Добротина Ирина Нургаиновна, учитель лицея №1310, научный сотрудник лаборато­рии координации фундаментальных исследова­ний исмо рао. Ключевые слова: сжатое изложение



Дата24.04.2016
Размер94 Kb.
ТипИзложение
Обучение приемам содержательной компрессии текста

как этап подготовки к сжатому изложению
Добротина Ирина Нургаиновна, учитель лицея № 1310, научный сотрудник лаборато­рии координации фундаментальных исследова­ний ИСМО РАО.
Ключевые слова: сжатое изложение; приемы компрессии текста; упражнения на трансформацию, дополнение, моделирование текста.

Статья содержит перечень приемов компрессии текста и упражнения, позволяющие выработать у учащихся умение информационной переработки текста.

Работу по воспитанию грамотного чи­тателя, умеющего понимать текст, можно проводить на текстовых материалах раз­ного характера: текстах пословиц и пара­графов учебников, рекламных объявле­ний и публицистических статей. О пони­мании текста обычно судят по правиль­ности и точности смысловой переработ­ки информации. Одним из основных кри­териев понимания прочитанного являет­ся краткое изложение смысла текста. Проникновение в смысл высказывания при чтении важно потому, что при этом выявляются цели, мотивы сообщения, его коммуникативные намерения: в со­держании текста «отражены действи­тельные отношения вещей, имеющие значение для образа мыслей, поступков и намерений людей» [Брудный 1975: 171].

Показателем сформированности уме­ния переработать исходный текст яв­ляется правильная организация вто­ричного текста на языковом, речевом и содержательно-смысловом уровнях, т.е. текста, «являющегося реакцией на про­читанное, реакцией на сказанное, резуль­татом процесса восприятия и интерпре­тации первичного текста» [Ипполитова, Князева, Савова 2004: 407].

Между тем известно, что учащиеся ис­пытывают большие затруднения при чте­нии/понимании текста, что неизбежно влечет за собой коммуникативные неуда­чи при создании собственных текстов.

Так, в рамках подготовительного этапа модернизации образования было прове­дено обследование 200 школ в 76 регио­нах страны. В этом обследовании уча­ствовало около 170 тысяч учащихся пер­вых и десятых классов. Проверка показа­ла, что более 50% десятиклассников за­труднились найти главную мысль в эле­ментарном тексте, лишь 30% высказали свое мнение [Соболева 2007: 29-36].

Приведем еще один пример. Ста четы­рем учащимся IX классов московских школ было дано задание сформулировать вопросы к каждому из четырех абзацев предложенного текста из учебника по ис­тории. Ожидалось, что школьники, уже знакомые из курса русского языка с прин­ципами деления текста на абзацы, выде­лят четыре проблемные ситуации в пред­ложенном тексте и поставят к ним вопро­сы. Один вопрос смогли задать 28 человек (27%), два вопроса - 28 человек (27%), три вопроса - 16 человек (15%), четыре вопроса - 20 человек (19%), пять вопро­сов - 4 человека (4%). Не смогли сформу­лировать свои вопросы восемь человек (8%). Таким образом, подавляющее боль­шинство учащихся (около 77%) не спра­вились с выполнением задания на провер­ку умения выделять главные мысли тек­ста, которое к IX классу должно быть сформировано у всех школьников, так как оно лежит в основе понимания прочитан­ного текста.

Сочинение-рассуждение и сжатое изло­жение, предлагаемые в рамках новой формы итоговой аттестации в IX классе, имеют целью проверить, насколько уча­щиеся умеют адекватно понимать информацию прочитанного текста, использо­вать информацию, содержащуюся в про­читанном тексте, в качестве аргумента.

О необходимости обучения сжатому из­ложению методисты пишут давно, считая его одним из «наиболее трудных и в то же время полезных видов работы, способ­ствующих развитию логического мышле­ния, так как он требует от учащихся уме­ния отличать главное от второстепенного, выделять существенное из общего» [Баринова, Андриянова и др. 1958: 60-69]. В свое время Е.А. Баринова уделяла этой работе много внимания. Можно отметить такие ее публикации, как: «Сжатое и вы­борочное изложения» (РЯШ. - 1967. -№ 2); «Изложение как средство перехода к сочинениям» (РЯШ. - 1968. - № 3). В статье Ф.С. Марата «Сжатое изложение "Субботний вечер в семье Ульяновых" в IV классе» [Марат 1973: 9-13] приводится памятка для работы над сжатым изложе­нием, которая, на наш взгляд, не утратила своей актуальности и сегодня:

1) Прочитайте рассказ.

2) Определите его тему (о чем он?).

3) Подумайте о его главной мысли (чему учит рассказ?).

4) Выделите его основные части.

5) Составьте план.

6) Определите способ сокращения.

7) Объедините части.

8) Составьте план сжатого изложения (о чем обязательно надо сказать).

9) Отметьте существенное в каждой части.

10) Подберите «вместительные» слова для сжатого изложения.

11) Напишите сжатое изложение...

Сжатое изложение «требует не просто мобилизации памяти школьника и сосре­доточенности его на правописных нор­мах, но прежде всего структурированно­го восприятия содержания текста, уме­ния выделять в нем микротемы, опреде­лять в них главное, существенное, отсе­кать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает выпускни­ка выполнить информационную обработ­ку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а про­дуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексиче­ские и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию» [Методиче­ские рекомендации... 2008: 5].

Предполагается, что учащийся может использовать различные приемы ком­прессии исходного текста - как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.

Среди «содержательных» приемов ком­прессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несуще­ственной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

К основным языковым приемам ком­прессии исходного текста относятся:

1) замены:

- замена однородных членов обобщаю­щим наименованием;

- замена фрагмента предложения сино­нимичным выражением;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена предложения или его части оп­ределительным или отрицательным мес­тоимением с обобщающим значением;

- замена сложноподчиненного предло­жения простым;

2) исключения:

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких синонимов;

3) слияние нескольких предложений в одно.

Рассмотрим первый абзац исходного текста, предложенного девятиклассникам на репетиционном экзамене в 2008 г.:



  1. Чтение имеет особое значение для Рос­сии, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. (2) Ее назы­вали духовной лабораторией человечества. (3) Нашей кудьтуре_всегда было_свойственно особое почитание искусства_слова. (4) Вели­кая литература для нас - это не только воз­можность стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспи­тания сердца, разума и души. (5) В чтении, в сопереживании литературным героям, в диа­логе с автором человек все более одухотворя­ет свой внутренний мир, возвышает, очелове­чивает.

Мы выделили ту информацию, которая должна быть передана в изложении (уча­щиеся могли использовать лексику, отли­чающуюся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тек­сте, которая предлагалась экспертам). При сокращении текста можно использовать прием слияния двух простых предложе­ний (2-го и 3-го) в сложноподчиненное с придаточным причины и прием исключе­ния второстепенных однородных допол­нений.

Было проанализировано 118 работ уча­щихся, писавших изложение. Приведем типичные примеры из этих работ (ис­правлены только орфографические и пунктуационные ошибки):

1) (1) Раньше чтение играло огромную роль в мире, особенно в России. (2) Россияне счита­лись самой начитанной нацией. (3) Мы ценили чтение как способ воспитания нравственности и души.

2) (1) Чтение имеет особое значение для Рос­сии, которая до недавнего времени считалась самой читаемой страной в мире. (2) Ее называ­ли духовной лабораторией человечества. (3) Ве­ликая литература для нас - это не только воз­можность стать более информированным, но способ самосовершенствия.

3) (1) Чтение имеет особое значение для Рос­сии, которая считалась самой читаемой страной в мире. (2) В нашей культуре всегда было свой­ственно чтение литературы. (3) В чтении сопе­реживание литературных героев, человек более возвышает свой внутренний мир.

4) (1) Чтение является важным компонентом для развития России, (2) Россия является самой читающей страной. (3) Литература имеет осо­бое значение в культуре. (4) Чтением человек одухотворяет себя.

5) (1) Чтение имеет значение для России. (2) Чтение считается лабораторией человече­ства. (3) Великая литература для нас - способ самосовершенствования, воспитание сердца и души. (4) В чтении диалога человек возвышает свой культурный мир.

Первое предложение исходного текста сложноподчиненное с придаточным определительным. Вряд ли возможны со­держательное сокращение или замена части этого предложения, являющегося первым предложением всего текста, по­этому практически все работы, которые мы проанализировали, начинаются именно с него. В ряде работ сохранена струк­тура предложения (примеры 2, 3), однако есть грамматические ошибки в использо­вании форм причастия. В примере 5 есть неоправданное содержательное сокраще­ние предложения, второе предложение связано с первым параллельной связью и заключает в себе новую мысль. В приме­рах 1 и 4 можно отметить упрощение структуры предложения: сложноподчи­ненное предложение разбивается на два простых. В работах заметно стремление избежать сложных по структуре предло­жений, использовать прием замены слож­ного предложения простым, нет приме­ров слияния предложений с усложнени­ем их структуры.

В обучении сжатому изложению помо­гут задания, основой которых являются трансформация, дополнение, моделиро­вание текста [Добротина 2007: 24-27]. Предлагаем варианты упражнений, кото­рые могут быть использованы на уроках русского языка для совершенствования умения учащихся выполнять информаци­онную переработку текста. Так как по­добное умение является общеучебным и формируется при изучении ряда предме­тов (литературы, иностранного языка, ис­тории, биологии, географии и пр.), мы предлагаем использовать тексты учебни­ков, научно-популярных статей.

В упражнениях внимание в основном уделено разделению информации на глав­ную и второстепенную, исключению не­существенной и второстепенной инфор­мации. Напоминаем учащимся: самая главная информация обычно содержится в главной части сложного предложения. На выделении главных мыслей высказы­вания основан прием «свертывания суж­дений», который помогает значительно сократить текст.

Обратимся к предложению:

С самого начала своей научной деятельнос­ти М. В. Ломоносов руководствовался прин­ципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, которые изучают естественные науки.

Что нам стало известно из данного предложения?

М. В. Ломоносов руководствовался прин­ципом сохранения вещества и движения (силы).

Возможно, у учащихся возникнет во­прос: «Неужели все остальное неважно? И если это так, то зачем автор нам говорит об этом?» Отвечаем: «Все пояснения авто­ра, идущие после слов который и кото­рые и являющиеся придаточными предло­жениями, не являются неинтересными или неважными, но это лишь дополнение к основной информации предложения».

Закрепляем умение находить главную информацию.

I. Прочитайте предложения и подчерк­ните в них главную информацию. Исполь­зуя прием свертывания, сократите текст.

а) Многие вещества биологического проис­хождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Запись должна выглядеть так:



Многие вещества биологического происхож­дения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. - Многие вещества биологического происхождения име­ют жидкокристаллическую структуру.

6} Принято считать, что чистый воздух ну­жен только людям, подтверждением тому яв­ляется устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Прием свертывания суждений позволя­ет при анализе этого предложения выде­лить следующие части:

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому являет­ся устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются, -

и получить такое предложение:

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.

Обращаем внимание учащихся на то, что наряду с содержательным приемом сокращения текста и свертывания исход­ной информации за счет обобщения мы использовали и языковые средства: заме­нили сочетание чистый воздух местоимением и в первую часть предложения до­бавили отрицательную частицу не.

II. Прочитайте предложения, рассказы­вающие об истории происхождения не­которых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив:

1) только значение крылатого выраже­ния;

2) только информацию об истории про­исхождения этого выражения.



Предложение 1.

Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основа­но на свойстве металла при нагревании све­титься по-разному в зависимости от темпера­туры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.



Предложение 2.

Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил вы­ражение, употребляемое сейчас в тех случа­ях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универ­сальный ключ к решению многих задач.



Предложение 3.

Выражение «цепная реакция», обозначаю­щее сейчас любой процесс, над которым че­ловек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обо­значения последовательного ряда чередую­щихся химических реакций.

Ответы:

Предложение 1.

1) Довести до белого каления - очень силь­но разозлить.

2) Выражение основано на свойстве метал­лов светиться при нагревании.

Предложение 2.

1) Искать философский камень - пытаться решить невозможное.

2) Выражение «искать философский ка­мень» возникло в то время, когда была широ­ко распространена алхимия.

Предложение 3.

1) Цепная реакция - вышедший из-под кон­троля процесс.

2) Выражение «цепная реакция» употребля­лось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.

III. Перед вами первые два абзаца тек­ста. Какая информация вам кажется избыточной, факультативной? Какие пред­ложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информа­цию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

(1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

(2) Цель всегда конкретна, измеряема, до­стижима. (3) Например, целью может быть по­ступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и про­считать, что нужно сделать, чтобы этого до­стичь. (45 слов).

Учитель может обратить внимание на 4-е предложение (сложноподчиненное, с последовательным соединением прида­точных) и предложить придумать вариант с использованием только одного прида­точного.

Примеры выполнения работы учащи­мися:

1) (1) Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. (2) Цель конкретна и достижима, мы можем про­думать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова).

Здесь использованы приемы исключе­ния информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, прием слияния двух предложений (2-го и 4-го), упрощение структуры предложения.

2) (1) Людям нужны не только рациональ­ные цели, но и совсем не рациональные меч­ты. (2) Можно заранее продумать и просчи­тать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (25 слов).

В данном варианте ученик исключил информацию 3-го предложения исходно­го текста, фрагмент 1-го предложения (может показаться парадоксальным), ошибочно включил в данную микротему содержание следующей («…. мечта - это нечто другое»).

3) (1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. (2) Цель конкретна, точна, достижима. (3) Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов).

Используется прием исключения фа­культативной информации (3-го предло­жения, второстепенных членов в 4-м предложении исходного текста).

IV. Подчеркните главную информацию в тексте. (В каждом ли предложении есть такая информация?) Дополните текст сво­ими примерами нарушения природного равновесия. Сформулируйте вывод к до­полненному вами тексту.

Равновесие в природе

Понятие равновесия распространяется на любые системы взаимодействующих элемен­тов. Окружающая природа - сложноорганизованная система, элементами которой явля­ются растения, животные, микроорганизмы, почва, вода, воздух..,

Примеров нарушения природного равнове­сия можно привести много. Вот как оберну­лось неожиданное прибытие в Америку, полу­тропический штат Флорида, трех африкан­ских улиток.

Вернувшись домой после летнего путеше­ствия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трех симпатичных и очень боль­ших улиток. Мать заставила сына немедленно выбросить за окно «эту гадость».

Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали свободу. Не прошло и года, как улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьян, кору деревь­ев и даже штукатурку домов (нужен был мате­риал для строительства панциря). За год три улитки дали миллиардное потомство, заста­вив людей ударить в набат. Улиток травят, со­бирают в корзины, но плодятся они провор­нее, чем их пытаются уничтожить.

Эта улитка размером с кулак. В Восточной Африке улитка ахатина - обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет вра­гов, которые не дают улиткам бесконтрольно плодиться. В Америке такого контроля не ока­залось.



Проверь себя. Рассмотрим строение дан­ного текста-повествования с элементами рас­суждения. Это нам потребуется для того, что­бы вычленить в нем главную и дополнитель­ную информацию. Текст-рассуждение должен содержать тезис, доказательства-примеры, приведение которых делает тезис более весо­мым, очевидным для читателя.

1-й тезис заключен в первом предложении 1-го абзаца;

2-й тезис - первое предложение 2-го абзаца;

3-й и 4-й абзацы текста - пример, иллюст­рирующий 2-й тезис, - рассказ об улитках, по­явление которых в Майами нарушило там природное равновесие.

Попробуем выделить информационные центры предложений, определить, какую ин­формацию можно исключить.

Равновесие в природе

Понятие равновесия распространяется на любые системы-взаимодействуюших элемен­тов. Окружающая природа - сложноорганизованная система, элементами которой явля­ются растения, животные, микроорганизмы, почва, вода, воздух...

Примеров нарушения природного равнове­сия можно привести много. Вот как оберну­лось неожиданное прибытие в Америку, полу­тропический штат Флорида, трех африканс­ких улиток.

Вернувшись домой после летнего путеше­ствия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трех симпатичных и очень боль­ших улиток. Мать заставила сына немедленно выбросить за окно «эту гадость».

Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали свободу. Не_прошло и года, как, улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьян, кору деревь­ев и даже штукатурку домов (нужен был мате­риал для строительства панциря). За год три улитки дали миллиардное потомство, заста­вив людей ударить в набат. Улиток травят, со­бирают в корзины, но плодятся они провор­нее, чем их пытаются уничтожить.

Эта улитка размером с кулак. В Восточной Африке улитка ахатина - обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет врагов, которые не дают улиткам бесконт­рольно плодиться, В Америке такого контро­ля не оказалось.

Трансформация (сжатие или расшире­ние) информации текста зависит от пра­вильно воспринятого замысла высказыва­ния. Совершенствованию данного умения способствует следующее упражнение. Из отрезка текста (1-2 абзаца, 5-6 предложе­ний) учитель выписывает все существи­тельные, сохраняя число, в котором они употреблены в тексте, но используя все существительные в именительном паде­же. В созданном тексте можно менять па­деж существительных, оставляя неизменным число. По необходимости проводит­ся словарная работа, возможно определе­ние тематических групп слов, выявление синонимов.

1*. Спрогнозируйте, о чем пойдет речь в тексте, в котором использованы следу­ющие имена существительные:

красота, мир, разнообразие, непохожесть, мысль, человечество, толпа, люди, личности, мысль, красота, эстетика.

2. Какие группы можно выделить сре­ди предложенных слов?



Красота - 2 раза, мысль - 2 раза, разнооб­разие и непохожесть — синонимы, человече­ство — толпа - люди — личности — слова раз­ной стилистической окраски. Слово мир — многозначное, здесь использовано, скорее всего, в значении «земной шар, Земля, а так­же люди, население земного шара».

Особняком стоит слово эстетика, обратим­ся к словарю за толкованием: «Эстетика -философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии».

3. В тексте какого стиля и типа речи мо­гут встретиться эти слова? Почему? О чем будет текст? Что подсказывает направление работы?

Стиль - публицистический, допускающий совмещение лексики различных стилей, тип речи - рассуждение.

4. Напишите свое начало текста, ис­пользуя данные слова.

5. Прочитайте авторское начало текста:

(1) Красота в мире - это разнообразие, непо­хожесть. (2) Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых отдельными исключи­тельными и яркими личностями, - такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике. (В. Бело в).

Известно, что первое предложение тек­ста довольно четко определяет структуру второго предложения. Анализ первого предложения абзаца - абзацного зачина -не менее важен.

1. Прочитайте первое предложение аб­заца, найдите контекстуальные синонимы:

Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей!

(Слова одинаковые и бездарные становятся контекстуальными синонимами.)

2. Предположите: до этого предложе­ния речь в тексте шла о том, что.... Продолжением станет мысль о том, что... .

3. Выражена ли и каким способом по­зиция автора?

Выражена, формулируется тезис. По форме это риторическое восклицание, усиленное ча­стицей да. Это укрепляет нас в мысли о том, что перед нами текст-рассуждение публици­стического стиля речи.

4. «Разверните» данное предложение в абзац.

5. Прочитайте авторский вариант:

(3) Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей! (4) Каж­дый рождается в мир с печатью какого-либо таланта. (5) Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть, она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (6) Каждая лич­ность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. (7) Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. (8) То, что потребность творчества свойствен­на каждому, видно хотя бы из того, что в дет­стве, даже в младенчестве, у ребенка есть по­требность в игре. (9) Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. (В. Бело в).

При обучении сжатому изложению не­обходимо совершенствовать умение школьников видеть логику построения текста. Вот какие методические приемы предлагает И. А. Фигуровский в статье «Изложения с перестановкой материа­ла»: 1) постановка вспомогательных во­просов; 2) запись на выбор начальных и связывающих предложений; 3) толкова­ние отношений между соединенными за­конченными предложениями; 4) демонст­рация возможностей средств связи - со­юзов, соотносительных слов [Фигуров­ский 1967: 27-31]. Такие виды заданий учат детей «схватывать целые комплексы мыслей, сообщаемых в соединениях за­конченных предложений».

1. Прочитайте окончание текста В. Бе­лова. Слово почему (значение «по какой

причине») замените вводной конструкци­ей или союзом. Сверните информацию данного абзаца за счет обобщения.

(10) Почему же с годами творчество поне­многу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (11) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили та­ланта). (12) Второе нередко зависит от перво­го, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (13) Не научившись трудиться, нельзя узнать, чем наградила тебя природа. (14) Если духовный потенциал слаб, личность стирается, нивелируется, теряет индивидуаль­ные, присущие ей одной черты.

2. Напишите сжатое изложение, допол­нив текст примерами из жизни великих людей.

Подобные упражнения, как и упражне­ния по моделированию текста, интересны учащимся, демонстрируют им возможно­сти языка, заставляют внимательнее вчи­тываться в текст, помогают совершенство­вать умения выделять микротемы, опреде­лять в них главное, существенное, отсе­кать второстепенное, отбирать лексиче­ские и грамматические средства для крат­кой передачи полученной информации.

Организация работы по совершенство­ванию умений информационной перера­ботки текста позволяет предотвратить возможные коммуникативные неудачи учащихся как при чтении/понимании текста, так и при создании ими собствен­ных высказываний.


* Материалом для последующих упражнений стал один текст, поэтому от выполнения данных заданий можно перейти к написанию сжатого изложения или изложения с: продолжением.
ЛИТЕРАТУРА

Баринова Е А,, Андрианова М. Е., Преображенская Е. П., Афанасопу-л о Н. Н. Работа по развитию речи в V-VII классах // РЯШ. - 1958. - № 5. - С. 60-69.

Баринова Е. А. Сжатое и выбороч­ное изложение // РЯШ. - 1967. - № '2; Из­ложение как средство перехода к сочине­ниям // РЯШ. - 1968. - № 3.

Б р у д н ы й А. А, Понимание как компо­нент психологии чтения // Проблемы социо­логии и психологии чтения. - М., 1975.-С. 171.

Добротина И. Н. Упражнения по трансформации и моделированию текста// РЯШ. - 2007. - № 4. - С. 24-27.

Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи: Учебник / [под ред. Н. А. Ипполитовой]. - М., 2004. - С. 407.

Марат Ф. С. Сжатое изложение «Суб­ботний вечер в семье Ульяновых» в IV классе // РЯШ. - 1973. - № 2. - С. 9-13.

Методические рекомендации для экспер­тов территориальных предметных комис­сий по проверке заданий с развернутым от­ветом. Государственная итоговая аттестация выпускников ГХ классов общеобразователь-

ных учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык. - ФИПИ, 2008.

Пленкин Н. А. Обучение школьни­ков правилам построения текста // РЯШ, -1977. - № 4. - С. 50-58.

Соболева О. В. Понимание текста: зачем, когда и чему учить // Русский язык (приложение к газете «Первое сентяб­ря»). - 2007. - № 23. - С. 29-36.

Фигуровский И. А. Изложение с пере­становкой материала // РЯШ. - 1967. -№ 1. - С. 27-31.






Каталог: images
images -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
images -> Информация об опыте 2
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница