Дидактические единицы Формы и методы межличностной коммуникации



Скачать 266.56 Kb.
Дата08.06.2016
Размер266.56 Kb.


Аннотация

Дидактические единицы



Формы и методы межличностной коммуникации
Основы коммуникации. Процесс коммуникации. Контексты коммуникации. Участники. Контексты коммуникации. Сообщение и его элементы. Каналы (модель процесса). Функции коммуникации. Условия коммуникации. Ситуации коммуникации. Принципы коммуникации. Приемы и принципы влияния на людей. Стандартные правила общения. Принципы общения общей группы. Именные принципы.

Типы личности. Типы личности по темпераменту. Типы личности по типу нервной системы. Типы личности по конституции. Типы личности по поведенческим характеристикам.

Восприятие себя и других. Процесс восприятия. Внимание и отбор. Потребности, интерес, ожидания. Организация стимулов, простота, паттерны, интерпретация побуждений. Восприятие себя: я-концепция и самооценка. Культурные и гендерные различия. Восприятие других. Физические характеристики и социальное поведение. Стереотипы. Эмоциональные состояния.

Межличностная коммуникация. Процесс межличностной коммуникации. Коммуникативные тактики. Техники обратной связи. Самораскрытие и обратная связь. Принципы самораскрытия. Раскрытие чувств. Ассертивность. Способы выражения потребностей и прав. Пассивная, агрессивная, ассертивная реакции. Беседа и анализ. Программы поведения в межличностном общении.

Коммуникация и взаимоотношения. Теория взаимоотношений. Теория межличностных потребностей. Теория обмена. Типы поведения. Типы отношений. Стабилизация отношений (типы разговора). Разрыв отношений.

Формы речевой коммуникации. Диалог. Типы и правила диалога. Вопросно-ответные комплексы. Коммуникативные максимы. Монолог. Методы построения монолога. Техника коммуникации. Стратегия и тактика аргументации. Стиль общения. Стили: конструктивный, силовой, мягкий. Коммуникативные модели. Аргументирование. Модели: «монолог», «спор», «дискуссия». Тактика аргументации. Тактические приемы. Психологические установки повышения эффективности обратной связи. Спор как разновидность речевой коммуникации. Убеждение. Типы аргументов. Приемы построения аргументации.

Устноречевая коммуникация. Свойства и ситуативная обусловленность устно-речевой коммуникации. Умения говорить и слушать. Мотив общения. Типы поведения в межличностной коммуникации. Интернет-общение.

Программа учебной дисциплины

«Формы и методы межличностной коммуникации»

Специальность 080105.65 - "Финансы и кредит"



Очное отделение

Количество часов на дисциплину: 90

Количество аудиторных часов на дисциплину: 32

Лекций: 24

Практических: 8

Количество часов на самостоятельную работу: 58


Очно-заочное отделение

Количество часов на дисциплину: 90

Количество аудиторных часов на дисциплину: 24

Лекций: 16

Практических: 8

Количество часов на самостоятельную работу: 66
Заочное отделение

Количество часов на дисциплину: 90

Количество аудиторных часов на дисциплину: 8

Лекций: 8

Экзамен (зачёт): 4

Количество часов на самостоятельную работу: 78


1. Организационно - методический раздел

1.1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина «Формы и методы межличностной коммуникации» относится к циклу ГСЭ.В2.ДВ, составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения.

УМК составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Приказ Минобрнауки РФ от 14 января 2010 г. N 25. (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 16 февраля 2010г. № 16442).

Данная дисциплина изучается студентами в первом семестре для направления 080105.65 - "Финансы и кредит".

Дисциплина включает в себя 5 модулей: модуль I – «Устноречевая коммуникация»; модуль II – «Формы речевой коммуникации»; модуль III – «Межличностная коммуникация»; модуль IV – «Восприятие себя и других»; модуль V – «Типы личности».

Цель дисциплины:

Формирование личностной и общепрофессиональной компетентности путем освоения стратегии личностного и профессионального роста. Освоение знаний, умений и навыков в соответствии с базовыми дидактическими единицами в области культуры общения и речи посредством формирования и совершенствования навыков владения нормами межличностного общения.

Формирование у студентов системы базовых знаний и умений в области процессов человеческой коммуникации.

Основные задачи дисциплины:

― ввести студентов в проблематику новой дисциплины;

― научить эффективному речевому общению, учитывающему требования межличностной и внутригрупповой коммуникации;

― познакомить с культурными и этническими различиями в коммуникации.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате обучения студенты должны:


иметь представление:

―о предмете и задачах дисциплины;

― функциях коммуникации и принципах общения;

–– восприятии себя и других;

–– межличностном общении;
понимать:

― принципы общения общей группы и именные;

–– стереотипы восприятия;

–– тории взаимоотношений;

–– особенности межличностной коммуникации;

–– формы речевой и невербальной коммуникации;


знать:

― контексты и функции коммуникации;

–– условия коммуникации (ситуации: межличностного общения, группового принятия решений, публичного выступления и др.);

–– принципы самораскрытия;

–– способы выражения потребностей и прав;

–– типичные ситуации общения;


иметь навыки:

― оперирования понятиями межличностной коммуникации;

–– свободного владения фактическим материалом;

–– самораскрытия, преодоления конфликта;

–– правильного поведения в типичных ситуациях общения;

–– коммуникации в малых группах.



Принципы отбора содержания и организация учебного материала дисциплины:
Содержание дисциплины выстраивается на основе следующих принципов:

- гуманизма образования, предполагающего выявление возможностей

самовоспитания и самообразования, пути развития способностей к педагогической деятельности;

- гуманитаризации, определяющего тенденции интеграции знаний в

сфере человекознания (педагогика, психология, культурология, философия, профессиология, этика, эстетика, история, литература, искусство и др.).

- дополнительности, характеризующего взаимодействие различных

форм педагогического знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство).
Основное содержание дисциплины:

I. Основы коммуникации

1. Процесс коммуникации. Контексты коммуникации. Участники. Контекст (физический, социальный, исторический, психологический, культурный). Сообщения (значения, символы, кодирование, декодирование, форма, организация). Каналы (модель процесса).

2. Функции коммуникации. Условия коммуникации (ситуации: межличностного общения, группового принятия решений, публичного выступления, общения через электронные средства).

3. Принципы коммуникации. Целевая направленность. Непрерывность. Относительность. Принцип культурных границ. Этичность.

4. Приемы и принципы влияния на людей. Стандартные правила общения. Принципы общения общей группы: принцип «активизация ответственности», принцип «великодушия» и др.

5. Именные принципы: принцип Б. Франклина (воздержание от прямых возражений), принцип И.В.Гете (вложение ожиданий), принцип Д.Карнеги, принцип Д. Оглви, принцип Резерфорда, принцип Э. Хаббарда и др. Развитие коммуникационной компетенции.

II. Типы личности

Типы личности по темпераменту (классификация Галена). Типы личности по типу нервной системы (классификация Павлова). Типы личности по конституции. Типы личности по поведенческим характеристикам (классификация Леонгарда).



III. Восприятие себя и других

1. Процесс восприятия. Внимание и отбор. Потребности, интерес, ожидания. Организация стимулов, простота, паттерны, интерпретация побуждений.

2. Восприятие себя: я-концепция и самооценка. Формирование и поддержание я-компетенции. Я-концепция, самооценка и коммуникация. Культурные и гендерные различия.

3. Восприятие других. Физические характеристики и социальное поведение. Стереотипы. Эмоциональные состояния. Совершенствование социального восприятия.



IV. Межличностная коммуникация

1. Процесс межличностной коммуникации. Понятие межличностной коммуникации. Коммуникативные тактики.

Техники обратной связи.

2. Самораскрытие и обратная связь. Принципы самораскрытия. Раскрытие чувств (сдерживание, проявление, описание). Персонализация чувств и мнений. Предоставление персональной обратной связи.

3. Ассертивность. Способы выражения потребностей и прав. Различия между пассивной, агрессивной, ассертивной реакциями (дома, на работе). Беседа и анализ.

4. Программы поведения в межличностном общении.


VI. Формы речевой коммуникации

1. Диалог. Типы и правила диалога. Вопросно-ответные комплексы. Коммуникативные максимы П.Грайса.

2. Монолог. Классификации монолога. Особенности монологического высказывания. Методы построения монолога.

3. Техника коммуникации. Стратегия и тактика аргументации как основные узлы деловой коммуникации. Психотехнический принцип коммуникации. Технологический принцип коммуникации. Стиль общения. Конструктивный стиль. Силовой стиль общения. Мягкий стиль общения. Коммуникативные модели и виды аргументирования. Модель «Монолог». Модель «Спор». Модель «дискуссия». Тактика аргументации. Корректные тактические приемы. Психологические установки повышения эффективности обратной связи. Трудности получения сообщения. Установка элементарного коммуникативного контакта.

4. Спор как разновидность речевой коммуникации. Классификации споров. Убеждение. Типы аргументов. Правила построения короткой аргументации. Приемы построения аргументации: аргументация на примере, по аналогии, аргументация относительно причин, дедуктивная аргументация. Аргументационное эссе.

VII. Устноречевая коммуникация

Свойства и ситуативная обусловленность устно-речевой коммуникации. Виды устно-речевой коммуникации. Умения говорить и слушать. Обратная связь в говорении и слушании. Применение умений говорения и слушания для повышения эффективности коммуникации.

Типичные ситуации общения: приветствие, да-нет, просьба, благодарность, извинение. Более сложные ситуации общения: представление самого себя, речевое поведение в ситуации оскорбления, шутки и анекдоты; речевые ситуации в школе; речевые ситуации в структуре конференции и др. Тренинги: «Артист», «Ведущий», «Ток-шоу».

Трансакционный анализ, речевое прграммирование и жизненные сценарии. Игра и речевое поведение. Корректировка программирующего речевого поведения.



Интернет-общение.
Организация самостоятельной работы

Темы для самостоятельной проработки и семинара:


  1. Спор как разновидность речевой коммуникации.

  2. Аргументация.

  3. Стили общения.

  4. Правила Грайса.

  5. Диалог и монолог.


Объем и распределение часов дисциплины по модулям, разделам, темам и видам занятий. Очное отделение




п/п


Наименование модулей, разделов,

тем


Количество часов/Зачетных единиц




Общая

трудоем.

с учетом зачетов и экзаме-нов

(час/

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Зач.

Лекции

Семинар-ские (практич.

занятия)


Лабораторные занятия

(контр. р.)








1

2

3

4

5

6




7

I

Первый модуль: Модуль 1. Основы коммуникации.

















90




Тема 1. Процесс коммуникации.

2

1




4







Тема 2. Функции коммуникации.

2

1




4







Тема 3. Принципы коммуникации.

2

1




4




II

Второй модуль: Проблема восприятия.



















Тема 4. Типы личности

4

1




8







Тема 5. Восприятие себя и других.

2

1




4




III

Третий модуль. Проблема взаимодействия.



















Тема 6. Межличностная коммуникация

4







8







Тема 7. Коммуникация и взаимоотношения.

2

1




6




IV

Четвертый модуль. Речевая коммуникация



















Тема8.Формы речевой коммуникации

2

1




10







Тема 9.Устно-речевая коммуникация

4

1




10







ИТОГО:

24

8




58





Объем и распределение часов дисциплины по модулям, разделам, темам и видам занятий

Очно-заочное отделение



п/п


Наименование модулей, разделов,

тем


Количество часов/Зачетных единиц




Общая

трудоем.

с учетом зачетов и экзаме-нов

(час/

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Зач.

Лекции

Семинар-ские (практич.

занятия)


Лабораторные занятия

(контр. р.)








1

2

3

4

5

6




7

I

Первый модуль: Модуль 1. Основы коммуникации.

















90





Тема 1. Процесс коммуникации.

1

1




4







Тема 2. Функции коммуникации.

1

1




2







Тема 3. Принципы коммуникации.

1

1




4




II

Второй модуль: Проблема восприятия.



















Тема 4. Типы личности

1

1




10







Тема 5. Восприятие себя и других.

1

1




10




III

Третий модуль. Проблема взаимодействия.



















Тема 6. Межличностная коммуникация

1







10







Тема 7. Коммуникация и взаимоотношения.




1




10




IV

Четвертый модуль. Речевая коммуникация



















Тема8.Формы речевой коммуникации

6

1




12







Тема 9.Устно-речевая коммуникация

4

1




4







ИТОГО:

16

8




66






Объем и распределение часов дисциплины по модулям, разделам, темам и видам занятий

Заочное отделение



п/п


Наименование модулей, разделов,

тем


Количество часов/Зачетных единиц




Общая

трудоем.


с учетом зачетов и экзаме-нов

(час/


Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Зач.

Лекции

Семинар-ские (практич.

занятия)


Лабораторные занятия

(контр. р.)








1

2

3

4

5

6




7

I

Первый модуль: Модуль 1. Основы коммуникации.

















90





Тема 1. Процесс коммуникации.

1







10

1




Тема 2. Функции коммуникации.

1







4







Тема 3. Принципы коммуникации.










6




II

Второй модуль: Проблема восприятия.













1




Тема 4. Типы личности

1







8







Тема 5. Восприятие себя и других.

1













III

Третий модуль. Проблема взаимодействия.













1




Тема 6. Межличностная коммуникация

2







12







Тема 7. Коммуникация и взаимоотношения.










8




IV

Четвертый модуль. Речевая коммуникация










10

1




Тема8.Формы речевой коммуникации

2







10







Тема 9.Устно-речевая коммуникация










10







ИТОГО:

8






78

4


Основные понятия дисциплины:

Межличностная коммуникация, процесс коммуникации, контексты коммуникации, исторический контекст коммуникации, вложение ожиданий, гендерные различия, ассертивная реакция, самораскрытие, коммуникативная тактика, стиль общения, вопросно-ответный комплекс, дедуктивная аргументация, индуктивная аргументация, программирующее речевое поведение.



Примерные темы рефератов:

  1. Технологии решения конфликтных межличностных ситуаций.

  2. Восприятие себя и других.

  3. Формы речевой межличностной коммуникации.

  4. Стратегии и тактики аргументации.

  5. Спор и аргументация как разновидности речевой коммуникации.

  6. Убеждение. Типы аргументов.

  7. Устноречевая коммуникация.

  8. Умения говорить и слушать.

  9. Трансакционный анализ: речевое прграммирование и жизненные сценарии.

10.Корректировка программирующего речевого поведения.

11. Интервьюирование.

12. Типы деловой переписки.

13. Коммуникация в малых группах.

14. Процесс коммуникации.

15. Индивидуальные принципы общения.

16. Межличностное семейное общение между супругами.

17. Межличностное общение между поколениями в семье.

18. Психологические типы карла Юнга.

19. Психология человеческих взаимоотношений: сценарная теория.

20. Типы сценариев взаимоотношений Э.Берна.

21. Межличностное общение посредством деловой переписки.

22. Общение: лидер – группа (по книге А. Менегетти).

23. Невербальное общение.

24. Психология делового общения. Принципы Синтез-технологии

(по кн. Н. Козлова).

25. речевой этикет в межличностном общении.

26. Риторика как составляющая культуры делового общения.

27. Установление межличностного контакта.

28. Типы поведения в межличностной коммуникации.

28. Межкультурная коммуникация и кинесика.

29. Виртуальная коммуникация.



Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Деловое общение: Учебное пособие / Авт.-сост. Д29 И. Н. Кузнецов. — 5-е изд — М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 528 с

  2. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: учебное пособие Авторы: Караяни А.Г., Цветков В.Л. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011 г. [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: http://www.knigafund.ru/ЭБС «КнигаФонд»



Дополнительная литература

  1. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений: учебник Автор: Иган Дж. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г. [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: http://www.knigafund.ru/ЭБС «КнигаФонд»

  2. Речевая коммуникация в бизнесе Издательство Московского университета, 2011 г. [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: http://www.knigafund.ru/ЭБС «КнигаФонд»

Прочая рекомендуемая литература

  1. Касаткин С.Ф. Мастер общения. – СПб., 2002.

  2. Кирсанова М.В., Анодина Н.Н., Аксенов Ю.М. Деловая переписка. – М.2003.

  3. Э. Уэстон. Аргументация. Десять уроков для начинающих авторов. – М., 2005.

  4. Кондратьев А. Деловая переписка. – М., 2002.

  5. В.Н.Куницына, Н.В.Казаринова, В.М.Погольша Межличностное общение. СПб., 2001.

  6. Антонио Менегетти. Психология лидера. – М., 2002.

  7. Козлов Н.И. Семнадцать мгновений успеха. – М., 2004.

  8. Касаткин С. Мастер общения. Сер. Советы практикующего психолога. –СПб., 2001.

  9. Козлов И. Формула успеха или философия жизни эффективного человека. – М., 2004.

  10. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – М., 2006.

  11. Тарланов П. Приемы влияния на людей. – М., 2004.

  12. Anderson, J. (2000). Communication competency in the small group, New York.

  13. Gudykunst, W. B. & Matsumoto, Y. (2002), Cross-cultural variability of communication in personal relationships. Thousand Oaks, SA: Sage.

  14. Samovar, I.A., Porter, R. E., & Stafani I. A. (2002). Communication between cultures. Belmont, CA: Wadsworth.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница