Автономная некоммерческая организация профессионального образования «Открытый социально-экономический колледж» Программа среднего профессионального образования 44.02.04 Специальное дошкольное образование
Дисциплина: Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с нарушениями интеллекта
Практическое задание 1
Выполнил: слушатель Белоногова Юлия Андреевна
Преподаватель: Алешина Олеся Викторовна
г. Тула – 2023 Задание. На основе анализа лекционного материала и рекомендуемой литературы составьте перечень психодиагностических методик для изучения особенностей психического развития детей с нарушением интеллекта (с легкой или умеренной умственной отсталостью – по выбору). Укажите выбранную категорию детей. Ответ представьте в виде таблицы:
Сфера (направление) исследования
Методики (не менее 2) (название, автор)
Цель методики
Познавательная сфера
Диагностический комплект Н.Я. Семаго, М.М. Сеаго
Тест «Прогрессивные матрицы Равена»
Скрининг-диагностика психического развития 1 года жизни Э. Фрухт
Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер, операциональных характеристик деятельности и межличностных отношений детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Уровень невербального интеллектуального развития
Психическое развитие детей
Эмоционально-волевая сфера
Диагностика состояния агрессии(опросник Басса-Дарки)
Определение уровня состояния агрессии и враждебности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, обида, подозрительность, негативизм, вербальная агрессия, чувство вины( угрызение совести)
Изучение эмоциональной сферы
Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
Мотивационно-потребностная сфера
Детский Апперцептивный тест (САТ) (Л. Беллак)
Гуткина Н. И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Выявление ведущих потребностей и мотивов, особенностей восприятия и отношения ребенка к родителям, особенностей взаимоотношений ребенка с сиблингами, содержание внутриличностных конфликтов как следствия фрустрации ведущих потребностей ребенка, особенности защитных механизмов как способ разрешения внутренних конфликтов, агрессивные фантазии, страхи, фобии, тревоги, связанные с ситуациями фрустрации, динамические и структурные особенности поведения ребенка среди сверстников
Исследование мотивационной сферы
Изучение мотивов: мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, аффилиации, престижа, избегания неудачи, содержание учения, коммуникативные, творческой самореализации, достижения успеха
Психодинамические и характерологические особенности
Патохарактерологический диагностический опросник по А.Е. Личко (ПДО)
Опросник Б.Н. Смирнова
Изучение акцентуированности(заостренности) некоторых черт характера
Позволяет выявить рад полярных свойств темперамента: экстраверсию > интроверсию, эмоциональную возбудимость> эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый > медленный), активность (высокую > низкую). Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов