Джуринский А



Скачать 211,5 Kb.
страница1/15
Дата21.07.2022
Размер211,5 Kb.
#187578
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Связанные:
Джуринск. Педагогика в многонац. мире.
Доклад на декаду родного языка.

Джуринский А. Н.
Педагогика в многонациональном мире
М.: Владос. 2010, 240 с.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение теории и практики воспитания предполагает рассмотрение педагогических перспектив, обусловленных культурными и этническими различиями к преодолению в этой связи конфликтов. Знание подобных перспектив - непременное условие для всех работников.
Многозначность, многоязычие, полицивилизованность общества порождает сложную гамму проблем образования и воспитания. Воспитание и образование предназначено для педагогических решений вопросов сосуществования представителей этносов и культур в пределах общего национально – государственного пространства.
На карте мира не осталось моноэтнических государств. Человеческое общество становится более мультикультурным, этнически диверсифицированным. Мир столкнулся с растущим противоречием – между демократическими принципами общественного устройства и несоблюдением прав представителей всех субкультур на достойное воспитание и обучение. Угли межнациональной напряжённости вспыхивают пожаром по всему земному шару. Афроамериканцы и белые в США, уйгуры и китайцы В Синь –цзяне, осетины и чеченцы на Кавказе, евреи и арабы в Израиле, индусы и мусульмане в Индии, албанцы и сербы в Косове, арабы и французы во Франции, ирландцы и англичане в Северной Ирландии – перечень подобных столкновений можно продолжать и дальше. В классах и дворах нередки стычки подростков, разделившихся на этнические группы. Этническая риторика используется для политической мобилизации юных экстремистов. На улицах орудуют молодёжные банды, ослеплённые враждой к людям иных культур и национальностей. Террористы, одурманенные ксенофобией, убивают женщин и детей. Не извлекать из этого уроки для воспитания – означает закрывать глаза на растущую и близкую опасность социального взрыва.
Конфликты на национальной почве – следствие сложного комплекса социальных факторов. Один из них – пренебрежение факторами поликультурности и полиэтничности при воспитании в многонациональном сообществе.
Возможны разные взаимоисключаюшие судьбы живущих совместно народов: либо ведущие этносы раздавят самобытную культуру и образование малых этносов, либо произойдёт межнациональный конфликт, не предсказуемый по последствиям, либо наладится конструктивный диалог, где заметную роль сыграет воспитание и образование.
В современном мире воспитание происходит при межкультурном взаимодействии больших и малых этносов. Этот процесс, наряду с развитием общенациональной культуры, обогащает как доминирующие, так и малые культуры. Подобная тенденция предполагает сопряжение через воспитание культурных ценностей всех участников межкультурного диалога, создание общего культурно – национального пространства, где каждый человек обретает социальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языкам и субкультурам.
XX столетие прошло под знаком возрастания кризиса идей и практики культурно – образовательной цивилизации и ассимиляции этнических групп. Цивилизация третьего тысячелетия должна строить взаимоотношения этносов в пределах многонациональных сообществ и систем образования на принципах интеграции и взаимодействия. Но и сегодня не везде и не всегда соблюдаются культурно – образовательные права этнокультурных групп. Воспитание и образование в этих обстоятельствах выглядят важной гарантией сохранения выработанных всеми культурами гуманных ценностей человечества.
Для мировой цивилизации и отдельных государств учёт многокультурности и полиэтничности становится педагогическим приоритетом. Его соблюдение служит существенным условием демократизации воспитания и обучения в общественной жизни. Понятно, что условия эффективного воспитания и образования в значительной мере находятся вне собственно педагогических усилий и зависит в огромной мере от воздействия социальных и политических институтов. Разумеется, главные рычаги смягчения противостояния этнокультур следует искать прежде всего в политических, экономических и социальных реформах. Однако особую роль в преодолении подобных конфликтов играют воспитание и образование, без систематического воспитания подрастающего поколения на основе диалога этнокультур. Тем самым воспитание становится мощным инструментом созданием благоприятного социального климата, заметной предпосылкой выхода из кризиса межнациональных отношений, гармонизации контактов представителей различных цивилизацационных типов и культур. Мультикультурная педагогика, будучи условием демократизации воспитания и образования, приобщает к многообразию языков и культур, общенациональной и мировой культуре через понимание особенностей отдельных этносов, истории человеческой цивилизации, но основе диалога обладающих особенностями достоинствами и ценностями макро- и субкультур.
Всё это касается и нашей страны. Педагогическая деятельность должна придавать россиянам силы в укреплении целостного и одновременно культурно многообразного гражданского общества. Такая деятельность созвучна национальной идее консолидации граждан РФ.
Фактором нарастающей значимости, глубинной причиной актуализации мульти и полиэтническиго воспитания является миграция населения. Происходящие в последние пятьдесят лет новое «великое переселение народов», гигантские потоки мигрантов на пяти континентах видоизменяют этнический состав учащихся школьных учреждений большинства государств. Мигранты и вынужденные переселенцы исповедуют собственные культурные ценности, традиции и верования, говорят на иных языках, что зачастую отличает их от местного населения. Нередки конфликты между ними и коренными жителями. Молодые иммигранты, так или иначе подвержены «комплексу маргинал», рождённого из – за ослабления культурных связей с исторической родиной. Они не желают быть изгоями, стремятся войти в культуру страны пребывания. Воспитание должно дать педагогические ответы на запросы иммигрантов.
В условиях экономической, политической интеграции всё большее значение придаётся сохранению национальной специфики воспитания в образования. Эта глобализация обострила проблему соблюдения баланса между национально – культурными традициями и образованием универсального характера. В условиях глобализации современного мира воспитание должно поддерживать этнокультурное многообразие, быть инструментом развития субкультур, включения их ценностей в общенациональную практику воспитания и тем самым решать насущные проблемы педагогики и школьной политики.
Интерес к поликультурному и полиэтническому воспитанию обусловлен необходимостью межнационального диалога и сотрудничества, усилением движения этнических и расовых меньшинств за свои права в многонациональных регионах и государствах. Учебным заведениям следует ответить на потребности в воспитании основ межкультурного общения среди учащихся из семей разных социальных страт и профессий.
Демократизация воспитания не может быть достигнута без учёта того, что современные государства являются чрезвычайно пёстрыми в этническом и культурном отношении. В них издавна совместно проживают различные этносы и формируются новые субкультурные группы. Необходимость бесконфликтного сосуществования национальных сообществ порождает потребность в организации соответствующего воспитания и образования в качестве важного социального и педагогического принципа.
Воспитание может вестись не иначе как при осмыслении национальных (этнических) различий.Такое воспитание соответствует пониманию педагогики, основанной на идеях вариативности, диверсификации, вследствие чего открывается перспектива многозначного по целям и содержанию воспитания, означающих обеспечение необходимого минимума равенства и максимальный учёт различий в школах и студенческих аудиториях многоэтнического общества. Аккумулировать достижения смежных наук предназначено теории и практике этно- и поликультурного воспитания.
Разработка вопросов воспитания в многоэтническом социуме в рамках идей мультикультурализма – сравнительно новое направление педагогики. Американский учёный П. Горски отмечает, что мультикультурное воспитание – недавно возникшая концепция, которая неизбежно будет трансформироваться в ответ на вызовы меняющегося мира.
Концептуальное оформление этно- и поликультурного воспитания состоялось в мировой педагогической мысли на рубеже 70 – 80-х годов XX века.
В мире нарастает понимание того, что одной из объективных потребностей преодоления кризиса школы является государственная политика мультикультурного воспитания, создание в пределах полиэтнического социума целостного образовательного пространства. Педагогическая политика в условиях этнического многообразия должна содействовать подготовке подрастающих поколений к реальной действительности. Такая политика может содействовать тому, чтобы воспитание и образование исполняли посредническую функцию между субкультурами. От государства в огромной степени зависят результаты воспитания, которое может содействовать либо развитию национального самосознания и привитию уважения к другим культурам, либо, наоборот, поощрять ксенофобию и агрессивный национализм.
Воспитание подрастающего поколения в духе понимания и принятия других культур, готовности к межэтническому диалогу стимулируется политикой влиятельных мировых и европейских международных организаций. Это отражено в официальных основополагающих документах. Провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы человек, с одной стороны, осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой, - привить ему уважение к другим культурам. Подчёркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.
Педагогика, образовательная политика в свете идей этно – поликультурности в различных регионах и странах характеризуется как общими, так и особенными подходами. Во многих развитых странах курс воспитания и образования в соответствии с запросами полиэтнического социума рассматривается как отдалённая перспектива. В то же время немало государств, где политлидеры и партии признают неотложность осуществления педагогических принципов этно – мультикультурализма, планируют их как не терпяшее отлагательств взаимодействие через воспитание и обучение этнокультурных групп. Подобная педагогическая стратегия декларируется в Австралии, США, Канаде, ЮАР, Западной Европе, РФ и др. Такая политика означает проведение государственного курса в сфере воспитания с учётом прав и интересов различных субкультурных групп населения.
Австралийские, американские и канадские педагоги – пионеры разработки проблем этно- и поликультурного воспитания. Усилия учёных координируют центры мультикультурных исследований. Так, важную роль в работе по осуществлению права коренных меньшинств на достойное образование принадлежит учёным университета Аляски, который в 1972 г. создали Центр кросскультурных исследований.
Проблемы этно- и поликультурного воспитания находятся в числе научных приоритетов Европейского общества сравнительной педагогики. В Западной Европе принципы поликультурной и полиэтнической принимаются со значительными оговорками. Подобная сдержанность объясняются тем, что в систематическом этно- и мультикультурном воспитании видят угрозу целостной нации, подрыв национальных образовательных стандартов. В противовес этно- и мультикультурному воспитанию провозглашается стратегия кросскультуризма.. Между ними есть заметные отличия. В первом случае делается акцент на максимально – равноправном диалоге культур независимо от того, доминирует ли одна из них или обладает равным статусом. Кросскультурное воспитание означает, что ценности малых этнокультур играют роль несущественного дополнения к базовому образованию и воспитанию, построенному на традициях доминирующей культуры.
Необходимость реализации принципов этно- и поликультурного воспитания стоит как перед ведущими индустриальными державами Запада и Востока, так и новыми многонациональными организациями третьего мира. Эти страны получили от бывших метрополий неоднозначное наследие: с одной стороны, достижения культуры и образования западного типа, с другой – расовую стратификацию, агрессивный национализм в сфере воспитания. Поликультурное воспитание выглядит важным способом преодоления негативных издержек подобного наследия.
Возникшие на постсоветском пространстве республики также были поставлены перед необходимостью педагогических решений полиэтничности и поликультурности. Здесь обозначились два диаметрально различных подхода: первый исходит из стремлений учёта культурно – образовательных интересов всех составляющих население этносов. Другой подход подпитывается всплеском национализма. Правящие элиты некоторых государств ближнего зарубежья придерживаются дискриминационного курса в сфере образования для тех групп населения, которые оказались национальными меньшинствами.
В деятельности учёных ближнего зарубежья проблема этно- и поликультурного воспитания занимает заметное место. В Белоруссии подготовлена учебная программа «Воспитание поликультурной многоязычной личности» (2005)., На состоявшемся в том же году в столице республики Беларусь круглом столе Молодёжь и мультикультурное воспитание в Республике Беларусь», в котором участвовали белорусские педагоги и представители молодёжных организаций, обсуждались обсуждались проблемы воспитания в мультикультурной среде а контексте толерантности и социальной адаптации беженцев. В Казахстане систематически проводятся научные встречи, посвящённые воспитанию в полиэтнической среде. В их числе – семинар «Воспитание поликультурной личности на уроках математики и физики (Кустанай,2005). В Кыргызстане проходят представительные форумы по вопросам полиэтнического и поликультурного воспитания и образования. Один из них – международная конференция Образование как средство интеграции в полиэтнических сообществах»(2003). Активно участвуют в осмыслении проблем поликультурного воспитания педагоги Крыма.
В многонациональной России злободневность теоретической и практической разработки этно- и поликультурного воспитания обусловлена необходимостью формирования новой национальной общности – россиян. Проблема обострена обстоятельствами: кризисом идей и опыта социалистического интернационального воспитания; социально – демографческими подвижками, вызванными массовым притоком беженцев и иммигрантов; усилением национально- культурного самоопределения народов РФ; наличие негативных националистических настроений в обществе.
Российская наука вносит свой вклад в изучение проблем педагогической деятельности в поликультурной и полиэтнической среде, чтобы ответить на широкий круг вопросов от реализации демократических идеалов до внедрения новых программ, форм и методов воспитания и обучения. Модернизация отечественного воспитания и образования диктует организацию приобщения к традициям этнокультур, трансформацию доминирующей культуры как базы воспитания и образования за счёт иных этнокультурных ценностей. (очень много примеров, стр. 13).
Масштабы популяризации идей этно- и поликультурного образования в России остаются, тем не менее, недостаточными. Учёные, преподаватели нередко замалчивают такие «неудобные вопросы», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Несмотря на призывы к воспитанию в духе этно- и поликультурализма, соответствующие идеи не всегда и не везде внедряются в практику учебных заведений. Между тем поликультурность человека – отнюдь не генетического происхождения. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.
Воспитание, учитывающее факторы поликультурности и полиэтничности, в России пока не стало приоритетом образования и педагогики. В этих условиях особую ценность для отечественных учебных заведений приобретает внедрение идей поликультурной и этнокультурной педагогики, творческое использование соответствущих мировых традиций и опыта.

Скачать 211,5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница