Дидактическая модель проведения урока с применением Интернет-технологий



Скачать 228.92 Kb.
Дата24.04.2016
Размер228.92 Kb.
Дидактическая модель проведения урока
с применением Интернет-технологий
(описание модели урока, методика проведения урока)

Учебный процесс современной школы требует к себе особого внимания, применения новых педагогических технологий. И особенно это стало заметно с появлением Интернета в школу. Учителя, совершенствуя свой профессионализм и наполняя методические копилки, все более испытывают потребность в методической поддержке по проведению уроков с применением Интернет-технологий. Несмотря на то, что в педагогике разработаны и апробированы различные модели проведения урока с применением педагогических технологий, совершенных моделей на сегодняшний день нет, и учителя, по-прежнему, находятся в поиске.

Рассмотрим понятийный аппарат. Как ученые толкуют понятие «технология»? Исторически греческое слово «techne» обозначает «умение», «искусство», «мастерство»; «logos» - «слово, знание, наука». Можно предположить, что в широком смысле слова под технологией следует понимать научные знания об умении, искусстве, мастерстве. В толковом словаре понятие технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

В нашем случае, рассматривая аспект педагогической деятельности, важно понятие педагогической технологии:


  • «упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей» (Д.Г.Левитес);

  • «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).

Исторически, - с появлением возможности использования технических и информационных средств на уроках, учитель размышляет о возможностях использования того или иного нового технического средства для решения дидактических задач урока.

В педагогике определено понятие дидактические свойства средства обучения, под которыми пронимаются «основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики, как в плане теории, так и практики» (Е.С. Полат1). К дидактическим средствам обучения относятся предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и способствующими непосредственному и косвенному познанию мира. Средства обучения - это неотъемлемый компонент технологии обучения, его информационно-предметного обеспечения.

Дидактические средства предназначены для каждого субъекта обучения (для преподавателя и обучающегося). Преподаватель использует необходимые дидактические средства для более эффективной реализации целей образования. Обучающиеся используют доступные дидактические средства по индивидуальным потребностям.

Для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В связи с этим возможно выделить следующие категории средств, которые преподаватель может использовать в процессе традиционного обучения или в ходе обучения с применением Интернет-технологий, позволяющих:



Во-первых, использовать в работе социальные сервисы всемирной паутины Интернет (Web 2.0), предоставляющих возможность организации безопасного поиска информации, размещения информации в блогах, совместного редактирования документов, размещения фотографий, презентаций, реализация Вики-проектов (Википедия) и пр.:

  • «Livejoumal» («живой журнал» или «блог»), где каждый сетевой житель планеты Интернет может создать и в дальнейшем вести свой публичный живой журнал, в котором он может оставлять записи о событиях в его реальной или виртуальной жизни, о том, какие образовательные ресурсы он использует и какие проблемы решает. Каждое сообщение, опубликованное в блогах, имеет свой URL-адрес, по которому к сообщению можно обратиться и оставить свой комментарий в таком сетевом дневнике. Здесь можно обсуждать образовательные ресурсы, проблемы по изучению определенной темы учебного плана, размещать дополнительные материалы (лекции, задачи и пр.).

  • «Wiki» («Вики») - это своеобразная коллекция взаимосвязанных между собой записей. Это информационная среда для быстрого гипертекстового взаимодействия, в которой размещаемый текст автоматически сохраняется как гипертекст. Субъекты обучения имеют возможность реализовывать проект под определенным названием, самостоятельно размещать и редактировать собственные наработки, суждения, вопросы. «Википедия» - это своеобразная модель гипертекста, в которой каждый из его участников имеет право на редактирование информации.

  • «Netvibes» («Нетвибсы») - виртуальные компьютерные рабочие столы для субъектов обучения, которые каждый ученик и преподаватель формирует самостоятельно, исходя из собственных потребностей и привычек. Созданный пользовательский интерфейс является личными настройками для собственного компьютера пользователя данного сервиса.

  • «Delicio» («Делишес») – с помощью данного сервиса можно хранить закладки на веб-страницах. Например, весь учебный класс может пройти регистрацию и коллективно хранить закладки на самых интересных ресурсах по определенной изучаемой теме учебной дисциплины, совершая путешествие по Интернет. Особенно эффективно использование данного сервиса при выполнении проекта, что позволяет совместно формировать информационный узел.

  • «Flickr» («Фликр») – имеет социальное назначение и предназначен для хранения и дальнейшего совместного использования цифровых изображений (фотографии и картинки по изучаемой теме). Возможно оставлять комментарии, ключевые слова и совместно использовать в ходе учебного процесса.

  • «Youtube» (Ютьюб») – также имеет социальное значение, предусматривает хранение, просмотр, обсуждение цифровых видеофрагментов. Очень значимый сервис при организации исследовательской, краеведческой работы, обсуждении методических аспектов организации учебной деятельности.

Во-вторых, использовать сервисы, базирующиеся на системе протоколов Интернет (стек протоколов TCP/IP): почтовые (SMTP, POP3, IMAP4), гипертекстовые (HTTP), телекоммуникационные (Skype), передачи файлов (FTP).

В-третьих, использовать различного рода специальное программное обеспечение: программы обмена быстрыми сообщениями (Miranda IM, Jimm, ICQ, QIP, Mail.ru Агент, MSN Messenger, Yahoo, Messenger), организации общения посетителей веб-сайта (форум, чат).


Каждому учителю знакомы средства обучения, которые возможно использовать в процессе традиционной формы организации учебного процесса. Вместе с тем, у большинства учителей вызывает затруднение моделирование урока с применением Интернет-технологий. В ходе проектирования урока важно оптимально точно сделать выбор средств обучения, которые проектируются с учетом общих законов дидактики, уровня подготовленности обучаемого к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины.

Интернет к средствам обучения не относится, однако, Интернет предоставляет возможность использовать информационно-образовательную среду, столь необходимую для решения дидактических задач урока, направленных, прежде всего, на увеличение времени общения учащихся и учителя во время урока. Интернет-технологии дают возможность учителю перейти от традиционного вещания на уроке к обсуждению проблем в ходе дискуссий, организации продуктивной самостоятельной работы учащихся, привлечению дополнительных ресурсов на этапе достижения поставленной цели урока.


Понятия «дидактическое свойство» и «образовательная услуга» не совпадают, но достаточно тесно взаимосвязаны. Анализ ресурсов и услуг, доступных в Интернет субъектам школьного образования (учителю и ученику), позволяет определить дидактические свойства сети Интернет. Услуги Интернет можно разбить на три группы.

Первая группа – информационные услуги:

  • рекламная информация (электронный каталог; анкетирование пользователей услуги);

  • электронная почта (получение информации);

  • электронные конференции (знакомство с ресурсами);

  • электронные газеты и журналы;

  • электронные библиотеки;

  • электронные информационные коллекции;

  • статистика и пр.

Вторая группа – интерактивные услуги. Среди дидактических свойств Интернет обращают на себя внимание технологические возможности Интернет, то есть способность передавать информацию с определенной скоростью, способность реализовать интерактивность общения субъектов учебного процесса. Для образовательного процесса важен диалоговый тип общения, который мотивирует учащихся к обсуждению учебных ситуаций. Остановимся на трех Интернет-технологиях, предоставляющих возможность общения субъектов обучения на расстоянии в образовательных учреждениях любого типа, доступные всем пользователям сети Интернет, в том числе сельским школам:

  • Электронная почта – способность не только передавать информацию (текс, звук, изображение) на любые расстояния, но и хранить структурированную информацию у провайдера услуги, у отправителя и получателя электронной почты; вести базу данных адресов корреспондентов и т.д. Вместе с тем, педагог должен помнить, что ученики обмениваются информацией скудным литературным языком. Методически грамотно будет использовать данную технологию на уроках русского языка, литературы, иностранного языка, информатики с целью привития культуры организации переписки в различных жанрах (личная, деловая и пр.) и использовать определенный слэнг в процессе переписки со сверстниками, друзьями, учителями, родителями и т.д..

  • Skype-технология - реализует то самое живое общение субъектов обучения, находящихся на расстоянии друг от друга, без которого учебный процесс не может быть эффективным. Данная технология позволяет реализовать объединение дополнительных субъектов обучения разных школ (учащихся и квалифицированных педагогов) для изучения определенной заранее темы учебного плана. Эта технология эффективна при проведении открытых уроков, так как на уроке нет посторонних учителей, а все они наблюдают ход урока либо в отдельном кабинете, либо на своих рабочих местах. Skype-технология дает возможность проводить методические объединения, методические или педагогические советы, родительские собрания, классные часы и пр. для двух и более школ по заранее утвержденной проблеме. Skype-технология является мощным средством для повышения квалификации педагогов: учителя могут общаться друг с другом на этапе подготовки к урокам, могут обмениваться эффективно использованными на уроках ресурсами, методическими находками и творческими идеями. Весьма важным воспитательным приемом будет использование определенных этических правил общения между участниками обсуждения проблемы. В данном случае необходимо использовать услугу модератора.

  • Электронная конференция – могут быть проведены в реальном времени, а также с отсроченным доступом к материалам конференции. Дидактическим аспектом является включенность участников конференции в свободные дискуссии, беседы в режиме реального времени. Возможно также использование в рамках конференции проведение дискуссии в письменном виде (ЧАТ, форум). Участники конференций, как правило, являются активными субъектами обучения, так как для ученика при обсуждении определенной темы более значимой является модель «партнера в общении» или «виртуального собеседника», чем гипертекстовая модель представления учебного материала. Участие в электронных конференциях рекомендуется проводить педагогам любых предметов, но с разумной осторожностью, дополнительной подготовкой участников к общению, а также педагогической целесообразностью в связи с тем, что, во-первых, требуется модератор; во-вторых, требуется дополнительная подготовка участников.



Третья группа – поисковые услуги. Для поиска информации в Сети используются специальные поисковые службы. Обычно поисковая служба — это компания, имеющая свой сервер, на котором работает некая поисковая система. В настоящее время в отечественных ресурсах действует довольно много поисковых систем. Наиболее распространенные из них это: Google, Yandex, Rambler, Апорт и т.д.

Поисковые системы ежедневно каталогизируют текстовую информацию, чтобы пользователи сети Интернет в каталогах поисковых систем могли легко найти необходимую информацию. Предлагаем базовый алгоритм поиска информации:



  1. Определить, к какому разделу относится требуемая информация.

  2. Определить, какой именно поисковый сервис лучше использовать.

  3. Выявить основные слова (или словосочетания), которые характерны для той информации, которую ищите. Попробуйте выявить ключевые слова.

  4. Задавая отдельные слова и фразы, необходимо учитывать язык запросов, операторы поиска, логические связки искомых слов и т.п. элементы, которые делают поиск значительно более эффективным.

  5. Если известна точная фраза из искомых материалов, используйте ее как цитату.

  6. После проведения поиска по первому запросу, если выдано довольно большое количество документов, можно сужать круг поиска, но перед этим необходимо установить галочку: «Искать в найденном» и ввести хотя бы одно новое слово или ограничение.

  7. Грамотно располагать материал и проводите его сортировку по удобным признакам («отсортировано по релевантности», «отсортировано по дате» и пр.). Это заметно ускорит последующую обработку материала.

  8. Фиксировать все интересные найденные адреса документов в Интернете.

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкивается учитель и учащиеся при организации поиска нужной информации:



  • По сформированному запросу требуемый ресурс не будет обнаружен поисковой машиной, если данные ресурсы отсутствуют в Интернете. Все дело в том, что не все созданные человечеством ресурсы являются ресурсами Интернет, или выбранная пользователем сети Интернет поисковая система не имеет в своем каталоге определенного ресурса.

  • Если в английском языке некоторые слова имеют множество различных значений, то русский отличается богатством морфологических вариаций слов, а для полноты поиска нужного ресурса необходимо учитывать еще и синонимы. Это частая ошибка, с которой сталкивается пользователь сети Интернет.

Метапоисковые системы позволяют с помощью одного запроса обратиться одновременно к нескольким средствам поиска и получить список www –документов из нескольких источников. Например, метапоисковые системы поиска Интернет-ресурсов представлены по следующим ссылкам: Yahoo.com, DMOZ.org, LII.org, Alexa.com, Clusty.com, Nigma.ru, Quintura.com, CompletePlanet.com.

Помимо прямой пользы поисковых систем, их можно использовать нетривиально, а именно на уроках иностранного языка (прежде всего, английского) для полноты использования лексики можно использовать в конкретных речевых ситуациях. Здесь очень уместен механизм поиска Интернет-ресурсов по ключевым словам. Кроме того, запрос на поиск определенного ресурса можно уточнить дополнительными ключевыми словами. Таким образом, прием поиска ресурсов в сети Интернет дает возможность оперативно находить необходимые тексты для учебного процесса, учитывает мотивацию участников учебного процесса. Данный прием использования метапоисковых систем можно использовать как на этапе подготовки к уроку, так и непосредственно во время урока.
Под дидактическими функциями в педагогике следует понимать внешнее проявление свойств определенных средств обучения для использования в учебно-воспитательном процессе с определенными целями (их назначение, роль, место в учебно-воспитательном процессе). Например, возможен эффект обучения на основе проектной методики и Интернет-технологий.

Модель урока.
Представленная дидактическая модель проведения урока с применением Интернет-технологий представлена семи объектами и характеризуется следующими аспектами деятельности педагога:
Объект 1. Подготовительный этап. Учитель определяет факт необходимости применения Интернет-технологий на уроке определенного типа, опираясь на субъективные и объективные факторы, среди которых могут быть следующие:


  • для педагога привычно использование современных образовательных технологий и имеется опыт использования Интернет-технологий;

  • у педагога есть опыт использования ресурсов сети Интернет в образовательной практике, и появилось желание применить Интернет-технологии;

  • перед педагогом поставлена задача – дать открытый урок с применением Интернет-технологий;

  • в школе по требованию вышестоящего начальства педагог должен обязательно провести урок с применением Интернет-технологий.

На подготовительном этапе учитель должен, прежде всего, познакомиться с теоретическими аспектами использования Интернет-технологий, а также с опытом проведения уроков с применением Интернет-технологий своих коллег в школе, округе, регионе. Например, можно использовать педагогические инициативы и опыт педагогов регионов, реализующих проект «Информатизация системы образования». Примером может служить раздел «Опыт педагогов Оренбуржья» на сайте ГУ «Региональный центр развития образования» (Оренбург) - www.orenedu.ru .

На этом этапе педагог должен оценить ситуацию по применению Интернет-технологий: Насколько эффективно применение Интернет-технологий? Как повлияет применение Интернет-технологий на качество обучения? Как повлияет применение Интернет-технологий на социальное развитие учащихся? Потребуется ли дополнительное время на освоение Интернет-технологий, выбранных для урока? Достаточно ли развита коммуникационно-техническая составляющая класса (школы) для проведения урока?


Объект 2. Анализ и оценка. Постановка цели урока, определение задач учебной дисциплины, предусмотреть развитие личностных и социальных качеств учащихся, формирование информационной культуры субъектов обучения в условиях информационного общества.

Анализ ситуации предполагает знакомство преподавателя с Интернет-технологиями, возможности практического использования их на этапах подготовки и проведения уроков. При выборе Интернет-технологий важно учитывать возраст учащихся.

Применение на уроке Интернет-технологий позволяет решить проблему интеграции в образовательный процесс, таким образом, обеспечивает развитие:


  • умений получения новой информации в предметной области, используя репродуктивную технологию учения (изучение электронных образовательных ресурсов, слушание видео-лекции, изучение новых понятий на основе инструкций преподавателя или тьюториалов); из Интернет-технологий приемлемы web-сайты и образовательные порталы, электронная почта, Skype, VPN (Virtual Private Network), электронная библиотека и пр.

  • алгоритмического и конструктивного мышления на основе опыта практического использования программных продуктов, основываясь на репродуктивно-алгоритмическую технологию обучения (конспектирование, реферирование учебного материала, решение практических типовых задач, участие в дискуссиях и игровых ситуациях); из Интернет-технологий приемлемы поисковые среды, web-ресурсы, форум, ЧАТ, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.

  • творческого потенциала в ходе выполнения эвристических и исследовательских заданий, использования моделирующих программных сред, - предполагается использование эвристических технологий обучения (проблемное обучение, деловые игры, проектирование, решение практикоориентированных задач); из Интернет-технологий приемлемы Интернет-семинары, Интернет-конференции, skype, электронная почта, IСQ, форум, VPN, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр

  • коммуникативных умений в процессе проектной деятельности и навыков принятия оптимальных решений в ходе ведения экспериментов, использовании тренажеров и моделирования процессов, - предполагается творческая технология обучения (семинары, конференции, проблемные дискуссии, исследования в предметной области, анализ результатов исследования и общения в процессе учебного процесса); из Интернет-технологий приемлемы форум, ЧАТ, Интернет-семинары, Интернет-конференции, skype, электронная почта, IСQ, VPN, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.

  • информационной культуры и социальных качеств, - предполагает использование социальной и информационной технологий обучения (всестороннее развитие личности субъектов обучения, решение проблем бытового, производственного характера); предполагается использование web-сайтов, форумов, ЧАТов, Интернет-семинаров, Интернет-конференций, skype, электронной почты, IСQ, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.

При подготовке к урокам учитель должен провести анализ аспектов учебно-воспитательного процесса, а именно:



  • продумать до деталей программу, определить место и роль Интернет-технологиям;

  • определить формы учебных занятий к каждому из уроков с применением Интернет-технологий (лекция, практический эксперимент, дискуссия, проблемный семинар, проект и пр.);

  • продумать особенности взаимодействия субъектов обучения (ученики и преподаватель) на различных этапах: подготовка урока, проведение урока, рефлексия после урока;

  • предусмотреть критериальный аппарат, который будет использован для оценивания знаний учащихся в ходе урока с применением Интернет-технологий.


Ресурсы для урока с применением Интернет-технологий.

  • Требуется анализ образовательных ресурсов, имеющихся в школьной коллекции и приемлемых для определенного урока. Необходимо продумать: откуда и на каких условиях привлечь дополнительные необходимые на уроке ресурсы.

  • Должна быть дана реальная оценка уровня квалификации преподавателя. Причем, важно понимать, что квалификация педагога должна быть высокой не только в области использования ИКТ, он должен в совершенстве владеть современными педагогическими технологиями и опытом использования Интернет-технологий.

  • Нельзя пренебрегать анализом ситуации о качественном составе учебной группы: уровень владения ИКТ, их способности, творческий потенциал, уровень владения такими методами обучения, как самообразование, проектирование, исследование.

  • Важно реально оценить сложившуюся в классе (школе) систему обучения (насколько она соответствует технологическому уровню предполагаемого урока с применением Интернет-технологий; есть ли опыт дистанционных форм обучения у учителей и учащихся; знакомы ли учащиеся и преподаватель с автоматизированными средами тестирования в режиме реального времени). От каждой из перечисленных позиций зависит то, какие цели и задачи должен поставить педагог на уроке.


Объект 3. Выбор Интернет-технологий для урока. Педагог, учитывая анализ ситуации, должен принять самостоятельное решение о том, какая из Интернет-технологий будет им использована на уроке. Рекомендуем не забывать о следующих позициях:

  • какие цели должны быть достигнуты на уроке с применением Интернет-технологий;

  • какие образовательные ресурсы и форма проведения должны дать оптимальные результаты;

  • какие из Интернет-технологий естественно вольются в сложившуюся систему обучения и будут приняты субъектами обучения;

  • какие знания учащихся по другим школьным дисциплинам будут опорой на данном уроке;

  • какие формы автоматизированного контроля знаний будут приемлемы на уроке (кстати, часто бывает, что школа централизованyо закупает тестовые среды и у учителя нет права выбора тестовых технологий);

  • какие социальные задачи будут решены в процессе урока.


Объект 4. Проектирование урока. С учетом поставленных учебно-воспитательных целей и задач, а также прогнозируемого результата учитель готовит проект (подробный план и конспект) уроков по преподаваемой дисциплине.

Прежде всего, он перерабатывает учебно-методический материал по учебным темам, пошагово представляет ход урока. Учитель разрабатывает и/или систематизирует образовательные ресурсы теоретического, практического, презентационного, эвристического, диагностирующего, контролирующего, рекомендательного, методического характера.

Оптимальное размещение учебных ресурсов – на школьном сервере. К этим ресурсам ученики должны иметь доступ до начала урока и в процессе урока. Например, эффект урока достигается, если учитель ориентируется на печатное издание учебника, а на школьном сервере доступны обязательные ресурсы в электронном формате, а также даны ссылки на дополнительный материал по каждой теме, доступный через использование Интернет-технологий (тематические видеолекции, моделирующие программы, экспериментальные проекты, глоссарии, блоги, форумы, чаты и пр.).

Особо следует продумать процедуру авторизованного доступа к выбранным для урока современным обучающим системам, а также систему контроля в режиме реального времени. Здесь важна каждая секунда на уроке. Требуется дополнительный кадровый потенциал на уроке (преподаватель-консультант, тьютор, системный администратор и пр.).


Объект 5. Реализация проекта урока. Перед началом урока, в процессе и после урока учитель должен помнить о поставленных целях и задачах урока. Реализация проекта урока предполагает следующие действия учителя:

  • обновить учебно-методические ресурсы на школьном сервере и проверить корректность ссылок на Интернет-ресурсы и сервисные программы Интернет, которые должны быть использованы на уроке;

  • проверить доступность дополнительных образовательных ресурсов, ресурсов для самостоятельной работы, практических заданий;

  • подготовить и проверить доступность методических рекомендаций и инструкций по использованию того или иного программного продукта;

  • устранить барьеры, препятствующие оперативному доступу к необходимым ресурсам;

  • проверить работоспособность задействованной на уроке материально-технической базы;

  • продумать и реализовать консультационную службу для участников учебного процесса;

  • использовать по необходимости дополнительный кадровый потенциал;

  • провести постоянно-действующие предметные семинары (в том числе виртуальные), Интернет-конференции по актуальным проблемам, тематические ЧАТы и форумы для организации анализа проблем и достижений участников учебного процесса.

Информационная безопасность – это один из приоритетных вопросов, который должен быть решен на этапе проведения урока. Проблемы информационной безопасности на уроках с применением Интернет-технологий должны быть обязательно рассмотрены с участниками учебного процесса.
Объект 6. Мониторинг качества урока. Мониторинг качества урока с применением Интернет-технологий предполагает анализ соответствия поставленных целей с реально достигнутыми, а также уровень решения поставленных учебных ситуаций и реально осуществимых в ходе урока. Все дело в том, что не единичными являются случаи даже у квалифицированных учителей, когда фактический ход урока не совпал с проектируемым. Мониторинг призван показать уровень соответствия проекта урока и реально проведенного, выявить причины расхождения, принять оптимальное управленческое решение о корректировке проекта урока, если реально проведенный урок получил позитивную оценку, или выявить проблемы, которые не позволили реализовать проект урока. Педагогический опыт показывает, что расхождение между проектом урока и реальным уроком наблюдается в силу следующих причин:

  • учитель неадекватно оценил свои умения и навыки в использовании Интернет-технологий, а также практические навыки учащихся в использовании ИКТ в учебных целях;

  • учитель не предусмотрел сбои работы Интернет-сети, замедленный доступ к сетевым ресурсам в условиях одновременной работы всего класса;

  • выбранные Интернет-технологии оказались сложными для использования учениками определенного возраста;

  • учителем не предусмотрена достаточная полнота методических рекомендаций по эксплуатации предусмотренных ресурсов сетевого и программного уровня.


Объект 7. Оценка результатов. Главное назначение данного объекта модели урока –дать объективную оценку эффекта использования выбранных Интернет-технологий на каждом из этапов урока.

Какими критериями необходимо пользоваться?



  • Как правило, большая часть учителей использует неформальный метод оценки - собственное ощущение от общения с учениками во время урока и после урока, а также заметный стимул или спад интереса к изучению предмета.

  • Можно провести анализ рефлексивных высказываний учащихся после урока или в процессе урока в форуме, чате, блогах или других средах.

  • Наиболее корректным считается применение формализованного экспериментального метода и суждение на основании активности учащихся на уроках, анализа полученных оценок в экспериментальной группе и в обычной учебной группе.



Что дает применение Интернет-технологий на уроках?

Развитие навыков проектирования своего образования с применением Интернет-технологий позволит учащимся совместно с педагогом составить индивидуальный маршрут своей учебной деятельности, что способствует реализации себя в полной мере, с одной стороны, в ходе обучения в школе, а с другой стороны, - в дальнейшей учебе и будущей профессиональной деятельности.

Применение Интернет-технологий обеспечивает интенсификацию и эффективность учебно-воспитательного процесса на уроке на основе поставленных преподавателем задач, среди которых приоритетными являются:


  • активизация познавательной деятельности субъектов обучения за счет оптимально подобранных Интернет-технологий для определенных этапов учебного процесса и выявления стимулов активизации при использовании различных Интернет-технологий;

  • углубление межпредметных связей и дифференциация обучения в ходе учебно-воспитательного процесса;

  • вовлечение учащихся в проектирование его образовательного маршрута во время обучения в школе и после окончания школы.

Эффект применения Интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе можно ожидать только в том случае, если они будут гармонично интегрированы в этот процесс, обеспечив для субъектов обучения новые возможности его организации. Здесь важно учитывать интеграцию сложившегося в образовательном учреждении опыта организации учебно-воспитательного процесса во внешнюю информационно-образовательную среду, которая формируется и развивается на базе современных технологий.

Дидактическая модель с применением Интернет-технологий предполагает, что будет изменена методическая концепция в организации следующих компонентов учебной деятельности:



  • структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала;

  • учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;

  • модернизация учебно-воспитательной среды.


Структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала отличаются принципиально. Если организация учебного процесса традиционным способом предполагает осуществление обратной связи между учеником и педагогом, то с применением Интернет-технологий на уроках появляется интерактивный партнер, как для учащегося, так и для педагога. Таким образом:

  • Обратная связь осуществляется между тремя компонентами информационно-образовательного взаимодействия.

  • Существенно меняется роль педагога, который теперь не является единственным источником учебной информации. Функции педагога смещаются в направлении кураторства или наставничества. Педагог становится тьютором, который координирует учебный процесс, решает творческие и управленческие задачи.

  • Роль ученика также меняется. Из пассивного потребителя фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации ученик переходит на новый, более высокий уровень получения образовательных ресурсов. С приходом Интернет-технологий ученик имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать по определенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени, передавать информацию и обмениваться ресурсами с субъектами обучения.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса позволяет:

  • организовать обратную связь между субъектами учебного процесса и, что особенно важно, в обсуждении проблемы одновременно могут участвовать несколько учащихся;

  • визуализировать информацию об объектах, закономерностях процессов и явлениях, протекающих в реальном времени или виртуально;

  • автоматизировать процессы вычислительного характера, информационно-поисковую деятельность, операции по сбору, обработке, передаче, отображению, тиражированию и архивации информации;

  • автоматизировать обработку результатов учебного эксперимента (в том числе протекающего виртуально) с возможностью многократного повторения;

  • организовать автоматизированный процесс контроля знаний учащихся, мониторинг качества образования.

Главной отличительной особенностью учебно-методического обеспечения урока современного уровня становятся средства обучения, реализующие вышеуказанные возможности. Как правило, это цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), доступные в сети Интернет и представленные в виде аудио-видео ряда, возможностей мультимедиа технологий, гипертексты, гипермедиа и пр. Структура ЦОРов позволяет педагогу отойти от традиционного варианта представления учебного материала (линейного, концентрического представления) и выйти на структуры, ориентированные на выбор индивидуального маршрута обучения. Такой подход к организации учебного процесса способствует личностно ориентированному развитию школьников, определению индивидуального режима обучения, развитию самообразовательной функции с привлечением интерактивных источников образовательных ресурсов (в том числе разработанных в ходе реализации проекта «Информатизация системы образования»).


Модернизация учебно-воспитательной среды – предполагает информационную деятельность, предполагающую следующие компоненты: сбор, систематизация, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах и методических приемах; моделирование учебных ситуаций на основе доступных ресурсов и приемлемых технологий (в том числе виртуальных); создание новых или адаптация имеющихся в школьной коллекции образовательных ресурсов в условиях учебного процесса; использование возможностей Интернет для организации информационного взаимодействия субъектов обучения, организации самообразовательной деятельности, пополнение школьной коллекции новыми образовательными ресурсами. Интернет-технологии позволяют организовать взаимодействие с различными информационными объектами, опираясь на собственный опыт, базовые знания и возможность оперативно находить для решения определенной задачи недостающие ресурсы, оценивать их качество и уровень приемлемости, использовать для решения практической задачи учебного или социального значения.
Важность дидактической модели проведения урока с применением Интернет-технологий (модели урока и методика проведения урока) представляется важной для педагогов любых типов образовательных учреждений, но особую важность дидактическая модель представляет для сельских школ, для инновационных школ, для школ, реализующих предпрофильное и профильное обучение.
Материал подготовила: Нефедова В.И., заместитель директора ГУ «РЦРО»



1 Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – (с. 186-187).




Каталог: files -> internet
internet -> Использование дистанционных технологий в очном обучении
internet -> Компетентностный подход как методологическая основа обновления содержания образования
internet -> Закон. Поэма «Цыганы». «Каменный гость». Проблема творчества. «Разговор книгопродавца с поэтом»
internet -> Тема Ф. М. Достоевский. Антроподицея в творчестве писателя
internet -> Новые информационные технологии для успешного обучения физике. Габриков А. А. // Педагогические технологии. 2006.№4. С. 50-54 Ключевые слова
internet -> Условия реализации индивидуальной образовательной траектории
internet -> Краткое содержание: Розанов Л. Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению//География в школе. 2004.№7. С. 39-42
internet -> Учебно-методический комплекс «Деятельность культурно-просветительных учреждений на Южном Урале в послевоенный период»
internet -> Современные требования к условиям организации учебного процесса и выбора форм обучения. Особенности дистанционной формы обучения
internet -> Педагогический форум «Роль тьютора в процессе дистанционного обучения» Цель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница