Диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений



страница1/3
Дата16.02.2016
Размер0.62 Mb.
  1   2   3
Министерство образования Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ



«17» июня 2002 г.


Регистрационный № 03-0504-П

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
по специальности 0504 «Теория музыки»
(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Вводится в действие с 1 сентября 2002 года.

Москва  2002
1. Общая характеристика специальности
0504 «Теория музыки».
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».

1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0504 Теория музыки:



  • очная;

  • очно-заочная (вечерняя).

1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения 3 года 10 месяцев на базе основного общего образования* или на базе среднего (полного) общего образования.

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:



  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • документ об образовании более высокого уровня.

1.4 Квалификация выпускника:

  • преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.

  • преподаватель ритмики.

1.5 Квалификационная характеристика выпускника:

Выпускник готовится к профессиональной деятельности в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в детских музыкальных школах, детских школах искусств и других учреждениях дополнительного образования.

Основные виды деятельности выпускника:

преподавательская – социально-педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса в учреждениях дополнительного образования;

культурно-просветительская – создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной основе заинтересованной аудитории слушателей; приобщение этой аудитории к шедеврам отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

Выпускник должен уметь: осуществлять педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования, преподавать музыкально-теоретические дисциплины, развивать музыкальный слух и творческие способности учащихся, формировать их художественное мышление.

Выпускник должен знать: цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения в сфере дополнительного музыкального образования, классические и современные методики преподавания музыкально-теоретических дисциплин; особенности психологии различных возрастных групп обучающихся; основы организации деятельности учреждения дополнительного музыкального образования.

1.6 Возможности продолжения образования выпускника:



Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности 0504 «Теория музыки», подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

  • к освоению профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по родственным специальностям.



2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности
0504 Теория музыки


2.1. Общие требования к образованности выпускника

Выпускник отвечает следующим требованиям:

  • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес;

  • имеет представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознает себя и свое место в современном обществе;

  • знает основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе, умеет учитывать их при решении профессиональных задач;

  • обладает экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

  • владеет широким кругозором; готов к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • способен к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;

  • проявляет ответственность за выполняемую работу, самостоятельно и эффективно решает проблемы в области профессиональной деятельности;

  • готов к практической деятельности по решению профессиональных задач в организации различных организационно-правовых форм; владеет профессиональной лексикой;

  • знает принципы научной организации своего труда, готов к применению компьютерных технологий в сфере профессиональной деятельности;

  • готов к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;

  • обладает устойчивым стремлением к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний, к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию), стремится к творческой самореализации;

  • знает основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

  • имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического совершенствования.



2.2 Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам

По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
Выпускник должен:

в области философии:

  • иметь представление о философских, научных, художественных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;

  • иметь представление о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;

  • иметь представление о биологическом и социальном, телесном и духовном началах в человеке, о сущности сознания, сознательного и бессознательного в его поведении;

  • иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;

в области экономики:

  • знать общие положения экономической теории;

  • иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;

  • уметь находить и использовать экономическую информацию, необходимую в своей профессиональной деятельности;

в области социологии и политологии:

  • иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;

  • иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;

  • иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;

  • иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).

в области права:

  • знать основные положения Конституции Российской Федерации;

  • иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;

  • знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

  • уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;

в области русского языка и культуры речи:

  • знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

  • знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

  • уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;

  • уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

  • уметь пользоваться словарями русского языка;

в области социальной психологии:

  • знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;

  • уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (1200 – 1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода со словарем иностранных текстов общего и профессионального характера;

  • иметь навык бытового и профессионального общения на иностранном языке;

в области физической культуры:

  • иметь представление о роли физической культуры в жизни человека и общества, об основах здорового образа жизни;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для совершенствования своего здоровья;


По общепрофессиональным дисциплинам

выпускник должен:



иметь представление:

  • о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;

  • о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, в воспитании и развитии личности, о значении музыкально-художественного наследия для современности;

  • о социальной роли искусства и особенностях его функционирования в современном обществе;

  • о феномене музыкального восприятия и мышления как основе художественного познания; знать основы теории воспитания и образования;

  • о компьютерных мультимедийных программах;

знать:

  • историю основных композиторских стилей;

  • язык современного музыкального искусства, а также современные формы музыкальной нотации;

  • знать историю музыкальных инструментов и их современную специфику, основные принципы инструментальных переложений;

уметь:

  • играть на фортепиано в объеме, необходимом для реализации профессиональных задач;

  • работать со звукозаписывающей аппаратурой в условиях студии и концертного зала;

  • работать с программами музыкального редактирования;

в области безопасности жизнедеятельности:

  • знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • знать основы военной службы и обороны государства;

  • иметь представление о медицинских знаниях.

2.2.3. Требования по специальным дисциплинам.

Выпускник должен знать:


  • историю развития музыкальной культуры, особенности национальных традиций, фольклорные истоки музыки, творческие биографии крупнейших русских и зарубежных композиторов различных эпох, историю музыкального образования в России, специфику сложившейся в России системы подготовки профессиональных музыкантов и современных зарубежных методиках, значение народного творчества в становлении музыкального искусства;

  • теоретические основы музыкального искусства, принципы формообразования и структуры музыкального языка;

  • специальную литературу в сфере профессиональной деятельности.

Выпускник должен уметь:

  • преподавать музыкально-теоретические дисциплины в учреждениях дополнительного музыкального образования, используя классические и современные методики;

  • планировать обучение с учетом возраста и уровней подготовки учащихся;

  • вести работу по пропаганде музыкальных знаний;

  • работать с музыкальным фольклором, владеть навыками его записи и расшифровки;

  • работать с учебно-методической литературой по музыкально-теоретическим дисциплинам, уметь планировать развитие профессиональных навыков учащихся;

  • пользоваться профессиональной терминологией;

  • играть на фортепиано произведения из программы курса музыкальной литературы, читать с листа несложные произведения;

  • свободно сольфеджировать с листа одноголосие и двух-четырехголосие достаточной степени сложности в составе ансамбля;

  • записывать сложные одноголосные мелодии и средней трудности двух-четырехголосные построения;

  • гармонизовать мелодию письменно и играть на фортепиано гармонические последовательности с модуляциями в четырехголосном изложении;

  • выполнять творческие задания средней трудности, связанные с гармонизацией в свободной фактуре, обработкой и переложениями музыкальных текстов, сочинением полифонических пьес;

  • транспонировать в сольфеджировании и на фортепиано;

  • составлять упражнения для занятий ритмикой.


2.3 Требования к уровню подготовки выпускника по профессиональной практике.

В процессе производственной (профессиональной) практики выпускник должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и навыки по всем видам профессиональной деятельности.




2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0504 Теория музыки выпускник должен быть готов к выполнению преподавательской и культурно-просветительской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.



3. Обязательный минимум содержания профессиональной обязательной программы по специальности 0504 «Теория музыки».


Индекс

Наименование циклов, дисциплин и их основные разделы

Всего часов
максимальной
учебной нагрузки
студента

В т.ч. часов
обязательных
учебных занятий

ТО.Ф

Теоретическое обучение – дисциплины федерального компонента

6234

4788

ОГСЭ.00

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

624

462

ОГСЭ.01

Основы философии:
предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования; человек и бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем.

 

72

ОГСЭ.02

Основы экономики, социологии, политологии:
экономика и ее основные проблемы; микро- и макроэкономика; структура экономики страны; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса;
социология как наука; общество как социокультурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы, институты и организация; социальная роль и социальное поведение личности;
предмет политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система и политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения.

 

70

ОГСЭ.03

Основы права:
право – понятие, система, источники; Конституция Российской Федерации – ядро правовой системы; Всеобщая декларация прав человека; личность, право, правовое государство; юридическая ответственность и ее виды; основные отрасли права: государственное, административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное; судебная система Российской Федерации; правоохранительные органы.

 

32

ОГСЭ.04

Русский язык и культура речи:
основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика устной и письменной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм;
функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля;
лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы;
фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи;
лексикография; основные типы словарей;
фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности;
орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме;
графика; позиционный принцип русской графики;
орфография; принципы русской орфографии;
морфемика; словообразовательные нормы;
морфология; грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы;
синтаксис; основные единицы синтаксиса;
русская пунктуация; лингвистика текста.

 

40

OГСЭ.05

Социальная психология:
предмет социальной психологии; социально-психологическая характеристика личности; проблема социализации личности; проблема межличностных отношений; психология общения: содержание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуникаций; группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности; природа конфликтов и пути их разрешения; человек и труд; человек как субъект труда; мотивы трудовой деятельности; психология профессий.

 

36

ОГСЭ.06

Иностранный язык:
основы общения на иностранном языке; фонетика, лексика, фразеология, грамматика;
основы делового языка по специальности; профессиональная лексика, фразеологические обороты и термины; техника перевода (со словарем) профессионально-ориентированных текстов; профессиональное общение.

 

216

ОГСЭ.07

Физическая культура:
роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка.

 

248

ОГСЭ.ДВ

Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением

 

36

ОПД.00

Общепрофессиональные дисциплины

859

661

ОПД.01

Фортепиано:
приобретение основных навыков игры на фортепиано; развитие игрового аппарата; изучение инструктивной литературы, последовательное освоение учебного репертуара; приобретение навыка разбора нотного текста, чтения с листа, умения аккомпанировать, умения использовать фортепиано для ознакомления с музыкальной литературой, а также для теоретического анализа музыкального произведения.

 

286

ОПД.02

Современная гармония:
эстетические принципы современного музыкального искусства; технические и выразительные возможности языка современной музыки; вертикальные структуры, ладовые формы, принципы тональной организации; современные техники композиции.

 

70

ОПД.03

Инструментоведение и инструментовка:
технические и выразительные возможности оркестровых инструментов, их роль в оркестре. Репертуар оркестровых инструментов и переложений. Формирование практических навыков инструментальных переложений.

 

89

ОПД.04

Музыкальная информатика:
исторический экскурс по электронной музыке; основные понятия: звук, его природа, возможности оцифровки звука (частота дискретизации, количество бит/с); интерфейс MIDI, его возможности для создания современной музыки; программы секвенсоры; компьютерный набор нотного текста; волновые формы в электронной музыке; синтез звука; основные устройства студии звукозаписи;программы секвенсоры Cubase и Cakewalk; набор нотного текста в программе Finale; виртуальные синтезаторы Rebirth, Retro AS; программы цифровой обработки звука (Sound Forge, Awave); цифровая звукозапись и монтаж (CoolEdit, Wavelab); многоканальные системы записи на диск (S.A.W.).

 

72

ОПД.05

Основы психологии и педагогики:
предмет психологии; личность и межличностные отношения; познавательные процессы и эмоциональная сфера личности;психология художественного творчества; проблемы восприятия искусства;основы педагогики; требования к личности педагога; основы теории воспитания и образования; искусство педагогического общения; педагогика сотрудничества; индивидуальная художественно-творческая работа с детьми; семейное воспитание и семейная педагогика.

 

72

ОПД.06

Безопасность жизнедеятельности:
общие сведения о чрезвычайных ситуации мирного и военного времени природного и техногенного характера, их последствия; устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций; назначение и задачи гражданской обороны; организация защиты и обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; средства защиты; основы военной службы; основы обороны государства; Вооруженные силы Российской Федерации; боевые традиции; символы воинской чести; основы медицинских знаний; негативное воздействие на организм человека курения табака.

 

72

СД.00

Специальные дисциплины

3365

2593

СД.01

Сольфеджио:
развитие профессионального музыкального слуха посредством таких форм, как диктант, слуховой анализ, интонационные упражнения и сольфеджирование; формирование устойчивых навыков в указанных формах работы.

 

429

СД.02

Элементарная теория музыки:
общее представление о музыкальной системе, элементы музыкального языка; понятия тематизма, синтаксиса, фактуры, типов изложения, звуковысотной системы музыкального языка и пр.; формирование навыков анализа нотного текста, характеристика выразительных средств в контексте содержания музыкального произведения, а также навыков владения изучаемыми элементами музыкального языка на клавиатуре и в письменном виде.

 

72

СД.03

Гармония:
гармония как музыкально-выразительное средство; общее представление о специфике гармонии различных стилей; гармония как средство координации музыкальной ткани по вертикали и горизонтали; выразительные и формообразующие возможности гармонии; последовательное изучение гармонических средств и формирование навыков гармонизации мелодии, анализа нотного текста и применения изучаемых средств в упражнениях на фортепиано.

 

264

СД.04

Анализ музыкальных произведений:
музыкальная форма; функциональная организация музыкальной формы; музыкальные формы эпохи барокко: старинные двухчастная , концертная формы; формы классической музыки; период; простые формы; сложные формы; рондо; вариационные формы; сонатная форма и ее разновидности; рондо-соната; циклические формы; контрастно-составные и смешанные формы; специфика анализа вокальных произведений и особые формы вокальной музыки: куплетная, куплетно-вариационная, куплетно-вариантная, сквозная; объединение различных формообразующих принципов в вокальных произведениях (смешанные формы вокальной музыки).

 

108

СД.05

Полифония:
полифония как ансамбль мелодий, взаимодействующих на интонационной основе; имитационная, разнотемная и подголосочная полифония; жанры и принципы формообразования полифонической музыки; исторические этапы развития полифонической музыки; строгий и свободный стили; формирование практических навыков в написании итоговых творческих работ.

 

105

СД.06

Музыкальная литература:
основные этапы развития зарубежной музыки; музыкальное искусство древности и античного периода; эпохи Средневековья и Возрождения (связь музыки с церковью, зарождение светского искусства, начало развития специфических элементов музыкальной речи); Новое время, эпоха Барокко (национальные композиторские школы, рождение оперы, концертная жизнь); эпоха Просвещения – философские идеи, общественно-политические события, классический стиль в музыке; 19 век – век романтизма с его стилевыми особенностями;
зарубежное музыкальное искусство 20 века; стилевые направления: импрессионизм, неоклассицизм, додекафонная система; национальные композиторские школы;
русская музыкальная литература; отечественное музыкальное искусство в своем становлении и развитии от Древности к 20 веку, формирование русского музыкального стиля; Основные направления в развитии русского искусства в 20 веке.

 

783

СД.07

Народное творчество:
фольклор как особый пласт культуры, синкретическая природа фольклора, устная форма бытования фольклора; историческая периодизация и жанровая система отечественного фольклора; методология исследования народного творчества; практические навыки исполнения народных песен.

 

72

СД.08

Методика преподавания сольфеджио:
историческое происхождение предмета сольфеджио, формирование современного понятия сольфеджио как системы развития музыкальных данных; способы оценки и развития природных данных; организация и планирование учебного процесса в музыкальной школе; методика проведения различных форм учебной работы: музыкальный диктант, слуховой анализ и интонационные упражнения, сольфеджирование; специфика работы с различными возрастными группами обучающихся.

 

60

СД.09

Методика преподавания музыкальной литературы:
предмет музыкальной литературы в современном понимании; различные методики и программы обучения предмету; планирование учебного процесса в музыкальной школе; методика проведения различных форм учебной работы; ознакомление с произведениями различных жанров и стилей, изучаемых на разных этапах обучения детей и подростков.

 

60

СД.10

Методика преподавания ритмики:
предмет ритмики и его роль на этапе начального музыкального образования; методика изучения средств музыкальной выразительности посредством движения (размер, ритмические рисунки, фразировка, полифония).

 

72

СД.11

Музыковедческая подготовка:
формирование навыков самостоятельной работы студента в библиотеке и фонотеке; работа с литературой; работа с музыкальным инструментом по совершенствованию профессиональных навыков.

 

385

СД.ДВ

Дисциплины по выбору студентов, устанавливаемые учебным заведением.

 

183

ТО.Р

Теоретическое обучение – дисциплины национально-регионального (регионального) компонента

216

144

ДФ.00

Дисциплины факультативные

548

 

К

Консультации

400

 

ТО.00

Всего часов теоретического обучения

7398

4932


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница