Дипломная работа «Никнейм как средство самопрезентации участника виртуального общения»



Скачать 432,77 Kb.
страница1/3
Дата24.04.2016
Размер432,77 Kb.
ТипДипломная работа
  1   2   3
Министерство образования и науки Астраханской области

ГБОШИ АО «Школа-интернат одаренных детей им. А. П. Гужвина»


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«Никнейм как средство самопрезентации участника виртуального общения»


Исполнитель:

ученица 11б класса

Кильдигазиева Лейла


Научный руководитель:

учитель русского языка

Горшечникова А.А.

АСТРАХАНЬ 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. Ввведение……………………………………………………………………….3

2. Ник как идентификатор личности в Интернет-общении…………………….5

    2.1. Место никнейма в ономастической системе языка……………………...5

    2.2. Внеязыковые факторы выбора никнейма………………………………..8

    2.3. Семантическая классификация никнеймов……………………………..15

    2.4. Языковые особенности никнеймов……………………………………...23

           2.4.1. Словоообразовательные средства создания сетевых имен……..23

           2.4.2. Графические приемы оформления ников………………………..27

3. Заключение…………………………………………………………………….31

4. Список литературы……………………………………………………………33

1. ВВЕДЕНИЕ
Интернет стал сегодня для многих молодых людей средством коммуникации номер один. Возможности «всемирной паутины»: оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях - позволяют использовать ее как глобальное коммуникативное пространство. Изменение сознания и самоосознания личности в Интернете, формирование нового, сетевого образа жизни и мышления существенно влияет на язык. По мнению Т.Ю. Виноградовой «сегодня по сути дела возникла новая форма языкового взаимодействия - письменная разговорная речь. Русский язык существует в Интернете в основном в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации приближен к устной её разновидности»1. Разумеется, новый формат действительности потребовал новых языковых средств общения, либо трансформации старых.

Некоторые исследователи утверждают, что «речь идет о формировании нового стиля в русском языке - о стиле интернет-общения, который не только является специфической особенностью интернет-сообщества, но и серьезно влияет на речевое поведение всего общества в целом»2. В связи с этим существование и функционирование русского языка в Интернете, безусловно, требует особого внимания, а потому является сегодня предметом многочисленных разносторонних исследований.

Изучение Интернет-коммуникации идет по пути разработки отдельных аспектов. Одним из перспективных направлений является исследование так называемых никнеймов, то есть сетевых имен участников виртуального общения. Его отличительная черта — комбинирование диалогового общения и речевого взаимодействие коммуниканта с несколькими партнерами одновременно, вследствие этого очевидна необходимость неких имен-идентификаторов. Язык выступает тут как «единственное средство формирования и функционирования веб-контента и веб-личности, поэтому человек и общество актуализируются в Интернете в исключительно вербальной сущности»3. Средством такого персонального воплощения в виртуальном мире, средством презентации себя этому миру выступает в первую очередь никнейм, а также вся сопутствующая ему информация (реальное имя, пол, возраст, место проживания, интересы и др.) — аккаунт. Данный тандем служит для создания целостного образа пользователя в Интернете.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена сравнительно недавним возникновением такого лингвистического феномена, как никнейм, и определяется такими факторами, как его чрезвычайно широкое распространение, возрастающая роль в процессе онлайн-коммуникации, явно недостаточно полное рассмотрение явления в работах профессиональных лингвистов.



Объектом исследования является сетевое имя (синонимы: «никнейм», «ник», «виртуальное имя»), используемое пользователями Интернет в процессе виртуальной коммуникации в таких социальных сетях, как Вконтакте, Instagram, Skype, Одноклассники.ру, tumblr, twitter.

Предметом исследования - обусловленные спецификой Интернет-коммуникации лингвистические, а также социо- и психолингвистические особенности никнеймов, позволяющие использовать виртуальное имя для создания определенного образа обитателя сетевого пространства.

Сооответственно, цель дипломной работы – рассмотрение специфики никнейма как основного средства целенаправленной самопрезентации виртуальной языковой личностие, а также как посредника виртуальной коммуникации между субъектом «самопрезентации» и «познающим» субъектом.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:


  • определить место никнейма в ономастической системе языка;

  • рассмотреть специфику сетевого имени как языкового кода виртуальной языковой личности;

  • проанализировать существующие классификации никнеймов, выявить их достоинства и недостатки, составить собственную классификацию рассматриваемых языковых единиц;

  • уточнить структурно-графические, словообразовательные, семантические, эмоционально- экспрессивные, функционально-стилевые, психолингвистические особенности никнеймов.


2. Ник как идентификатор личности в Интернет-общении.
2.1. Место никнейма в ономостической системе языка.
Собственные имена привлекали внимание ученых с давних пор. В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям — ономастика. В основе этого научного термина лежит греческое слово onomastike, которое переводится как «искусство давать имена». Собственные имена людей исследует раздел ономастики антропонимика. В интернет-коммуникации различаются следующие формы антропонимов: логин, сетевое имя, никнейм (ник).

Личные имена любого языка являются средством изучения группового и национального сознания, определяемого культурой.

В современной русской антропонимической культуре каждый человек имеет трёхчленную официальную структуру именования, представленную личным именем, отчеством и фамилией. Выбор отчества и фамилии строго регламентирован. Выбор личного имени также ограничен устойчивым реестром. Полное совпадение именований разных людей в рамках одного социума заставляет носителей имён искать дополнительные возможности самообозначения либо с помощью «хронологических маркеров» (первый — второй, младший — старший), либо с добавлением к имени прозвища. И только виртуальное пространство Интернета позволяет человеку выбрать себе имя «по вкусу», обозначив свою индивидуальность с помощью никнейма.

Сетевое имя (никнейм, ник) как виртуальное имя собственное, условное или вымышленное компьютерное имя, художественный образ, который пользователи создают для личного общения в сети, представляет собой достаточно новое явление. В немногочисленных исследованиях, посвященных этому явлению номинации, никнейму отводится место в ряду различных единиц: псевдоним, кличка, прозвище.

Функциональная особенность никнеймов, заключающаяся в самонаименовании, позволяет отграничивать их от прозвищного лексикона, хотя и те, и другие характеризуют и индивидуализируют объект (лицо) по определенному, чаще всего, оценочному признаку и обладают свойством открытого ряда, т.е. неисчерпаемостью материала для их образования. По своей характеристике вымышленного имени, заменяющего настоящее имя и придуманного его носителем, никнейм может быть отнесен к псевдонимам, но с определенной оговоркой. Основное их сходство базируется на признаках индивидуальной принадлежности, самоназывания, самоидентификации, мотивированности, ограниченности сферы употребления. Отличие состоит в большей эксплицитности прагматического компонента, обусловленной сферой использования в сети Интернет как особого вида коммуникативного пространства.

Выделяют специфические черты ников как особого класса антропонимов4:



    • никнейм является необязательным именованием человека, его функциональный диапазон ограничен сферой межличностного общения в чатах;

    • возможность создавать неограниченное число ников и вступать в коммуникацию с любым из них. Автор сам выбирает ракурс, в котором хочет представить себя как определенный тип личности. В качестве «визитной карточки» чаттер может выбрать себе профессию или род деятельности, сообщить о своих интересах и пристрастиях, помечтать о чем-то прекрасном и возвышенном;

    • возможность смены ника в любой момент. Оригинальный, яркий ник характеризует пользователя как интересного собеседника и неординарную личность;

    • желание скрыть за ником некоторые отрицательные черты личности и показать положительные (либо обратная ситуация!). Участник интернет-коммуникации сам выбирает себе ник в зависимости от того, какое впечатление он хочет произвести на собеседников;

    • ники не являются престижными наименованиями, так как не могут маркировать «правовые притязания на продукт творческой деятельности» его автора;

    • возникновение никнеймов связано со стихийными речевыми процессами, а не с законодательно закрепленными правилами наречения; это «продукт индивидуального и намеренного словотворчества»5;

    • никнейм может начинаться как с заглавной, так и со строчной буквы (Кристина, Олежик, Dina_yagupovaserjisa, милашка, vinisv);

    • наряду с буквенными символами, кириллическими и латинскими, могут использоваться и небуквенные: цифры и иконические знаки (aisulu9754, The_c0okie_monster);

    • ники могут появиться в результате образования новых слов как традиционными для языка способами, так и по аналогии со служебными ключами доступа к ресурсам и паролям. Также никнеймом может быть бессмысленный набор буквенных и небуквенных символов (хэш311, ларс111, elo12345);

    • некоторые графические особенности никнеймов делают их неприспособленными для произнесения вслух (CAP$4LY~, ElijahC2U);

    • основное назначение ника — послужить пользователю пропуском в виртуальную реальность, а затем уже — идентифицировать участника общения в чате.


2.2. Внеязыковые факторы выбора никнейма
Никнеймы являются одним из ярчайших проявлений личности коммуниканта в чатовом общении. Ник – это продукт индивидуального и намеренного имятворчества, их придумывают для себя сами носители языка, прикладывая для того личные номинативные усилия и проявляя потенциал собственной фантазии и изобретательности. Таким образом, никнейм – это результат искусственной номинации, то есть осознанного и целенаправленного номинативного акта, имеющего прагматическую заданность, так как при выборе никнейма человек стремится выделить и представить в личном имени наиболее информативные свойства, которые бы способствовали предельно точному описанию характеристик.

Бытует мнение, что современные названия должны отвечать трем требованиям, которые в известной мере противоречат друг другу. Во-первых, они должны быть мотивированными, во-вторых, легко запоминаемыми и удобопроизносимыми, а значит, достаточно короткими, в-третьих, они должны привлекать внимание и интерес людей, то есть выполнять в определенном смысле «рекламную" роль.

В значительной степени ники отвечают всем этим требованиям, их характеризует оригинальность и яркость языковой формы. Выбор личного имени (ника) происходит под влиянием различных внеязыковых факторов, но важную роль при этом играет сама форма коммуникации – интернет-коммуникация, предлагающая максимальные возможности для самовыражения:


  • свобода творения образа. Вливаясь в виртуальный социум, человек получает полную свободу в "сотворении" самого себя, которая ограничена только его фантазией. Кто-то за неумением лучшего воссоздает, примитивизируя, самого себя, другие буквально «фонтанируют» персонажами. Но, по сути, нельзя говорить о том, что на форумах и в некоторых социальных сетях общаются реальные люди, в них живут созданные ими образы, маски.

  • свобода творения пространства. Практически с самого возникновения виртуальное общение не ограничивалось одной лишь прямой речью. Впоследствии это обернулось возможностью работать не только в функции «сказать», но и в функции «сделать», что позволило включить в действо не только персонажей, но и пространство действия.

Эти возможности, предоставляющие полную свободу самовыражения, естественно, на практике оборачиваются как плюсами, так и минусами. К сожалению, творческий потенциал пользователей различен. При неразвитых способностях самовыражения общение в чатах просто поражает своей убогостью. Свобода творения образов приводит к появлению «бесчисленных одинаково кокетничающих «катюшенек» и безостановочно матерящихся для доказательства своей крутизны «алексов». Приведем небольшой список достаточно типичных самоназваний участников общения в социальных сетях: crasyflower, LIRICA, FUCKON, BAMBU44a, THE_RUSSYCAT_DOLLS, Hedgehog, Rockinafreakopotomus, MUHAMMEDTHEMUHAMMEDHEAD, TashiTashi, fattyfattyfatfat, big, Sweet1_2luv, HOTSAUCE, ОбезЯнь, С±, равно де Бержерак, Свиной творог, Козе Байан, Застегнутый Врасплох, Святой Враль, Приватьnick, Замоченная скважина, Виртрезвитель, Обмороченная наворочка, Мел с Гипсом, Похмелеон, Клацающая Клава, Статус Ква, lenivy_bezdar, chtotonetak, dream.
На наш взгляд, актуален такой аспект изучения ников, как выяснение факторов, влияющих в акте коммуникации на выбор ника из ряда предоставленных языком возможностей именования. Как показывают наблюдения, возможность выбора ника для личного именования создается целым рядом как лингвистических, так и экстралингвистических факторов. Рассмотрим данные факторы.
1. Функциональные особенности ников.

Различные типы антропонимов, идентифицируя, индивидуализируют объект, но индивидуализируют в разной степени и по-разному. Способность антропонимической единицы дифференцировать именуемых зависит во многом от конкретной сложившейся антропонимической ситуации в данном социальном поле. Абсолютную различительную силу имеют неповторяющиеся именования – они закреплены только за одним определенным лицом. Повторяющиеся именования, обслуживающие несколько лиц, теряют свой различительный смысл, их возможности для выполнения различительной функции в речи ограничены.

Значительными идентифицирующими возможностями обладают ники: они не задаются списком, не подчиняются моде, как имена, а свободно создаются на базе лексического состава родного языка и сохраняют свое постоянное разнообразие. Ники строго индивидуализированы, в пределах одного социального поля они редко повторяются. Для различения тезок к нику подключаются добавочные определения или иные элементы: crasyflower – flower 15, piterskii_paren – ПИТЕР_FМ, М@ринк@=! – ^Маришка, Dimon89 – Диман(095).

В никах обнаруживается определенная тенденция, индивидуализируясь, вызвать к себе некое отношение, дать оценку себе. Так,в социальных сетях значителен пласт так называемых оценочных личных имен: санечка, Сладка_я, Кисонька_, ***Katastroffa, Leon-online, MILASHKA, wild_chaild, sweetie_pie_2.

Участники виртуального общения преднамеренно используют такие ники, в которых может быть выражено ласкательное/ уважительно-ласкательное/ неуважительное/ ироническое отношение. Ники как особый класс антропонимов обладают большими возможностями для эмоциональной, эстетической, утилитарной и иных видов оценки. Ники могут характеризовать лицо по внутренним, психическим особенностям, по внешним признакам и прочим показателям.

Указанные функциональные особенности ников создают широкие возможности использования их для личного именования в акте коммуникации. Во-первых, ники употребляются в сети как надежный способ различения лиц, у которых совпадают лично-именные формы именования (Анюта(14.32), ANNN, АNNY_ЛАТИНО). Во-вторых, в условиях тезоименности, когда в речи возникает необходимость уточнения личности человека при помощи особых дополнительных именований, ники хорошо удовлетворяют потребности индивидуализации в Интернет-реалии.


2. Эмоционально-экспрессивная отмеченность ников.

В современных никах очень важен оценочный элемент (Огненный_ангел, НАКУРЕНОЕ_ПАЛОТЕНЧИК, Шальной_огонек_(она), SYPER-BOSS, HOLIGANS, Perfect_girl). Однако по степени эмоционально-экспрессивной выразительности ники неоднородны. С этим связана одна из тенденций интернет-коммуникации – стремление к абсолютной уникальности. Использование в качестве ника своего настоящего имени привело бы к тому, что такие имена собственные, повторяясь тысячи раз, не выполняли бы одной из главных своих функций – дифференциальной.

В антропонимиисоциальных сетей используется одноименная система, что является характерным для неофициального общения. Но если в обычных условиях участников такого рода общения не может быть много, то в социальной сетиодновременно разговаривают десятки человек. И соответственно, стандартного набора личных имен обычно бывает достаточно для общения в реальности и слишком мало для различения друг друга в среде чата.
3. Характер речевой ситуации.

Сетевое общение во многом приближено к устному общению, таким образом, оно тесно связано с той обстановкой, с теми условиями, в которых осуществляется общение. Речевые ситуации определяют стиль сообщения, нацеливая говорящего на употребление тех или иных форм личного именования.

Функционирование ников ограничено сферой неофициальных ситуаций, варьирующихся в зависимости от характера местных условий, от свойств лиц, в них участвующих, от специфических неповторимых экстралингвистических компонентов, дополняющих эти ситуации каждый раз особым образом. Число ситуаций практически бесконечно, причем каждая из них неисчерпаема в своих деталях. Большей силой воздействия отличаются такие компоненты внеязыковой ситуации, как отношения между говорящими и обстановка речи. Ники используются для личного именования чаще всего в симметричных ситуациях общения, участники которых имеют одинаковые социальные признаки: равное социальное положение в обществе, равное образование, примерно одинаковый возраст, один и тот же пол.

4. Желание быть лучшим/ нестандартным в замкнутой среде.

Любой человек, увлекшийся чатами, оказывается в состоянии одновременного сосуществования в двух мирах. Причем «карнавальный» мир чата часто оказывается более привлекательным, нежели мир реальный. Если в реальной жизни человек может быть «затравленным, толстым, прыщавым подростком, то в мире виртуальном у него есть возможность сделаться красивым, умным, взрослым и обожаемым женщинами мужчиной»6. Это будут не только иллюзорные мечты, так как социальная сеть – это не только акт его собственного творения; подтверждения этому пользователи получают извне, все это проживается и проигрывается в социуме. Естественно, психологическое состояние людей, оказавшихся «между двух миров», сложно назвать комфортным.

Таким образом, на выбор ника влияют как его лингвистические особенности, так и внеязыковые факторы: наличие в семантике его оценочно- характеристического элемента, отношение пользователя к нику, характер ситуации общения. В реальном речевом процессе вышерассмотренные факторы не разделены, они нередко сталкиваются и перекрещиваются, влияние их избирательно. Перечисленные факторы не есть непременное условие реализации ника, наличие их лишь предоставляет возможность выбора для именования.

Присваивая себе ник, чаттеры руководствуется рядом психологических мотивов, которыми может быть объяснен выбор языковых средств. Среди основных мотивов выделяют следующие:

а) попытка реализации своего идеального Я, чаще всего не совпадающего с реальным Я;

б) уход от барьеров в реальном общении, а также от норм и правил, сопровождающих живую коммуникацию;

в) эксперименты с поиском своего истинного Я;

г) игра с другими участниками Интернет-общения, то есть некий вызов, желание реакции.

В процессе аутентификации пользователя в сети Интернет ему предоставляется возможность создать о себе «впечатление по своему выбору»– сохранить максимальную анонимность, скрыться за виртуальным именем или, наоборот, – добиться известности, выбирая яркий, броский ник.

Независимо от мотива, самопрезентация в Интернете позволяет человеку стать кем угодно, приписать себе любые качества, как положительные, так и отрицательные. Среди основных особенностей функционирования ников необходимо отметить массовый характер их использования, что обусловлено разнообразием Интернет-общения, а также возможность создания разных сетевых имен в зависимости от ситуации общения, сайта, форума, чата.

Итак, придумывая себе ник, виртуальная личность отталкивается от идеи, которая в результате речемыслительной деятельности приобретает определенную форму. Такой тип номинации может быть назван отсубъектным7 и протекает по схеме: значение → форма. Например, участник хочет обратить на себя внимание собеседников как на профессионала в какой-то области. Для этого он должен выбрать роль специалиста, имеющего богатый опыт работы в определенной сфере или начинающего осваивать азы профессии новичка. Соответствие стереотипным чертам характера или направленности личности (например, находчивость, незаурядность, способность принимать самостоятельные решения или неуверенность, стандартность мышления) во многом определяет выбор персонажа. Например, коМпьютерщик_Макс, слесарррь, лор_сергей.

Создавая такие имена, как например, Петр Жадный, нахалка собеседник хочет выделить одно из своих качеств. Ник Багира обозначает, что говорящий в именовании приписывает себе такие качества, как повышенная экспрессивность в сочетании с агрессивностью и сексуальностью, актуализирует женское начало. Использование ника КамАЗ, напротив, актуализирует мужское начало, понимаемое в первую очередь как большая физическая сила и негибкость, прямота коммуникативных тактик.

Немалое количество участников предпочитают роль отрицательного, неприятного или отталкивающего своими действиями или словами героя (например, вонючий_червь, кощей, джокер). Конфликтность создается пользователями, надевающими на себя маску, как правило, известную своими «чудачествами» или злодеяниями. Коммуникант может переломить ход беседы тем, что появится в роли персонажа, противоположного всем присутствующим в этом чате. В данном случае участник вправе выбрать образ наивного или ангелоподобного существа. Тональность дискуссии может быть существенно изменена появлением завуалированной личности, не желающей разоблачать свое истинное лицо. Итак, при выборе имени пользователь задумывает определенный образ, который реализуется посредством речевой маски персонажа.

Появление ника обусловлено несколькими составляющими, но в основе всего находится личность. На выбор ника влияют индивидуальные характеристики, общекультурные знания, уровень образованности, результаты внутренней обработки личностью внешних жизненных событий, иерархия приоритетов. Как только важность какого-либо аспекта уменьшается, коммуникант может сменить ник на тот, который будет в большой степени отражать его предпочтения или самоощущения.

Получается, что построение ника происходит по следующей схеме или модели:

Таким образом, мы видим, что в каждом нике раскрывается определенное желание автора, «надев на себя маску героя своего прозвища», побыть тем, кем хочется быть. Причем создатель ника пытается предугадать реакцию и предполагает возможные отклики других участников коммуникации на его ник.

Итак, виртуальное имя можно рассматривать как результат саморефлексии, оно отражает внутренний мир личности, позволяет раскрыть себя так, как хочется: показать свои положительные или отрицательные качества, описать настроение или акцентировать внимание на внешних данных, поведать о своих увлечениях. В большинстве случаев на основании ника всегда можно дать краткую характеристику личности, выявить какие-либо ее особенности.

Рассмотрим несколько примеров.



Crystal – прямая ассоциация с чем-то дорогим, ярким и стоящим. Кристалл – это намек на острый предмет, которым можно пораниться.

MeltingIce – в переводе «тающий лед». Вероятнее всего, что у носи- теля такого ника наблюдаются внутренние изменения. Он подвержен влиянию со стороны, испытывает потребность в душевном тепле.

REvil – вероятнее всего, это производное от ResidentEvil (Обители зла), но точно может сказать только его носитель. Человек, выбравший подобное имя, пытается показать свои негативные качества.

Странгел – в переводе «странный, удивительный, необычный». Сам ник говорит об особенности и уникальности его носителя. Подобный ник для каждого значит что-то свое, но в то же время не вызывает отрицательных ассоциаций.

Дучмен – возможно, происхождение ника связано с образом Летучего Голландца, персонажа отрицательного, нарушающего рамки морали, но вместе с тем защищающего и сильного. Носитель такого имени либо все еще находится в поиске себя, либо хочет остаться загадкой для собеседников.

Баксин – ник ассоциируется со словом bucks, что в переводе означает доллары. Используя подобный ник, чаттер, возможно, пытается компенсировать свои недостатки материальными благами; деньги для него либо средство достижения свободы, либо самоцель.

DianaVert – имя и фамилия. Следует отметить, что Диана – это богиня Луны, а Vert с французского переводится как «зеленый, незрелый», с английского – «обращенный в другую веру». Во многом понимание ника будет зависеть от человека, обращающегося к нему.

Rebel – в переводе «бунтарь». Своим ником носитель как бы предупреждает, что он пришел в чат оспаривать мнение каждого. Вероятнее всего, в действительности этот человек гораздо спокойнее, так как ему не хватает смелости бунтовать в реальной жизни.

Cestladore_melanie - название песни и ее исполнителя, человек, скорее всего, поклонник группы и поддерживает ее мировоззрение.
Как результат анализа разнообразных никнеймов, можно выделить следующие принципы их создания:


  1. Характеризующий принцип. Этот принцип выявляется в именах, имеющих прозрачную внутреннюю форму, используется для демонстрации и характеристики человеческой индивидуальности (unidentifedfool, Ladycat, 24curious, Бунтарка, чугунный_скороход, скучающая_, Audreysabb, Bruneronde p femme, Cholapins69). Как правило, ник вычленяет именно тот аспект, который является наиболее значимым для носителя.




  1. Принцип сокрытия личности. Этот принцип представлен в именах, косвенно отражающих реальные признаки коммуниканта, или именах, которые не имеют смысловой связи с именуемыми объектами (NoNameBrand, 4me2knowU, Nevermind, ЧеЛоВеГ, АнОнИмКо, призрак, qu.ue, Femme, Male). Данный принцип используется в том случае, когда автор не желает идентифицировать себя как определенную личность, отдавая предпочтения отстраненным отношениям. В большинстве случаев такие собеседники неохотно вступают в разговор и предпочитают соблюдать некую дистанцию.

Итак, в виртуальной реальности происходит процесс самоименования индивида посредством создания метафорического ника. Виртуальное имя призвано отражать суть именуемого и репрезентировать его свойства в дискурсе чата. Выбирая ник, участник чата приписывает себе какой-либо основополагающий, по его мнению, признак. Выбор этого признака через образную номинацию определяет его речевое поведение.


Каталог: attachments -> article
article -> Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по сопровождению детей, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях
article -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
article -> Методические рекомендации по информированию родителей
article -> Адреса распространения
article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница