Выступление педагога-психолога МКОУ Добрятинскрй СОШ Ковальчук Л.Н. на педагогическом совете 27.05.2014г. по теме «Диагностика сформированности личностных универсальных учебных действий в рамках введения ФГОС»
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
-
самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);
-
смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.
-
нравственно-этического оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные УУД:
-
действие смыслообразования (интерес, мотивация);
-
действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);
-
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру;
-
формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
-
эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
-
формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;
-
формирование желания выполнять учебные действия;
-
использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
К окончанию учащимися 4 класса в сфере личностных УУД у них будут сформированы:
-
внутренняя позиция школьника;
-
личностная мотивация учебной деятельности;
-
ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Очень важно на ступени предшкольного образования выявить у детей предпосылки для формирования универсальных учебных действий прежде всего в личностной готовности к школьному обучению, которая может быть исследована как психологом, так и учителем начальной школы (воспитателем ГПД) по специальным методикам. Эту же работу необходимо провести и по окончанию детьми начальной школы.
Для определения уровня сформированности мною была составлена следующая таблица:
Личностные универсальные учебные действия
|
1 класс
|
4 класс
|
Самоопределение
|
внутренняя позиция учащегося
|
Беседа о школе (модифици-рованный вариант) (Нежнова Т.А.
Эльконин Д.Б.
Венгер А.Л.)
|
Определение сформированности "Внутренней позиции школьника"
|
самооценка
|
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант)
Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха
|
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Методика “10 Я” М. Кун
Методика “Хороший ученик”
Методика каузальной атрибуции успеха/неуспеха
|
Смыслообразование
|
мотивация учебной деятельности и ее ведущие мотивы
|
“Незавершенная сказка”
“Беседа о школе”
(модифицированный вариант) (Нежнова Т.А.
Эльконин Д.Б.
Венгер А.Л.)
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"
Н.Г. Лускановой
|
Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Ксензовой Г.Ю.)
Опросник мотивации
Анкета "Оценка уровня школьной мотивации"
Н.Г. Лускановой
|
Ориентация на моральные нормы и их выполнение
|
нравственно-этическая ориентация
|
“Раздели игрушки”
(норма справедливого распределения)
Разбитая чашка (модификация задачи Ж. Пиаже) (учет мотивов героев)
“Невымытая посуда” (учет чувств героев)
Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника”
|
После уроков
(норма взаимопомощи)
Опросник Е.Кургановой
“Булочка” (модификация задачи Ж.Пиаже)
(координация трех норм – ответственности, справедливого распределения, взаимопомощи) и учет принципа компенсации
Анкета “Выявления уровня воспитанности школьника”
|
Кроме этого для диагностики отдельных свойств личности можно использовать Опросник Р.Кеттела:
Эмоциональные свойства личности
|
Факторы:
С – эмоциональная стабильность
Н – смелость
I - чувствительность
L – подозрительность
O - тревожность
Q4 – внутренняя тревожность
|
Коммуникативные свойства личности
|
Факторы:
А - общительность
Н - смелость
Е - доминантность
F - беспечность
N - дипломатичность
Q2 - самостоятельность
|
Интеллектуальные
свойства личности
|
Факторы:
В - интеллектуальность
М - мечтательность
Q1 - ориентация на новое
|
Свойства самоконтроля
и саморегуляции
|
Факторы:
G - добросовестность
Qj - дисциплинированность
|
Справка
о результатах мониторинга
сформированности личностных универсальных учебных действий
у учащихся 4 класса
Дата проведения мониторинга: 10 февраля 2014г
Цель мониторинга: определить уровень сформированности личностных универсальных учебных действий у учащихся 4 класса
В мониторинге приняли участие ученики 4 класса в количестве 14 человек.
Результаты мониторинга сформированности личностных универсальных учебных действий у учащихся 4 класса
-
Самоопределение.
Уровень сформированности внутренней позиции школьника:
Цель: - выявление осознанности ребенком цели и важности учения
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к
школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
- Позиция сформирована средне - Ребенку нравится учиться, нравится ходить в
школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется
установкой: "Надо учиться, я должен учиться".- 10 чел (76,9%)
-Ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней
стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять.
Учебная деятельность ребенка не привлекает.- 4 чел (30,7%)
-выявление сформированности Я-концепции
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своей позиции в
отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия,
устанавливающие смысл учения.
-
Дифференцированность –
Личностные качества, свойства- 10 чел
Интересы, предпочтения- 5 чел
Социальные роли- 4 чел
-
Обобщенность
1 - указывают конкретные действия (я учусь в школе), свои интересы- 2 чел
2 – совмещение 1+3 – 2 чел
3 – указывают социальные роли (я ученик), обобщенные личностные качества (сильный, смелый) -8 чел
-
Самоотношение – соотношение положительных и отрицательных оценочных
суждений
Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие)- 13 чел.
Рефлексивная самооценка учебной деятельности
- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)
Уровни:
1 – называет только 1 сферу школьной жизни – 3 чел
2 – называет 2 сферы – 4 чел
3 – называет более 2 сфер- 7 чел
- адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»
Уровни:
1 - называет только успеваемость – 4 чел
2 - называет успеваемость + поведение – 2 чел
3 – дает характеристику по нескольким сферам- 3 чел
Не назвали отличия Я от «хорошего ученика» - 6 чел.
- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:
1 – нет ответа – 2 чел
2 – называет достижения – 7 чел
3 – указывает на необходимость самоизменения и саморазвития- 5 чел
-
Смыслообразование.
Уровень сформированности школьной мотивации:
Высокая школьная мотивация - 2 чел
Хорошее отношение к школе, уровень мотивации средний – 10 чел
Низкая школьная мотивация - 2 чел
-
Ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания -
Уровни решения моральной дилеммы
Отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи – «остаться и помочь, если в портфеле что-то очень важное», «если больше некому помочь найти» - 14 чел
Уровни развития моральных суждений
- стадия инструментального обмена – («в следующий раз Олег поможет Антону», «нет, Антон уйдет, потому что Олег раньше ему не помогал») – 2 чел
- стадия межличностной комфортности и сохранения хороших отношений («Олег друг, приятель, друзья должны помогать» и наоборот) – 12 чел
Цель: выявление уровня моральной децентрации как способности к координации
(соотнесению) трех норм – справедливого распределения, ответственности,
взаимопомощи на основе принципа компенсации.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, уровень
моральной децентрации как координации нескольких норм.
Показатели уровня выполнения задания (моральной децентрации):
1 – Отказ дать малышу еще одну булочку с указанием необходимости нести ответственность за свой поступок («нет, он уже получил свою булочку», «он сам виноват, уронил ее») (норма ответственности и санкция). Децентрации нет, осуществляется учет только одной нормы (справедливого распределения). Не учитываются все обстоятельства, включая намерения героя. – 5 чел
2 - Предлагается осуществить повторное распределение булочек между всеми участниками («дать еще, но каждому») (норма справедливого распределения). Координация нормы справедливого распределения и принципа эквивалентности. Переход к координации нескольких норм. – 7 чел
3 – Предложение дать булочку самому слабому- «дать ему еще, потому что он маленький» - норма взаимопомощи и идея справедливости с учетом обстоятельств, принцип компенсации, снимающий ответственность с младшего и требующий оказать ему помощь как нуждающемуся и слабому. Децентрация на основе координации нескольких норм на основе операций эквивалентности и компенсации (Л.Кольберг) – 2 чел
Поделитесь с Вашими друзьями: |