Дистанционное обучение иностранным языкам посредством компьютерных сетей internet



Скачать 57.73 Kb.
Дата19.04.2016
Размер57.73 Kb.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ПОСРЕДСТВОМ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ INTERNET
Головушина Ю.А.

Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия
The article presents the opportunities of foreign language distance teaching through the Internet computer network.
В настоящее время стремительное развитие компьютерных телекоммуникационных и информационных систем, средств мультимедиа оказывает значительное влияние на систему образования в целом, и, иностранных языков в частности. Это приводит к появлению новых педагогических технологий, новых форм преподавания современных языков, одной из которых является дистанционное обучение.

Отечественные исследователи выделяют ряд характеристик, присущих эффективному обучению на расстоянии:

• Более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, её организации; чёткую постановку задач и целей обучения; доставку необходимых учебных материалов;

• Интерактивность – ключевое понятие образовательных программ дистанционного обучения. Необходимо обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а также предоставлять возможность обучения небольшими группами (10 – 12 человек);

• Высокоэффективная обратная связь – обучаемые должны быть уверены в правильности своих решений и дальнейшего продвижения от незнания к знанию.

• Мотивация – наиболее важный элемент любого курса дистанционного обучения; для этого важно использовать разнообразные приёмы и средства.

• Модульное структурирование курса – обучаемый будет иметь возможность чётко осознавать своё продвижение от модуля к модулю, выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению преподавателя.

• Звуковое сопровождение – оно может быть реализовано либо на основе сетевых технологий, либо на CD-ROM.

Отечественными учёными выявлены и основные методические принципы, имеющие концептуальное значение для организации системы обучения на расстоянии, которые необходимо учитывать для достижения большей эффективности обучения иностранным языкам.

• Коммуникативный принцип: обеспечивается не только при контактах с преподавателем, но и при работе в малых группах, разработке совместных проектов, в том числе и международных с носителями языка;

• Принцип сознательности: предусматривает опору на определённую систему правил, предваряющих формирование навыка и в совокупности, дающих обучаемому представление о системе изучаемого языка;

• Принцип опоры на родной язык;

• Принцип наглядности: предусматривает различные виды и формы наглядности: языковую (аутентичные тексты, речевые образцы); зрительную (с использованием разнообразных средств Multimedia, организации видеоконференций); слуховую (использование определённых программных средств – саунд-бластеров, CD-ROM, а также организация аудиоконференций);

• Принцип доступности: обеспечивается благодаря интерактивному режиму работы;

• Принцип положительного эмоционального фона: способен сформировать устойчивую мотивацию учения для каждого обучаемого.

Все вышеперечисленные принципы имеют методологическое значение для успешного обучения иностранным языкам дистанционно.

Среди всех технических средств, являющихся органическим компонентом учебного процесса, компьютер сегодня выступает самым важным в процессе обучения иностранным языкам. Исследования отечественных и зарубежных учёных, а также педагогов-практиков, свидетельствуют о том, что применяемые адекватным образом современные компьютерные технологии, в частности Internet, могут существенно содействовать эффективности преподавания и изучения иностранных языков.

В настоящее время активно разрабатываются различные методики обучения иностранным языкам с использованием Internet. Большинство преподавателей предпочитают использовать Internet наряду с традиционными средствами обучения, интегрируя его в учебный процесс.

Самое простое применение Internet – это использовать его как источник дополнительных материалов для преподавателя при подготовке к занятию. Естественно, в этом случае используется только часть возможностей Internet. Наиболее полно возможности Internet раскрываются при использовании его непосредственно в студенческой аудитории. Идеальным условием для такой работы является наличие компьютерного класса с подключением к Internet. Самыми распространенными видами работы в настоящее время являются различные Internet-проекты. Как известно, проекты можно проводить и без подключения к всемирной сети. Однако многие преподаватели отмечают, что Internet придаёт проекту больше динамизма, меняет его временные рамки (Л.А. Подопригорова). В ходе работы над проектами студенты применяют и расширяют свои языковые знания, получают более обширную информацию. Internet- проекты могут быть различными по своим временным рамкам, многоэтапными, сложными по заданию и значительными по представлению результатов. Проект может заканчиваться публикацией результатов на собственной странице в Internet или даже созданием такой страницы.

Существуют два вида проектов: WWW-проекты и E-mail проекты. Они могут пересекаться и дополнять друг друга. В самом общем виде WWW-проекты рассчитаны на то, что обучающиеся получают задание, для выполнения которого им необходимо найти информацию в Internet и представить затем результаты своего поиска. Тема проекта может соответствовать учебной теме или быть независимой от учебника. В любом случае она должна быть интересной для учащихся и входить в общий контекст обучения языку.

Преподаватель должен не только сформулировать тему проекта, но и тщательно подготовить его проведение: определить временные рамки проекта; продумать, какие материалы кроме Internet могут быть использованы; выбрать оптимальную форму презентации результатов. Преподавателю нужно быть готовым быстро реагировать на различные вопросы обучающихся, помогать им, направлять их работу. Использование Internet на занятиях предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке и личностным качествам преподавателя.

Internet представляет новые возможности и для E-mail-проектов. Различают два вида письменной коммуникации в Internet: синхронная (Chat) и асинхронная (E-mail). Посредством синхронной коммуникации обучаемые обмениваются письменными сообщениями в режиме реального времени и пользуются при этом языком, характерным для устного общения. Этот вид деятельности больше подходит для индивидуального изучения иностранного языка, т.к. в учебой аудитории его трудно организовать.

Асинхронная письменная коммуникация позволяет работать над текстом более тщательно, предоставляя возможность продумать, исправить, переписать свой текст. Лучше всего коммуникация по электронной почте осуществляется в виде E-mail-проектов. Залог успеха таких проектов состоит в их тщательном планировании, интересном подборе тем и соответствии уровню обучаемых. Польза E-mail-проектов состоит в том, что они дают возможность общения на иностранном языке с реальными партнёрами. Отсюда следует более ответственное отношение к создаваемым текстам, расширяется языковая компетенция обучаемых, повышается мотивация к дальнейшему изучению иностранного языка.

Однако следует упомянуть и о проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели иностранных языков при обращении к различным видам и формам дистанционного обучения. Прежде всего, это касается финансовых затрат. Еще не все образовательные учреждения имеют бесплатный доступ в Internet, могут позволить себе иметь дорогостоящую, мощную технику, чтобы полностью воспользоваться всеми услугами всемирной сети. Недостаток технической подготовки преподавателей также отражается на их работе. Но хочется верить, что это временные трудности.

Многие авторы всё чаще отмечают "революционную роль" Internet в изменении самого процесса обучения языку. Используя ресурсы всемирной сети на занятиях, преподавателю неизбежно приходится менять всю структуру урока и его концепцию в целом. При правильном, разумном и творческом его применении Internet может стать полезным и необходимым средством не только для обучения иностранному языку, но и для привития обучаемым новой культуры учёбы (Л.А. Подопригорова).
Литература
1. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. – 2010. – №2

2. Азимов Э.Г., Вильшинецкая Е.Н. Материалы Интернета на уроке английского языка // Иностр. языки в школе. – 2009. – № 1.



3. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам//Иностр. Языки в школе. – 2008. – №5.

4. Дмитриева Е.И. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций//Иностр. Языки в школе. – 2010. – №5, 6.
Каталог: new -> all -> konferenc -> konferenc -> 2012
konferenc -> Система дистанционного образования с использованием Интернет-технологий
2012 -> Аксиологический подход в образовании важнейший фактор воспитания личности
konferenc -> Проблема качества образовательных услуг высшего учебнного заведения
2012 -> Образование как социокультурный феномен
konferenc -> Бизнес этика и этикет
konferenc -> Экскурсионный метод обучения английскому языку
konferenc -> О преподавании иностранного языка с использованием современных информационных технологий


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница