ФГБОУ высшего образования «Алтайский государственный педагогический университет»
Шефер Наталья Юрьевна
Развитие
профессиональных компетенций руководителя
дошкольной образовательной организации
на этапе его становления
Магистерская диссертация
по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование
программа подготовки Управление дошкольным и дополнительным образованием детей
Автореферат
магистерской диссертации
Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Шайдурова Нелли Владимировна
Барнаул, 2016
Актуальность темы. Трудно переоценить значение дошкольного возраста и методически грамотной организации образовательной деятельности в этот период для дальнейшего становления полноценной гармонично развитой личности.
Система дошкольного образования в нашей стране уникальная по масштабам и по количественному охвату и по уровню образовательной деятельности. Для того чтобы эта система была действенной, необходимо со знанием дела осуществлять руководство и контроль дошкольной организацией. Поэтому так значима ответственность тех, кто руководит дошкольной образовательной организацией и осуществляет координацию воспитательных воздействий на детей, особенно на этапе становления.
В педагогической, психологической и социологической литературе обсуждаются различные аспекты управленческой деятельности в образовании. Исследованиями закономерностей педагогического управления занимались Ю.К. Бабанский, Ю.В. Васильев, М.И. Кондаков. Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, М.Н. Скаткин, Т.Н. Шамова, И.Г. Афанасьев, И.К. Шалаев, Л.А. Буева, Н.П.Симонов, рассматривая педагогическое управление как разновидность социального управления.
Изучению вопросов формирования руководителя нового типа посвящены работы В.В. Карпичева, А.Г. Киселева, Ю.Г. Красовского, И.Д, Ладанова, Н.П. Лукашевича, А.М. Смолкина. Совершенствованию управленческих умений руководителей образовательных учреждений, в том числе дошкольных образовательных учреждений, посвящены работы О.Ю. Бараевой, Л. Бондаренко, Л.К. Гребенкиной, М.Я. Левицкого и Т.Н. Шевченко, Э.В. Литвиненко, В.И.Зверевой, Н.Н. Ляшенко и Л.В. Поздняк.
Среди работ по системному описанию управленческой деятельности в образовании интерес вызывают исследования Б.С. Гершунского, А.Г. Гостева, В.И. Загвязинского, Э.Ф. Зеера, Ф.Н. Клюева, Л.М. Кустова, С.В. Шутова, Л.М. Митиной, Ю.Л. Конаржевского, И.К. Шалаева, В.С. Лазарева, М.М. Поташника по управленческому профессионализму, компетентности и технологии управления профессиональным развитием руководителя.
Управление дошкольным образовательным учреждением и содержание управленческой деятельности руководителя рассмотрены в работах К.Ю. Белой, Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.А. Лагоды, В.И. Маслова, Э.М. Никитина, Е.П. Тонконогой, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной.
Проведенный анализ монографических исследований, посвященных личности и деятельности руководителя дошкольной образовательной организации, изучение материалов по истории педагогики и образования также свидетельствуют о том, что руководитель дошкольной образовательной организации рассматривается, как правило, в качестве инструмента для принятия управленческих решений, и обязанность руководителя – нести ответственность за конечный результат деятельности организации. Поэтому приобретает особое значение проблема развития профессиональных компетенций руководителя в управлении дошкольной образовательной организации, особенно на пороге становления, которая обусловлена современным социальным заказом, целями системы дошкольного образования, измененным функционалом, новыми способами управленческой деятельности и профессионального поведения.
В пользу вывода о завершенности исследований по проблеме развития профессиональных компетенций молодых руководителей в управлении дошкольными образовательными организациями достаточных аргументов нет. Таким образом, проблема профессиональных компетенций и их развитие у руководителей дошкольных образовательных организаций, особенно на пороге становления, в настоящее время является недостаточно разработанной.
Это дает возможность говорить о противоречиях:
-
между наличием социального заказа и традиционно сложившимися способами и методами деятельности руководителей в управлении дошкольной образовательной организацией не соответствующим современной образовательной ситуации;
-
между объективной потребностью системы образования в полном объеме реализовать цели, задачи, современные направления дошкольного образования и имеющимися управленческими условиями их реализации на уровне дошкольной образовательной организации;
-
между потребностями руководителей дошкольных образовательных организаций в развитии профессиональных компетенций и неразработанностью методов и форм их развития.
На основе выявленных противоречий была определена
проблема исследования: как развивать профессиональные компетенции руководителей дошкольных образовательных организаций с учетом потребностей системы дошкольного образования, социального заказа, профессиональных запросов и возможностей самого руководителя.
Указанная проблема обусловила тему исследования «Развитие профессиональных компетенций руководителя дошкольной образовательной организации на этапе его становления»
Выбранная нами тема актуальна, так как рассматривает развитие профессиональных компетенций руководителя на этапе его становления и современные механизмы эффективного управления и имеет большую практическую значимость, которая заключается в возможности улучшения условий управленческой деятельности, повышения эффективности управленческого процесса дошкольной образовательной организацией путем совершенствования профессионализма руководителя дошкольной образовательной организации на этапе его становления.