Для вас, родители! Тревожность



Скачать 76.21 Kb.
Дата16.02.2016
Размер76.21 Kb.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать тревогу и страх в специфических социальных ситуациях.

Тревожность мешает нормальной деятельности, полноценному общению и развитию ребенка, познанию им себя и мира.

Повышенная школьная тревожность отрицательно влияет на развитие ребенка и препятствует успешной учебной деятельности.


Как она проявляется?
• Затруднения в общении.

• «Ватные ноги».

• Растерянность.

• Оцепенение.

• Плач.

• Избегание учебной ситуации.

• Повышенное беспокойство.

• Испуганное выражение лица.

• Изменение цвета кожного покрова (покраснение, бледность).

• Волнение в учебной ситуации.

• Неуверенность в правильности своего решения, поведения.

• Ожидание неудач, плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, сверстников.


Типичные причины возникновения школьной тревожности:
• Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

• Отсутствие или недостаточное развитие умений и навыков организации учебной деятельности, умений учиться.

• Усложнение школьной программы.

• Завышенный уровень ожиданий со стороны родителей, учителей.

• Неуспешность в отношениях с учителями.

• Предстоящие ситуации оценки учебной деятельности (экзамены, контрольные работы).

• Психолого-педагогическая

неграмотность родителей

• Гиперопека со стороны

родителей.

• Наказания за школьные неудачи. • Не сложившиеся отношения со сверстниками.

• Адаптация к новому коллективу.

• Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу.

Как помочь тревожному ребенку?
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Тревожность мешает ребёнку хорошо учиться, заводить новые знакомства, повышать самооценку.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.
Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

(рекомендации для родителей тревожных детей)

Необходимо понять и принять тревогу ребенка - он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций - приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте ("Да, это неприятно, обидно…"). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.


Помогайте ребенку преодолеть тревогу - создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным - например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе - не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка - предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям - оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: "Сначала я боялась того-то ..., но потом произошло то-то и мне удалось ..."

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы ("нет худа без добра"): ошибки в контрольной - это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...


Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

У оптимистичных родителей - оптимистичные дети, а оптимизм - защита от тревожности.

Эмоциональная устойчивость.

Очень часто в стрессовых ситуациях человек просто не знает, за что хвататься и куда бежать. Все, что бы вы не пытались предпринять, идет из рук вон плохо. Мысли путаются, правильное решение вообще принять невозможно. Вся проблема в том, что ваша эмоциональная устойчивость к стрессовым ситуациям оставляет желать лучшего.

Но не все люди такие. Вы уже могли не раз видеть людей, которые в полном спокойствии выполняют все поставленные перед ними задачи. Они могут находиться в такой же ситуации, что и вы сами. Почему же так получается?

Холодный расчет и продуманные действия — это залог успеха любого лидера. Именно для них эмоциональная устойчивость очень важна. Без этого качества невозможно все трезво взвесить и вовремя принять очень важные действия, направленные на преодоление сложностей или любых других неприятностей.

Но эмоциональная стабильность важна не только для продвижения по карьерной лестнице. В жизни всегда есть различные ситуации, которые могут выбивать вас из привычной колеи. В итоге вы не можете контролировать себя и свои эмоции, все валится из рук и кажется, будто в жизни наступила черная полоса.


Если вам знакомы такие ситуации, то пришло время научиться управлять собственными эмоциями. Таким образом вы сможете не только избежать эмоционального напряжения, но и перестать переживать по пустякам. Даже серьезные жизненные проблемы будут восприниматься не так остро.

Управление эмоциями многим людям кажется непосильным трудом. Особенно трудно это дается женщинам, так как в силу своей природы каждая представительница слабого пола очень эмоциональна. Но опыт приходит только с практикой. Начинайте с малого, и вскоре все ваши эмоции будут всегда под контролем.


Развитие эмоциональной устойчивости к различным проблемам и стрессовым ситуациям — это очень долгий процесс. Есть многочисленные тренинги, которые помогут вам научиться полностью контролировать ваши эмоции. Кроме посещения тренингов, вы можете также поработать с собственными эмоциями самостоятельно. При этом не забывайте, что вам следует работать не только с собственной головой и мыслями, но и телом.

Тело человека всегда реагирует на стресс или любые другие раздражающие факторы. Научитесь не отвлекаться на них. Как научиться этому спокойствию? Для начала вам следует отработать навык спокойного созерцания на красивый пейзаж. Будь это лес, река, поле. Вам не обязательно выезжать на природу. Простой картины на стене будет вполне достаточно. Когда вы приобретете этот навык, научитесь спокойно смотреть на человека. При этом вы должны смотреть на человека ровно, не отводить взгляд или дергаться. Чтобы научиться этому, отработайте расфокусированный взгляд, т. е. вы смотрите не в одну точку, а на предмет в целом.


Эмоциональная устойчивость человека напрямую зависит от того, как он переживает все свои эмоции. При этом различные эмоции возникают на любые раздражители. Это могут быть даже самые простые мелочи: вы едете в общественном транспорте на работу, и вам кто-то нагрубил. Кажется, что это мелочь. Но вот настроение испорчено на весь оставшийся день. Ваша эмоциональная устойчивость должна дать чувство спокойствия. Вам нагрубили? Это всего лишь мелочь жизни, на которой не следует заострять внимание. Но как научиться такой «сортировке» различных происшествий?




Заведите специальную тетрадь, которую следует разделить на четыре колонки. В каждой колонке должно быть название. Первая колонка — это «ничего особенного», вторая, третья и четвертая колонки будут носить названия «зеленый», «желтый» и «красный», как цвета светофора. Во все колонки вам следует записывать ваши происшествия, которые случаются каждый день. Как вы понимаете сами, зеленая колонка — это незначительные происшествия (например, сломался каблук, порвалась юбка). Желтая колонка — это средние неприятности. А красная колонка — это так называемый форс-мажор. Это действительно то, о чем даже думать не хочется (смерть близких, сгоревший дом, разбитая машина).



Что вам даст это разграничение неприятностей? Для начала уже само распределение различных неприятностей поможет вам не сильно переживать по их поводу. Далее вы начнете изменять свой взгляд на то, что для вас мелкая неприятность. Что было в зеленой колонке, со временем может перекочевать в колонку «ничего особенного». А то, что в желтой, — в зеленую. А дальше то, что было в красной колонке, перекочует в желтую. Именно так и вырабатывается эмоциональная устойчивость к различным раздражающим факторам.



Дарите улыбку и радость!

Дневник стресса и календарь радостей.
Две техники для преодоления стрессового состояния и закрепления позитивного настроения.
Дневник стресса — это регулярное ведение записей об особенностях своего состояния в стрессе с отметками и анализом своих физиологических ощущений, чувств и поведения. В свободной форме также ведется анализ причин своего стрессового состояния.
Календарь радостей — записи всех радостей, успехов, достижений и даже самых незначительных положительных событий, пережитых за день. Эти записи помогают закрепить и в будущем актуализировать ранее пережитые позитивные эмоциональные состояния, успехи и достижения.
Каталог: data -> documents
documents -> Акмеология. №3. 2015 (юбилейный выпуск). Колонка главного редактора
documents -> Экологический проект «Юные огородники»
documents -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Нижний Тагил
documents -> Дюсш г. Пыть Ях Обучение индивидуальным тактическим действиям в нападении
documents -> «Особенности оборонительных действий в мини-футболе»
documents -> Инновационный образовательный проект


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница