Для заказа доставки диссертации сделайте запрос через форму обратной связи по ссылке



Скачать 309.15 Kb.
страница1/2
Дата22.04.2016
Размер309.15 Kb.
ТипРеферат
  1   2



Для заказа доставки диссертации сделайте запрос через форму обратной связи по ссылке: http://mydisser.com/ru/contact.html

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ им. Г.С. КОСТЮКА

АПН УКРАИНЫ

На правах рукописи

УДК 159.91
ГОЛОВЛЕВА Елена Викторовна
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ЛИЦ С ВЫРАЖЕННЫМ ТИПОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА

19.00.01 – общая психология, история психологии


Научный руководитель –

доктор психологических наук,

профессор Клименко В.В.

Киев 2007







Содержание







Введение

6

Глава 1

Концептуальные основы исследования психических состояний в особых условиях труда

16

1.1

Теоретические аспекты изучения психических состояний.

16

1.2

Особые условия труда как предмет исследования современной психологии.

27

1.2.1

Актуальность и основные подходы к исследованию особых условий труда в психологии.

27

1.2.2

Психические состояния напряженности в особых условиях труда.

33

1.2.3

Типы реагирования на сложные ситуации трудовой деятельности.

55

1.3

Мозговая организация психики в аспекте функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека

70

1.3.1

Современные исследования функциональной асимметрии мозга.

72

1.3.2

Этапы формирования функциональной асимметрии мозга в онтогенезе.

78

1.3.3

Половые различия латерализации полушарий.

84

1.3.4

Мозговая организация психических процессов в аспекте функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека

87

Глава 2

Программа и методы эмпирического исследования.

94

2.1

Обоснование программы исследования.

94

2.2

Характеристика профессиональной деятельности и описание выборки

97

2.3

Описание использованных методов и методик.

101

2.3.1

«Активациометр» АЦ-6 Ю.А. Цагарелли

101

2.3.2

Комплекс проб для исследования моторной и сенсорной асимметрии

109

2.3.3

«Стилевая саморегуляция» (В.М. Моросанов и Е.М. Коноз).

113

2.3.4

Опросник «Шкала контроля за действием» (НАКЕМР-90).

121

2.3.5

Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

125

2.3.6

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Хомса и Раге

127

2.3.7

Исследование особенностей вероятностного прогнозирования в зависимости от типа ФАМ.

128

Глава 3

Результаты исследования психических состояний у лиц с различным типом функциональной асимметрии мозга в особых условиях труда

134

3.1

Результаты исследования группы испытуемых с помощью «Активациометра» АЦ-5

134

3.2

Особенности саморегуляции в зависимости от типа функциональной асимметрии мозга.

143

3.3

Волевая саморегуляция в зависимости от типа функциональной асимметрии мозга.

150

3.4

Особенности формирования синдрома «выгорания» в зависимости от типа функциональной асимметрии мозга.

152

3.5

Исследования вероятностного прогнозирования в специалистов в зависимости от типа функциональной асимметрии мозга.

156

3.6

Влияние особых условий труда на особенности формирования психических состояний.

166

3.7

Апробация комплекса упражнений, направленных на развитие функций полушарий и межполушарной связи в целом.

168




Выводы

172




Список использованной литературы







Приложения.



ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность проблемы исследования. В конце первой половины XX в. была поставлена проблема осмысления психических состояний в современной психологической науке. Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний.

Вопрос исследования психических состояний приобретает высокую актуальность и на современном этапе развития психологической науки и практики. Это объясняется тем, что психические состояния являются основой адаптации человека к внешним средовым изменениям и согласования его возможностей с реальностью за счет информационного фактора.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать и тормозить деятельность. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Психические состояния как особые психические явления до настоящего времени остаются в психологии во многом недостаточно изученными – как в общепсихологическом аспекте (в том числе в познавательной сфере), так и в прикладном плане.

В общепсихологическом аспекте такое положение отражено в слабой разработанности категории состояний по сравнению с другими категориями: не определены соотношения психического состояния с психическими процессами и свойствами, его место, роль и функции в целостном психическом и т.д. Это приводит к рассогласованию в теоретическом осмыслении психических явлений, в частности, потому что существует своего рода «яма», разрыв между процессами и свойствами.

Разноплановость и фрагментарность исследований обуславливает наличие разнообразных «белых пятен» в отношении «номенклатуры», состава, структуры, механизмов и функций состояний, в создании диагностических методик и др.

Психические состояния человека, по мнению Ю.Е.Сосновиковой, следует рассматривать с точки зрения ведущей деятельности, которая свойственна различным периодам его психического развития. Целенаправленная активность формирует у личности характерные длительные и кратковременные психические переживания и состояния, при этом определенные социально-психологические процессы в группе будут способствовать формированию типичных и наиболее существенных особенностей при устранении неблагоприятных эмоциональных доминант или повышению работоспособности в ведущей деятельности.

Поскольку психические состояния являются системой реакций на определенную ситуацию, то наиболее четко их проявления выражены в особых условиях жизнедеятельности (В.В.Суворова, З.Г. Туровская и др.).

Ситуации, предъявляющие к людям требования, которые превышают их обычный адаптивный потенциал, описываются в разных терминах: жизненные трудности, критические ситуации, негативные жизненные события, стрессовые жизненные события, травматические события, нежелательные события, жизненные кризисы, экстремальные или особые условия жизнедеятельности, экономическая депривация, бедствия, катастрофы. Каждая из этих ситуаций таит в себе либо вызов, либо угрозу жизнедеятельности человека, а то и вызывает невосполнимые потери . Каждая из этих ситуаций ограничивает активность индивида, предъявляет ему требования, зачастую превышающие его способности, моральные и материальные ресурсы.

Под особыми условиями понимаются такие условия, которые характеризуются недостаточным уровнем соответствия биологическим возможностям человека и высокой степенью влияния на них, связанные с риском для физической и психической жизни и требуют повышенной активации психических процессов. Вышеописанные специфические черты особых условий ярко проявляются в некоторых видах профессиональной деятельности: летчики, космонавты, операторы подземного и наземного труда (А.А. Авершин, В.В. Антипов, Г.Т. Береговой, А.Г. Дикая, Л.А. Китаев-Смык, Е.А. Климов, Д.П. Короленко, Б.Ф. Ломов, Ю.Л. Трофимов).

Психологические исследования особых условий труда начались с постановки проблемы экстремальной ситуации в профессиональной деятельности.

Проблема изучения психических состояний и поведения человека в особых, экстремальных условиях относится к числу наиболее актуальных. Но долгое время эта проблема рассматривалась достаточно односторонне. Цель большинства исследований, посвященных деятельности человека в экстремальных ситуациях, была во многом утилитарной: изучались условия и разрабатывались рекомендации, обеспечивающие оптимальный уровень функционирования человека (космонавта, летчика, оператора больших систем) как звена единой технической (производственной) системы, от которого зависит ее эффективность. Изучение, диагностика и коррекция негативных психических последствий, возникающих в результате воздействия комплекса стрессогенных факторов, источником которых являются аварии, катастрофы, военные действия, насилие, в нашем обществе долго были практически невозможны из-за недостатка информации о подобных экстремальных условиях.

Понятие «экстремальные условия», как указывает Ц.П. Короленко (1978), охватывает «чрезвычайно сильные воздействия внешней среды, которые находятся на грани переносимости и могут вызвать нарушения адаптации.

Ю.А. Александровский связывает психическую дезадаптацию в условиях психотравмирующей ситуации с прорывом индивидуального для каждого человека функционально динамического образования, так называемого адаптационного барьера. Он включает в себя особенности психического склада и возможности реагирования человека. Этот барьер базируется на биологической и социальной основах и является их единым интегрированным функционально динамическим выражением. Барьер психической адаптации динамичен, под влиянием биологических и социальных факторов он постоянно разрушается и вновь создается. Под влиянием усиленных нагрузок постепенно формируются более расширенные возможности индивидуального барьера психической адаптации.

Длительное, особенно резкое напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит, как правило, к его перенапряжению. По наблюдениям многих авторов, такое перенапряжение проявляется в виде преневротичсских состояний, выражающихся лишь в отдельных, наиболее легких нарушениях: повышенной чувствительности к обычным раздражителям, беспокойстве, заторможенности или суетливости в поведении, бессоннице и т.п. Эти перенапряжения не вызывают изменений целенаправленного поведения человека и адекватности аффективных реакций и носят временный и парциальный характер.

Представленные Ю.Л. Александровским (1991) литературные данные свидетельствуют о том, что внимание исследователей психических реакций и поведения при стихийных бедствиях переместилось в последнее время от изучения в начале века грубых психических нарушений к описанию феноменов, составляющих изменения психической деятельности непсихического уровня. Есть основания полагать, что это непосредственно связано с определенным «патоморфизмом» отношения людей к стихийным бедствиям, зависящим от изменений культуральных средовых взаимоотношений, а главное — с развитием техники и медицины, которым порой приписывается мифическая возможность спасения выживших но время стихийных бедствий и катастроф. Как совершенно справедливо отметил проф. Г.И. Россолимо в предисловии к работе Л.Я. Брусиловского и соавторов (1928): «Во всякую новую историческую эпоху эти последствия носят отпечаток особенностей нового современного человека и потому нуждаются в новом обследовании и надлежащем научном подходе».

Именно для современной эпохи становится характерным, что экстремальные, точнее сказать — кризисные, психические состояния могут возникать не только в условиях боевых действий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствиях, но и в таких, казалось бы, «безобидных», но тем не менее тоже критических ситуациях, как заикание (логоневроз), несчастная любовь, насилие, напряженная семейная или образовательная Среда.

Анализ состояния проблемы психических состояний показывает, что одной из ключевых проблем при этом является психологическое обеспечение вопросов, связанных с изменением психического состояния и, соответственно, поведения человека в периоды пред-, пост- и собственно экстремальной ситуации. В научном плане эти вопросы относятся к общей психологии (Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров), к психологии экстремальных ситуаций (экстремальной психологии), к психологии труда (Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, М.И. Марьин), к военной психологии (А.А.Кучер и др.), к психологии и психотерапии реабилитации посттравматических и остротравматических расстройств (О.М.Дерябина, И.О.Котенев, Н.Д. Тарабрина). Указанные проблемы, а также психологические проблемы отбора, подготовки, реабилитации специалистов и населения, работавших или пострадавших в экстремальных ситуациях, решаются разными ведомствами: МЧС, МВД, Минобороны, Минздрава, Минобразования и др.

При этом обнаруживается, что вследствие многоаспектности и теоретической непроработанности проблемы психологического фактора в экстремальных условиях ее разработка в научной психологии и в работе разных ведомств строится в основном по эмпирическому принципу, т.е. по мере практического возникновения тех или иных проблем (феноменов, фактов), связанных с отрицательными изменениями психического состояния в экстремальных условиях.

Это приводит к тому, что практические и научные проблемы отрицательного изменения психических состояний в экстремальных условиях решаются: а) ситуативно, по мере их возникновения, как совокупность теоретически и методически обособленных психологических проблем, б) разрозненно, т.е. разными департаментами и ведомствами, в) часто непсихологами и непсихологическими учреждениями, главным образом медиками и физиологами.

Исходя из этого, встает необходимость построения психологических моделей, описывающих динамику, характер и возможности изменения психического состояния и поведения человека в особо сложных условиях. А в итоге — построения единой (в той мере, в какой это возможно) теории психических состояний в экстремальных условиях.

Исследования Суворовой В.В. (1975) показали, что специфика психических состояний при стрессе опосредована, как гормональными, так и многими другими физиологическими реакциями организма, в частности нервной системы. Психофизиологической основой психических состояний являются соматические структуры организма, механизмы вегетативной нервной системы и принципиально разные типы восприятия и переработки информации, связанные с асимметрией полушарий головного мозга. На наличие связи между стабильными характеристиками межполушарного взаимодействия и индивидуальными показателями состояния регуляторных механизмов указывают многочисленные исследования (Т.А. Доброхотова, А.Р. Лурия, И.А. Переверзева, Е.Д. Хомская). Большое количество фактов подтверждает связь регуляции психического состояния с признаками, отражающими тип функциональной асимметрии полушарий мозга человека (Б.Г. Ананьев, В.В. Аршавський, В.В. Клименко, М.С. Ковязина, В.Ф. Коновалов, Е.А. Костандов, А.Р. Лурия, В.Н. Соболев, С.І. Соболева). Однако взгляды исследователей на роль каждого типа полушарности в этом процессе различаются.



Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы изучения особенностей психических состояний у лиц с различным типом функциональной асимметрии мозга, определили выбор темы диссертационного исследования.

Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационное исследование выполнено в рамках научно-исследовательской темы «Определение норм психического и физиологического развития учеников» лаборатории возрастной физиологии и школьной гигиены Института психологии им. Г.С. Костюка (№0101U000534 государственной регистрации). Тема утверждена с Советом по координации научных исследований в области педагогики и психологии в Украине от 31.01.2006 г. (Протокол №1)

Объект исследования. Психические состояния лиц с выраженным типом функциональной асимметрии мозга.

Предмет исследования. Зависимость психических состояний человека в особых условиях труда от типа функциональной асимметрии мозга.

Цель исследования лежит в исследовании особенностей психических состояний человека в зависимости от типа функциональной асимметрии мозга в психологически сложных условиях и разработке на этой основе средств, направленных на развитие функциональной связи между полушариями.

Гипотезой исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между особенностями психических состояний в особых условиях труда и типом функциональной асимметрии мозга человека. Функциональная асимметрия мозга является фактором, определяющим особенности проявления состояний волевой регуляции, психоэмоциональных состояний и продуктивность вероятностного мышления в особых условиях труда.



Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи исследования:

  1. На основе теоретического анализа проблемы разработать и обосновать модель исследования психических состояний в особых условиях труда лиц с определенным типом функциональной асимметрии мозга.

  2. Определить тип функциональной асимметрии мозга лиц, работающих в особо сложных условиях труда.

  3. Выявить особенности психических состояний в зависимости от типа функциональной асимметрии мозга.

  4. Определить влияние особых условий труда на проявление психических состояний.

  5. Разработать программу развития функциональной связи между полушариями.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: принцип детерминизма, принцип психофизиологического единства, принцип развития (Л.С. Выготский, Т.А. Доброхотова, В.В. Клименко, Г.С. Костюк, А.Р. Лурия, С.Д. Максименко, И.А. Переверзева, С.Л. Рубинштейн, А.В. Семенович, Е.Д. Хомская,); общепсихологические положения о сущности психических состояний (Н.И. Василюк, Л.Г. Дикая, А.И. Еремеева, Е.П. Ильин, Э.И. Киршбаум, Н.И. Наенко, В.Д. Небылицын); положение о механизмах регуляции и саморегуляции деятельности (О.А. Конопкин, Ю.Куль, В.И. Моросанов, В.Н. Степанский,); научные подходы к исследованию особых условий труда (В.В. Антипов, Г.Т. Береговой, Дж. Гринберг, Л.А. Китаев-Смык, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, О.П. Макарович); концепция функциональной асимметрии мозга (Б.Г. Ананьев, В.В. Аршавский, В.В. Клименко, М.С. Ковязина, В.Ф. Коновалов, Э.А. Костандов, А.Р. Лурия, В.Н. Соболев, С.И. Соболева).

Для решения поставленных задач использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: общенаучные методы теоретического уровня (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение, моделирование); методы эмпирического уровня (аппаратурный метод, стандартизированные опросники, лабораторный эксперимент); в формирующем эксперименте использована программа развития функциональной связи между полушариями; методы статистической обработки данных



Надежность и валидность полученных результатов обеспечивались использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, единством количественного и качественного анализа данных. Статистическая обработка данных проводилась с помощью компьютерной программы Statistic for windows Версия 5.1.

Каталог: dfiles
dfiles -> Национально-региональные особенности развития системы специального образования забайкалья: аксиологический подход 130003 коррекционная педагогика
dfiles -> Современное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: вызовы времени новые решения
dfiles -> Перечень региональных инновационных площадок (далее рип), входящих в инновационную инфраструктуру общего, дополнительного образования Забайкальского края
dfiles -> Исследовательская деятельность как фактор развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка
dfiles -> Психологические Особенности самоконституирования субъекта в виртуальной реальностИ
dfiles -> Виды искусствоведческого анализа и возможности их применения на уроках мхк
dfiles -> Профессионально психологические аспекты активизации личности государственного служащего
dfiles -> Гендерные особенности управленческой деятельности
dfiles -> Анализ уровня стресса, типов реакций на стресс и причин его возникновения у работников торговой организации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница