Диссертация и ученая степень



страница1/6
Дата19.04.2016
Размер1.09 Mb.
  1   2   3   4   5   6




Морозов Александр Прокопьевич

к.т.н., доцент кафедры «Теплотехнических и энергетических систем»

Магнитогорского государственного технического университета
ДИССЕРТАЦИЯ И УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ

В материале приведены основные положения о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий. Изложены особенности обучения в аспирантуре, сдачи кандидатских экзаменов, выбора темы диссертации и алгоритма ее написания и представления к защите, процедура подготовки диссертации и ее защиты. Проводится краткий анализ стоимости диссертационного исследования.

Для молодых людей, наметивших свою жизнь в науке и ищущих путь к ученой степени необходимо овладевать набором знаний, необходимых для преодоления этого пути, в том числе знаний о том, как надо выполнять и защищать диссертационную работу. Однако, ученые, уже получившие заветные дипломы и аттестаты, вовсе не жаждут передавать опыт и обучать освоенным ими приемам новичков (особенно чужих аспирантов). Поэтому приводятся основные рекомендации Б.А. Райзберга [1], дополненные размышлениями и примерами из диссертационного опыта составителя данного материала, по быстрейшему достижению заветной цели, в виде добрых и деловых советов, представленных в учебном пособии [2].
1. Ученые степени и звания

Под термином «ученый» понимают человека, творящего науку, создающего и открывающего новые знания и научные истины, обладающего ученой степенью, защитившего диссертацию. Впрочем, с позиций статистики ученым вправе называться любой гражданин, творчески работающий в науке. Но, надо не забывать одну важную «общечеловеческую» истину: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой – человек». Поэтому, если вы хотите считаться ученым, быть им в глазах других и за государственный счет заниматься наукой – предъявите справки о том, что вы и есть ученый, в частности дипломы и аттестаты, свидетельствующие о наличии ученой степени или звания. Простейшая логика подсказывает, что ученая степень и есть официальный признак учености. До сих пор в ходу крылатое выражение: «Ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан». Этот аспирантский афоризм можно расшифровать так: «Если даже ввиду отсутствия способностей, призвания и желания человек не способен стать подлинным ученым, то он поневоле, автоматически им становится, защитив диссертацию и заполучив ученую степень хотя бы кандидата наук». Аспирант или соискатель ученой степени кандидата наук тем более обязан стать кандидатом, поскольку он официально выразил такое намерение, заставил потратить на него время уважаемых ученых, возбудил затраты государственных финансовых ресурсов.

Согласно Постановления Правительства РФ от 30.01.2002 г. № 74 «Положение о порядке присуждения ученых степеней» (далее «Положение 1») имеется утвержденный единый реестр ученых степеней и званий. В России введены две ученые степени: первичная – кандидата наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников и более высокая – доктор наук. По статистике только, примерно, каждый десятый кандидат наук проникает затем (через 5-25 лет) в доктора, а остальные – так и остаются на всю жизнь кандидатами.

Ученая степень присуждается на основании публичной защиты диссертации соискателем соответствующей степени. Согласно «Положения 1» и «Положения о диссертационном совете» (далее «Положение 2») по Приказу Минобразования РФ от 09.04.2002 г. № 1305, ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом, т. е специализированным советом, которому предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание соответствующей степени, с выдачей кандидатского диплома, после контрольной проверки в Высшей аттестационной комиссии (ВАК) аттестационного дела, представляемого туда на рассмотрение диссертационным советом после защиты. Ученая степень доктора наук присуждается только ВАК с выдачей диплома доктора наук, на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после успешной защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук в диссертационном совете, уполномоченном принимать к защите докторские диссертации (докторском совете, которые обладают правами принимать к защите и докторские и кандидатские диссертации). Деятельность ВАК регламентируется «Положением о ВАК министерства образования РФ» (далее «Положение 3»), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 03.04.2005 № 958.

Согласно «Положения 1» докторская диссертация может быть выполнена нетривиальным путем в виде научного доклада, представляющего краткое обобщенное изложение результатов проведенных соискателем исследований и разработок, известных широкому кругу специалистов. Доклад должен быть подкреплен большим количеством научных работ, ранее опубликованных соискателем в соответствующей области знаний и имеющих большое значение для науки и практики.

В России согласно «Положения о порядке присвоении ученых званий» (далее «Положение 4) по Постановлению правительства РФ от 29.03.2002 № 194 предусмотрены следующие ученые звания:

а) доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения; звание присваивается, после возбуждения ходатайства о присвоении и представлении к ученому званию доцента, работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность и работникам вузов за научно-педагогическую деятельность, с выдачей аттестата доцента;

б) профессор по специальности или по кафедре; звание присваивается, после возбуждения ходатайства о присвоении к ученому званию доцента, работникам вузов и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов, с выдачей аттестата профессора.

Обычно присвоению ученого звания доцента предшествует присуждение ученой степени кандидата наук, а присвоению звания профессора – присуждение ученой степени доктора наук, т. е. надо вначале получать степени, а затем адекватные им звания, в связи с чем, чаще всего степень приобрести сложнее, чем звание, которое при наличии степени через несколько лет получить относительно несложно. Согласно «Положения 4» возможно присвоение ученых званий при отсутствии соответствующих ученых степеней, как правило, перед пенсией, за длительную и успешную работу высококвалифицированным специалистам, занимающих в течение некоторого времени важную научную должность.

Таким образом, научные звания различают по специальности и по кафедре, причем, в отличие от научных степеней, они являются научными, педагогическими и преподавательскими. Если ученые степени присуждаются, по сути, только ВАК, то научные звания присваиваются - ВАК, Минобразования и РАН. Следует различать звание по должности или просто занимаемую должность доцента или профессора, не имея соответствующего звания, подтверждаемого наличием аттестата, от ученого звания, которое можно иметь с официальным аттестатом, не занимая аналогичную должность, а работая в должности пониже или вообще не работая. Поэтому надо отличать ученые звания, от должностей – звание дается пожизненно (если лицо в течение 10 лет после присвоения не будет лишено ученого звания, присвоенного ошибочно, на основании ходатайств ученых советов, по ходатайству которых были присвоены эти звания), а должность – на определенный период. В жизни часто встречаются случаи, когда ученое звание у вас есть, а должность занята лицом без звания (например, более старшим по возрасту, «блатным» и др.) и, хотя вы по званию доцент, но вынуждены работать ассистентом.

Диапазон научных должностей шире диапазона ученых званий. На два ученых звания приходится целый набор людей с должностями, вправе считающих себя учеными. Например, в научных организациях - научные сотрудники (младший, старший, ведущий, главный), заведующие отделами, секторами и лабораториями, директора, а в вузах - преподаватели (ассистенты, старшие преподаватели, доценты и профессора), заведующие кафедрами, проректора и ректора.

В академической науке используются звания член-корреспондент и действительный член (академик) Академии Наук. В России имеется Российская Академия Наук (РАН), включающая десятки академических институтов и в состав которой входят около тысячи членкоров и академиков, являющихся, как правило, директорами профильных институтов. Здесь академики и членкоры в дополнении к другим доходам, получают пожизненную ренту в виде довольно приличных «академических стипендий». При этом наблюдается ожесточенная конкуренция при избрании в члены РАН – более 10 докторов наук на одно место членкора. На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, например, Академия медицинских наук и др., и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). На этом уровне «бессмертные» получают государственные «стипендии» в 2 раза ниже, а в РАЕН деньги платить вправе только сама Академия. На третьем уровне находятся многочисленные негосударственные и общественные академии, например Инженерная Академия и др., со своими членкорами и академиками, которые для избрания должны вносить вступительный взнос, как своеобразную плату за право носить звание академика. Некоторые из таких академий пытаются присуждать ученые степени без участия ВАК, однако согласно «Положения 1» в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Минобразования РФ. Необходимо понимать, что попадание в самый верхний слой научной элиты, являющийся в известном смысле масонской ложей, требует наличия самых высоких степеней и званий, поддержки от членов ложи и владения особым искусством карьерного продвижения, а элемент везения здесь практически нулевой.

В мае 2007 года в России принят закон о переходе на подготовку бакалавров и магистров, причем последние должны готовить магистрскую диссертацию [3] и их можно считать начинающими учеными.


2. Мотивация на получение ученых степеней и званий

Стремление человека приобрести ученые звания и степени, порой затрачивая на это массу времени, усилий и средств, неразрывно связанно с проблемой цели жизни, человеческих устремлений и потребностей, их распределения по степени значимости и важности.

Приведем некоторые преимущества, которые обеспечивает приобретение ученых степеней и званий в свете общечеловеческих ценностей:

1. Повышение возможностей в самореализации и самоутверждении.

Написание и защита диссертаций, приобретение и дальнейшее использование ученых степеней и званий является одной из высших форм самореализации и самовыражения. В этом отношении ученых превосходят только актеры и политические деятели.



2. Рост уважения со стороны других и самоуважения.

Уважение к ученым со стороны окружающих проистекает из исторических российских традиций и, хотя в последнее время такое уважение несколько поблекло на фоне почитания дельцов, умеющих делать деньги, но в некоторой мере все еще наблюдается. Что касается потребности в самоуважении после получения ученых степеней и званий, то она заведомо удовлетворяется в высокой степени. Люди сами не замечают, как начинают себя по-настоящему уважать и с достоинством относится к себе.



3. Расширение круга общения и возможностей в дружбе и любви.

Вхождение в элитный клуб ученых развивает общение и дружбу. Между учеными возникают дополнительные контакты, они образуют своеобразные кланы, встречаются на конференциях, семинарах, мероприятиях, проводимых научными организациями, различными научными обществами и фондами. У некоторых ученых имеется возможность выезда за границу и общения с зарубежными коллегами. С удовлетворением потребностей в любви проблема решается не столь однозначно, но, во всяком случае, любовь аспиранток к своим научным руководителям - рядовое событие. К научному счастью можно отнести и тот факт, что умные и высоко духовные женщины часто любят мужчин-ученых, причем рейтинг мужчин с ученой степенью и званием выше.



4. Укрепление безопасности и помощи.

Молодым аспирантам-мужчинам дают отсрочку от призыва в армию, пока они проходят учебу, а кандидатов наук не призывают в армию насильно. Безопасность ученых несколько выше, чем рядового гражданина, поскольку они поглощены своими научными исследованиями, реализуются в менее криминогенной обстановке и вследствие исторического почитания ученых на Руси их меньше убивают бандиты. «Остепененные» преподавтели имеют более высокий статус в образовательных учреждениях и надежность при сокращении кадров.



5. Более полное удовлетворение физиологических потребностей.

Удовлетворять свои физиологические потребности ученый может полнее, если после успешной защиты вначале кандидатской диссертации, а затем докторской диссертации, присуждения ученых степеней и присвоения ему ученых званий увеличатся доходы и доступ к материальным благам.



6. Поддержание здоровья и продление жизни.

Более или менее именитые ученые прикрепляются к специализированным поликлиникам, об их здоровье, государство или организации в которых они работают, заботятся несколько больше, в сравнении с неостепененными учеными. По статистике ученые живут относительно долго, во всяком случае, подольше, чем люди, занятые многими другими видами деятельности. По некоторым оценкам [1], степень кандидата и звание доцента продлевают жизнь в среднем на 2-3 года в сравнении с неостепененными учеными, доктора и профессора живут подольше примерно на 5-7 лет, а члены-корреспонденты и академики – на 8-10 лет. Детишек своих известные ученые легче и выгоде пристраивают, чем успешно продляют свою жизнь в своих детях, особенно если они идут по стопам родителей. Это следует учитывать, стремясь к одной из главных форм счастья – увеличению продолжительности жизни, продлению ее в своем потомстве и обеспечению хорошей жизни своему потомству.



7. Возможность материального и духовного обогащения.

В отношении счастья обогащения ученые – тоже не последние люди. Конечно, по доходам и материальному благосостоянию им не сравниться с удачливыми предпринимателями, олигархами и высшей номенклатурой, но с другими профессиями потягаться может, и по доходам, и по денежным накоплениям, и по имуществу. В денежном измерении ученые степени и звания приносят дополнительные доходы как благодаря несколько повышенной ставке заработной платы, так и вследствие получения надбавок и дополнительного приработка. Например, на 2007 год в бюджетных государственных вузах и учреждениях установлены надбавки к тарифным ставкам оплаты труда: для кандидатов наук – 3000 руб. в месяц, а для докторов наук – 7000 руб. В негосударственных вузах, некоторых фирмах и банках также практикуются надбавки за степени, в еще больших размерах. В частности, автору данного материала известен случай, когда у специалиста по компьютерной безопасности в банке зарплата была увеличена в 5 раз, после присуждения степени кандидата технических наук по специальности «Металлургия»! В целом, многое зависит от умения использовать степени и звания как орудие добывания денег и вещественных благ, действуя по формуле: «ученая степень - продвижение по службе в должности – завоевания положения, позволяющего получать доходы – получение самих доходов». Необходимо учитывать, что спрос на научно-интеллектуальный продукт значительно упал, зачастую научный и духовный продукт остается невостребованным системой и обществом, а плата за научные изыскания невелика. Однако, на отдельные виды научного, образовательного и информационного продукта высоко ценятся на современном российском рынке товаров и услуг. Своеобразным источником возможного источника материального и денежного счастья на научной почве является свободное время, которого у ученого намного больше, чем у других работников, оно ведь тоже стоит денег и его вполне можно использовать на дополнительную коммерческую деятельность. Во многих коммерческих и производственных фирмах наличие у руководителей ученых степеней и порождаемый ими научный имидж – прекрасное и исключительно полезное дополнение и подкрепление к искусству коммерции и предпринимательства.

Если даже наука - не самый эффективный способ материального обогащения, то это надежный путь к духовному богатству и наука, как и искусство, представляет в этой части неисчерпаемые возможности. Говоря возвышенно, познание сокровенных тайн мироздания и само приобщение к миру людей, творящих науку, дарит необыкновенные, ни с чем не сравнимые ощущения и особые чувства. Несмотря на превратности жизни, наука все же дает духовное счастье, отвечая иногда признательностью даже тем, кто немного в ней сделал и не очень ей верен.

8. Достижение известности, почета и славы.

Личная сопричастность к Науке возвеличивает человека, служит мощным источником самоутверждения, достижения известности и приближения к славе. В народе ученых многие обыватели наивно считают благородными, интеллигентными, интеллектуально одаренными или даже самыми умными людьми. Уровень известности и почета у ученых бывает разный: одних знают и почитают только их студенты, аспиранты и ученики, другие становятся известными в отдельном учреждении, городе, отрасли науки, в стране и мире. Иногда реализуется желание войти в историю науки, совершив научное открытие, вырастив научную школу, получив престижную премию, а еще лучше организовав премию или медаль, названные своим именем.

Таким образом, можно утверждать, что научное счастье, выраженное рассмотренными ценностями и подкрепленное наличием научных степеней, является особой формой человеческого счастья.

Рассмотрим категории людей ищущих это научное счастье и некоторые движущие силы, побуждающие их к поступлению в аспирантуру, написанию и защите диссертаций:

1. «Юнцы» - наивные молодые люди, которым наука нужна ради самой науки, как источник высшего блаженства, область приложения своих возможностей и талантов. В них рыночный искус еще не убил устремлений к научному поиску, к желанию посвятить свои способности и жизнь творческим изысканиям.

2. «Случайные» - люди, попавшие в аспирантуру или в соискатели и не имеющие никакого представления о характере и особенностях диссертационного труда. Такие соискатели, как правило, отчислятся из аспирантуры, не дойдя до защиты диссертации.

3. «Пацифисты» - молодые люди, пошедшие в аспирантуру только с надеждой отсрочки от армии. Мотивация их вступления в науку прозрачна и, по человечески, понятна, однако выход на защиту диссертации у них не высок. Получается, что и долг родине не отдал и не «остепенился», поэтому для умного «пацифиста» нравственно достойным и полезным на всю жизнь, все же, была бы защита диссертации.

4. «Честолюбивые» - молодые инженеры (и другие специалисты) без протекции, но не желающие работать до пенсии на низких и мало оплачиваемых должностях. Получением ученой степени предполагают повысить свой статус. Имеют ярко выраженное желание, но не всегда умение и возможности защитить диссертацию.

5. «Протеже» - соискатели, поступающие в аспирантуру по протекции, под обещание определенных выгод для научного руководителя или организации финансирования «работы с выходом». Например, предприятие финансирует проведение научно-исследовательской работы по теме диссертационной работы принимаемого соискателя. При этом полученные результаты входят в диссертацию соискателя. Это очень эффективная и взаимовыгодная схема защиты диссертации.

6. «Карьеристы» - соискатели, у которых все действия и помыслы подчинены карьерным соображениям. Очень сильная корыстная мотивация, в сочетании с определенной гибкостью, часто показывает высокую диссертационную результативность. Однако, «хождение по головам» вызывает ярко негативную оценку такого человека.

7. «Прагматики» - молодые люди, не считающие науку лучшей и выгодной сферой деятельности в условиях современной жизни, но понимающих, что запас научных знаний, подкрепленных ученой степенью, не только не помешает, но и вполне может пригодиться. Занимаясь предпринимательством, участвуя в более или менее выгодном деле или планируя такое участие, стремясь утвердиться в составе среднего класса, подобные дальновидные соискатели понимают в то же время, что поступить в заочную аспирантуру, стать соискателем и защитить диссертацию полезно для укрепления своего статуса, положения в фирме, обществе и в жизни. Такие люди не ждут от ученой степени сиюминутных выгод и преимуществ, но верят, что со временем все это придет.

8. «Новые русские» - категория лиц, обретших приличное денежное состояние и положение, удостоившееся чести стать достойными членами среднего класса и в то же время ищущих пути и способы подкрепления своего положения во имя надежного будущего. Как правило, это энергичные люди, ищущие дополнительные зоны приложения своих усилий и вложения имеющихся у них средств, в частности в науку, а точнее – в получение ученой степени. Простой расчет и интуиция убеждают таких претендентов на ученую степень, что вложения в научное дело, представляющее не столь уж значительную часть имеющихся у них ресурсов и денег, заведомо окупиться, пусть даже не в денежном выражении. Сам факт долговременного, а то и пожизненного приобщения к науке посредством обретения ученой степени служит для таких людей достойным вознаграждением и окупает затраченные ресурсы.

9. «Именитые» - эта группа включает состоятельных граждан среднего возраста, всплывших на волне рыночных реформ и занявших весьма приличное, иногда высокое положение в обществе. Как правило, это активные, динамичные и разбирающиеся в своем деле люди, правда, имеющие к науке косвенное отношение. Здравый смысл подсказывает таким людям, что в любой момент «теплое» место (должность, депутатство и др.) может стать «горячим» и придется его покинуть. Вот тогда-то ученая степень и звание профессора могут оказаться весьма кстати, а приличная должность на кафедре университета – не позорной, а даже достойной для карьеры на закате сил и лет. Главная трудность для этих уважаемых и занятых людей – сочинить и защитить диссертацию, поэтому приходиться прибегать к услугам специалистов и консультантов, были бы деньги. Неплохо зная дело, они легко приобщаются к готовой диссертации, более или менее свободно ее защищают после некоторой подготовки и натаскивания. Даже ВАК с трудом отлавливает такие работы, хотя в последние годы предпринимаются попытки поставить заслоны на пути этих мужественных людей рвущихся в науку. При этом их аттестационные дела, авторефераты и диссертации экспертные советы ВАК контролируют с особой тщательностью, вызывают «на ковер» в ВАК, для доказательства личного участия, новизны и обоснованности своей работы.

10. «Менеджеры» - руководители высшего и среднего звена и даже хозяева, т. е. главные акционеры (олигархи) крупных предприятий, степени и звания которых носят представительский характер и больше необходимы даже не им самим, а организациям, где они защищаются и числятся профессорами. Таким людям не составляет большого труда изготовить очень солидные диссертации со всеми атрибутами. На них работают целые заводские лаборатории с современным оборудованием, привлекаются квалифицированные консультанты и эксперты. Привлечение таких соискателей является особой заботой диссертационных советов, а прохождение их работ обставлено с особой тщательностью. Понятно, что подобные работы также находятся на контроле ВАК.

11. «Чиновники» - эта группа соискателей, постоянно растет, пропорционально росту чиновничества в стране. В последнее время многочисленные чиновники федерального и регионального уровня считают хорошим тоном наличия у себя научных степеней и званий. При наличии властных полномочий и связей такие соискатели могут обладать значительной пробивной силой по защите диссертаций.

12. «Родственники» - представители научных династий, дети и другие родственники самих ученных. Возможности по получению ученых степеней и званий у соискателя с влиятельным родственником членом диссертационного совета, по понятным причинам, значительно выше, только надо соблюсти некоторые деликатные моменты. Кроме того, резко повышаются шансы по повышению научного статуса и самого научного руководителя такого аспиранта. Если раньше подобное научное кумовство особо не приветствовалось, то сейчас это благородное дело – продолжение семейных научных традиций.

13. «Преподаватели» - эта категория соискателей, к которой относится и составитель данного материала, выстрадавших свою диссертацию годами кропотливого труда и упорного ожидания своего часа. Речь идет о тех преподавателях институтов и университетов, которые, не обладая могучим талантом, пробивной силой и поддержкой, капля за каплей откладывают крупицы собственных наработок или найденных в научной литературе идей и годами, а то десятилетиями строят свой диссертационный домик, поэтому заслуживают самого глубокого уважения. Большинство из таких соискателей удовлетворяется кандидатской степенью, но встречаются и более неугомонные, которые к 50 годам подумывают о докторской диссертации, а ближе к 60, если доживут, даже защищают ее, сотворив практически целиком собственными руками.

Краткий анализ мотивации в науке и классификации разных категорий соискателей приведен не только для того, чтобы показать, что не иссяк поток охотников за учеными степенями и званиями, но и для того, чтобы соискатель мог определить свою собственную классификационную группу и намного облегчил решение задачи о выборе оптимального способа достижения цели. В любом деле обоснованный и правильный выбор способа действий – это уже полдела, а то и больше.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница