Диагностика социальной тревоги



страница1/5
Дата10.02.2016
Размер0,49 Mb.
#417
  1   2   3   4   5
Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Психология социального тревожного расстройства. Глава 8. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2014. – 248с. - С. 204-233.

Глава 8. ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ

Я жить научился бок о бок с отчаяньем,

А тут заявляется кто-то непрошенный

И перечисляет мне виды отчаянья –

Скажу ли спасибо ему огорошенно?

……….

С меня же довольно вороньего карканья.

О смерти писать? Я объелся страшилками,

Наскучило мне трепетать всеми жилками.

Я оды хочу сочинять и элегии –

Без этой сомнительной привилегии.

Т.С. Элиот

В данной главе приводится ряд приемов, методик диагностики социальной тревоги. Вам представляется возможность проверить свой уровень социальной тревоги и тенденции к ее избеганию в разных социальных ситуациях оценивания с позиции выраженности разных персональных убеждений и схем. Ниже приводится ряд диагностических опросников социальной тревоги.



Опросник социальной тревоги и социофобии (авторы: О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев) [89, 93]. Психодиагностический Опросник социальной тревоги и социофобии (далее ОСТиСФ либо Опросник) предназначен для дифференциальной диагностики, определения доминирующего типа социальной тревоги, выраженности отдельных аспектов проявления страха оценивания в разных ситуациях. Результаты диагностики целесообразно использовать при индивидуальном или групповом консультировании в русле когнитивно-поведенческого подхода по проблеме социофобии, социальной тревоги и ее субклинических проявлений (застенчивость, неловкость в общении в разных ситуациях оценивания). ОСТиСФ включает 29 пунктов, сформулированных в виде вопросов, на которые требуется ответить по 4-балльной шкале согласия-несогласия: 1 – нет, 2 – скорее нет, 3 – скорее да, 4 – да.

Каждый из пунктов содержит указание на определенный тип ситуации оценивания (выступление перед аудиторией, проверка знаний, знакомство / общение с противоположным полом, оформление документов, беседа с начальником, телефонный разговор, примерка одежды, посещение кафе / столовой). Методика измеряет выраженность социальной тревоги и социофобии в молодом возрасте (от 16 до 30–35 лет). После 30–35 лет социальная тревога может снижаться за счет усвоенного к этому времени опыта активного взаимодействия в разных социальных ситуациях, нормального процесса взросления и опосредствования поведения во множестве оценочных ситуаций, а также постепенного снижения вероятности участия в новых экспертных ситуациях оценивания с высокой вероятностью критики. К 30–35 годам человек уже имеет определенный социальный статус и устойчивые стратегии совладания со стрессом оценивания, позволяющие преодолевать тревогу и нерешительность при самопредъявлении. Однако может быть и «негативный сценарий» развития событий – наличие высокой социальной тревоги, социофобии после 30–35 лет может трансформироваться в более тяжелые коморбидные формы проявления (депрессия, тревожно-депрес-сивные расстройства, соматоформные расстройства, зависимые состояния и т.д.), при этом диагностика первичной социальной тревоги становится затруднительной. Это происходит вследствие хронической неудовлетворенности, нарушения адаптации и самореализации [3, 4].



Ключ к ОСТиСФ. Ключ к Опроснику состоит из двух этапов, каждый из которых может быть использован независимо друг от друга в соответствии с целями психодиагностики. Первый этап – оценка общей выраженности социальной тревоги или социофобии и оценка вероятности возникновения разных стратегий эмоционально-когнитивного и поведенческого реагирования в ситуациях оценивания, общей склонности к дезадаптации, редукции самореализации. Второй этап оценивает выраженность разных проявлений социальной тревоги в ряде ситуаций оценивания. Этот этап анализа результатов методики целесообразен для получения более детальной диагностической информации, последующего психологического консультирования по специфическим проявлениям социальной тревоги.

Этап 1. Оценка выраженности социальной тревоги и социофобии. За ответы «1» – «нет» начисляется 0 баллов, за ответы «2» – 1 балл, за ответы «3» – 2 балла, за ответы «4» – 3 балла. Далее подсчитывается суммарный балл по всем пунктам. При подсчете суммы баллов по ключу 0 оказывается минимальным баллом (все ответы «нет»), 87 – максимально возможный балл (все ответы «да»). 29–30 баллов – среднее в выборке и мужчин и женщин.

Достоверных различий в ответах мужчин и женщин на пункты Опросника не обнаружено, за исключением п. 14 (Оформление документов для Вас мучительно…), женщины склонны в большей степени отвечать «нет» на данный вопрос, мужчины – «скорее нет» (критерий Манна – Уитни: U=62 при р=0,041). Ответы «скорее да» и «да» редко наблюдаются в любой случайной выборке. В случае ответов «скорее да» и «да» на п. 14 можно говорить о наличии аномалии личности по типу легкой декомпенсации, ригидности в селективности внимания в ситуации оценивания, снижения сочувствия к окружающим, непонимание других и их потребностей, своеобразное восприятие оценочных критериев другого, несензитивность к социальному подтексту (черты параноидности, шизотипии, асоциальности). Итак, ответ «скорее да» и «да» на п. 14 указывает на вероятное наличие личностной патологии, на фоне которой проявляется социальная тревога (социофобия), в случае если общая выраженность социальной тревоги (социофобии) высокая, можно говорить о наличии коморбидности при выраженных симптомах социофобии. Описание выраженности социальной тревоги и социофобии по результатам тестирования имеет смысл только при отсутствии у испытуемого неадекватного отношения к процедуре, неадекватной установки на тестирование.



Количество баллов от 0 до 15 свидетельствуют о невыраженной социальной тревоге, социальной смелости и инициативности в большинстве социальных ситуаций, социальной адаптированности, отсутствии страха в ситуации самопредъявления. Количество баллов от 16 до 30 баллов – промежуточная зона между социальной смелостью во многих ситуациях оценивания и эпизодическими проявлениями социальной тревоги в экспертных ситуациях оценивания (формальных и/или интимно-личностных), от 31 до 39 – умеренно повышенная социальная тревога. В ситуации сильного стресса выраженность социальной тревоги может увеличиваться. От 40 баллов и выше – повышенная социальная тревога. Могут возникать проблемы в социальной адаптации, трудности установления контактов или отдельные социальные страхи в специфических ситуациях. Характерны опасения критики, отвержения, не доходящие, однако, до полного избегания данных ситуаций. От 50 баллов и выше – высокая социальная тревога, тенденции к избеганию социальных ситуаций, сильное напряжение при участии в специфических социальных ситуациях, вероятна декомпенсация в значимых ситуациях критики, потенциально негативного оценивания. Вероятны социальные страхи отдельных аспектов социальной ситуации (окружающие увидят признаки волнения, работать под наблюдением, проявить инициативу в каких-то ситуациях). Субъективно переживается нехватка коммуникативных навыков, недостаток коммуникативной смелости при одновременном выраженном желании самопредъявления и активной социальной самореализации в разных сферах жизни. Возможны попытки оттянуть участие в экспертных ситуациях на какое-то время, мысли об избегании, которые реализуются лишь частично. От 60 баллов и выше – клиническая социофобия. Характерны множественные страхи оценивания в ситуациях самопредъявления разного типа, сильное эмоциональное и физическое напряжение, тенденция к избеганию, самоизоляция или зависимые состояния, страх проявления инициативы в отдельных или во множестве социальных ситуаций. Социальная ситуация с наличием экспертного оценивания воспринимается как стрессовая, участие в ней непреодолимо, несет в себе субъективную угрозу социальному престижу (статусу) субъекта в виде отвержения, публичного осмеяния, критики, негативного отношения. При этом сохраняется выраженная потребность в успешном участии в социальных ситуациях (мотив достижения). От 70 баллов и выше – клиническая социофобия в декомпенсации, повышена вероятность коморбидных расстройств и поведенческих рисков. Депрессия при таком уровне социофобии встречается зачастую более чем в 80% случаев (умеренная или глубокая). Кроме того, вероятны коморбидность по типу злоупотребления психоактивными веществами, наличие суицидальных мыслей и/или поведения. Возможны проявления внешней или внутренней агрессии в зависимости от преморбидного типа личности и актуального «жизненного пространства» испытуемого, вероятна склонность к декомпенсации по психопатическому типу с использованием ригидных дезадаптивных алгоритмов реагирования в ситуации (изоляция, избегание, обесценивание, самоуничижение и пр.). В оценочной стрессовой ситуации легко теряет самообладание.

Характерны снижение опосредствования над аффективными реакциями, переживание острой изоляции от других при выраженной потребности в определенном круге общения и успехе в отдельных социальных сферах, мотивации достижения. Выражены множественные когнитивные «искажения» (черно-белое мышление, селективное абстрагирование, генерализация, глобализация негативного опыта), психическая ригидность и метакогнитивные искажения (руминации, самофокусировка внимания, блокирование тревоги). Выражено наличие неадаптивных убеждений о том, как окружающие негативно воспринимают испытуемого в тех или иных ситуациях оценивания (общение с противоположным полом, выступление перед аудиторией, беседа с начальником, работа под наблюдением). При таком уровне выраженности социофобии диагностируется патологический круг тревоги, приводящий к хронической дезадаптации, систематическому затруднению самореализации. Испытуемый не видит возможностей конструктивно изменить ситуацию, переживает беспомощность.

В рамках указанных ситуаций в каждом из пунктов ОСТиСФ содержится какой-либо диагностически значимый индикатор социальной тревоги. Важнейшие индикаторы социальной тревоги, учтенные в пунктах Опросника: 1) метакогнитивные искажения (самофокусировка, руминации); 2) вегетативные проявления тревоги (дрожание голоса, покраснение и пр.); 3) искажения мышления и специфические страхи (негативное прогнозирование, катастрофизация, селективное абстрагирование, черно-белое мышление, отдельные иррациональные убеждения, разные страхи оценивания); 4) осознание преувеличенности тревоги в ситуациях оценивания; 5) выраженность оценочной тревоги; 6) степень тесноты контакта в ситуации; 7) совладание с тревогой в ситуации (тщательная подготовка, избегание, самоизоляция, фиксированность стратегий в разных ситуациях); 8) выраженность потребности в общении.

Указанные «индикаторы» социальной тревоги согласуются с перечнем основной симптоматики при социально тревожном расстройстве (по классификации DSM-IV). Важной особенностью социальной тревоги, учтенной в Опроснике, является одновременное сочетание мотивов достижения и избегания в отдельной актуальной ситуации. Как показали наши предыдущие исследования, значимым дифференциально-диагностическим критерием при исследовании социальной тревоги выступает одновременное наличие выраженного желания участия в ситуациях оценивания при уверенности в успехе, выраженного страха оценивания и тревоги по поводу возможных последствий самопредъявления, а также тенденции к избеганию. Конкурирующие мотивационно-потребностные напряжения приводят к хроническому перенапряжению, дистрессу и дезадаптации индивида, к аномальности личности, неустойчивой самооценке, нарушению целеполагания [3, 4].

Как отмечает Б.В. Зейгарник: «Человек всегда живет в ситуации, которая требует от него определенного действия, поступка здесь и сейчас. Вместе с тем его действия и поступки также детерминированы отдаленными целями и мотивами, которые часто стоят в противоречии с «сиюминутными». Человек должен сам сделать выбор между ними. И только тогда, когда поведение человека опосредствуется именно структурой согласованных дальних и ближних целей, можно говорить о зрелости его личности. Иными словами, опосредствованность является результатом диалектической борьбы противоположностей в структуре мотивов и ценностей человека» [2, с. 12].

Этап 2. Суммарные баллы по шкалам начисляются так же, как и на этапе 1 (подсчитываются суммы по преобразованной шкале).

В рамках данной статьи представим основные шкалы Опросника.



Шкала 1. Социальная тревога в ситуации «быть в центре внимания, под наблюдением». Ответы «да» (2 балла) и «скорее да» (3 балла) на нижеуказанные пункты Опросника демонстрируют высокую выраженность данного компонента социальной тревоги. Испытуемый переживает интенсивные эмоции волнения, нерешительности, смущения. В поведении это выражается в избегании из-за невозможности справиться с волнением, смущением, страхом оценивания, попытках вести себя «нарочито свободно», трудностях проявления инициативы в ситуациях, в которых кто-то уделяет внимание, наблюдает за работой, при возникновении мыслей о том, «как я выгляжу в глазах окружающих» на вечеринке, в кафе, в компании. Характерны психофизиологические проявлениями тревоги (сердцебиение, ком в горле, дискомфорт). Демонстративное «нарочито свободное» поведение в ситуациях оценивания особенно типично для подросткового и юношеского возраста при общении со сверстниками, остальные поведенческие проявления встречаются на всех возрастных этапах. Пункты Опросника, направленные на выявление тревоги по данной шкале, расположены по степени значимости для диагностики указанного компонента социальной тревоги:

22. Испытываете ли вы неловкость, если человек противоположного пола уделяет Вам знаки внимания?

29. Иногда, находясь в кафе или столовой, Вы испытываете неловкость и дискомфорт, так как боитесь, что в глазах окружающих Вы выглядите «как-то не так» (хуже, чем обычно)?

15. Трудно ли Вам выполнять задание (какую-либо работу), если за Вами кто-то наблюдает?

17. Бывает ли так, что в компании Вы ведете себя нарочито свободно, стараясь скрыть свое волнение (смущение)?

25. Трудно ли Вам проявить инициативу, знакомясь с человеком противоположного пола?

21. Бывает ли, что у Вас учащается сердцебиение и/или возникает ком в горле от одной мысли, что завтра Вам придется беседовать с начальником о проделанной работе?

2. Бывает ли так, что Вы хотите пойти на праздник в гости, но остаетесь дома, потому что стесняетесь чего-то, волнуетесь и не можете преодолеть это чувство?

Максимальное количество баллов по данной шкале = 21 (все ответы «да»). 5 баллов и меньше – низкий уровень социальной тревоги по данной шкале. От 6 до 10 – промежуточный уровень выраженности, умеренная тревога в отдельных ситуациях (например, только при общении с противоположным полом, посещении кафе или в беседе с начальником). От 11 до 15 баллов по шкале означают повышенную тревогу в ситуации наблюдения, внимания к субъекту оценивания. От 16 до 21 – высокий уровень выраженности, социофобия, повышена вероятность дезадаптации в ситуациях «быть в центре внимания, под наблюдением», трудности проявления инициативы, психофизиологические проявления тревоги, избегание.

Шкала 2. Постситуативные руминации и желание преодолеть тревогу в экспертных ситуациях. Шкала характеризует тенденцию к метакогнитивному управлению тревогой и волнением, попытки совладать с ними, стремление к руминативному анализу прошедшей экспертной ситуации и одновременно желание избавиться от нерешительности и ее отдельных проявлений. Шкала выявляет мотивационно-эмоциональный конфликт, заключающийся в сочетании выраженного мотива достижения, успешной самореализации в ситуациях оценивания и мотива избегания, сопряженного с интенсивной тревогой и страхом оценивания. Кроме того, шкала выражает стремление к метакогнитивному контролю социальной тревоги. Пункты Опросника, направленные на выявление тревоги по данной шкале, следующие (пункты расположены по степени значимости для диагностики указанного компонента социальной тревоги, наиболее важными являются пункты с 26-го по 1-й в нижеприведенном списке):

26. После сдачи экзамена (или аттестации и др.) Вы продолжаете мысленно возвращаться к тому, как это было?

16. Верно ли, что Вам хотелось бы преодолеть нерешительность в общении с некоторыми интересными людьми?

1. Бывает ли, что, встречаясь с незнакомыми людьми, Вы испытываете беспокойство и волнение, так как не знаете, как себя вести?

19. Ваш голос звучит не так уверенно, как хотелось бы (дрожит, пропадает), если приходится выступать перед незнакомой аудиторией?

10. Бывает ли так, что даже при тщательной подготовке к проверке знаний (экзамену, аттестации) волнение не уменьшается, а, наоборот, усиливается при приближении этого события?

Максимальное количество баллов по данной шкале = 15 (все ответы «да»). 5 баллов и меньше – низкий уровень социальной тревоги по данной шкале, отсутствие эмоционально-мотивационного конфликта и стремления к метакогнитивному контролю тревоги. От 6 до 9 – промежуточный уровень выраженности, умеренная тревога в отдельных ситуациях экспертного оценивания, желание преодолеть порционные проявления нерешительности в ситуациях оценки знаний или выступления перед аудиторией, возможны руминации после участия в стрессовых оценочных ситуациях. От 10 до 15 – выраженная тревога в ситуациях экспертного оценивания сочетается с мотивом достижения и успешной самореализации в них, постситуативные руминации (мысленный интрузивный возврат прошедшей ситуации), субъективное переживание нехватки социальных навыков и желание их восполнить.

Шкала 3. Сдержанность в выражении эмоций из-за страха отвержения и блокирование признаков тревоги в экспертных ситуациях. Шкала представляет социальный страх отвержения в разных ситуациях, особенно в ситуации выражения эмоций, чувств, потребностей. Испытуемые с высокими показателями по данной шкале сдержанны в выражении симпатии, пытаются скрыть эмоции из-за опасений отвержения, негативного оценивания. Отказ от выражения симпатии сочетается с выраженным стремлением скрыть признаки волнения и тревоги в субъективно экспертных оценочных ситуациях. Характерно интенсивное стремление блокировать любые проявления тревоги в ситуациях выступления перед аудиторией, проверки знаний, просьбы, беседы с начальником, в том числе психофизиологические (дрожание рук, голоса, потение ладоней). Шкала измеряет степень напряженного сосредоточения внимания (самофокусировка) на собственных проявлениях тревоги в ситуации и стремление их блокирования (супрессии). Данная шкала выявляет специфический способ метакогнитивного управления тревогой – самофокусировку внимания и попытки блокировать волнение. Самофокусировка – это искаженное распределение внимания в ситуации оценивания, при этом фокус внимания сосредоточен на второстепенных аспектах ситуации, операционально-технических (как не выдать признаки волнения, дрожит ли голос и пр.), а не на содержательно-смысловых, в результате чего целевая направленность ситуации децентрирована. Такое искажение внимания в сочетании с попытками блокировать признаки тревоги приводит лишь к ее усилению, тем самым повышая вероятность избегания. В таком случае речь может идти о формировании патологического круга социальной тревоги: социальная тревога и страх отвержения – попытки управлять тревогой и страхом, блокировать их – усиление тревоги и страха отвержения – избегание и т.д. Пункты Опросника, измеряющие выраженность данной шкалы:

7. Когда Вы испытываете симпатию (или влюбляетесь), то не говорите об этом объекту своих чувств, боясь отвержения?

6. Стараетесь ли Вы скрыть признаки волнения (дрожание рук, голоса, потение ладоней и др.) в ситуации выступления перед аудиторией?

10. Бывает ли так, что даже при тщательной подготовке к проверке знаний (экзамену, аттестации), волнение не уменьшается, а, наоборот, усиливается при приближении этого события?

18. Бывает ли так: осознавая, что вряд ли ваш знакомый откажет Вам в просьбе одолжить книгу на пару дней, тем не менее Вы не решаетесь попросить его об этом?

27. В беседе с начальником Вам с трудом удается не выдать признаки волнения и тревоги?

Максимальное количество баллов по данной шкале = 15 (все ответы «да»). 5 баллов и меньше – низкий уровень социальной тревоги по данной шкале, не выражена самофокусировка внимания и блокировка тревоги как способы управления ею в ситуациях выражения симпатии и оценки экспертами. От 6 до 9 – промежуточный уровень выраженности, умеренная тревога в ситуации выражения симпатии и оценки экспертами, легкая тенденция к сосредоточению внимания на собственных проявлениях в ситуации, попытки скрыть волнение. От 10 до 15 – интенсивная тревога в ситуациях выражения симпатии, чувств (при условии утвердительного ответа на п. 7 – сдержанность в их выражении из-за страха отвержения). Социальная тревога и напряженность в ситуациях экспертного оценивания сочетается с сосредоточением внимания на отдельных проявлениях тревоги и стремлением их блокировать, подавить.

Шкала 4. Тревога при проявлении инициативы в формальных ситуациях из-за страха критики в свой адрес и потери субъективного контроля. Шкала выявляет социальную тревогу при проявлении инициативы в формальных ситуациях, предполагающих взаимодействие, диалог, выяснение справочной информации у незнакомых людей. Ситуации, в которых переживается психологическое напряжение, волнение, субъективно неприятны, – здесь отсутствуют потребность участия в них или желание успешного самопредъявления, только психологический дискомфорт, тревога, тенденция к избеганию, убежденность в негативном оценивании себя окружающими. Любой незнакомый человек в формальной ситуации представляется враждебно, критически настроенным (иронично, негативно, агрессивно), потенциально отвергающим. Ситуации такого типа представляются неподконтрольными субъекту оценивания, в них он не в состоянии полностью управлять сценарием взаимодействия, оказывается зависимым от чьего-то решения, вердикта, оценивающего мнения. Психологическое напряжение приносит именно субъективная непредсказуемость ситуации и потенциальная насыщенность общения критикой. При высоких баллах по данной шкале для испытуемого характерно стремление к избеганию данных ситуаций «во что бы то ни стало» (например, даже если спешит, предпочтет сам искать нужный маршрут). Звонок по телефону или оформление документа в организации психологически мучительны и неприятны, а «незнакомые» участники этих ситуаций воспринимаются как критически настроенные. Итак, шкала выявляет склонность к неприятию проявления инициативы в ситуациях взаимодействия с незнакомыми людьми (разговор по телефону, оформление документов, поиск нужного адреса) и убеждения о негативном отношении окружающих. Пункты Опросника, измеряющие выраженность данной шкалы:

14. Оформление документов для Вас мучительно и Вы стараетесь этого избегать, так как это требует инициативы в общении с незнакомыми людьми?

9. Вы считаете, что окружающие Вас негативно оценивают и отвергают в общении?

13. Верно ли, что Вы скорее предпочтете самостоятельно искать нужный вам адрес, чем обратитесь за помощью к прохожему, даже если спешите?

20. Если Вам необходимо позвонить по телефону незнакомому человеку, Вы долго настраиваетесь, но, несмотря на это, волнуетесь при разговоре?

16. Верно ли, что Вам хотелось бы преодолеть нерешительность в общении с некоторыми интересными людьми?

23. Бывает ли так, что Вы стесняетесь примерять одежду перед покупкой?

Максимальное количество баллов по данной шкале = 18 (все ответы «да»). 6 баллов и меньше – низкий уровень социальной тревоги по данной шкале, баллы от 7 до 10 сигнализируют о повышении тревоги и ее специфике по данной шкале (отдельные проявления психологического дискомфорта в субъективно неконтролируемых ситуациях взаимодействия с незнакомыми людьми). Баллы от 11 до 18 свидетельствуют о высокой выраженности специфической тревоги в ситуациях взаимодействия с незнакомыми людьми. Это социальная тревога в субъективно трудноконтролируемых формальных ситуациях, участники которой воспринимаются как негативно оценивающие, отвергающие, могущие «нанести удар» самооценке. Как правило, высокие показатели по данной шкале имеют испытуемые с выраженной потребностью контролировать ситуации взаимодействия, управлять сценарием общения, для них характерны недоверчивость и подозрительность, снижение способности к непосредственному «схватыванию» подтекста социальной ситуации, болезненное отношение к критике и иронии в свой адрес. В группе «норма» высокие показатели по данной шкале значительно чаще встречаются в мужской выборке, что объясняется большей тенденцией мужчин к контролю и управлению ситуацией.



Каталог: upload -> iblock
iblock -> Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса
iblock -> Курс лекций По направлениям подготовки
iblock -> Xiv международная научно-практическая конференция «Ценности и цели современного образования: проблемы и перспективы»
iblock -> Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
iblock -> «фгос в системе дошкольного образования Алтайского края»
iblock -> Отчет по результатам самообследования краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
iblock -> «центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Индивидуальное сопровождение детей «группы риска»
iblock -> Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница