Директор мобу сош №2 с. Архангельское Н. Ю. Тимакова



Скачать 32,64 Kb.
Дата11.02.2016
Размер32,64 Kb.


Утверждаю

директор МОБУ СОШ №2

с. Архангельское

________Н.Ю.Тимакова
Концепция воспитательной системы

МОБУ СОШ №2 с. Архангельское

на 2013-2018 год.
     Одной из актуальных задач современной российской школы является воспитание подрастающего поколения в соответствии с идеалами свободы. Выражаясь словами Э. Фромма, нужно чтобы новое поколение приобретало "не свободу от, а свободу для".

      В настоящее время в России развивается идея “ключевых компетенций”. По определению секретаря Комитета по образованию Совета Европы Жана-Пьера Титца, возникла необходимость основываться в разработке учебных планов и программ на развитие ключевых компетенций, которые позволили бы в будущем каждому человеку сформироваться в непредвиденных областях.

   Советом Европы были определены следующие компетенции: политическая, жизни в поликультурном обществе, компетенция устного и письменного общения и владения языками; а так же ИКТ – компетенции и компетенция самообразования.

    Реализация компетентностного подхода к воспитанию позволит сформировать инициативную, мобильную личность, способную применять свои знания в реальной жизни, действовать в соответствующих практических ситуациях, в условиях неопределенности.

     Одной из основ воспитательной системы школы является философия гуманизма. В. Соловьев писал: "Без полной реализации нравственного начала в ощутимых личных отношениях оно остается отвлеченным принципом, просвещающим сознание, но не перерождающим жизнь человека. Выход из этого состоит в том, чтобы полная реализация нравственных отношений совершалась для каждого человека в известной тесной среде, действительно и постоянно его окружающей".

     Смысл воспитания в современных условиях видится нами и в том, чтобы, опираясь на интересы ребенка, создать условия для его самоопределения, самореализации и развития. В этом суть личностно-ориентированного подхода к воспитанию, в основу которого также положены идеи гуманизма. Реализуя данный подход, необходимо соблюдать разумный баланс между образовательными задачами и интересами ребенка, ориентируясь на “зону ближайшего развития”.

      Обязательным условием реализации данной концепции является предоставление на выбор широкого спектра деятельностей, вовлекаясь в которые ребенок не только удовлетворяет свои познавательные потребности, но и приобретает уникальный опыт. Индивидуальность личности проявляется и формируется в ситуации свободного выбора. Таким образом, реализуется вариативный подход к воспитанию.

      Развитие интересов, свобода выбора осуществляются в большей степени в деятельности. В основе деятельностного подходалежит известный постулат: человек развивается и формируется в процессе собственной деятельности. Личность может проявлять активность, только взаимодействуя с окружающим миром. В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности. Таким образом, наполнив определенным содержанием педагогическое взаимодействие, можно целенаправленно влиять на формирование потребностей и мотивов личности.

     Одним из теоретических оснований воспитательной системы школы является культурологический подход, в основе которого лежит ориентация на культурно-исторические ценности. Насыщая образовательную среду образцами культуры, мы выращиваем культуру в ребенке, погруженном в эту среду. Это будет уже другая культура, вобравшая в себя общечеловеческие ценности, укоренившиеся нормы, с оттенками современности и индивидуальности.

       Для эффективной реализации Концепции необходимо, чтобы в школе шли два взаимосвязанных процесса: развитие учащихся с учетом их индивидуальных способностей и особенностей здоровья, направленности личности, природных задатков и т.д., с одной стороны, и подготовка их как конкурентоспособных, социально-адаптированных, свободных людей, с другой.

       Поэтому особое внимание необходимо уделить моделированию здоровьесберегающей образовательной среды, насыщенной социально значимыми и принятыми в культуре образцами деятельности и общения. Такая среда является основным условием успешной реализации всех воспитательных направлений.

      Модель воспитательной системы школы может быть представлена как гармонизация подходов,названных выше.

      Все вышеперечисленные подходы реализуются по определённым направлениям.

Приоритетным направлением в 2013 – 2014 учебном году является «Формирование ключевых компетенций через систему воспитательной работы».



Цель воспитательной системы:

Формирование воспитательной среды способствующей развитию ключевых компетенций уч-ся.



Задачи:

Применять разнообразные технологии для создания атмосферы психологического комфорта.

Создавать условия для самореализации каждого ребёнка в развивающей творческой среде.

Формировать навыки здорового образа жизни и основы культуры здоровья на основе витагенного опыта учащихся.

Реализовывать систему работы, направленную на формирование ключевых компетентностей в рамках школьного компонента.

Основные направления и содержание воспитательного процесса, механизмы реализации

Направление “Ученик – патриот и гражданин”

Цель:

формирование гражданской и правовой направленности личности школьника, активной жизненной позиции.



Задачи:

формировать у учащихся правовую культуру, через изучение правовых норм и законов государства;

формировать мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и обязанностей;

воспитывать уважение к национальной культуре, традициям и обычаям страны;

проявлять свою гражданскую позицию, пресекать безнравственные и противоправные поступки людей.

 

Направление “Ученик и его нравственность”



Цель:

воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании.



Задачи:

формировать культуру общения с товарищами, родителями, педагогами;

познакомить учащихся с нравственными законами;

создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни;

формировать нравственное самосознание, ответственность, культуру поведения на основе управления собой.

Направление “Ученик и его интеллектуальные возможности”

Цель:

развитие интеллектуальных возможностей школьников для личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.



Задачи:

развивать и совершенствовать интеллектуальные возможности школьников средствами внеучебной работы;

создавать условия для проявления интеллектуальных достижений учащихся в школе и за ее пределами;

поощрять инициативу и стремление школьников к интеллектуальному самосовершенствованию.

 

Направление “Ученик и его здоровье”

Цель:

освоение учащимися позитивных образцов здорового образа жизни и привитие убеждения, что быть здоровым – экономически выгодно и социально престижно.



Задачи:

формировать устойчивые умения и навыки сохранения здоровья;

сформировать культуру здоровья;

создавать условия для демонстрации школьников своих достижений по сохранению здоровья;

способствовать преодолению вредных привычек учащихся средствами физической культуры и занятием спортом.

 

Направление “Общение и досуг ученика”



Цель:

создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, интереса к внеклассной деятельности.



Задачи:

формировать у школьников культуру общения;

использовать активные и творческие формы воспитательной работы для полного раскрытия талантов и способностей учащихся;

создавать объединения дополнительного образования с учетом интересов и потребностей учащихся;

оказывать помощь учащимся и их родителям в выборе объединений дополнительного образования;

демонстрировать достижения школьников в досуговой деятельности.



Направление “Ученик и его семья”

Цель:

осознание школьником значимости семьи в жизни любого человека.



Задачи:

создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи в образовательном процессе;

способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

преодолевать негативные тенденции в воспитании детей в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

 

Направление “Ученик и самоуправление”



Цель:

объединение всех учащихся школы с целью обеспечения необходимыми условиями для развития личности и творческой самореализации.



Задачи:

развивать организаторские способности, индивидуальные качества через различные формы внеклассной и внеурочной деятельности;

развивать инициативу и творчество в процессе коллективных творческих дел;

воспитывать самостоятельность, ответственность, предприимчивость;

учить умению управлять, делать выбор, отстаивать свои права, права коллектива;

Принципы воспитательного процесса:

Принципы воспитательной деятельности педагога современного образовательного учреждения в логике компетентностного подхода.

Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для "само": САМОактуализации, САМОопределения, СА МОсозидания, САМОреализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Принципы реализации воспитательной деятельности.

Принципы воспитания - это общие положения, проистекающие из цели и природы воспитания. Принципы воспитания, выступая в качестве оснований деятельности педагога, ориентируют его на достижение должного, являющегося специфическим способом существования морали как вектора сознательной и свободной жизни. Свобода учителя и ученика выражается в свободе выбора ценностей, которые они научаются распознавать в социуме и присваивать в деятельности.

На наш взгляд, для реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:

•  принцип гуманизма,

•  принцип социального закаливания,

•  принцип сотрудничества и

•  принцип ценностной ориентации.

  Принцип гуманизма как признание ценности реального ученика с его сильны ми и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике , как человеческое достоинство.

Условия реализации принципа

Реализация принципа гуманизма обеспечивается:

- добровольностью включения ребенка в ту или иную деятельность;

- возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели;

- оптимистической стратегией при определении задач воспитания;

- учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребёнка;

- подготовленностью детей к социальной самозащите. Правила реализации принципа в практической деятельности

При реализации принципа гуманизма:

- опирайтесь на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу;

- уважайте личность ребенка, не унижайте его достоинства;

- призывайте ребенка к добру и будьте добрыми сами;

- защищайте интересы ребенка и помогайте ему в решении его актуальных проблем;

- постарайтесь увидеть в каждом ученике ЛИЧНОСТЬ

независимо от его жизненных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам.

Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.

Условия реализации принципа

Реализация принципа социального закаливания детей обеспечивается:

- созданием позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом;

- включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора;

- стимулированием научного и морального познания и самопознания детей;

- оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.

Правила реализации принципа в практической деятельности

При реализации принципа социального закаливания детей:

- решайте проблемы С детьми, а не ЗА детей;

- не "предусматривайте" возможных трудностей, а воспитывайте у детей способности к их преодолению;

- воспитывайте волю учащихся; волевых усилий не будет у ребенка завтра, если их не воспитать сегодня;

- воспитывайте чувства детей: не только радость за успех, но и переживания за неудачи воспитывают человека.

Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии и Содействии, в СОоценке, в СОпонимании.

Условия реализации принципа

Реализация принципа сотрудничества обеспечивается:

- определением доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов и детей;

- развитием детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, созданием разнообразных детских объединений;

- формированием позитивного отношения к ЧЕЛОВЕКУ;

- воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и учащихся.

Правила реализации принципа в практической деятельности

При реализации принципа сотрудничества:

- делайте школу родной для ребенка: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

- помогайте друг другу: педагоги и учащиеся - члены одного коллектива;

- ДОВЕРЯЙТЕ детям, а НЕ ИГРАЙТЕ в доверие;

- развивайте у детей потребность во взаимопонимании;

- СОучаствуйте в жизни ребенка: равнодушный педагог "рождает" равнодушных учащихся!

Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я".

Условия реализации принципа

Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается:

- предъявлением детям "очеловеченной" социальной жизни с ее противоречиями;

- организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бы тии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании;

- реализацией учащимися ценностных ориентации как деривата обретенной свободы;

- постановкой перед учащимися проблем, ценностное осмысление которых вы водит их в широкий социокультурный контекст, с противоречиями которого сталкивается рефлектирующий ученик.

Правила реализации принципа в практической деятельности

При реализации принципа ценностной ориентации:

- открывайте перед детьми принципиально новые "измерения" мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема;

- наполняйте внутренний мир учащихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысляемое бытие, в ценностные критерии;

- вовлекайте учащихся в активный процесс открытий в единстве с развитием у них способности проводить гуманистическую экспертизу по критерию ценности;

- вводите учащихся в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится безусловным благом для себя и для других.


Важным аспектом социальной компетентности является подготовка учащегося к общим профессиональным умениям.

Американский учёный Дж. Бруннер выделил три основных способа профессионального становления:

•  выработка составляющих компонентов навыка в процессе игры у животных и людей;

•  обучение в контексте, т.е. при участии в трудовых процессах (бытовых, сельскохозяйственных и др.);

•  абстрактный метод школы, отделённый от непосредственной практики.

Абстрактный метод обучения труду (в своём худшем варианте) используется в технологии традиционного школьного обучения, где сообщаемые знания далеки от реального трудового процесса и жизни общества.

Технологией, объединяющей цели обучения и воспитания в русле компетентностного подхода, можно назвать технологию контекстного обучения.
Планируемые результаты:

Ценностно-смысловые компетенции.

Умеют адекватно оценивать свои способности и возможности.

Сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования.

Понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем.

Выбирают приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью и интересную работу.

При выборе будущей профессии большинство выпускников ориентируются на интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной.



Общекультурные компетенции

Проявляют личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры.

Сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы.

Стремятся жить в гармонии с окружающим миром.

Учебно-познавательные компетенции

Умеют самостоятельно планировать свою деятельность.

Способны к самореализации, активны в выборе деятельности.

Способны к самообразованию.

Благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности овладели навыками продуктивной деятельности.
Информационные компетенции

При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.




Коммуникативные компетенции

Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).



Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница