Доклад использование интерактивной доски на уроках математики



Скачать 143.3 Kb.
Дата23.05.2016
Размер143.3 Kb.
МБОУ Проволоченская основная общеобразовательная школа

ДОКЛАД


Использование интерактивной доски на уроках математики

Подготовила:

учитель математики

и физики

Боброва

Надежда Сергеевна

категория: высшая

р.п. Виля

2012 г.
 Если исходить из того, что урок – деловая игра, то математик играет символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны. И именно интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы. Ничего подобного не позволяет обычная школьная доска.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Она реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.

Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере

В нашей школе установлены интерактивные доски ActivBoard компании Promethean, с соответствующим программным обеспечением: программа Activ Inspire – Studio.

В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

Интерактивная доска удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. Он способен наглядно и мобильно представить то, что трудно или скучно объяснять словами. Тактильное управление облегчает восприятие новой информации (возможность писать поверх изображения при помощи , перемещать демонстрируемые проектором объекты по доске, задействовать интерактивные органы управления и т.п.), что выводит визуальную составляющую учебных процессов на гораздо более высокий уровень, предоставляя преподавателям возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников. Интерактивная доска, независимо от того, где и для каких целей она применяется, является мощным инструментом визуального представления данных. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использование интерактивной доски - достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды.

Рассмотрим наиболее «популярные»  для урока математики функции интерактивной доски.



Встроенные шаблоны

При подготовке к обычному уроку, учитель математики часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Здесь же эти вопросы легко можно решить с помощью встроенных шаблонов.

На панели инструментов представлены различные виды шаблонов линий, стрелок, фигур. В коллекции самой доски большое количество математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. в меню редактирования можно задать координатную плоскость, выбрать оси координат, пером выполнить необходимые надписи, строить графики функций по точкам или использовать готовые (прямая, парабола, гипербола), строить графики сложных функций с целью определения наибольшего и наименьшего значения функции, ее промежутков возрастания и убывания. Например, можно исследовать графическую зависимость одной величины от другой (построить график зависимости температуры от времени суток).

При введении новых понятий с использованием презентаций и чертежей на интерактивной доске задействуются различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), эффективно отрабатываются новые понятия путем выделения важнейших свойств (за счет наглядности). Это ведет к лучшему пониманию и запоминанию нового материала. При решении существует возможность экспериментировать с условием, причем чертеж на доске изменяется нажатием одной кнопки.

Так, например, при изучении темы « Как построить график функции Y = f(x +t), если известен график функции Y = f(x)» в 8 классе достаточно построить только один шаблон параболы и гиперболы, чтобы потом отрабатывать движение функции в различных направлениях. На первом уроке по данной теме работа идет в индивидуальном и фронтальном режимах. За урок можно вызвать к доске большое количество учащихся, ведь время экономится за счет того, что не надо каждый раз строить новый график. Достаточно только его передвинуть. На втором и последующем уроках можно провести по той же самой заготовке или самостоятельную работу, или диктант (как захочет сам учитель).

При решении геометрических задач удобно пользоваться встроенными инструментами:



  • линейка, которая позволяет редактировать различные единицы длины;

  • транспортир для измерения углов на плоскости (полный угол и его половина);

  • циркуль;

  • калькулятор.

Интерактивные упражнения

Используя данные инструменты можно создавать различные интерактивные упражнения.

 Интерактивная доска позволяет выполнять большое количество интерактивных упражнений. Например, при изучении темы «Графики функций и их свойства» 8 – 9 класс, использую упражнение на нахождение соответствия.

 Такие упражнения позволяют быстро проверить уровень усвоения нового материала, выявить пробелы в знаниях учащихся, делают урок более живым  и интересным.


Поэтапная демонстрация информации

Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такую функцию доски как «затенение». Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель.

 Графическая работа со слайдом

Часто доска используется как экран для проекции мультимедийных презентаций, выполненных в программе Power Point. Но использование  доски даже в таком режиме дает  массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов и др. В моей копилке имеются презентации, выполненные как мной лично, так и заимствованные у коллег.



Использование электронных учебников и ресурсов Интернет.

В совокупности использование интерактивных досок ActivBoard и электронных учебников позволяет ввести принципиально новую форму проведения учебного занятия. Всего лишь одно прикосновение к интерактивной доске Activ Board дает возможность перейти от одной темы занятия и другой.

Электронные учебники содержат учебные материалы, систему тестирования, конструктор уроков, журнал преподавателя и поисковую систему. Они объединяют в себе достоинства электронных энциклопедий, гипертекстовых учебников, программ-репетиторов с новыми учебно-методическими приемами.

С помощью тактильного управления интерактивной доской Activ Board можно легко и быстро настроить электронный учебник – включать специальные режимы просмотра (например, увеличение во весь экран нужного объекта), управлять звуковым сопровождением электронного занятия, создать свой урок, пользуясь специальным конструктором (прикрепить к уроку свои иллюстрации и ввести текстовую информацию), сделать графические комментарии маркером к изучаемой теме, или проставить оценки учащимся в электронном журнале, используя виртуальную клавиатуру интерактивной доски.

Применение электронных учебников на интерактивных досках Activ Board помогает делать образовательный процесс занимательным и интересным.

Большую помощь при планировании уроков с интерактивной доской оказывают образовательные ресурсы сети Интернет. Здесь можно найти разработки уроков, презентации к ним, проверочные и контрольные задания по темам курса физики, а так же интерактивные модели.

Наибольшей популярностью у меня пользуются следующие сайты:

Издательского Дома «Первое сентября» 1september.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

school-collection.edu.ru



Интерактивное тестирование

Еще одна замечательная программа Turning Point, позволяющая проводить интерактивное тестирование. На экран проецируется вопрос по интересующей педагога теме. Дети отвечают на него путем нажатия определенной кнопки на пульте голосования.  Результат ответов детей появляется на экране по нажатию кнопки. Учитель может быстро оценить уровень усвоения материала целого класса, выделить моменты, вызвавшие наибольшее количество затруднений, спланировать с классом цели на следующий урок. Кроме того, эта программа формирует  протокол ответов каждого ученика и при необходимости учитель может оценить каждого ребенка.



Тестирование с помощью системы ACTIVote

Система ACTIVote предоставляет возможность проводить тестирования на уроках. Участники опроса отвечают на поставленные вопросы, выбирая правильный ответ из предоставленных вариантов ответов, нажимая соответствующие кнопки на устройствах ACTIVote. Информация от устройств ACTIVote принимается ACTIVboard и, затем, обрабатывается. Это предоставляет Вам возможность непрерывно оценивать уровень понимания учащимися темы урока, общаться с аудиторией во время дискуссий, обсуждений, сбора информации или обычных тестов.

При работе устройства ACTIVote передают и принимают радиосигналы от доски ACTIVboard. Поэтому очень важно перед началом использования зарегистрировать устройства ACTIVote для ACTIVboard в том помещении, в котором они будут использоваться. После регистрации устройств они могут использоваться аудиторией для ответов на вопросы. Перед регистрацией устройств ACTIVote доска ACTIVboard должна обязательно быть включена и подключена к компьютеру в соответствии с рекомендациями, содержащимися в руководстве пользователя ACTIVboard.

Регистрация устройств ACTIVote

Для регистрации устройств ACTIVote запустите программу регистрации. Щелкните Меню → ACTIVote → Устройства или Пуск → Программы → ACTIVSoftwareACTIVstudio2 → ACTIVoteACTIVote Device Registration.

На экране отобразиться окно программы «Регистрация устройств»

Так как устройства не подключены, то список устройств будет пуст. Приступим к регистрации. Щелкните стрелку раскрывающегося списка и выберите страну, в которой используется устройство ACTIVote. При выборе страны программа проверит устройство, чтобы убедиться, что оно разрешено для использования в выбранной стране. При наличии разрешения продолжите регистрацию устройств. нажмите кнопку Зарегистрировать.

Вокруг кнопки регистрации на изображении ACTIVote замигает желтая рамка, показывающая, что программа ожидает регистрации первого устройства. Верхняя строка в списке Зарегистрированные устройства будет выделена красным цветом. Это указывает на то, что ACTIVboard находиться в режиме регистрации и выполняет поиск сигналов от устройств ACTIVote.

Возьмите первое устройство ACTIVote, нажмите кнопку регистрации удерживайте ее, пока не замигают индикаторы: кратковременно красный, а затем более длительно - зеленый.



Рис. 1. Устройство ACTIVote

Вы увидите, что устройство ACTIVote зарегистрировано и ему присвоено имя. Красная подсветка в списке Зарегистрированные устройства переместилась на одну строку вниз, показывая, что ожидается регистрация следующего устройства ACTIVote. Проделайте вышеуказанную процедуру для каждого устройства, которое необходимо зарегистрировать. После успешной регистрации устройств нажмите кнопку Стоп.



Мастер вопросов

Вы можете подготовить один или несколько вопросов и сохранить их во флипчарте для последующей презентации. Чтобы упростить задачу подготовки вопросов, используйте программу Мастер вопросов, которая позволит создавать флипчарты вопросов.

Открытие программы «Мастер вопросов»

Щелкните Меню → ACTIVot e→ Мастер вопросов. Откроется программа Мастер вопросов.

Рассмотрим последовательность действий, используемых в программе Мастер вопросов для создания флипчарта с вопросами.

Настройка титульной страницы

Вы можете использовать или не использовать титульную страницу в Вашем флипчарте вопросов. Если Вам нужна титульная страница, щелкните в текстовом поле Название и введите подходящий заголовок. Теперь щелкните в текстовом поле Описание, чтобы записать описание для списка вопросов или инструкции для участников, проходящих тест. После этого рядом с кнопкой Настройка титульного листа появиться галочка, которая отмечает выполненные действия.

Если титульная страница не нужна, снимите флажок Добавить титульную страницу. Рядом с кнопкой Настройка титульного листа появиться галочка, указывающая, что этот шаг выполнен.Нажмите кнопку Далее для перехода к последующим действиям.

Настройка вопросов

В этом окне Вы сможете создавать вопросы. При открытии окна отобразится курсор, указывающий, что можно вводить первый вопрос. Если курсор не отобразится, нажмите кнопку Новый вопрос.

Теперь выберите один из следующих типов вопросов:

Рис. 2. Выбор типа вопроса

Для вопросов в Мастере вопросов существует, так называемая, компоновка вопроса.



Мастер вопросов предлагает такие типы компоновки:

1. Вопросы, содержащие только текст:

А) Краткий вопрос - развернутые ответы;

Такой тип компоновки используется для вопросов, которые требуют подробного ответа.

Б) Длинный вопрос - короткие ответы;

Используйте такой тип компоновки вопроса, когда подробный ответ не нужен.

2. Вопросы, содержащие изображения:

А) Краткий вопрос - ответы с изображениями;

Этот тип компоновки понадобиться Вам, если для каждого возможного ответа требуется изображение.

Б) Развернутый вопрос - ответы с изображениями;

При таком типе компоновки больше места отводиться для самого вопроса, а ответы в виде изображений отображаются рядом с вопросом

3. Вопросы, содержащие текст и изображения:

А) Краткий вопрос - среднее изображение, краткий ответ;

Этот тип компоновки используется, когда вопрос

сопровождается изображением

Б) Длинный вопрос +большое изображение, краткий ответ;

При таком типе компоновки отводиться больше места для вопроса и сопровождающего его изображения, а ответы отображаются внизу.

Если требуется использовать одинаковую компоновку для всех вопросов флипчарта, установите флажок Использовать эту компоновку для всех вопросов. Это избавит Вас от необходимости каждый раз вручную выбирать необходимую компоновку

Теперь введите возможные варианты ответов на вопрос. В зависимости выбранного типа вопроса и его компоновки требуется ввести ответ и, если выбрана компоновка с изображениями, нужно подобрать подходящие изображения, сопровождающие вопросы. Если ответ содержит только текст, тогда просто заполните список ответов:





Рис. 3. Пример текстовых ответов на вопрос

Если ответ содержит изображения, тогда чтобы найти изображение, щелкните в поле изображения, а затем нажмите кнопку Обзор . В открывшемся диалоговом окне выберите нужное изображение и нажмите кнопку Открыть. В результате отобразиться эскиз выбранного изображения.

После введения ответов на вопрос, укажите правильный ответ в списке:

Рис.4. Выбор правильного ответа

Вы можете не указывать правильный ответ, если его нужно будет выбрать вручную при сообщении результатов участникам или если правильного ответа нет.

Установив флажок Тайм-аут и введя в появившемся поле время в секундах, Вы зададите время для дачи ответов на вопрос. Если Вы решили не использовать тайм-аут, то в будущем, при проведении опроса, потребуется нажимать кнопку остановки на панели Тайм-аут.

Завершив ввод первого вопроса, можно добавить новые вопросы. Для этого необходимо нажать кнопку Новый вопрос. Введя все вопросы, нажмите кнопку Далее, чтобы перейти к следующему этапу создания флипчарта вопросов.



Параметры флипчарта

После ввода всех вопросов Вы можете выбрать стиль для флипчарта.



Стиль

Используя этот параметр, Вы можете выбрать стиль отображения флипчарта на экране. Если для Вашего флипчарта никакого оформления не требуется, установите галочку Без стиля страницы. Тогда все страницы флипчарта вопросов будут белыми. Если Вы хотите применить некоторый стиль для страниц, убедитесь, что галочка не установлена и в окне выберите понравившийся стиль оформления.

Вы можете задать определенный шрифт, цвет, размер для текста вопроса и ответов. Для изменения размера текста воспользуйтесь кнопками «уменьшить» или «увеличить».

Чтобы выбрать цвет вопроса и ответа, щелкните поле цвета и выберите необходимый цвет.

Нажмите кнопку Далее, чтобы перейти к завершающему шагу.

Создание флипчарта

При выборе вкладки Создание флипчарта откроется диалоговое окно Создание флипчарта. Выберите папку, в которой нужно сохранить флипчарт и введите имя файла, а затем нажмите кнопку Сохранить.



Преимущества использования интерактивной доски на уроке
1. Экономия времени. Заранее подготовленные чертежи, схемы, текст позволяют экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Многократное использование. Во-первых, вся информация, появляющаяся на доске не стирается, а сохраняется. Для решения новой задачи используется «чистый лист» и в случае возникновения вопросов можно быстро вернуться к ранее решенным задачам, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Это наиболее существенно, так как задания и решения могут быть восстановлены не только на уроке, но и после него для тех учеников, которые пропустили урок или не вполне хорошо освоили тему. Во-вторых, наглядные материалы и обучающие ресурсы можно хранить в электронном виде и в дальнейшем многократно использовать их. Накапливается электронный банк данных для каждого учителя.
4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя.
5. Школьникам просто нравиться работать с интерактивной доской, учиться становиться интересно и увлекательно.
Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

При работе с доской нельзя забывать, что только деятельность ученика формирует у него необходимые умения. Работа в тетради не должна исключаться из форм работы на уроке. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.



Школьный урок — это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.

Ресурсы

  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. – М.: Просвещение, 2005

  2. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы /авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2007

  3. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть I, II. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007

  4. Безрукова В.С. Современный урок в школе. – Электронная библиотека журнала «Директор школы»

  5. Багрова Н. В. Применение электронных учебных комплексов в учебно-воспитательном процессе. - http://wecomm.ru/structure/?idstucture=411

  6. Попова Г. И. Конструирование  электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей. - http://inrefbank.ru/19/dok.php?id=080.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница