенное выражение нравственных черт личности.

 Организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках.

«Понятие о культуре очень широко

от умывания лица до последних высот человеческой мысли.»              М.И. Калинин

Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребенок ходит учиться, но это еще и особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет.

Какова основная цель современного образования? Основная цель современного образования – формирование новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социо-культурной модернизации российского общества. Только Культура во всем многообразии своих возможностей способна гармонизировать тяжелый мир страстей, сотрясающих Россию, постепенно смягчить все нарастающее ожесточение, способствовать восстановлению социального, межнационального, межэтнического равновесия в обществе. Только в обществе, исцеляющемся культурой, можно рассчитывать на обильный поток поистине инновационных идей, способных развитию общества творцов, а не разрушителей.

В настоящее время воспитание культурного человека остается одной из главных задач школы. Так, по мнению профессора Е.В.Бондаревской: цель воспитания –воспитание человека культуры, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности ребенка. Так что же такое культура?

Слово «КУЛЬТУРА» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. В нашем обиходе более близко понятие – это понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ». Что же такое культура школы, из каких элементов она состоит, какое влияние оказывает на учащихся, нам предстоит выяснить. Понятие «КУЛЬТУРА ШКОЛЫ» в педагогическом менеджменте чаще всего определяют как совокупность норм, ценностей, традиций, обычаев, ритуалов, правил, регулирующих деятельность и взаимоотношения членов школьного коллектива и определяющих уклад жизни в учебном заведении (М.М.Поташник, А.М.Моисеев). Культура школы зависит прежде всего от культуры каждого члена школьного коллектива или другими словами, каждого  участника образовательного процесса.

Различают  ВНУТРЕННЮЮ КУЛЬТУРУ и ВНЕШНЮЮ  КУЛЬТУРУ личности.        

  Образованность, мировоззрение личности, ее моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют внутреннюю культуру человека. Она выражается в отношении к окружающей действительности, к людям, результатам их труда. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого из нас.

Внешняя же культура, или культуру поведения – это умение человека вести себя в обществе, его манеры, жесты, речь, эстетика внешнего вида, умение организовать рабочее место, использовать свободное время. Внешняя культура определяется и поддерживается сложившимися нормами и правилами культурного поведения.

Внешняя культура или культура поведения включает в себя правила поведения в общественных местах, правила общения, отношений между людьми.

Культура школы существует в любом образовательном учреждении, независимо от того: осознается она членами школьного сообщества или нет.

Известный исследователь проблем педагогического менеджмента К.М.Ушаков изобразил структуру культуры школы в виде уровневой модели. Организационная культура школы, по его мнению, включает такие элементы, как:

-символы учебного заведения

-герои школьного сообщества

-язык организации

-разделяемые убеждения в среде детей и взрослых

-профессиональные и общечеловеческие ценности

По мнению В.П.Симонова, организационная культура школы – это система ценностных ориентаций, принимаемая членами данной организации, которая служит им ориентиром в их мыслях, чувствах, поступках. Когда говорят об организационной культуре школы, имеют в виду ту общую психологическую атмосферу, которая создается в школе и в каждом ее классе.



По мнению В.И.Петрушина, уровень организационной культуры школы и его влияние на членов школьного сообщества на практике раскрывается в следующих предложениях:

Какую общественную миссию выполняет данная школа и в чем ее отличие от других? Каково ее положение (рейтинг) в ряду других школ?

Какие ценности и нормы лежат в основе работы школы (справедливость, красота, истинность, сила)? Как они сохраняются и передаются.

Какие в школе существуют традиции?

Отличаются ли учащиеся школы своим внешним видом от учащихся других школ?

Какова культура речи в учебном заведении?

Как принимаются важные решения в жизни школы – сверху или снизу?

Существует ли обратная связь между учителями и учащимися?

Привлекателен ли интерьер школьного помещения? (его дизайн, комфортность, чистота)

Что и как едят учителя и учащиеся?

Как строятся взаимоотношения между учителями и учениками?

Какими эстетическими переживаниями наполнена жизнь школы?

Как оцениваются достижения в учебе и во внеклассных мероприятиях?

Какова общая удовлетворенность детей своим пребыванием в школе?
Какую же оценку состояния отдельных сторон школьной жизни дали старшеклассники. Учащиеся 9-11 классов определили состояние некоторых сторон школьной жизни по 10-бальной шкале и вот что у нас вышло.


Отдельные стороны школьной жизни

Ср. балл

Организация дежурства

9,1

Дисциплина, порядок в школе

9,1

Взаимодействие с родителями

8,8

Уют и чистота в школе

8,8

Культура урока

8,7

Внешний вид учащихся

8,6

Воспитательные занятия, классные часы

8,5

Подготовка к окружным мероприятиям

8,4

Отношение учащихся к педагогам

8,3

Выполнение правил ЗОЖ

7,8

Отношения педагогов  к  учащимся

7,7

Уровень воспитанности школьников

7,5

Деятельность кружков и спортивных секций

7,1

Из результатов анкет учащихся можно сделать следующие выводы, учащиеся считают, что лучше остального  налажена дисциплина в школе, достаточно чисто и уютно, не плохие результаты по участию в различных мероприятиях. Дети относятся к своим учителям лучше, чем учителя к детям. Ниже всего оценка деятельности кружков и секций, уровень воспитанности школьников. 
Культурный человек:

1.Соблюдает этикет на 53,7%

2.Воспитан на 95%

3.Ответственнен на 27,5%

4.Порядочный на 55%

5.Скромный на 30%

6.Опрятен на 25%

7.Уступает место 27,5 %

8. Здоровается 32,5 %

9. Стремиться к знаниям 23,7%

10. Посещает выставки 12,5 %
Современный человек

1.Соблюдает этикет на 26,2%

2.Воспитан на 38,7%

3.Ответственнен на 30%

4.Порядочный на 36,2%

5.Скромный на 15%

6.Опрятен на 41,2%

7.Уступает место 22,5%

8. Здоровается 22,5%

9. Стремиться к знаниям 52,5%

10. Посещает выставки 18,7%
Среди культурных людей я чувствую себя…

Хорошо – 88,7%

….нормально –10%

…комфортно -

…приятно –

…спокойно –

…себя самим собой –

чуть-чуть неловко –

…некомфортно -

…неловко -

…как рыба на сковороде – 1чел.
Для полноты картины освоения старшеклассниками основных нравственных ценностей был проведён мониторинг старшеклассников 9-11 классов.

1. Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего?

(Расположите в порядке снижения важности проблемы.)



Возможные варианты

1. Здоровье

2. Взаимоотношения в семье

3. Учёба, будущая карьера

4. Любовь

5. Возможность заработка

6. Проведение свободного времени

7. Покупка одежды и других вещей

8 . Нормальное питание

9. Взаимоотношения с одноклассниками

10.Взаимоотношения с учителями



Анализ данных показывает, что приоритетными вопросами личного плана старшеклассников являются здоровье, образование, взаимоотношения в семье и будущая карьера, что говорит о том, что у старшеклассников правильно сформированы отношения к жизненным ценностям.
2. Чему жизненно важному учит Вас школа?

Интересны результаты и следующего исследования среди старшеклассников.



Возможные варианты

1.Дружбе, преданности

2.Доброте, жизнелюбию

3.Самопознанию

4.Умению общаться

5.Уважению к людям, человеколюбию

6.Самостоятельности и уверенности в себе

7.Организаторским умениям

8.Затрудняюсь ответить

9.Ничему не учит

10.Творческому отношению к жизни



Приоритетный выбор старшеклассников в роли школы в подготовке выпускников: школа учит дружбе, преданности, самостоятельности и уверенности в себе, умению общаться, уважению к людям, человеколюбию. Варианты «ничему не учит» или «затрудняюсь ответить», к сожалению, выбрали 12 человек. Таковы основные результаты освоения нравственных ценностей старшеклассниками. Эти данные объективно отражают картину и помогут нам спланировать воспитательную работу, как на уровне классного коллектива, так и на уровне школы.



Отношение к школе




Уважаю

Люблю свою школу

Не люблю


59%

35%


6%

Хочется отметить высокий уровень удовлетворённости учащихся и родителей работой школы. Родители, посещающие родительские собрания, оставляют положительные отзывы работой классных руководителей. Хочется озвучить высокую оценку родителей работы Цориевой И.Р., Моураовой Э.С., Хильченко Е.А., Гурциевой Л.З., Битаровой Л.П., Дзиовой М.П., Гулиевой А.Б., Санакоевой Л.М.за интресные встречи, за воспитание, культуру речи, за классные традиции.
 На выходе из школы Выпускник   должен  владеть культурой познания, культурой самореализации, культурой выбора, культурой ответственности.

(слайды)


Культура познания

обладать разносторонним интеллектом;

быть конструктивно и созидательно мыслящей личностью, допускающей множество истин, уважающей позицию другого;

владеть новыми технологиями, понимать возможности их применения, их силу и слабость, критически относиться к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе;

 владеть способами устного и письменного общения на уровне функциональной грамотности несколькими языками;

 осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, владеть средствами и способами исследовательского труда.



Культура выбора

руководствоваться  в своей жизнедеятельности общечеловеческими нормами и ценностями;

 самостоятельно находить выход из проблемной ситуации;

 личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессии;

способность прогнозировать перспективы собственного развития в будущем; ставить цели и выбирать нравственные, правомерные средства их достижения.

Культура самореализации

личность, стремящаяся к достижению высокого уровня образованности и культуры;

 участвующая в созидательной деятельности и создающая продукты авторской творческой деятельности;

 ищущая, познающая собственные потенциалы и стремящаяся к полноценной реализации собственных личностных ресурсов.



Культура ответственности

социально активная личность, способная брать на себя ответственность за собственные поступки и деятельность;

 способная участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов и построения в России правового демократического государства.
 Исходя из вышесказанного можно построить модель формирования системы внутришкольной культуры, основными задачами школы должны быть:

1) повышение образовательного уровня школьников;

2) воспитание достойных граждан своей страны;

3) развитие творческих способностей обучающихся

4) подготовка к жизни и труду
Познавательная деятельность. С целью повышения познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности учителями начальных классов реализуются программы «Разговор о правильном питании», «Логика и информатика», «Краеведение», по воспитанию читательской активности детей «Здравствуй, книга». Благодаря стараниям Разнополовой Н.И. учащиеся нашей школы активно принимают участие во Всероссийских интернет-олимпиадах: «ЭМУ», «Инфоурок», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое Руно», «ЧиП». Как положительный момент хочется отметить школьную традицию проведения предметных недель, организация которых позволяет охватывать учащихся 1-11 классов и способствует воспитанию у них любознательности. Мы должны признать работу МО начальной школы, филологов, математиков, иностранного языка.

Процесс сохранения и развития культурного потенциала школы зависит от деятельности каждого педагога, от его вклада в формирование нравственно-правовой, эстетической и организационной культуры учебного заведения, в развитие культуры речи и мышления учащихся, в обогащение культурными ценностями учебно-воспитательного пространства урока и внеклассного мероприятия.

Как положительный момент хочется отметить разнообразную тематику классных часов у Гусовой З.Р., Разнополовой Н.И., Кораевой Э.Б., Битаровой О.Б., Кочневой А.Н., Гулиевой А.Б., Караевой С.А.
Сегодня на первый план вышла проблема воспитания патриота Родины. Воспитание гражданина – патриота Родины, владеющего интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира, готового и способного к самоорганизации и самовоспитанию, умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающего осознанным желанием и развитым умением жить для Родины и для людей начинается в школе с различных форм деятельности: классные часы нравственной тематики, уроки мужества, соревнования, экскурсии, уборка могил героев. Традиционным для учащихся нашей школы стало участие в следующих акциях:


  1. Письмо, посылка солдату

  2. Митинги и возложение цветов у памятников и мемориалов

  3. Благоустройство школьной и пришкольной территории

  4. Посещение и поздравление ветеранов на дому

  5. «Милосердие» оказание материальной помощи больным детям.( 2 детям оказали материальную помощь - особо 2 «А» класс и 4 «А» класс; 11 «Б» класс сделали рождественский подарок инвалиду, 6 «А» класс передали «Русфонду приличную сумму денег»)

  6. Участие в конкурсе рисунков на правовую тематику

  7. Спортивные эстафеты

Согласно плану воспитательной работы 1 сентября 2014 года в школе прошли уроки мужества, посвященные 100-летию начала Первой мировой войны и «Моя малая родина». Уроки прошли с участием учителей истории, литературы и МХК, библиотекаря. Использовалась литература, иллюстрации, фотографии, презентации. Учащиеся просмотрели фильм, посвященный участию России в Первой мировой войне. В результате проделанной работы можно сделать вывод, что цели и задачи были достигнуты. Радует тот факт, что приведенный исторический материал был интересен учащимся и они решили узнать еще много нового по теме.

 В связи с  новой памятной датой Российской Федерации «День Неизвестного солдата» 3 декабря в СОШ №30 прошли мероприятия: проведение всех типов уроков мужества,возложение цветов к памятникам и мемориалам,  посвященным воинской доблести  и бессмертному подвигу российских и советских  воинов, погибших в боевых действиях на территории нашей страны и за ее пределами. Здесь особо хочется отметить работу Пугач Н.В., Махциевой Е.Ю., Ревазовой Э.Ч., Лазаровой Л.Х., Маргиевой А.Г., Караевой Д.А., Дзиовой М.П., Цгоевой Л.М., Мамиевой М.М., Битаровой Л.П.. Хачиянц Л.Б.


Творческая деятельность является важнейшим средством социализации. С этой целью школа реализует следующие меры:

  1. Составлены учебные программы творческих объединений и спортивных секций на 7 лет обучения;

  2. Организованы коллективы детей с охватом относительно общему количеству детей в школе

Хоровая студия «Цин»

8,8 %

Народные танцы

8,8 %

Драматическая студия «Ацамаз»

2,6 %

Настольный теннис

2,2 %

ОФП

2,2 %

Баскетбол

2,2 %

Волейбол

2,2 %

Легкая атлетика

2,2 %




  1. Участие и достижения.

У ребят в нашей школе есть возможность самоутверждения, саморазвития в различных областях. Дети у нас занимаются в хоровой студии, танцевальной, спортивных секциях, театральной студии. Хочется отметить таких классных руководителей как Цориеву И.Р., Цораеву О.Х., Хайманову А.Т., Мильдзихову Л.А,, Разнополова Н.И., Ростунова Т.Я., Ревазова Э.Ч., Пугач Н.В., Санакоева Л.М., Караеву Д.А., Лазарову Л.Х., Битарову Л.П., Караеву С.А., Махциеву Е.Ю., Цгоеву Л.М., Чибирову Л.Г., Маргиеву Е.Ф., Туаеву Х.Х. У нас налажена связь с центром «Нарт», стадионом «Динамо». Учителя ИЗО, музыки, труда тоже работают над развитием творческого и эстетического вкуса у детей. Развивая детскую самодеятельность, участвуя в конкурсах, смотрах, соревнованиях ребята получают возможность самореализации, получают грамоты, дипломы, развивают лидерские и организаторские качества. И для ребенка такие результаты наиболее очевидны и ощутимы.
Подготовка к жизни и труду. Сегодня, когда условия жизни, знания, требования к современному человеку меняются очень быстро, невозможно научить школьника всему, что ему потребуется через несколько лет, когда он окончит школу. Но, успешность его жизненной и профессиональной карьеры, личное счастье человека зависит от его собственной активности и нравственных качеств. Важнейшая задача школы, семьи, социального окружения – создавать условия, в которых дети и подростки осваивают общепринятые ценности, приобретают опыт деятельности, в которой эти ценности проявляются, учатся видеть и решать разнообразные проблемы, достигая общественного признания и удовлетворения личных ожиданий, амбиций.

В совокупности, все, о чем сейчас говорилось, характеризует качества человека, которые сегодня называют социально значимыми компетенциями.

Усилия педагогического коллектива должны быть направлены на создание новой культурной образовательной среды, в которой будет возможной реализация перспективных целей социализации воспитанников.
Там, где учитель формирует у детей восторженное отношение к торжеству мысли, к ее красоте, значимости, удивительности, где так красивы школьные будни, а свободное время - это время интереса и поиска, именно там становятся нормой жизни высокие гуманистические принципы: говори о людях хорошо, думай о них хорошо, ищи в жизни хорошее, делай хорошее для других, коллекционируй удивительных людей, удивительные места, удивительные памятники, удивительные мысли. Поэтому неизменно перед школой и семьей стоит задача - создать условия для восторга, для участия, для разнообразия, для ответственности, для авторских суждений. Школа должна быть открыта для бесконечных сложных и привлекательных поворотов, для удивительных встреч. Тогда и взращенная ею ментальность будет высокой и красивой.
3. Проектная часть.

Девизом к этой части педсовета предлагаю взять следующие слова: «Признание проблемы- половина успеха в ее разрешении»

Организуется работа в микрогруппах. Каждая микрогруппа в течении 10-15 минут рассматривает свой аспект рассматриваемой проблемы, а затем информирует всех участников заседания о результатах групповой мыслительной деятельности.

МО учителей русского языка и литературы – «Культура речи и общения в ОУ»

МО спортивно-оздоровительной работы – «Культура здорового образа жизни в ОУ»

МО учителей истории и географии - «Нравственно-правовая культура в ОУ»

МО учителей математики, физики, информатики – «Информационная культура в ОУ»

МО учителей труда, музыки, рисования– «Эстетическая культура школьного пространства в ОУ»

МО учителей начальной школы - «Культура урока как фактор социализации учащихся»

Задание группам: Предложить возможные формы и методы работы по решению поставленной проблемы. Ответить на вопросы: В чем заключается проблема? Есть ли она в нашей школе и почему? Как решение этой проблемы скажется на культуре школы? Как ее решать с точки зрения администрации, учителя, учащегося? Какие формы и методы работы с учителями и учащимися вы можете предложить?  и др.

Предлагаю каждой группе представить результаты работы в форме таблицы




проблемы

причины

последствия

Пути решения













Любой участник педагогического совета может высказать своё мнение, предложить своё решение.

РЕШЕНИЕ:

1. Администрации школы учесть выявленные проблемы и предложения участников педсовета при составлении плана работы ОУ на следующий учебный год.

2. Совершенствовать воспитательную работу по повышению уровня воспитанности учащихся и навыков культуры поведения и общения. Провести анализ уровня воспитанности и навыков учащихся. Ответственные классные руководители и психолог Джиоева А.Б.

3. Преподавателям уделить особое внимание совершенствованию культуры урока и внеклассных мероприятий, педагогического общения и взаимодействия с учащимися. Контроль в течение года осуществлять зам. директора по УВР и ВР.

4. Продолжить  работу среди педагогов, учащихся и их родителей по повышению культуры школы.


4. Рефлексия.

УЧИТЕЛЮ ХХI ВЕКА.

Каким вошёл ты в двадцать первый век?

Каким ты будешь в этом новом веке?

Да просто воспитай ученика,

В хорошем самом смысле – человека!

Чтоб милосерден и гуманен был

В своих поступках добрых и хороших,

Чтоб честно жил и старших чтил,

Чтоб был творцом, а не простым прохожим.

Учитель – это всё в твоих руках,

В твоих ладонях будущее наше.

Учитель, воспитай ученика,

Чтоб процветала Русь, Россия наша.



Благодарю всех за плодотворный разговор и прошу выразить своё мнение о состоявшемся педсовете.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница