Дипломная работа сетевое общение как вид коммуникации



Скачать 124.81 Kb.
Дата24.04.2016
Размер124.81 Kb.


Министерство образования Российской Федерации

Российский государственный профессионально – педагогический университет

Институт социологии

Кафедра социологии




Допустить к защите


Зав. кафедрой_________________

«________»____________200__г.



Дипломная работа


СЕТЕВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ВИД КОММУНИКАЦИИ


Студент группы


Научный руководитель

доцент кафедры социологии,

канд. социол. наук
Нормоконтролер

Екатеринбург 2003


АННОТАЦИЯ

Во введении данной работы мы рассмотрели актуальность выбранной темы исследования, степень научной разработанности темы, наметили цель и задачи исследования.

Основная часть работы содержит теоретический и эмпирический анализ сетевого общения как вида коммуникации. Так, в теоретической части работы мы подробно рассмотрели сущность, структуру, функции и типы коммуникации, а также особенности сетевого общения. В эмпирической части данной работы нами был составлен социально-демографический портрет пользователя Интернета, а также значение Интернета и особенности его восприятия.

В заключении мы подвели итоги проведенного исследования сетевого общения как вида коммуникации и наметили перспективы его дальнейшего исследования.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение ……………………………………………………………………4


  1. Теоретико – методологические аспекты исследования сетевого общения как вида коммуникации ……………………………………10

    1. Коммуникация: сущность, структура, функции, типы………..10

    2. Особенности сетевого общения ……………………………….24




  1. Интернет глазами его пользователя …………………………………43

    1. Социально-демографический портрет пользователя Интернета ………………………………... ………………………………….43.

    2. Значение Интернета и особенности его восприятия …………55

Заключение …………………………………………………………………67


Литература ………………………………………………………………….70

Приложение 1. Программа социологического исследования……..……..75

Приложение 2. Инструмент исследования…….………………………….78

Приложение 3. Обоснование и расчет выборки…………………………..86

Приложение 4. Линейное распределение……………..…………………...87

Приложение 5. Парное распределение……….……………………………97

Приложение 6. Расчет коэффициентов……………………………………100

Из введения



Актуальность темы исследования. Предметом настоящего исследования является сетевое общение, анализируемое в качестве вида коммуникации. Актуальность темы обусловлена, прежде всего, особым местом и ролью сетевого общения в жизни современного человека и общества в целом. Она является важной сферой жизнедеятельности современного человека.

Бурное развитие Интернета кардинально меняет образ жизни миллионов людей. Электронная сеть развивается быстрыми темпами, а количество пользователей с каждым годом увеличивается. Доступ к информации постоянно расширяется и дает возможность каждому получать ее в любое время, когда это необходимо. Процесс информатизации дал импульс к открытости общественного устройства, действенности феномена общественного мнения. Возникло так называемое киберпространство, а в нем – комньюнитис – группы, сообщества людей, которых связывает некий общий интерес, и которые установили прочные связи между собой благодаря Интернету. Это и новая форма общественных отношений, и продукт новейших информационных технологий. Сегодня в условиях радикальных социальных изменений новые информационные технологии как нигде более обостряют целый ряд объективных противоречий. Так, в России быстрыми темпами увеличивается разрыв между небольшой, но быстрорастущей группой пользователей электронных коммуникаций и огромным количеством людей, не имеющим к ним доступа; растут социокультурные противоречия между образованной, англоговорящей, космополитически настроенной частью общества и остальным населением. В недавнее время выработано представление о т.н. Digital Divide - "дигитальном расколе" населения, значительная часть которого в силу расслоения общества (различий в доходах, в составе семьи, в происхождении, в уровне образования и т.п.) не обладает полноценным доступом к Интернету. Многими исследователями подтверждено, что материальные аспекты доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям и часто сопровождающий их дефицит знаний усугубляют неравенство между людьми. Соответственно, в общественном сознании факт достаточно динамического развития новых информационных технологий может быть оценен как еще один фактор социальной дестабилизации.

Но, так или иначе, реалии информационного века все более становятся социальной реальностью современной России, определяя и новые направления прикладных социологических исследований. Поскольку влияние современных информационных технологий на социальные процессы и человека связывается скорее с заметными изменениями характера коммуникации, нежели с информацией как таковой, в центре таких исследований оказываются, как минимум, два вопроса:

1) Каковы специфические особенности этой коммуникации?

2) Влияют ли данные особенности (и если влияют, то как именно) на субъекта коммуникации?

Наше исследование будет ограничено анализом лишь такой коммуникативной реалии информационного мира как Интернет-коммуникация.

Выбор Интернет-коммуникации в качестве предмета исследования обусловлен также и тем, что он максимально воплощает в себе ведущую особенность современных информационных технологий, а именно их интерактивный характер. Значимое влияние информационной компоненты на социум и на человека стало возможным лишь с момента их качественного изменения, а именно появления для пользователей информации возможности активно участвовать в них. В силу этого информация как ценность общества нового типа определена не только и не столько своей массовостью или общедоступностью, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, задавая для ее обладателя новые грани самоидентификации. И наиболее полно эта возможность представлена в компьютерно-опосредованной коммуникации посредством сети Интернет.

Степень научной разработанности проблемы. Одной из бурно развивающихся областей прикладных исследований в современной социальной социологии являются исследования особенностей коммуникации при условии ее протекания с помощью новых информационных технологий. Социологов, естественно, интересует при этом не сугубо технологический, а "человеческий" аспект проблемы – каковы новые возможности убеждения и влияния, как меняется восприятие партнера по взаимодействию, по каким нормам и правилам строится подобное общение, что происходит при этом с личностными диспозициями самого коммуникатора. Исследования данного вопроса представлены в работах О. Н. Арестовой, Л.Н. Бабанина, Е. П. Белинской, А. Е. Войкунского, А. Е. Жичкиной, А. В. Минакова, О. К. Тихомирова и др.

В посвященных Интернету и WWW работах представителей гуманитарных наук обрисовывается некая "социальная виртуальная реальность", простирающаяся, по выражению некоторых исследователей, в "пятом измерении" и разделенная на относительно замкнутые субпространства, заполненная хорошо или не очень хорошо систематизированными текстами (от энциклопедий и архивов до частных записок и песенок) и вербальными либо визуальными образами (в том числе - отчужденными от субъекта автопроекциями реальных либо мнимых людей). Активнее всего исследуется "социальное" измерение - например, культурные, языковые и психологические особенности группового взаимодействия, регулируюшие общение и отношения между удаленными партнерами; правила, закономерности формирования и характеристики функционирования складывающихся виртуальных общностей, принципы самовыражения личности и изменения "сетевой" идентичности, вероятность возникновения "наркотического" типа зависимости от Интернета (т.н. Интернет-аддикции) и способы терапии "аддиктов", парадигмы покупательского поведенния пользователей Интернета и их "отзывчивость" к рекламным воздействиям, стереотипы создания и восприятия социальных объектов в "киберпространстве", стратегии осуществления познавательной деятельности в условиях оперирования гипертекстовыми структурами, перспективы переноса в реальную деятельность приобретенных в виртуальной реальности навыков и умений и т.д. и т.п. Такого рода проблемам посвящены работы Е. П. Белинской, Е. Л. Болескина, И. А. Бутенко, А. А . Лебедева, А. Г. Мышенковой, А. И. Нелунова, Е. А. Павловой, Н. Д. Чеботарева и др.

При этом социальные и психологические последствия применения Интернета оцениваются достаточно трезво: наряду с преувеличенно восторженной оценкой значения Интернета для психического и соматического здоровья многих категорий пользователей (скажем, для переживших психологическую травму, для одиноких людей или для инвалидов), для социального, экономического и экологического развития регионов, для интенсификации процесса обмена мнениями в рамках всемирной «электронной деревни» и т.п. в популярной и в научной литературе представлены и альтернативные данные. Например, получены данные, согласно которым интенсивное применение Интернета ведет к сужению социальных связей вплоть до одиночества, сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний.

Могут быть приведены некоторые другие данные, свидетельствующие о негативном воздействии Интернета на индивидуальную и групповую психическую деятельность. Показано, что применение Интернета может способствовать аутизации детей и подростков, вести к неадекватным эффектам в процессах социальной перцепции и др.. В силу сказанного очевидно, что Интернет должен занять отведенную для него социальную нишу; нередко встречающиеся попытки переоценить его значимость для человечества и для отдельного человека нуждаются в коррекции.

Социологическое исследование Интернета - относительно новая область знания. Значительно более развиты исследования опосредствованной Интернетом деятельности в других гуманитарных науках - психологии, этнографии, исследовании коммуникативных процессов и др. В такого рода исследованиях нередко затрагиваются и собственно социологические проблемы. Исследования структурированы и протекают в рамках нескольких направлений.

Так, наиболее традиционными и устоявшимися являются проблемные области, известные как CMC, или "опосредствованное компьютером общение" (computer-mediated communication), и как CSCW, или «совместная работа при поддержке компьютера» (computer supported collaborative work). В рамках относительно давно развивающейся проблематики CMC достаточно много простора для собственно социологических исследований; в рамках CSCW социологические исследования ведутся менее широким фронтом (наряду с этнографией и эргономикой лишь отчасти представлены работы по социальной психологии), В сфере т.н. communication research, или media research - что иногда переводится как "коммуникативистика" - изучается специфика применения людьми разнообразных коммуникативных каналов, в том числе Интернета. По традиции довольно значительный объем исследований, связанных с социологией Интернета (и, естественно, широко выходящих за рамки этой области), проводится в рамках направления, известного под наименованием Human-Computer Interaction (HCI) - "взаимодействие человека с компьютером". Термин online research - "онлайновые исследования" - пока что наиболее прижился в Германии, где есть одноименное научное общество и выпускается литература под таким названием.

Россия и другие постсоветские страны запоздали и в развитии Интернета, и в исследовательской активности в области социологии Интернета. Если Интернет в России развивается довольно интенсивно, то исследовательская активность в области социологии Интернета еще не набрала темп. Отдельные работы, выполненные по большей части энтузиастами, не складываются в полноценные исследовательские программы и широкомасштабные проекты; отсутствуют регулярно организуемые конференции, специально посвященные социологии Интернета - правда, для такого рода сообщений находится место на несоциологических семинарах и конференциях.

Без глубокого научного анализа Интернет-коммуникации обществу не удастся разобраться в этих противоречиях, выработать пути их разрешения.



Цель дипломного исследования – осуществить социологический (теоретический и эмпирический) анализ сетевого общения как вида коммуникации.

Задачи исследования:

  1. Осуществить социологический анализ коммуникации;

  2. Раскрыть специфику сетевого общения как вида коммуникации;

  3. Составить социально-демографический портрет пользователя Интернета;

  4. Выяснить значение Интернета и особенности его восприятия его пользователями.

Теоретико – методологическую основу дипломного исследования составили концептуальные подходы к анализу коммуникации, как социального явления, и сетевого общения как вида коммуникации, разработанные в социологической, психологической и философской литературе.

Методы исследования. В дипломной работе использовались как общенаучные теоретические методы, так и конкретно – социологическое исследование – анализ документов, анкетирование.

Научно – практическая значимость дипломной работы. Материалы диплома могут быть использованы: для осмысления дискуссионных проблем социологии, связанных с изучением такого социального феномена как Интернет и Интернет-коммуникация.

ЛИТЕРАТУРА





  1. Алексеева М., Лебедева А. Интернет – рождение новой реальности. - http://psynet.by.ru /texts/new_real.htm

  2. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войкунский А. Е. Коммуникация в компьютерных сетях // Вестник Московск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1998. - №4. - С. 14-20.

  3. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Войкунский А. Е. Мотивация пользователей интернета. - http://www.relarn.ru: 8082/human/motivation.txt

  4. Арефьев П. Г. Навигатор по телекоммуникационным ресурсам в социологии // Социологический журнал. - 1999. - №3-4. - С. 139-186.

  5. Батыгин Г. С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве. - http://www.msses.ru/win/staff/batygin.html

  6. Белинская Е. П. К обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности. - http://psynet.carfax.ru/texts/bel15.htm

  7. Белинская Е. П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества. - http://flogiston.ru/news/archive/05_2000.shtml

  8. Белинская Е. П. Человек в информационном мире. - http://psynet.carfax.ru/texts/bel3.htm

  9. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Пространство, населенное другими. - http://ok.msk.ru/gagin/internet/16/28.html

  10. Белинская Е. П., Жичкина А. Е. Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью. - http://flogiston.ru /projects /articles /strategy.shtml

  11. Болескина Е. Л. Потребители игровой компьютерной культуры // Социол. исслед. – 2001. - №9. - С. 80-87.

  12. Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социол. исслед. – 2001. - №12. - С. 84-91.

  13. Войкунский А. Е. Метафоры интернета / Вопросы философии. - 2001. - № 11. - С. 64-79.

  14. Войкунский А. Е., Тихомиров О. К. Общение, опосредованное компьютером // Вестник Московск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1999. - № 3. - С. 31-42.

  15. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. – М.: Наука, 1994. – 159 с.

  16. Дубицкая В. П. Телевидение. Мифотехнологии в электронных средствах массовой информации / Институт социологии РАН. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998 – 144 с.

  17. Егерев С. В. Компьютеры в образовании: пределы возможного. - http://www.ido.ru

  18. Ерасов Б. С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Издание третье, доп. и перераб. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 591 с.

  19. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. - http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml

  20. Жичкина А., Ефимов К. Результаты исследования поведения в Интернете. - http://psynet.carfax.ru/texts.htm

  21. Залесский П., Спектор М. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории // Мир Internet. - 1999. - №7-8. - С. 42-44.

  22. Иванов Д. В. Критическая теория и виртуализация общества // Социол. исслед. - 1999. - №1. С. 32-40.

  23. Интерактивное общество. - http: // www. buk. irk. ru / library / book / texts / mankast / chapter5 / IO. htm

  24. Интернет в культурной коммуникации. - http://www.referatfrom.ru /ref /137 /1 /23622.html

  25. Интернет вчера, сегодня, завтра. - http://www.rtservice.com.ua /rt.ru /int_ru.htm

  26. Интернет, общая характеристика. - http: //www.yezol.com/14.html

  27. Использование Internet школьниками г. Самары (по материалам социологического исследования). - http: // www. nic. ssu. samara. ru / influct / report. htm

  28. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

  29. Коган С. Н. Социология культуры. - Екатеринбург: Издательство УрГУ, 1992. – 120 с.

  30. Конецкая В. П. Социология коммуникации. Учебник. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. – 304 с.

  31. Купер И. Р. Гипертекст как форма организации социального знания // Социологический журнал. - 2000. - № 1-2. - С. 32-39.

  32. Леонтьев А. А. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. - М., 1974. - С. 166.

  33. Марченко Т. А. Потребность как социальное явление: Моногр. – М.: Высш. Шк., 1990. – 128 с.

  34. Межкультурная коммуникация. - http://www.case.vsu.ru /artivities /intercult /index.html

  35. Минаков А. В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности. - http://www.flogiston.ru /projectes /articles /minakove.shtml

  36. Мирская Е. З., Шапошник С. Б. Компьютерные коммуникации в российской науке // Вестник Российской академии наук. - 1998. - №3. C. 53-59.

  37. Михайлова Л. И. Социология культуры. - М.: «Фаир-Пресс», 1999. – 232 с.

  38. Мышенкова А. Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет. - http: // flogiston. ru / projects / articles / int. genger. shtml

  39. Нелунов А. И. Новые технологии и современный учитель. - http://www.sitim.sitc.ru /E-books /journals /sin_edu /st 398-98.htm

  40. Носик А. Разговорчики в сетях. - http://inter.net.ru/6/4.html

  41. Павлова Е. А. О необходимости и возможностях профилактики Интернет-зависимости у учащихся. - http://www.psynet.carfax.ru/text1.htm

  42. Паравозов И. Интернет-общение. - http:// inter.net.ru/6/6.html

  43. Прикладная социология: Учебное пособие / Под ред. д. э. н. проф. Ю. С. Колесникова. Серия «Учебники Феникса». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 320 с.

  44. Сетевое общение. - http://www.all4you.by.ru /Webmastering /Articles /Sjvet /05.shtml

  45. Скребнев А., Скребнев П. Некоторые особенности коммуникации через компьютер. - http://news letter.idtp.by/ctr7. htm

  46. Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1997. - 131 с.

  47. Социально-психологические аспекты взаимодействия человека с глобальными компьютерными сетями (Internet). - http: //www.diaghlev.perm.ru /art/bibl /iol 99.htm

  48. Устинова М. Виртуальная реальность. - http://www.manjaki.narod.ru /inet.htm

  49. Устинова М. Интернет, общая характеристика. - http://www.manjaki.narod.ru /inet.htm

  50. Филиппов Т. В. Социология и Интернет // Социол. исслед. - 2000. - № 5.- С. 134-135.

  51. Чеботарева Н. Д. Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы. - http://psyberia.ru/work/temes

  52. Человек и Интернет. - http://www.psychology.ru/internet/ecology/6.htm

  53. Чесноков С. Аудитория российского Интернета: измерения и реальность. - http:// www.monitoring.ru

  54. Шарков Ф. И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации // Социол. исслед. - 2001. - №8. - С. 52-61.

  55. Шевченко И. Некоторые психологические особенности общения посредством Интернет. - http://www.flogiston/projectes/articles/shevchenko.shtm

  56. Щеглова С. Н. Использование Интернет-технологий в преподавании социологических дисциплин / Социол. исслед. - 2002. - № 4. - С. 130-131.




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница