Диагностика межличностных отношений



страница1/7
Дата15.02.2016
Размер0,74 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Диагностика межличностных отношений

Зачем нужна диагностика межличностных отношений в студенческой группе?



  1. От уровня сплоченности зависит работоспособность группы.

  2. Выявление лидеров позволяет более активно вести педагогическую работу в группе, так как воздействие на лидеров дает максимальный эффект.

  3. Знание взаимных симпатий, антипатий и микрогрупп помогает определять связки людей, которым можно поручать совместное выполнение тех или иных заданий.

  4. Знание ценностно-ориентационного типа группы дает возможность определить, какие формы и методы работы для нее являются оптимальными и, какого рода мероприятия помогут ей обрести психологический комфорт и эффективность.

Диагностируемые признаки:

  1. лидерство и его особенности

  2. групповая сплоченность1

  3. уровень развития группы

  4. оценка микроклимата2 группы

Диагностика группы включает 2 блока:

1-й информационный блок



  • точное определение типа группы

2-й информационный блок

  • социально-психологическая позиция индивида в системе межличностных отношений


Психодиагностические методики:

    1. Социометрия (30-х гг., Дж. Морено) – методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям.

      1. социометрический статус – показатель положения в системе межличностных отношений

«звезды» - члены группы, получившие наибольшее количество выборов, неформальные лидеры (1-2).

«предпочитаемые» - члены группы, получившие половину или чуть меньше количества выборов и не имеющие большого числа отклонений.

«пренебрегаемые» - член группы, получившие 1-2 выбора и большое число отклонений.

«изолированные» - член группы, не получившие ни одного выбора или отклонения.



«отвергаемые» - получили только отклонения и ни одного выбора.

      1. взаимность эмоциональных предпочтений – взаимные выборы

      2. наличие устойчивых мини-групп

      3. Референтометрия – методика определения круга лиц, чье мнение важно для человека и группы.

        1. этап – взаимооценка друг друга членами группы по определенному набору качеств (умный, добрый, веселый и т.д.) по 5-ти бальной системе (1– полное отсутствие, 5 – яркая выраженность).

        2. этап – каждый член группы должен знаком «+»отметить 3-5 человек, с кем бы он хотел взаимодействовать и знаком «-» тех, с кем бы мог расстаться без сожаления

        3. этап – индивидуальная беседа с каждым членом группы. Подсчитывается количество выборов, референтометрический статус, определяются микрогруппы.

    1. Методики наблюдения и экспертной оценки

      1. методика Р. Бейлса, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции (взаимодействия) в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д. Например: человек, получивший высокий балл в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций – как эмоциональный лидер.

      2. ситуационные тесты, в которых человек ставится в ситуацию, наиболее выпукло показывающую некоторые стороны реальной жизненной ситуации. Наблюдение за поведением человека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагностировать его межличностные отношения, предвидеть их развитие в реальной ситуации (например, «Необитаемый остров» или групповая дискуссия без лидера). Группе испытуемых дается задача или тема для обсуждения в течение определенного времени, но ни один из участников не назначается главным и ни на кого не возлагается особая ответственность. Такая ситуация позволяет оценить такие черты, как находчивость, инициативность, лидерство, способность к совместной работе, взаимодействию. Она позволяет предсказать успешность выполнения таких видов деятельности, которые требуют вербального общения для решения проблем, а также срабатываемости с равными себе.

    2. Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)

Выявляет уровень сплоченности.

        1. - каждый индивидуально составляет список качеств, которыми должен обладать лидер группы (20)

        2. - составляется обобщенный список качеств наиболее часто встречающихся в индивидуальных ответах (примерно 15)

        3. - каждый выбирает 5 наиболее важных качеств из обобщенного списка

        4. - составляется таблица3


Характеристики уровня социально-психологического развития группы и каждого члена:

Группа высокого уровня социально-психологического развития (коллектив) характеризуется следующими показателями:



  • отсутствие изолированных

  • численное превосходство высокостатусных над низкостатусными

  • высокий показатель взаимности выборов

  • высокий уровень взаимной референтности

  • непрерывность внутригруппового статусного ряда

  • высокая степень внутригрупповой сплоченности

Группа среднего уровня социально-психологического развития (просоциальная ассоциация) характеризуется следующими показателями:

  • отсутствие ярко выраженной «социометрической звезды»

  • значительное преобладание среднестатусных членов

  • невысокий показатель взаимности выборов и межличностных отвержений

  • отсутствие ярко выраженного референтометрического лидера

  • низкий показатель взаимной референтности

  • наличие членов группы, не имеющих референтных лиц в данном сообществе

  • непрерывность внутригруппового статусного ряда

  • невысокая групповая сплоченность

Высокостатусный член коллектива:

  • социометрическая звезда

  • отсутствие отвержений

  • высокий показатель референтометрических выборов

  • первые места в структуре власти

  • приверженность внутригрупповым нормам и ценностям

Низкостатусный член коллектива:

  • наименьшее число выборов

  • наличие отвержений

  • низкое число референтометрических выборов

  • последние места в структуре власти

  • несовпадение индивидуальной и групповой позиций (4).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ГРУППЫ

1. Лидерство и его особенности
Тест «Самооценка лидерства»

Назначение: данный экспресс-тест позволяет определить акту­альный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.



Инструкция: внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквен­ной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.

Опросник

1. Что для Вас важнее в игре?

А. Победа. Б. Развлечение.

2. Что Вы предпочитаете в общем разговоре?

А. Проявлять инициативу, предлагать что-либо.

Б. Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли Вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А. Да. Б. Нет.

4. Нравится ли Вам, когда вас хвалят прилюдно?

А. Да. Б. Нет.

5. Отстаиваете ли Вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А. Да. Б. Нет.

6. В компании, в общем деле Вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А. Да. Б. Нет.

7. Умеете ли Вы скрывать свое настроение от окружающих?

А. Да. Б. Нет.

8. Всегда ли Вы немедленно и безропотно делаете то, что Вам говорят старшие?

А. Нет. Б. Да.

9. Удается ли Вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с Вами не согласен?

А. Да. Б. Нет.

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, да­вать советы) других? А. Да. Б. Нет.

Подсчитать общее количество «А» и «Б» ответов. Высокий уровень лидерства: А = 7—10 баллов. Средний уровень лидерства: А = 4—6 баллов. Низкий уровень лидерства: А = 1—3 балла. Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Психогеометрический тест

Назначение: данный тест позволяет 1) мгновенно определить тип личности человека; 2) дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на понятном каждому языке; 3) составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.



Инструкция: Посмотрите на пять фигур (квадрат, треуголь­ник, прямоугольник, круг, зигзаг). Выберите из них ту, в отношении кото­рой Вы можете сказать: это - «Я»! Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас, понравилась. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.



Итак, самый трудный этап работы закончен. Ка­кую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, домини­рующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные моду­ляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет пред­ставлять для Вас наибольшие трудности. Однако мо­жет оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит. Тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.



Каталог: Doc -> KMZ -> vospitrabot -> september
Doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
Doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
Doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
vospitrabot -> Основы саморегуляции «Способность управлять собой – необходимое качество менеджера»
vospitrabot -> Почему есть смысл задуматься об организации своего времени?
vospitrabot -> Конкурс на наиболее часто употребляемое ныне в обиходе научное понятие, то, видимо, чемпионом единогласно признали бы слово
vospitrabot -> Мы часто слышим такие слова, как эмоции, чувства, переживание, настроение, или такие, как стресс, страсть. Но задумываемся ли мы, что они означают, чем отличаются друг от друга, правильно ли мы их используем


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница