Дипломант конкурса статей электронной газеты «Интерактивное образование»



Скачать 100.91 Kb.
Дата21.04.2016
Размер100.91 Kb.
ТипДиплом






Великанова Ольга Александровна

научный сотрудник ГКУ НСО НИМРО,
дипломант конкурса статей электронной газеты «Интерактивное образование» ГУО мэрии г.Новосибирска 2011г.,
победитель Областного конкурса методических материалов 2012г.



К вопросу повышения компетенций специалистов

в дополнительном образовании
«ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»

(греч. gnothi seauton, лат. nosce te ipsum)



надпись на храме Аполлона в Дельфах,

изречение мудреца Хилона.

Актуальность

Анализируя современное законодательство в сфере образования*, можно объективно предположить, что предстоящие изменения станут областью профессиональных затруднений. Для устранения данных затруднений и педагогам и руководителям необходимо в первую очередь сориентироваться в выборе образовательных модулей для определения дальнейшей траектории профессионального развития. Наряду с традиционными формами, развивающими необходимые профессиональные компетенции, сегодня становятся востребованными интерактивные методы и формы. Каким образом форма деловой игры может стать средством для осознанного освоения новой компетенции, демонстрирует данный мастер-класс.



Цель мастер-класса

Посредством деловой игры «Основания выбора методов обучения на занятиях в системе дополнительного образования»** педагогам, методистам и заместителям руководителей образовательных учреждений предлагается актуализировать собственные педагогические позиции на предмет выбора методов обучения.

______________________________________

* В Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» 2013 внесены статьи, посвященные вопросам независимой оценки и педагогической экспертизы [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2013] [Глава XII] [Статьи 94-95],

18.10.2013 приказом Министерства труда и социальной защиты РФ утвержден Профессиональный стандарт педагога.

** Технологии управления профессиональным развитием. Технология командообразования / Рабочая тетрадь к курсу/ сост. Т.Гозман.- Барнаул, 2008. -64 с.



Ход мастер-класса

1.Стадия вызова.

При рассмотрении понятий: «экспертиза»-«самоэкспертиза», «оценивание»-«самооценивание» участникам мастер-класса предлагается обсудить перспективы и значение введения терминов в область профессионального развития педагогов.

Весь процесс самоэкспертизы делится на составляющие с выделением этапов:


  • самонаблюдение,

  • самоанализ,

  • самооценивание.

Идея проведения самооценивания посредством деловой игры (А. Вербицкий) становится все более популярной, потому что позволяет доступными средствами за короткий промежуток времени самостоятельно определить дальнейшую траекторию профессионального развития. Принято считать, что одной из форм рефлексивного анализа участниками деловой игры своей профессиональной деятельности является ранжирование.
В этом случае, человек приходит к выводам самостоятельно в результате выполнения определенных заданий и их аналитического разбора (Н. Зверева). При проведении предлагаемой деловой игры учитывается как индивидуальный фактор (опыт учителя, стаж, склонность к творческому поиску), так и коллективный, так как в социальной системе большое значение имеет влияние коллектива и его отношение к изменениям. Широкие возможности и необходимость индивидуального и совместного разрешения возникающих в ходе игры проблемных ситуаций стимулируют порождение познавательной и профессиональной мотивации, теоретического и практического профессионального мышления участников, формирование тех или иных комплексов предметно-профессиональных и социально-профессиональных компетенций.

Таким образом, представленная на мастер-классе деловая игра выполняет следующие функции:



  • коррекционную;

  • диагностическую;

  • развивающую;

  • коллективнообразующую;

и определяет следующие задачи:

  • развитие аналитических и коммуникативных умений;

  • адекватной самооценки;

  • субъектной позиции.

2. ДЕЛОВАЯ ИГРА

Деловая игра проводится в несколько этапов:



  • 1 этап: организация индивидуальной работы участников деловой игры;

  • 2 этап: организация групповой работы участников деловой игры;

  • 3 этап: изучение участниками правильных ответов;

  • 4 этап: анализ участниками результатов деловой игры.

Участникам деловой игры предлагается формат блиц-игры и следующие задания:

Задания:

  1. Проранжируйте последовательность оснований выбора методов обучения (цифра 1 соответствует первому основанию выбора).

  2. Определите, какой парадигме образования соответствует Ваше ранжирование оснований выбора методов обучения.

  3. Внесите вариант правильного ответа в формат игры
    «Основания выбора методов обучения».

  4. Сравнение результатов с правильным ответом и оформление их в графах «ошибка».

Формат блиц-игры

Основания выбора

Инд.

оценка

Инд.

ошиб.

Правильный ответ

Груп.

оценка

Груп. ошибка

Возможности и особенности педагога



















Применение методов на предыдущих занятиях



















Время обучения



















Уровень мотивации обучаемых



















Закономерности и принципы обучения



















Возраст обучаемых



















Взаимоотношения педагога и обучаемых



















Знания и умения обучаемых



















Тип и структура занятия



















Количество обучаемых



















Материально-технические условия обучения



















Сформированность учебной деятельности обучаемых



















Общие цели образования, воспитания и развития личности



















Содержание обучения



















Особенности направленности программы ДО



















Цели и задачи конкретного занятия



















Сумма ошибок:



















Правильные ответы

1.Общие цели образования, воспитания и развития личности.

2. Закономерности и принципы обучения.

3. Особенности направленности программы ДО.

4. Цели и задачи конкретного занятия.

5. Содержание обучения.

6. Тип и структура занятия.

7. Время обучения.

8. Возраст обучаемых.

9. Количество обучаемых.

10.Уровень мотивации обучаемых.

11. Знания и умения обучаемых.

12. Сформированность учебной деятельности обучаемых.

13. Применение методов на предыдущих занятиях.

14. Материально- технические условия.

15. Возможности и особенности педагога.

16. Взаимоотношения педагога и обучаемых.

Индивидуальной:

Сравните индивидуальный и правильный ответы, минусуя цифры без знака.

Например:


Групповой:

Сравните групповой и правильный ответы, минусуя цифры без знака.

Например:


4 6 2;

6 4 2;


4 4 0.

3 5 2;

5 3 2;


5 5 0.

Определение суммы ошибки

Складываются результаты как в графе «индивидуальная ошибка», так и в графе «групповая ошибка».



Анализ итогов деловой игры

Сформированность аналитических умений

Сформированность навыков работы в индивидуально и в групповом взаимодействии

Если сумма ошибки превышает цифру 16, то существует проблема в сформированности аналитических умений

Ин.ош. > Гр.ош.
Ин.ош. < Гр.ош.
Ин.ош. = Гр.ош

Внесение другого варианта правильного ответа в формат игры «Основания выбора методов обучения»:

1.Общие цели образования, воспитания и развития личности.

2. Закономерности и принципы обучения.

3. Возраст обучаемых.

4. Уровень мотивации обучаемых.

5. Сформированность учебной деятельности обучаемых.

6. Знания и умения обучаемых.

7. Взаимоотношения педагога и обучаемых.

8. Количество обучаемых.

9. Особенности направленности программы ДО.

10. Цели и задачи конкретного занятия.

11. Содержание обучения.

12. Тип и структура занятия.

13. Время обучения.

14. Применение методов на предыдущих занятиях.

15. Материально- технические условия.

16. Возможности и особенности педагога.
Выводы

Выбор методов обучения на основании парадигмы (мышление).



Первый вариант


Второй вариант


Знаниецентристская парадигма

Социально- личностно- ориентированная



3. Стадия рефлексии.

Таким образом, благодаря участию в деловой игре участники за короткий промежуток времени сумели самостоятельно определить затруднения в выборе методов обучения и свои профессиональные дефициты в:



  • аналитических умениях;

  • самооценивании;

  • умениях работать индивидуально и в группах.

Каталог: uploads -> pelearn -> photos
uploads -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
uploads -> Название кафедры
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
photos -> Конкурса «Сердце отдаю детям»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница