Дидактические игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5–6 лет



Скачать 34.38 Kb.
Дата24.04.2016
Размер34.38 Kb.
Дидактические игры по развитию

лексико-грамматического строя речи у детей 5–6 лет

Картотека игр очень помогает нам в ежедневной работе: как в групповой работе с детьми так и в индивидуальной работе.

Эти игры мы собирали у разных авторов и применяя их на практике мы увидели что результат действительно есть.

«У кого какая мама».



Цель:

учить детей образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы.

Воспитатель называет детеныша, а дети называют его маму, самку (у зайчонка — зайчиха, и др.) .

Словарный материал: волчица, крольчиха, корова, ежиха, утка, медведица.

Варианты для подготовительной к школе группы: львица, олениха, свинья, гусыня, тигрица.



Игра «Назови какие»

Цель: формирование навыков образования относительных прилагательных.

Ход игры:

Логопед предлагает сапоги из резины — резиновые сапоги; шапка из шерсти — шерстяная; перчатки из кожи — кожаные.



«Зайчик и дождь».

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами; правильно употреблять существительные множественного и единственного числа в творительном падеже.

Наглядный материал: настольный или магнитный театр.



Текст:

Сидит зайчик на поляне, греется на солнце (лес, полянка, зайчик, солнце). Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла (закрыть солнце тучей). Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайца шубка.

Вопросы к детям:

- Где сидел зайчик?

- Почему зайчик спрятался под кустом?

Воспитатель просит ребят пересказать текст своими словами.

«Лето»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии) ; закрепить правильное использование существительных в косвенных падежах с предлогами.



Текст:

Таня и Оля гуляли на лугу. Они собирали цветы, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая, тёплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.

Вопросы к детям:

- Что делали девочки на лугу?

- Куда побежали Таня и Оля?

Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту, сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям) :

- Таня одевается. - Оля раздевается.

- Таня обувается. - Оля разувается.

- Таня завязывает. - Оля развязывает.

Затем дети называют действия по аналогии:

- Оля купается, и я купаюсь.

- Оля одевается, и я одеваюсь.

- Оля умывается, и я умываюсь.

Воспитатель просит детей сказать правильно:

- Дети пошли купаться (куда) на речку.

- Дети купаются (где) в речке.

- Дети переплывают (что) речку.

- Лодки плывут (где) по реке.

Игра «Кто у кого»

Цель:


Соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных. Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду, кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком, собака и щенок грызут кость (вариант — лают, корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат, лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут, утка и утенок плавают (крякают) .

— Назови животных и их детенышей.

— Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь, какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок?

Игра «Назвать животных парами»

Оборудование.

Предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь - медвежонок) .

Ход игры.

Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (белка)

- А как называют детеныша белки? (бельчонок)

Далее показывается картинка, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

- А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок, свинья - поросенок) .

Игра «Чьи хвосты? »

Воспитатель рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу, искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост? » Например, хвост зайца надо называть «заячий хвост».

Вот на дереве висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки – собачий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост коровы – коровий.

Хвост лошади – лошадиный.

Хвост быка – бычий.

Игра «Подбери картинки»

Цель - практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.

Оборудование.

Предметные картинки.

Ход игры.

воспитатель читает слова, дети подбирали соответствующие картинки;

- Высокий, тонкий, пятнистый (жираф)

- Лохматый, косолапый … (медведь)

- Голодный, серый, злой … (волк)

- Маленькая, быстрая, проворная … (белка)

- Хищный, сильный, полосатый (тигр)

- Серый, колючий … (еж)

- Яркое, теплое … (солнце)

В этой игре мы не только закрепляли усвоение прилагательных, но и отгадывали загадки, а также развивали мыслительные процессы.

Игра «Поймай - скажи»

Цель:

учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.



Оборудование.

Мяч.


Описание игры.

Дети становятся в круг. Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное.

1 вариант.

Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного.

Образец:

Корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит.

2 вариант.

Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.

Образец:

Врач – лечит; художник – рисует; повар – варит; пожарник – тушит; плотник – строгает.

3 вариант.

Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.

Образец:

Сережа – катает; Люба – играет; Дима – прыгает;

Игра «Угадай кто? »

Цель:


учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени.

Ход игры.

Логопед произносит: «Мяу-мяу, хрю-хрю». Дети комментируют: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает». И т. д.

Игра «Домик»

Цель:

учить детей правильному употреблению местоимений и предлогов в речи.



Оборудование.

Стульчики по количеству играющих детей.

Описание игры.

Дети усаживаются или становятся возле стульчиков, расположенных по кругу на равном расстоянии друг от друга, запоминают каждый свой стульчик – «домик». Педагог по очереди задает вопросы.

Вопрос. Кто сидит у окна?

Ответ. Я сижу около окна.

Вопрос. Где твой домик?

Ответ. Мой домик у двери. И т. д.

Затем по сигналу педагога дети начинают движение по кругу или внутри него, стараясь не задеть, друг друга. По сигналу педагога «Бегите домой! » дети бегут к своим «домикам». Тот, кто безошибочно нашел свой «домик», считается победителем.

Подобную игру мы повторяли несколько раз, каждый раз, меняя «домики» так, чтобы для указания местоположения «домиков» дети могли использовать разные предлоги.

Игра «Самолёт»

Цель.


Закрепить употребление в речи предлога «над».

Ход игры.

а) Логопед : послушайте стишок и скажите, над чем полетят ребята на самолёте?

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Над чем полетят ребята? (Над лесами.) Давайте попробуем выучить этот стишок.

б) Логопед (показывает детям самолет) : Ой, вот и к нам залетел бумажный

самолётик. Посмотрите над чем он летит? (Над столом, над доской, над полом и т. д.)

Игра «Где Ёжик? »

Цель.


Учить детей употреблять предлоги с пространственным значением

Ход игры.

Логопед с плюшевым ежиком подходит к каждому ребенку и здоровается с ним. Далее детям предлагается внимательно выслушать вопрос ежика и ответить на него наиболее полно. - Даша, где сейчас сидит ежик? - Красивый ежик сидит на парте. - Алеша, куда ежик спрятался? - Любимый ежик спрятался под стол. - Сережа, откуда ежик спрыгнул? - Веселый ежик спрыгнул со стола.

Игра с Петрушкой

Цель.

Учить детей пользоваться в речи предлогами «на, в».



Оборудование.

Петрушка.

Ход игры.

Логопед сообщает детям: «К нам сегодня в гости пришел Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».

Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят: «Петрушка на стуле. Петрушка в шкафу. Петрушка на полке» и т. д.

Игра «Солнечный зайчик»

Цель.

Учить детей правильно пользоваться в речи предлогами «на, в».



Оборудование.

Зеркальце.

Ход игры.

Показываем детям солнечный зайчик и читаем стихотворение – считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайка по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

«Ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался ». Дети отвечают: «Зайчик на полке, Зайчик на стене» и т. п.

Игра «Что ты любишь? »

Цель.

Учить детей составлять распространенное предложение, пользоваться предлогом «с».



Оборудование.

Предметные картинки.

Ход игры.

Сообщаем детям: «Сегодня к нам в гости прилетел Карлсон. Вы все помните, какой он сладкоежка. Он вам расскажет, что он любит и вас расспросит. А вы не зевайте, ему дружно отвечайте».

«Я люблю хлеб с вареньем, а вы? »;

«Я люблю пирог с черникой, а вы? »

«Я люблю играть с мячом, ну а вы? »

Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с сыром, с колбасой, с маслом » и т. д.

Игра «Закончи предложение»

Цель.


Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

Оборудование.

Предметные картинки.

Ход игры.

Логопед показывает детям две картинки с изображением фруктов и овощей и начинали предложение, а дети должны закончить и повторить целиком.

Лимон кислый, а арбуз (сладкий) .

Дыня сладкая, а редька … (горькая) .

Рыба соленая, а сахар … (сладкий) .



Виноград сладкий, а лук … (горький) .

Перец горький, а мед … (сладкий) и т. д.
Каталог: wp-content -> uploads
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
uploads -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
uploads -> Управление образования администрации Красногорского района
uploads -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
uploads -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница