Доклад «Гражданско-патриотическое воспитание студентов через исследовательскую деятельность историко-краеведческого музея техникума»



Скачать 84.23 Kb.
Дата23.05.2016
Размер84.23 Kb.
ТипДоклад
СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»

Доклад

«Гражданско-патриотическое воспитание студентов через исследовательскую деятельность историко-краеведческого музея техникума»

Эпиграф:
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»
К.Д.Ушинский

Музей считают одной из форм краеведческой работы, направленной на формирование чувства патриотизма у подростков. Характерной чертой музея любого образовательного учреждения является то, что вся его деятельность неразрывно связана с жизнью того места, где живет обучающийся.

Музей образовательного учреждения имеет ряд особенностей.

Первая особенность - это его учебно-воспитательное значение. Являясь результатом совместного коллективного труда обучающихся и педагогов, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы. В нем все предназначено для обучающихся и в основном собрано и сделано ими. Экспонаты музея, его фонды - это и учебно-наглядные пособия для уроков истории, географии, внеклассных мероприятий по краеведению.

Вторая особенность - сама организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы обучающихся, и созданный музей становится поисково-творческой лабораторией, ведущей подростков по пути приближения их к исследовательской деятельности.

Третья особенность музей образовательного учреждения - это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработки собранного материала, создания на его основе дидактических пособий по ряду предметов учебной программы.

В 70–80-х годах музеи существовали во всех образовательных учреждениях, их признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети. В 90-е годы с ними боролись как с рассадниками отжившей идеологии. Так было и в нашем учебном заведении. В 2006 году музей возродили. Он был создан, как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей общественности, а именно, от Совета ветеранов Великой Отечественной войны.

Как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности обучающихся и педагогов техникума, музей в 2006 году был перепрофилирован и сейчас посвящен истории нашего учебного заведения, ярцевчанам Героям Советского Союза, выпускникам техникума-участникам локальных конфликтов.

Особое внимание уделяется жизнедеятельности нашего знаменитого земляка, лётчика-истребителя, Героя Советского Союза Константина Николаевича Титенкова. В 1985 году его имя было присвоено СПТУ-14. Именно так называлось наше образовательное учреждение в те годы.



Цели деятельности историко-краеведческого музея техникума:
- гражданско-патриотическое воспитание студентов;
- формирование социальной активности обучающихся;
- интеллектуальное развитие подростков путем вовлечения
их в поисково-исследовательскую краеведческую
деятельность.
Данные цели реализуются посредством решения ряда следующих задач:
- овладение обучающимися системой знаний об
историческом прошлом своего родного края;
- развитие навыков исторического познания, анализа и
сопоставления источников, работа с историческими
документами;
- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного
отношения к историко-культурному наследию.

Этапы организации работы в музее:

Первый этап работы по привлечению подростков к работе в музее – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на студентов 1 курса. В доступной, увлекательной форме старшекурсники рассказывают им о музее, проводят экскурсии в музей, приглашают на встречи с ветеранами войны и педагогического труда.

Первокурсников привлекают к выполнению несложных видов работ - оформлению альбомов, составлению отчетов по экскурсиям и походам по родному краю.



Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея обучающихся, проявивших интерес к краеведению. Обучение проходят студенты 1 и 2 курсов. Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний.

В зависимости от интересов и склонностей обучающиеся выбирают направление деятельности – группу «Поиск» или «Экскурсоводы», а также направление исследования - «Довоенная история нашего города», «История родного техникума», «Участники Великой Отечественной войны – наши земляки», «Участники локальных войн-наши выпускники», «Ярцевчане - Герои Советского Союза».



Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Студенты 2-3 курсов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, презентаций, проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности обучающиеся приобретают опыт общения с аудиторией.

Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности обучающихся ставятся следующие задачи:

  • выявление подростков, предрасположенных к исследовательской деятельности;

  • создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;

  • развитие познавательной активности и интереса обучающихся;

  • развитие творческих задатков и коммуникативных способностей обучающихся;

  • развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.

Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского индустриального техникума в 2013 - 2014 уч. году:

Конференции и семинары

Май 2013

Областная студенческая конференция «Боевая летопись Смоленщины». Студентка группы ТОП-2 Прудникова Анна заняла 3-е призовое место со своей работой «И россы пред врагом твердыней грозной встали…». В работе содержался исследовательский материал по сражениям войны 1812 г. на территории Смоленской области. Студентке много пришлось поработать с архивными документами.



04.02.2014

Областной семинар по духовно-нравственному воспитанию «Проблемы и перспективы внедрения дисциплин духовно-нравственного направления в профессиональном образовании»

Студенческая научно-практическая конференция «Математические знания в науке и технике: история и современность» (международный уровень).

Тема работы «Курош А.Г. – великий математик земли Смоленской»



29.04.2014

Студенческая научно-практическая конференция «СССР во Второй мировой войне» (уровень техникума). Обучающиеся представили свои исследования по теме «Роль СССР в разгроме немецко-фашистских захватчиков». Это были и презентации, и доклады с приложениями, и видеоролики.

Состоялось торжественное шествие на площади победы города Ярцево «Бессмертный батальон». Студенты техникума несли в руках портреты своих родных и близких, ветеранов - участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла.

20.05.2014

Научно-практическая конференция «Шаг в науку» по теме «Духовная традиция земли русской: культурно-исторический и религиозно-философский аспекты», посвящённая 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского (региональный уровень).



14.10.2014 – 16.10.2014

XX юбилейная международная научно-практическая конференция «Взаимодействие образовательных организаций и социальных институтов по развитию культурно-образовательного пространства региона»



08.12.2014

«Декабрьские чтения», посвящённые 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Студентка гр 9П-2 Орлова Анастасия выступила с презентацией «К.Н.Титенков – воздушный богатырь». Это была исследовательская работа, посвящённая жизнедеятельности ярцевчанина, выпускника школы ФЗУ 1929 г., Героя Советского Союза, К.Н. Титенкова.



Конкурсы и проекты:

  1. Областной конкурс «Познай себя через культуру» в рамках 2014 года – «Года культуры».

Номинации:

  • «Лучшая фотография «В объективе культура»

  • «Улицы родного города»

2. Конкурс детских рисунков-плакатов «Мир без нацизма» (всероссийский уровень).

3. Конкур эссе (сочинений) по теме:

«Герои-победители в моей семье (в моём городе) (всероссийский уровень)

4. Конкурс «На лучший сценарий проведения «Открытого урока «Мир без нацизма». Студентка гр.9П-2 Венгелевских Юлия заняла 1-е место со своей работой «Суд над фашизмом»



Проведение массовых мероприятий на базе историко-краеведческого музея:

  1. Экскурсии:

  • Страницы воинской доблести

  • Связь времен – память поколений

  • Этапы становления Ярцевского техникума

  • «История техникума в лицах»

2. Встречи с интересными людьми:

  • Вечера встречи выпускников «Вами гордится техникум»

  • Встреча с ветеранами педагогического труда

  • Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла (Совет ветеранов ВОВ)

Конкурсы:
«Подари музею реликвию»
«Фотографией застыла память…» (конкурс фотографий)
«Наш музей» (конкурс видеороликов о музее)

Классные часы:
- Город Ярцево и Ярцевский район в годы Великой
Отечественной войны
- Идет война народная, священная война
- Дети войны
- К 90-летию Ярцевского индустриального техникума (По волнам нашей памяти)
- Наши выпускники-участники Афганской войны

- «У войны не женское лицо»

- «И россы пред врагом твердыней грозной встали…»

- «Они сражались за Родину»

- «Титенков К.Н. – воздушный богатырь»

- Творческие конкурсы:

«Во славу Отечества»

«Никто не забыт и ничто не забыто» (конкурс чтецов)


  • Акции:

«Живые голоса войны»

«Листовка»

«Ищу героя»

«Бессмертный батальон»



- Литературно-музыкальные композиции

«Этот день Победы»

«Эхо минувшей войны»

- Историко-краеведческие викторины

«Знай и люби свой край»



- Тематические лекции, беседы

«Города воинской славы»

«Память сердца»

«Они защищали Отечество»

Среди других проектом, выполненным студентами на базе музея техникума, можно назвать Книгу памяти. Посещая ветеранов войны, подростки берут у них интервью, собирают воспоминания о войне, о том, как восстанавливались наша область и город. На традиционных торжественных шествиях, которые проводятся в мае, присутствуют ветераны войны, жители города и района. Для обучающихся это не просто чужие, неизвестные участники войны, а люди им близкие, о которых именно они собрали материал.
  Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях и героическими подвигами своих соотечественников. Труднее любить свою деревню, маленький городок. И задача музея образовательного учреждения и краеведения – найти там, где ты живешь, то, чем можно гордиться. А это и есть гражданско-патриотическое воспитание

В заключение хочу сказать, что в марте 2015 года в городе Ярцево состоялся районный смотр-конкурс школьных музеев, в котором принял участие и наш техникум. 17 марта прошёл круглый стол с приглашением всех участников смотра-конкурса. По его итогам наш техникум занял 3-е призовое место среди 11 средних общеобразовательных школ.



Библиография:
1.  Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Наука, 1985. – 325 с.
2. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 144 с.
3. Емельянов Б.В. Экскурсия. – М.: Профиздат, 1984. – 122 с.
4. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976. – 112 с.
5. Еремеева Е., Тимофеева Л. Проектирование экскурсии учащимися в процессе создания открытого детского музея «Ресурсы природы» // Мир экскурсий. – 2007. - № 1. – С. 62-65.
6. Журавлева В.Л. Специфика тематических экскурсий. // Мир экскурсий. – 2008. - № 3. – С. 28-32.
7. Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации. – М.: ЦРИБ Турист, 1980. – 164 с.
8. Коленкин А.А. Школьные дальние экскурсии в 1919-1928 гг. // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №7, 1993. – С. 12-14.
9. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. – М.: ЦДЮТиК, 2001. – 180 с.
10. Нестеров А.П. Чтобы видеть, знать …(из истории детского туризма и экскурсий) // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №7, 1993. – С. 14-24.
11. Попович Ю.А. Н.К. Крупская и детский туризм // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №3, 1997. – С. 4-5.
12. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. – М.: Просвещение, 1974. – 136 с.
13. Сичинова В.А. Экскурсионная работа (из опыта). – М.: Просвещение, 1981. – 94 с.
14. Туризм в школе. Книга руководителя путешествия. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 160 с.
15. Яковченко Р.Н. Методика проведения экскурсий. Нюансы работы // Мир экскурсий. – 2008. - № 2. – С. 13-18.
 

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница