Аннотация
Дисциплина «Этика делового общения» составлена согласно рабочего учебного плана специальности 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) относится к циклу ГСЭ.В2 дисциплин по выбору и призвана познакомить студентов с основами эффективного делового взаимодействия, этическими принципами поведения в бизнесе, деловым этикетом.
Настоящая рабочая учебная программа составлена для студентов очной и заочной форм обучения.
Общение – одна из важнейших составляющих нашей жизни. Дефицит общения или затруднения в общении становятся причиной стрессов, подавленности, гнева, обид, разочарования и нарушения взаимопонимания.
Человек постоянно общается с коллегами, друзьями, членами семьи, любимыми. Общение – это наука и искусство, где важны не только природные, индивидуально-психологические качества личности, но и образование человека. Речь – лучший паспорт человека. Кто хочет достигнуть успеха в деловом общении, успешно продвигаться по карьерной лестнице, должен овладеть определёнными знаниями и навыками.
Коммуникативные навыки необходимы для успеха в любом виде деятельности. Способность передать информацию, а затем ясно и недвусмысленно дать указания, чтобы всё было правильно истолковано, может стать условием того, насколько правильно ваши коллеги поймут суть дела. От взаимопонимания будут зависеть результаты совместной работы, её эффективность.
В основе успеха в профессиональной деятельности и личной жизни лежат умения строить отношения с людьми, расположить их к себе, то есть создать благоприятный социально-психологических климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания, уважения.
К началу XXI века было сделано множество замечательных открытий в различных областях науки: физике, химии, генетике, медицине, но человек до сих пор остаётся самой сложной и непознанной загадкой, а значит, поговорка «чужая душа – потёмки» ещё долго останется актуальной.
Каждый человек уникален и неповторим. Знать себя, управлять собой, ощущать радость общения, адаптироваться в новых условиях, жить в согласии с другими, а также научиться слышать, слушать и понимать человека – это основное назначение дисциплины «Этика делового общения».
1 Цели и задачи дисциплины
Цель курса – комплексное изучение принципов делового общения и этических основ поведения.
Задачи курса
-
формирование представления о нормах и ценностях, определяющих поведение людей в бизнесе, при деловом общении;
-
ознакомление с психологическими основами делового общения, коммуникативного процесса, особенностями вербальных и невербальных коммуникаций;
-
усовершенствование навыков публичных выступлений, деловой беседы;
-
освоение технологии разрешения конфликтов, ведения переговоров в конфликтной ситуации;
-
изучение основных принципов поведения, необходимых при трудоустройстве.
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Данная рабочая программа по дисциплине «Этика делового общения» разработана для специальности ВПО 080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям).
После изучения дисциплины студенты должны
знать принципы делового общения в коллективе;
иметь представление об особенностях этики делового общения служащих государственных и иных организационно-правовых форм учреждений и организаций;
уметь применять в профессиональной деятельности приёмы делового общения; управлять конфликтами и стрессами.
3 Объём дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего
часов
|
Распределение
курсам
|
Общая трудоемкость дисциплины
|
144/144
|
1/3
|
Лекции
Практические занятия (семинары)
Всего самостоятельная работа
|
18/8
36/8
90/128
|
Вид итогового контроля
|
зачет/зачет
|
|
4 Тематическое планирование изучения содержания дисциплины
№
зан.
п/п
|
Темы программы
|
Кол-во часов
|
Контроль
|
Лц
|
Пз
|
СРС
|
1
|
Предмет и задачи этики делового общения
|
1/1
|
-
|
2/6
|
|
2
|
Особенности этики делового общения
|
1/1
|
4/1
|
4/6
|
тест
|
3
|
Цели, содержание и структура делового общения
|
1/1
|
-
|
4/6
|
|
4
|
Стили общения
|
1/1
|
-
|
4/6
|
|
5
|
Вербальное общение в деловой коммуникации
|
1/1
|
-
|
4/6
|
|
6
|
Искусство невербальной коммуникации
|
1/-
|
-
|
4/6
|
|
7
|
Этика и психология бизнес-коммуникаций
|
1/-
|
4/1
|
4/6
|
тест
|
8
|
Беседа как форма делового общения
|
1/1
|
-
|
4/6
|
|
9
|
Деловая переписка
|
1/1
|
2/1
|
4/6
|
тест
|
10
|
Искусство публичной речи. Навыки презентации
|
1/-
|
6/1
|
12/14
|
тест
|
11
|
Подготовка и проведение деловых переговоров
|
1/-
|
4/1
|
5/8
|
тест
|
12
|
Деловой этикет: правила, нормы, условности
|
1/-
|
-
|
5/8
|
|
13
|
Манипулятивные приёмы общения
|
1/-
|
-
|
5/8
|
|
14
|
Конфликты и способы их разрешения
|
1/-
|
6/1
|
8/10
|
тест
|
15
|
Имидж делового человека. Типы имиджей
|
1/-
|
-
|
5/6
|
|
16
|
Особенности делового общения в различных культурах
|
1/-
|
4/1
|
6/8
|
тест
|
17
|
Личное резюме. Собеседование при приеме на работу
|
2/1
|
6/1
|
10/12
|
тест
|
|
Всего
|
18/8
|
36/8
|
90/128
|
|
5 Содержание дисциплины
Тема 1 Предмет и задачи этики делового общения
Понятие этики, психологии и психологии делового общения. Объект, предмет, задачи, основные категории дисциплины.
Тема 2 Цели, содержание и структура делового общения
Цели делового общения. Содержание делового общения. Функции делового общения: коммуникативная, когнитивная, волюнтативная, фатическая. Коммуникативные барьеры. Совместная деятельность.
Тема 3 Стили общения
Типы общения. Авторитарный стиль общения (особенности). Демократическое общение (особенности). Искусство управленческого общения. Манипулятивное общение. Гуманистическое общение. Директивный стиль. Стиль убеждения. Система формирования стиля.
Тема 4 Вербальное общение в деловой коммуникации
Требования к хорошей речи: правильность; ясность; простота. Дикция. Цель вербализации. Свойства делового языка. Рекомендации оптимального речевого общения.
Тема 5 Искусство невербальной коммуникации
Понятие и значение невербального общения. Жесты, мимика, интонация – как важнейшая часть делового общения. Движения тела – замена слов. Позы. Зрительный контакт. Выражение лица, как знак невербального общения. Манеры поведения. Значение улыбки.
Тема 6 Беседа как форма делового общения
Определение деловой беседы. Функции и структура деловой беседы. Многогранность задачи начального этапа деловой беседы. Приёмы установления взаимоотношений. Основная сущность заключительного этапа деловой беседы.
Тема 7 Деловой этикет: правила, нормы, условности
Определение этикета и делового этикета. Основные заповеди делового этикета. Основные формы обращения и приветствия. Правила вербального и невербального этикета. Культура речи.
Тема 8 Манипулятивные приёмы общения
Природа манипулятивного общения. Механизмы манипулятивного общения. Манипулятивные приёмы воздействия на массовое сознание. Манипулятивные приёмы в межличностном деловом общении. Защита от манипуляций.
Тема 9 Имидж делового человека. Типы имиджей
Понятие и природа имиджа. Слагаемые имиджа. Функции имиджа. Личность и имидж. Правила формирования имиджа. Формула воздействия имиджа.
6 Тематика семинаров и методические указания
по подготовке
Семинарские занятия по дисциплине «Этика делового общения» предполагают самостоятельное изучение студентами материала, подготовку и выступления с докладами, участие в последующем совместном обсуждении.
При подготовке к семинару необходимо:
-
внимательно ознакомиться с его планом;
-
изучить соответствующую учебную и дополнительную литературу;
-
законспектировать ответы на все вопросы данного занятия;
-
усвоить определения основных понятий по теме семинара.
Семинарские занятия призваны научить студентов самостоятельно работать с литературой, выступать перед аудиторией, проводить дискуссии, отстаивать свою точку зрения. В ходе занятия высоко оценивается стремление студента спрашивать, высказываться, спорить.
СЕМИНАР 1
Тема Особенности этики делового общения
СЕМИНАР 2
Тема Этика и психология бизнес – коммуникаций
СЕМИНАР 3
Тема Деловая переписка
СЕМИНАР 4
Тема Искусство публичной речи. Навыки презентации
СЕМИНАР 5
Тема Подготовка и проведение деловых переговоров
СЕМИНАР 6
Тема Конфликты и способы их разрешения
СЕМИНАР 7
Тема Особенности делового общения в различных культурах
СЕМИНАР 8
Тема Личное резюме. Собеседование при приеме на работу
7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
-
Аминов И.И. Психология делового общения: учеб. для студ. вузов / Аминов И.И.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
-
Психология и этика делового общения: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
-
Блюм М.А. Этика деловых отношений : учебное пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова. – М.: ФОРУМ, 2009.
-
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник. – 8-е изд., перераб. и доп. – М, : Академия, 2009.
Дополнительная
-
Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
-
Сергеечева В. Азы общения. – СПб.: Питер, 2002.
-
Социальная психология и этика делового общения: учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.
Интернет-ресурсы
-
Скибицкий Э.Г., Скибицкая И.Ю. Основы делового общения [Электронные ресурсы] : учебное пособие. - Новосибирск : НГАСУ, 2008. – Режим доступа : http://window.edu.ru/resource/340/63340
-
Лачугина, Ю. Н. Этика деловых отношений [Электронные ресурсы] : учебное пособие / Ю. Н. Лачугина; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск : УлГТУ, 2010. – Режим доступа : http://window.edu.ru/resource/510/74510
-
Этика деловых отношений: Учебное пособие / М.А. Блюм, Б.И. Герасимов, Н.В. Молоткова. - М.: Форум, 2009. - 224 с. http://znanium.com/bookread.php?book=144586
8 Текущий и итоговый контроль
Текущий контроль по дисциплине осуществляется при проведении семинарских занятий (оценивается выполнение домашних заданий, знание терминологии, устные ответы, участие в дискуссиях и обязательная письменная проверочная работа).
Итоговый контроль проводится в два этапа: выполнение итогового теста и устный зачёт (собеседование). Правила допуска к тесту и зачёту основаны на рейтинговой системе (см. п. 9.2).
Перечень типовых вопросов для итогового контроля
-
Определение процесса коммуникации и факторов, влияющих на его эффективность.
-
Определение каналов коммуникаций и характеристика их достоинств и недостатков.
-
Барьеры восприятия, препятствующие эффективному коммуникативному процессу, способы их преодоления.
-
Характеристика навыков «активного слушания» и описание алгоритма «активного слушания».
-
Характеристика коммуникативных навыков и их значение.
-
Особенности и виды вербальных и невербальных коммуникаций.
-
Виды вступительных испытаний при трудоустройстве и способы подготовки к ним.
-
Национальные и культурные факторы, влияющие на экономическое поведение и деловое общение.
-
Профессиональная этика в бизнесе.
-
Этика управленческой деятельности.
-
Социально-психологические проблемы руководства.
-
Психология общения (понятие, структура, виды).
-
Перцептивная сторона общения.
-
Интерактивная сторона общения.
-
Вербальные средства общения.
-
Невербальные средства общения.
-
Зоны общения и территориальное расположение собеседников.
-
Особенности делового общения.
-
Этика и психология деловых бесед и переговоров.
-
Приемы психологического воздействия на слушателей при публичном выступлении.
-
Приемы влияния на деловых партнеров.
-
Манипуляции в деловом общении.
-
Основы телефонного этикета.
-
Конфликтные ситуации и конфликты.
-
Поведение и общение в конфликте.
-
Правила конструктивной критики.
-
Стресс и преодоление стрессоров.
-
Особенности темперамента и общение.
-
Особенности характера и общение.
-
Характеристика способностей личности.
9 Рейтинговая оценка по дисциплине
Для студентов очной формы обучения
9.1 О рейтинговой системе контроля и оценки знаний
Рейтинговая система оценки знаний студентов представляет собой систему накопления условных оценок (баллов) по заранее определённым единицам знаний (разделам учебного материала) в течение всего аттестуемого периода. В зависимости от количества баллов, полученных за каждый вид учебной деятельности, студент по завершении курса получает достаточно адекватную совокупную оценку.
В основе рейтинговой системы лежит разбивка дисциплины на разделы, поэтапный контроль знаний и умений по разделам программы и присвоение каждому студенту рейтинга в зависимости от уровня подготовленности.
В конце семестра, когда за каждым студентом будет числиться реальный суммарный рейтинговый балл, отражающий эффективность и успешность его личной учебной деятельности, эта сумма сравнивается с максимальным рейтинговым баллом и пересчитывается в оценки.
Основные положения рейтинговой системы
Рейтинговая система характеризуется интегральностью оценки. Вводится понятие «рейтинг» как сумма баллов, полученных студентом за определённый промежуток времени по определённым правилам, в основе не изменявшимся в течение этого промежутка.
Одним из основных положений является многобалльность. С применением многобалльной шкалы появляется возможность более объективной оценки.
Важным положением рейтинговой системы является учёт значимости определённой учебной деятельности и её контроля. Наибольший коэффициент значимости определённой учебной деятельности присваивается тем контрольным точкам, которые позволяют выявить уровень практических умений и навыков.
9.2 Оценка знаний по дисциплине
В ходе изучения дисциплины «Этика делового общения» студенты должны работать с учебной и дополнительной литературой, посещать лекции и принимать активное участие в семинарах. Формой итогового контроля является зачёт.
Расчёт рейтинга осуществляется следующим образом.
За посещение лекционного занятия студент получает до 1 балла.
Опоздание на лекционные и семинарские занятия студенты наказываются снятием 0,5 балла за каждое опоздание.
Непосредственная работа на семинаре (подготовка сообщения, участие в устной беседе) оценивается максимум в 10 баллов.
За выполнение письменной работы на семинаре (терминологический диктант, мини-контрольная работа, тест) максимум можно получить 5 баллов.
Студент получает допуск к зачету, если набранное в течение семестра количество баллов составляет не менее 102.
Итоговый тест содержит 21 вопросов, оценка за каждый – 2 балла (тест не переписывается, даже при неудовлетворительном результате).
При общей сумме (оценка работы в течение семестра + оценка за тест) выше 130 баллов зачёт выставляется автоматически.
Максимально возможная рейтинговая оценка по видам деятельности
Вид занятия
или деятельности
| Кол-во занятий, работ | Оценка за один вид работы (баллы) | Максимально возможный суммарный балл |
Посещаемость лекций
|
9
|
1
|
9
|
Семинары
-
устный ответ
-
письменные работы
|
8
|
15
10
5
|
120
| Итоговый тест | 1 | 42 | 42 | Всего за семестр |
171
|
Зачет
|
|
30
|
30
| Итого |
201
|
Перевод суммарного рейтингового балла в оценку
(для выставления в зачетную книжку)
Минимальный
балл
|
Максимальный балл
|
Показатель
в %
|
Результат
|
102
|
|
60 (от 171 баллов)
|
допуск к зачету
|
130
|
201
|
65 (от 201 баллов)
|
зачет
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
ДАЛЬНЕГОРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(филиал) государственного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования «Дальневосточный
государственный технический университет
(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)»
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
(оценочные средства)
Этика делового общения
080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
г. Дальнегорск
2009
Перечень вопросов для итогового контроля знаний
-
Определение процесса коммуникации и факторов, влияющих на его эффективность.
-
Определение каналов коммуникаций и характеристика их достоинств и недостатков.
-
Барьеры восприятия, препятствующие эффективному коммуникативному процессу, способы их преодоления.
-
Характеристика навыков «активного слушания» и описание алгоритма «активного слушания».
-
Характеристика коммуникативных навыков и их значение.
-
Особенности и виды вербальных и невербальных коммуникаций.
-
Виды вступительных испытаний при трудоустройстве и способы подготовки к ним.
-
Национальные и культурные факторы, влияющие на экономическое поведение и деловое общение.
-
Профессиональная этика в бизнесе.
-
Этика управленческой деятельности.
-
Социально-психологические проблемы руководства.
-
Психология общения (понятие, структура, виды).
-
Перцептивная сторона общения.
-
Интерактивная сторона общения.
-
Вербальные средства общения.
-
Невербальные средства общения.
-
Зоны общения и территориальное расположение собеседников.
-
Особенности делового общения.
-
Этика и психология деловых бесед и переговоров.
-
Приемы психологического воздействия на слушателей при публичном выступлении.
-
Приемы влияния на деловых партнеров.
-
Манипуляции в деловом общении.
-
Основы телефонного этикета.
-
Конфликтные ситуации и конфликты.
-
Поведение и общение в конфликте.
-
Правила конструктивной критики.
-
Стресс и преодоление стрессоров.
-
Особенности темперамента и общение.
-
Особенности характера и общение.
-
Характеристика способностей личности.
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
-
Что является объектом изучения «Этики»?
-
Мораль
-
Поведение человека
-
Человек
-
Что означает термин «Психология» в переводе с греческого?
-
Наука о человеке
-
Наука о душе
-
Наука о поведении человека
-
В V веке до нашей эры
-
В XVI веке
-
В 70-е годы XIX века
-
Какое из нижеперечисленных понятий шире?
-
Человек
2. Индивидуальность
3. Личность
-
Что означает понятие «темперамент»?
-
Индивидуально-психологическая особенность личности, которая проявляется: в моторике, в общей психологической активности и эмоциональности
-
Индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, обуславливающих типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах
-
Индивидуально-психологическая особенность личности, которая является условием, предпосылкой успешного осуществления данной деятельности и овладения знаниями, умениями, навыками
-
Каким типом темперамента является сангвиник?
-
Бурным, порывистым, резким, горячим
-
Спокойным, вялым, медлительным
-
Живым, подвижным, отзывчивым, эмоциональным
-
Чьи психические свойства являются врожденными?
-
Характера
-
Темперамента
-
Самооценки
-
На какие два вида можно разделить характеры?
-
Цельные и противоречивые
-
Замкнутые и открытые
-
Положительные и отрицательные
-
Как называется искусство ведения спора?
-
Логика
-
Эристика
-
Филология
-
Какому из нижеперечисленных понятий соответствует это определение: «Высшая форма активного отражения действительности, состоящая в целенаправленном и обобщенном познании человеком существенных свойств и отношений предметов и явлений, созидании новых идей, прогнозировании событий и действий»?
-
Внимание
-
Мышление
-
Память
-
Какое из нижеуказанных понятий самое широкое по объему?
-
Общение
-
Коммуникация
-
Взаимодействие
-
Перцептивная сторона общения – это…
-
Взаимодействие людей в процессе общения
-
Восприятие людьми друг друга
-
Обмен информацией в процессе общения
-
Идентификация
-
Эмпатия
-
Рефлексия
-
Какая из зон контакта предпочтительна при деловых беседах?
-
Интимная
-
Социальная
-
Личная
-
Публичная
-
Как называют людей, которые воспринимают мир при помощи образов?
-
Аудиалы
-
Визуалы
-
Кинестеты
-
Дигиталы
-
Какой вид общения преобладал несколько веков назад?
-
Непосредственное
-
Опосредованное
-
Массовое
-
Квазиобщение
-
С помощью чего происходит вербальное общение?
-
Речи
-
Жестов
-
Взгляда
-
Какое расположение собеседников за столом является оптимальным для проведения переговоров?
-
Конкурентное
-
Формальное
-
Неформальное
-
Независимое
-
Понимание одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства – это…
-
Эмпатия
-
Аттракция
-
Рефлексия
-
В чём смысл «Золотого правила нравственности»?
-
Живи ради других
-
Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе
-
Определи смысл своей жизни и живи ради него
-
Что человек активно использует при манипуляциях?
-
Мимику
-
Визуальный контакт
-
Жестикуляцию
Министерство образования и науки Российской Федерации
ДАЛЬНЕГОРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(филиал) государственного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования «Дальневосточный
государственный технический университет
(ДВПИ имени В.В.Куйбышева)»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Этика делового общения
080502. 65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
Дальнегорск
2009
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям
Семинар – форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении студентами по заданию преподавателя отдельных вопросов, проблем тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждение.
Семинарские занятия по дисциплине «Этика делового общения» предполагают самостоятельное изучение студентами материала, подготовку и выступления с докладами, участие в последующем совместном обсуждении.
При подготовке к семинару необходимо:
-
внимательно ознакомиться с его планом;
-
изучить соответствующую учебную и дополнительную литературу;
-
законспектировать ответы на все вопросы данного занятия;
-
усвоить определения основных понятий по теме семинара.
Семинарские занятия призваны научить студентов самостоятельно работать с литературой, выступать перед аудиторией, проводить дискуссии, отстаивать свою точку зрения. В ходе занятия высоко оценивается стремление студента спрашивать, высказываться, спорить.
СЕМИНАР 1
Тема Особенности этики делового общения
Вопросы для обсуждения
-
Толкование понятий деловое общение, этика, мораль, нравственность.
-
Нормы и ценности, регулирующие поведение человека в различных сферах жизни.
-
Виды этических норм и правил.
-
Примеры этичного и неэтичного поведения фирм.
-
Система ценностей в бизнесе. Соотношение понятий нравственность и право.
-
Общие этические принципы и характер делового общения.
СЕМИНАР 2
Тема Этика и психология бизнес – коммуникаций
Вопросы для обсуждения
-
Особенности бизнес-коммуникаций.
-
Средства коммуникации – вербальные и невербальные, их специфика.
-
Основные требования к невербальному общению.
-
Невербальные средства повышения делового статуса.
-
Каналы коммуникации: личный контакт, интерактивные, безличные каналы, их сильные и слабые стороны.
-
Применение различных коммуникационных каналов в деловом общении, выбор наиболее подходящей технологии для передачи необходимой информации.
-
Навыки слушания.
-
Искусство задавать вопросы.
СЕМИНАР 3
Тема Деловая переписка
Вопросы для обсуждения
-
Служебная переписка и её виды.
-
Требования стандартов деловой переписки и правила оформления корреспонденции.
-
Влияние различных факторов на стиль деловой переписки.
-
Структура делового письма: заголовок, дата, внутренний адрес, обращение, заключительная часть, подпись, внешний адрес.
-
Дополнительные элементы письма: корреспондентские пометки, указание на содержание письма, указание на наличие включений, постскриптум.
-
Содержание писем: письмо-уведомление, письмо-просьба, письмо-приглашение, письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-отказ. Рекомендательные письма. Телеграммы, телексы, факсы.
СЕМИНАР 4
Тема Искусство публичной речи. Навыки презентации
Вопросы для обсуждения
-
Публичная речь как неотъемлемая часть деловых коммуникаций. Подготовка материала для выступления.
-
Анализ цели выступления, его аудитории, содержания, организационного контекста и методов привлечения внимания слушателей. Адаптация подготовленного материала для устного изложения. Основные части выступления (вступление, «мост», основная часть, заключение, ответы на вопросы) и их функции.
-
Принципы публичной речи.
-
Использование наглядных пособий.
-
Подготовка оратора: внешний облик, поза, жесты, голос; способы преодоления волнения.
СЕМИНАР 5
Тема Подготовка и проведение деловых переговоров
Вопросы для обсуждения
-
Общий алгоритм ведения деловых переговоров.
-
Подготовка к переговорам: инициатива проведения и составление правил переговоров, оперативная подготовка переговоров, отбор и систематизация материалов, анализ собранного материала, подготовка рабочего плана переговоров, процесс редактирования, обработка хода ведения переговоров.
-
Процесс ведения переговоров: начало переговоров, изложение позиций сторон, аргументирование, определение спорных вопросов, выдвижение встречных предложений, принятие решений.
СЕМИНАР 6
Тема Конфликты и способы их разрешения
Вопросы для обсуждения
-
Понятие конфликта, конфликтной ситуации.
-
Классификация конфликтов.
-
Причины возникновения конфликтов: ограниченность ресурсов, различия в целях, представлениях и ценностях, в стиле поведения.
-
Схемы возникновения конфликтов.
-
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.
-
Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
-
Выбор оптимального стиля поведения в конфликтной ситуации.
-
Различные подходы к разрешению конфликтов: с позиции силы, права, интересов.
-
Использование альтернативных методов разрешения конфликтов (АРС) в деловой практике: третейский суд, посредничество (медиация), фасилитация и др.
-
Процедура проведения переговоров по разрешению конфликтной ситуации.
СЕМИНАР 7
Тема Особенности делового общения в различных культурах
Вопросы для обсуждения
-
Влияние национальных и культурных факторов на экономическое поведение и деловое общение.
-
Классификация культур. Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры.
-
Различия в организационной культуре, восприятии статуса и лидерства, манерах и обычаях.
-
Особенности делового общения в США, крупнейших странах ЕС, Японии, Китае, странах ближнего Востока.
-
Экономическое поведение в российском трансформирующемся обществе.
-
Становление обычаев делового оборота в постреформенный период в России.
-
Современные особенности делового общения, характерные для России.
СЕМИНАР 8
Тема Личное резюме. Собеседование при приеме на работу
Вопросы для обсуждения
-
Резюме – визитная карточка делового человека.
-
Виды резюме.
-
Общие принципы составления резюме.
-
Подготовка к собеседованию при приеме на работу.
-
Особенности работы службы занятости, кадровых агентств, фирм по подбору персонала.
-
Особенности проведения деловых переговоров с потенциальным работодателем.
Общие методические указания по самостоятельной работе
Семинар – форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении студентами по заданию преподавателя отдельных вопросов, проблем тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и его совместного обсуждение.
Семинарские занятия по дисциплине «Этика делового общения» предполагают самостоятельное изучение студентами материала, подготовку и выступления с докладами, участие в последующем совместном обсуждении.
При подготовке к семинару необходимо:
-
внимательно ознакомиться с его планом;
-
изучить соответствующую учебную и дополнительную литературу;
-
законспектировать ответы на все вопросы данного занятия;
-
усвоить определения основных понятий по теме семинара.
Семинарские занятия призваны научить студентов самостоятельно работать с литературой, выступать перед аудиторией, проводить дискуссии, отстаивать свою точку зрения. В ходе занятия высоко оценивается стремление студента спрашивать, высказываться, спорить.
Вопросы для самостоятельной работы
-
Толкование понятий деловое общение, этика, мораль, нравственность.
-
Нормы и ценности, регулирующие поведение человека в различных сферах жизни.
-
Виды этических норм и правил.
-
Примеры этичного и неэтичного поведения фирм.
-
Система ценностей в бизнесе. Соотношение понятий нравственность и право.
-
Общие этические принципы и характер делового общения.
-
Особенности бизнес-коммуникаций.
-
Средства коммуникации – вербальные и невербальные, их специфика.
-
Основные требования к невербальному общению.
-
Невербальные средства повышения делового статуса.
-
Каналы коммуникации: личный контакт, интерактивные, безличные каналы, их сильные и слабые стороны.
-
Применение различных коммуникационных каналов в деловом общении, выбор наиболее подходящей технологии для передачи необходимой информации.
-
Навыки слушания.
-
Искусство задавать вопросы.
-
Служебная переписка и её виды.
-
Требования стандартов деловой переписки и правила оформления корреспонденции.
-
Влияние различных факторов на стиль деловой переписки.
-
Структура делового письма: заголовок, дата, внутренний адрес, обращение, заключительная часть, подпись, внешний адрес.
-
Дополнительные элементы письма: корреспондентские пометки, указание на содержание письма, указание на наличие включений, постскриптум.
-
Содержание писем: письмо-уведомление, письмо-просьба, письмо-приглашение, письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-отказ. Рекомендательные письма. Телеграммы, телексы, факсы.
-
Публичная речь как неотъемлемая часть деловых коммуникаций. Подготовка материала для выступления.
-
Анализ цели выступления, его аудитории, содержания, организационного контекста и методов привлечения внимания слушателей. Адаптация подготовленного материала для устного изложения. Основные части выступления (вступление, «мост», основная часть, заключение, ответы на вопросы) и их функции.
-
Принципы публичной речи.
-
Использование наглядных пособий.
-
Подготовка оратора: внешний облик, поза, жесты, голос; способы преодоления волнения.
-
Общий алгоритм ведения деловых переговоров.
-
Подготовка к переговорам: инициатива проведения и составление правил переговоров, оперативная подготовка переговоров, отбор и систематизация материалов, анализ собранного материала, подготовка рабочего плана переговоров, процесс редактирования, обработка хода ведения переговоров.
-
Процесс ведения переговоров: начало переговоров, изложение позиций сторон, аргументирование, определение спорных вопросов, выдвижение встречных предложений, принятие решений.
-
Понятие конфликта, конфликтной ситуации.
-
Классификация конфликтов.
-
Причины возникновения конфликтов: ограниченность ресурсов, различия в целях, представлениях и ценностях, в стиле поведения.
-
Схемы возникновения конфликтов.
-
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения.
-
Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
-
Выбор оптимального стиля поведения в конфликтной ситуации.
-
Различные подходы к разрешению конфликтов: с позиции силы, права, интересов.
-
Использование альтернативных методов разрешения конфликтов (АРС) в деловой практике: третейский суд, посредничество (медиация), фасилитация и др.
-
Процедура проведения переговоров по разрешению конфликтной ситуации.
-
Влияние национальных и культурных факторов на экономическое поведение и деловое общение.
-
Классификация культур. Моноактивные, полиактивные и реактивные культуры.
-
Различия в организационной культуре, восприятии статуса и лидерства, манерах и обычаях.
-
Особенности делового общения в США, крупнейших странах ЕС, Японии, Китае, странах ближнего Востока.
-
Экономическое поведение в российском трансформирующемся обществе.
-
Становление обычаев делового оборота в постреформенный период в России.
-
Современные особенности делового общения, характерные для России.
-
Резюме – визитная карточка делового человека.
-
Виды резюме.
-
Общие принципы составления резюме.
-
Подготовка к собеседованию при приеме на работу.
-
Особенности работы службы занятости, кадровых агентств, фирм по подбору персонала.
-
Особенности проведения деловых переговоров с потенциальным работодателем.
Поделитесь с Вашими друзьями: |