Диагностика готовности ребенка к школе



Скачать 41.17 Kb.
Дата06.03.2016
Размер41.17 Kb.
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

Перед поступлением ребенка в 1-й класс мы проводим диагностику его школьной зрелости. Цель – определить наиболее благоприятные для дальнейшего развития ребенка условия образования, найти способы коррекции обнаруженных отклонений, выявить одаренных детей. В исследовании участвовали 92ребёнка из подготовительных групп.



Объективную оценку уровня школьной зрелости возможно дать определив:

1) Физиологическую готовность к школе. Она  определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по стандартным критериям. При формировании и диагностике психологической готовности к школе необходимо учитывать уровень физиологического развития, так как последний является фундаментом школьной успеваемости. 


2) Психологическую готовность к школе.  Она отражает общий уровень развития ребенка и представляет собой готовность к новой для него учебной деятельности и готовность к усвоению знаний и умений, предусмотренных школьной программой. Психологическая структура школьной готовности включает качества, относящиеся ко всем сферам психики: свойства личности, знания и навыки, а также познавательные, психомоторные и интегральные способности. 

*Интеллектуальная готовность ребенка к школе  предполагает наличие у него достаточного кругозора, а также развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Сюда включается багаж знаний, соответствующий возрасту и набор специфических навыков, нужных для обучения в школе. Когда мы готовим ребёнка к школе, мало научить его читать или считать, умения должны быть гораздо шире.

Результаты диагностики интеллектуальной готовности детей подготовительных групп представлены в диаграмме №1.



Диаграмма №1

Результаты диагностического исследования уровня знаний, умений и навыков детей показывают, что программный материал усвоен на уровне выше среднего. Выявлены дети (2%) с высоким уровнем интеллектуального развития. У (47%) детей уровень интеллектуального развития выше среднего, 47% детей со средним уровнем интеллектуального развития. Также 4% детей выявлены с низким уровнем интеллектуальной готовности.

В целом данные показатели говорят о достаточно высоком уровне интеллектуального развития детей.

* Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия. Ведущее значение в формировании учебной мотивации имеют развитие познавательных интересов ребенка, опыт дошкольного обучения и установки семьи.

«Хочешь ли ты пойти в школу?»  - этот вопрос   один из важнейших. Дети, приближающиеся к 7-летнему возрасту или уже перешагнувшие этот рубеж, чаще отвечают: «Да», а многие прибавляют: «Очень». Почему они хотят за парту? Ответы самые разные: «Чтобы стать взрослым», «Чтобы получить много знаний», «Чтобы быстрее пойти работать». Если же звучит отрицательный ответ, это должно насторожить родителей, особенно когда ребенку по возрасту положено идти в школу. 

По данным диагностики мы можем увидеть, что у основной массы(44%) детей сформирован социальный мотив к обучению в школе. 33%детей пойдут в школу с учебным мотивом. У 23% детей выявлен оценочный мотив, что говорит о низком уровне сформированности мотивации.

В идеале высоким уровнем сформированности мотивации является учебный мотив (ребёнок готов перейти без принуждения от игровой деятельности к учебной).

Результаты диагностики уровня мотивационной готовности отражены графически в диаграмме №2

Диаграмма№2

*Моторная готовность к школе – это способность ребенка воспринимать свое тело, ощущать и произвольно направлять движения. Когда говорят о моторной готовности к школе, то имеют в виду координацию системы «глаз-рука» и развитие тонкой моторики, необходимой для обучения письму. В большинстве школ до сих пор требуют писать сразу маленьким шрифтом (по прописи) и соблюдать соответствующие границы. Это для многих детей сложно. Поэтому хорошо, если уже до школы ребенок овладел движением руки, кисти и пальцев.

Результаты диагностики уровня зрительно-моторной готовности отражены графически в диаграмме №3


Диаграмма№3
На основании результатов диагностических исследований можно сделать вывод, что зрительно – моторная координация и развитие тонкой моторики руки у детей развиты хорошо.

  *Волевая готовность - развитие умения произвольно управлять своим поведением, своей познавательной деятельностью (произвольность внимания, достаточная работоспособность и умение следовать инструкции взрослого).

Результаты диагностики уровня волевой готовности отражены графически в диаграмме №4 и №5
Диаграмма№5

Диаграмма №6

В целом диагностические данные позволяют говорить о достаточно хорошем развитии волевой готовности у детей подготовительных групп. У большей части детей (88%) выявлено хорошее произвольное внимание и работоспособность. Полученные данные говорят о хорошем уровне умения следовать инструкции взрослого у всех детей.



Неверно делать вывод о готовности ребенка к школе только на основе его когнитивных (интеллектуальных) достижений, когда ребенок уже умеет читать, считать и т.д. Это следует особо подчеркнуть, так как родители часто совершают именно такую ошибку, путая когнитивное развитие с готовностью к школе.

Уважаемые родители по индивидуальным вопросам вы можете обратиться в методический кабинет с 8.00 до 9.00 в рабочие дни.
Каталог: mouo-yoshkarola
mouo-yoshkarola -> Программа «от рождения до школы»
mouo-yoshkarola -> Дети и деньги
mouo-yoshkarola -> «Вступление ребенка в школьную жизнь сопровождается сложной психофизиологической детского организма.»
mouo-yoshkarola -> Гиперактивный ребенок
mouo-yoshkarola -> Что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой
mouo-yoshkarola -> Цветотерапия как один из способов воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка
mouo-yoshkarola -> «Детский сад комбинированного вида №80 «Ужара» г. Йошкар-Олы» 424037, Россия, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, улица Подольских Курсантов, дом, 12 б
mouo-yoshkarola -> «Детский сад №2 г. Йошкар Олы
mouo-yoshkarola -> Консультация для родителей «Первые шаги в обучении грамоте»
mouo-yoshkarola -> Родительское собрание в старшей группе. «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Задачи


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница