Дипломная работа "Диалектическая теология как приоритетное направление протестантской мысли ХХ в."



страница1/10
Дата15.02.2016
Размер1.34 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Диакон

Максим Бражников



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

"Диалектическая теология как приоритетное направление протестантской мысли ХХ в."

Оглавление




1.1. Богословские течения в протестантской мысли начала XX века. 11

1.2. I Мировая война как двигатель богословия кризиса 25

1.3. Мыслители, повлиявшие на формирование диалектической теологии. 32

Глава 2. История появления и основные постулаты диалектической теологии 35

2.1. Основные представители диалектической теологии. Развитие богословской мысли 36

2.2. Аксиология и методология диалектической теологии. 46

2.3. Христология. 73

2.4. Экклезиология. 87

Глава 3. Распад единого лагеря мыслителей диалектической теологии и наследственные течения в протестантской мысли. 97

Заключение. 146

Пауль Тиллих называл диалектическую теологию «освежающей бурей, пронесшейся по отчасти омертвевшим путям протестантской теологии всех направлений и проложившей путь к новой жизни». Несомненно, заслуга ее состоит в том, что Христос снова становится в центр богословия, и именно не как «исторический Иисус», а как Богочеловек, мост между бесконечно далеким Богом и ограниченным, эгоистичным человеком. Ей же принадлежит заслуга отрезвления – нет, человек не может построить Царствие Небесное на земле! Невозможно с помощью этики и субъективного, эгоистичного понимания Откровения мнить себя близким Богу. Барту принадлежит заслуга честного признания – человек своим умом Бога познать не может, поскольку ему свойственно придумывать идолов. Бог Нового Завета, Бог христианства – не тот бог, которого исповедует современный либеральный протестантизм. В этом отношении, Барт, воюя с либеральной теологией, признает, что и сами реформаторы отчасти заложили фермент кризиса богословия в начале 20 века, но относит это к их некоторой наивности. 147


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования и современное состояние проблемы. Данная работа посвящена изучению диалектической теологии как важнейшего и приоритетного по значимости и степени влияния движения протестантской мысли в XX веке. Степень влияния на богословскую мысль протестантизма и вообще западного христианства таких представителей этой теологии как Карл Барт, Эмиль Бруннер, Рудольф Бультман, сложно переоценить. Возникновение этой теологии связано с огромными потрясениями в мире после 1914 года, а также с общим кризисом традиционной немецкой теологии, основанной на идеалистической философии Канта, Шеллинга и Гегеля. Диалектическая теология вернула в богословие традиционное восприятие Христа как Богочеловека, напомнила о несовершенстве человека перед лицом Бога и невозможности достичь спасения только при помощи следования нравственным и этическим идеалам. Она же обозначила решительный разрыв с прежней традицией протестантского богословия и перевела само богословие на новые рельсы. Школа диалектической теологии явила также большое количество своих наследников, которые свою методологию исследования или возводили к этой школе, или же рождали ее в полемике с Бартом и его соратниками. Представители этих течений сейчас занимают в протестантской мысли свое высокое место.

Для православного сравнительного богословия диалектическая теология интересна, прежде всего, своей христоцентричностью и, через это, новым взглядом на спасение человека, то есть – своей практичностью. Практически все представители этого движения, равно как и большинство их наследников, были выходцами из духовного сословия. Всех их волновал вопрос – как сделать проповедь Евангелия доступной для людей? Чем сейчас является Евангелие в мире, и Кем является для людей Христос? Как можно говорить о Боге, если принимать за исходную точку зрения бесконечное качественное различие между Богом и человеком? Что вообще человек может сказать о Боге, не оперируя философским инструментарием Канта и Гегеля? Отсюда происходит их метод построения «теологии сверху», т.е. возвещение того Откровения, которое может дать только Бог. На фоне всеобщего нравственного и духовного кризиса, который с ясностью показал себя во время Первой мировой войны, множество протестантских богословов и мыслителей разочаровываются в современной им теологии, которая во главу угла ставила этику и построение Царства Божия на земле через нравственное совершенство и мечты об идеальном государстве. При этом теология уже переставала быть теологией, то есть словом о Боге: больше она предпочитала говорить о человеке, а Бога низвела в разряд или нравственной высшей идеи, или же, как в случае с «историческим Иисусом» А. Гарнака – до уровня примера высоконравственного человека.

Диалектическая теология резко восстает против такого «богословия снизу», поскольку исходит из мысли, что «Бог совершенен, человек – нет». В ее провозвестии проявилась вся мощь протестантской мысли, для которой Христос – не идея, не пример, но Живой Воплотившийся Бог. Именно Его она ставит в центр своей теологии и через постоянное сопоставление совершенства Бога и несовершенства человека строит свою систему. Этот метод лег в основу диалектической теологии, равно как и определил ее название.

Нам необходимо быть знакомыми с этими движениями, поскольку они представляют нам неоднозначность всей протестантской мысли 20 века и современности. В этой работе будет рассмотрено богословие как самого Карла Барта, основателя диалектической теологии, так и его соратников, а также тех теологов, которые возводили свою линию преемства от этого движения. К сожалению, интерес к немецкой теологии в православной среде традиционно низок и низкая степень изученности проблемы порождает предвзятость и субъективность в оценке протестантской мысли современности. Чтобы не мыслить штампами и ясно, а отсюда и с достаточной долей объективности представлять себе эту проблему, следует начать изучение теологических систем представителей вышеупомянутого богословия.



Цель исследования – систематическое описание положений и основных богословских понятий диалектической теологии, и, по возможности, православная их оценка, а также выявление места диалектической теологии в общем конгломерате богословских течений 20 века. Поставленная цель определяет решение следующих задач:

- описание предпосылок появления диалектической теологии;

- описание и систематизация основных методов и аксиом диалектической теологии;

- описание богословских постулатов (христологии, экклезиологии) этого направления;

- сжатое описание теологических систем наследников этого направления.

Методология исследования заключается в том, чтобы сначала описать исторический фон, на котором происходило формирование диалектической теологии. Здесь следует коснуться исследования т.н. либеральной теологии и некоторых других богословских течений, которые возникли благодаря ее субстрату. В качестве предпосылок появления диалектической теологии необходимо коснуться трудов тех авторов, которые, так или иначе, повлияли на творчество Карла Барта как основного представителя этой теологии. Важно также и упомянуть о той роли, которую сыграла в появлении диалектической теологии на свет Первая мировая война.

При описании самой теологии кризиса следует сначала определиться с кругом тех лиц, кого можно включить в этот дискурс. В посвященной диалектической теологии литературе среди перечисления имен представителей этого направления можно встретить имена тех, кто не относится к ней, например, Пауля Тиллиха, богословие которого, вообще-то, не строилось на диалектическом методе. В круг представителей диалектической теологии можно включить следующих лиц:

а) тех, кто сотрудничал с Карлом Бартом в журнале «Между временами» с самого начала;

б) тех, чья методология так или иначе основывалась на методе Барта.

Исходя из этих критериев, представителями диалектической теологии можно назвать как самого Карла Барта, так и Эмиля Бруннера, Фридриха Гогартена, и, отчасти и очень опосредованно, Рудольфа Бультмана, поскольку его творчество представляет собой своего рода «третий путь» между либеральным и диалектическим богословием. По этой причине, теология культуры Тиллиха в настоящий дискурс не включается, так как ему хоть и принадлежит честь в исследовании диалектической теологии, однако его богословие строится совсем на иных предпосылках.

После определения круга исследуемых представителей и их трудов следует перейти к собственно описанию диалектической теологии. Сначала нужно описать аксиомы или основные конструкты, без которых ее понимание было бы тенденциозным. Это понятия «кризиса», «религии», «Откровения», «греха и благодати». После определения смысла этих понятий следует перейти к описанию христологии и экклезиологии диалектической теологии.

Важно отметить следующее: при описании христологии и экклезиологии мы будем использовать практически только труды самого Барта, а представления об этих сферах теологии остальных богословов рассмотрим в следующей главе, потому что, например, невозможно поставить в один ряд христологию Барта и Бультмана при всей их громадной разнице. При этом христология Бруннера, например, практически идентична бартовской, а экклезиология – нет, поэтому здесь требуется более точное рассмотрение применительно к каждому из этих богословов. Поэтому для системного описания христологии и экклезиологии привлечены труды практически одного только Барта.

При описании самой диалектической теологии нам следует придерживаться своего рода православно-феноменологической тактики. Иными словами, нужно представить систематическое описание самого богословия диалектического направления с бесстрастных позиций, а в конце каждой главы дать, если это необходимо, краткую оценку с православной точки зрения. Такая позиция представляется верной, поскольку исключит проникновение в нашу работу чрезмерного сочувствия некоторым из мыслителей и вольную интерпретацию нами их мышления.

Наконец, последняя глава работы рассматривает историю раскола единого лагеря представителей диалектической теологии, и, как следствие, смерть этого направления. Те наследственные течения, которые связаны с диалектической теологией, рассмотрены в лице трех богословов – Бруннера, Бультмана и Бонхеффера. Конечно же, это далеко не все течения, но здесь мы даем обзор богословия выдающихся представителей этого идейного наследства.

Обзор источников и литературы. Источники можно разделить на несколько групп:

- труды самих представителей диалектической теологии;

- труды представителей других теологических систем;

- критическая и исследовательская литература.

В первую группу стоит включить труды Карла Барта, Эмиля Бруннера и их соратников. Трудность подбора заключается в том, что не все труды их переведены на русский язык, однако основополагающие произведения все же переведены. В некоторых случаях использованы работы на языке оригинала.

Труды представителей других теологических систем – это письменное наследие богословов либеральной (Э. Трёльч, А. Ричль, А. Гарнак), радикальной (Д. Бонхеффер) теологий, также Бультмана, идеи которого рассматриваются в соответствующем параграфе. Несколько отсылок есть к трудам С. Кьеркегора, который являлся для Барта своего рода примером.

Критическая и исследовательская литература по праву составляет наиболее обширный пласт источников. Это критика, исходившая от уст либеральной теологии (Гарнак), независимые исследования, в которых присутствует определенная доля объективности (академические и энциклопедические статьи, сборники). Есть также несколько исследований, проведенных с позиций традиционного протестантизма, например, Д. Бинцаровского (реформат) и Й. Громадки (лютеранин).

Глава 1. Предпосылки формирования диалектической теологии

Диалектическая теология называется еще «теологией кризиса» или «неоортодоксией». В обоих случаях, эти названия указывают на то, что сама школа зародилась не эволюционным путем. Следует разобраться, что предшествовало началу этого богословского течения в протестантизме, и против чего оно было направлено.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница