Дидактические игрушки по сенсорному развитию для детей раннего возраста



Дата23.05.2016
Размер1.13 Mb.
Дидактические игрушки по сенсорному развитию

для детей раннего возраста
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Взрослые, покупая игрушки, зачастую не задумываются о глубине и степени влияния их на детей раннего возраста.

В раннем возрасте (от 1 до 3 лет) ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка, происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребёнка.Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию сенсорной культуры.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия, с помощью органов чувств (зрения, осязания, обоняния, вкуса и слуха) и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и пр.

В этом возрасте дидактические игры учат детей, совершенствовать умение сравнивать предметы по внешним признакам группировать их; составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов. Совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей.

Но научить ребенка обследовать предметы и воспринимать их свойства еще недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает – сенсорные эталоны.



«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.



Сенсорные эталоны:

- Эталоны цвета - основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый.

- Эталоны формы — геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник; величины — большой – поменьше – маленький; длинный – короткий; широкий и узкий; высокий и низкий.

Геометрические тела- шар, куб, кирпич, призма, цилиндр.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача педагогов и родителей. Этому способствуют дидактические игрушки.

Исходя из определяющей роли дидактической игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору.

Игрушки, подобранные по цвету, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения.

Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения.

Дидактическая игрушка обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину.

Поэтому рассмотрим некоторые развивающие игрушки по сенсорному развитию для детей раннего возраста:


Дидактические игрушки на восприятие эталонов формы и цвета:

1. Цветные столбики.


Игра познакомит ребенка с основными геометрическими фигурами и цветами.

У данной игрушки на подставке 4 столбика. В сечении столбиков круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. На каждый столбик надевается по 4 разных по цвету фигуры соответствующей формы. Фигуры основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

Также взрослый может предложить найти фигуры определенного цвета.

2. Логический планшет.

Игра познакомит ребенка с основными геометрическими фигурами и цветами.

На деревянном планшете расположены 12 фигур: круг, квадрат, треугольник – основных цветов (красного, желтого, синего, зеленого).

В процессе игры с данным планшетом, ребенок группирует фигуры по цвету (N: «Найди все фигуры одного цвета») и по форме (N: «Найди все квадраты»).


3. Цирк с ключами.

Разнообразная и увлекательная игра, которая развивает координацию движений, логическое мышление, а так же учит распознавать формы и цвета.

В домике 6 комнат. У каждой комнаты дверь своего цвета. Чтобы открыть дверь нужно подобрать ключик такого же цвета (красного, желтого, синего, зеленого, оранжевого, розового).

У каждой комнаты свой цирковой обитатель (лев, слон ...). Нужно подобрать обитателям свою комнату в соответствии с отверстием в крыше.

Кроме того, в двери имеются отверстия простых геометрических форм, так что можно подобрать каждому обитателю свою фигурку( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб).

4. Собери яицо

Развивающая игрушка -головоломка "Собери яйцо" развивает моторику пальцев, координацию движений, память, внимательность, познавательную активность и логическое мышление. В наборе 6 яиц сердцевина в каждом разного цвета и формы. Подбирая половинки яиц по сердцевине ребенок учится группировать.


Дидактические игрушки на восприятие эталонов величины:

1. Матрешки.

Играя с матрешками, ребенок учится логически мыслить. Располагать их по возрастанию или убыванию. Вкладывать меньшие матрешки в большую.


2. Пирамидка.

Пирамидка — традиционная игрушка для развития мелкой моторики и координации рук малыша, а как следствие и речевых навыков. Игры с пирамидкой знакомят малыша с размерами, соотношениями «больше – меньше». Способствуют навыкам ориентирования в пространстве, развивают память, внимание, начальные навыки счета. Лучше всего выбирать одноцветные пирамидки, потому что разный цвет колечек отвлекает от воспрятия величины.



3. Логические столбики.

Данная игрушка направлена на группирование столбиков по цвету и величине.



Используются столбики 5 цветов (синий, красный, желтый, зеленый, оранжевый) разной величины.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Каталог: uslugi naseleniyu
uslugi naseleniyu -> Музыка в жизни ребенка
uslugi naseleniyu -> Консультация для родителей
uslugi naseleniyu -> Готов ли ваш ребенок к школе?
uslugi naseleniyu -> «Правильно ли говорит ваш ребенок»
uslugi naseleniyu -> Возрастные особенности ребенка 3-го года жизни в развитии ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый, ибо дети во многом еще зависят от него
uslugi naseleniyu -> «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе доу в условиях фгос»
uslugi naseleniyu -> Подготовка руки ребенка к письму в условиях детского сада. «Подготовка руки ребенка к письму в условиях детского сада»
uslugi naseleniyu -> Консультация для родителей
uslugi naseleniyu -> Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания детей. Аристотель 384 322 г г. до н э


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница