Дезадаптация младших школьников



Дата07.06.2016
Размер41.5 Kb.
 Дезадаптация младших школьников
Понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и т. д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность - школу - входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждению, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Другая причина школьной дезадаптации младших школьников заключается в том, что трудности в учебе и поведении осознаются детьми в основном через отношение к ним учителя, а причины возникновения дезадаптации часто связаны с отношением к ребенку и его учебе в семье.

Адаптация к новой социальной ситуации вызывает трудности при наличии противоречий между:

•·         требованиями школы к ребенку (режим, темп работы, требования к познавательной деятельности, саморегуляции) и готовностью ребенка их выполнять;

•·         ожиданиями родителей от своего ребенка как ученика и несоответствием этих ожиданий оценкам учебной деятельности ученика со стороны учителя;

•·         необходимостью установить контакты с новыми людьми (учителем, учащимися) и отсутствием необходимых социальных навыков.

Причинами школьной дезадаптации, по данным исследователей и наблюдениям работы школьных психологов, детских психотерапевтов (Каган В. Е., 1984; Бурменская Г. В., Кирабанова О. А., Лидере А. Г., 1990; Битянова М. Р. (1998); НовиковаЕ. В., 1993; и др.), являются:

•Ø      сам процесс обучения, который в полной мере не учитывает индивидуальности ребенка;

•Ø      конституциональная уязвимость ребенка младшего школьного возраста, его центральной нервной системы и ее обострение в условиях общих, стандартизированных требований;

•Ø      психологические установки и личностное реагирование ребенка, его переживания различных ситуаций школь­ной жизни.

Наиболее яркими симптомами неадаптированности по прошествии трех месяцев после начала занятий в первом классе считаются:

••      отсутствие желания посещать школу (« там плохо », « никого не знаю», «боюсь»);

••      незнание имени учителя, неспособность его узнать;

••      непринятие и невыполнение школьного режима (продолжительности урока, подготовки тех заданий, которые предлагаются классу);

•      неспособность объяснить, какое задание получил на дом.

Эти показатели неадаптированности относятся к внешним, организационным сторонам учебного процесса. Адаптация же к основным компонентам учебной деятельности продолжается значительно дольше. Она включает в себе: перестройку регуляционных механизмов поведения и выработку его произвольности, принятие ответственности за учение, адаптацию скорости протекания психических процессов к темпам работы учителя, понимание ребенком целесообразности и важности требований учителя к различным операционным и содержательным сторонам учения.

У некоторых детей, не имеющих задержки психического развития, адаптация наступает только ко второму году обучения. Показателями психологической школьной дезадаптации выступают:

••       несформированность у детей младшего школьного возраста элементов и навыков учебной деятельности;

••       несформированность мотивов учения;

••       неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, памяти, учебной деятельности в целом;

••       неумение приспособиться к темпу школьной жизни в целом и к темпу учебной деятельности на уроке.

 

Обобщенно картину школьной дезадаптации можно представить следующим образом:



 

ПРОЯВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Форма дезадаптации

Причины

 


Коррекционные мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

 


Недостаточное интеллектуаль-ное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям

Неспособность произвольно управлять своим поведением

 


Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

 


Работа с семьей; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправиль­ное поведение

 


Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей

 


Работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика

 


Школьный невроз, или «фобия школы», - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы»

Ребенок не может выйти за границы семейной общности - семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем)

Необходимо подключение школьного психолога - семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей

Вполне естественно, что преодоление той или иной формы дезадаптации прежде всего должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. Очень часто дезадаптация ребенка в школе, неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения. При этом возникает общая средовая дезадаптация ребенка, указывающая на его социальную отгороженность, отвержение.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница