«Деятельностный подход в повышении квалификации педагогических работников как условие развития аналитической компетентности педагога новой школы»



Скачать 116.25 Kb.
Дата13.02.2016
Размер116.25 Kb.


Тема проекта: «Деятельностный подход в повышении квалификации педагогических работников как условие развития аналитической компетентности педагога новой школы»

Организация – ГАОУ ДПО «Агинский ИПК работников социальной сферы» Забайкальского края

Автор проекта – Будаева Б.Б. , ректор, к.г.н.

Актуальная проблема, которую решает проект.

Сформированность аналитических умений — один из критериев педагогического мастерства, ибо с их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. Такое умение состоит из ряда частных умений: расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;


правильно диагностировать педагогическое явление; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.

Теоретический анализ фактов и явлений заключает в себе: вычленение факта или явления, его обособление от других фактов и явлений; установление состава элементов данного факта или явления; раскрытие содержания и выделение роли каждого из элементов данной структуры; проникновение в процесс развития целостного явления; определение места данного явления в образовательном процессе.


Под педагогическим фактом здесь понимается тот или иной тип воспитательного отношения, а под педагогическим явлением — результат взаимодействия таких форм действительности, как событие, происшедшее в жизни ученика, действия педагога на основе анализа этого события в соответствии с поставленной им задачей, действия учащихся и педагогический результат действий учителя.

Не один из способов повышения квалификации не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Педагог является одним из важнейших источников передачи социального опыта и знаний. Выполнять данную миссию он может только в том случае, если сам способен воспринимать новые идеи, осуществлять самоанализ и рефлексию своей деятельности. Следовательно, развитие учителя есть необходимое условие успешности ученика

Как показало изучение проблем современного школьного образования, существующей системы повышения квалификации педагогических кадров с позиций парадигмы образования существуют противоречия:

- потребностью образовательных учреждений в преподавателях с высоким уровнем аналитической компетентности и недостаточной теоретической разработанностью содержания и структуры данного вида профессиональной компетентности, а также педагогических условий и методических механизмов ее эффективного развития в системе непрерывного педагогического образования;

- между новыми государственными требованиями к уровню профессиональной компетентности педагогических работников и реально сформированными профессиональными компетенциями;

- между достижениями дидактики в области образовательных технологий и преобладающей практикой обучения педагогов, ориентированной на работу в жестко регламентированной системе образования;

- между переходом системы образования к деятельностному обучению и недостаточной разработанностью теоретического содержания, методов и организационных форм повышения квалификации педагогов в области деятельностных образовательных технологий.

Указанные противоречия обуславливают проблему разработки методической системы повышения квалификации педагогических кадров по формированию аналитической компетентности на деятельностной основе.



Причины:

- низкий уровень аналитической компетентности педагогов;

- недостаточная разработанность теоретического содержания, методов и организационных форм повышения квалификации педагогов в области деятельностных образовательных технологий.

Цель: разработка методической системы повышения квалификации педагогических кадров по формированию аналитической компетентности на деятельностной основе.

Задачи:

- повысить аналитическую компетентность современного педагога;

- разработать теоретическое содержание, методы и организационные формы повышения квалификации педагогов в области деятельностных образовательных технологий.

Уровень, на котором планируется решать проблему – региональный

Описание институционального решения обозначенной проблемы

(Механизм реализации проекта)






Содержание деятельности

Сроки

Исполнители

1

Разработать модуль в учебных планах КПК, ПК по теме «Аналитическая компетентность современного педагога»







2

Разработать рекомендации по формированию аналитической компетентности современного педагога







3

Спроектировать новые методы и организационные формы повышения квалификации педагогов в области деятельностных образовательных технологий (посещение уроков, занятий, анализ педагогом, руководителем, лекции, совместное проектирование уроков…)







4

Апробировать и практиковать методы и организационные формы повышения квалификации педагогов в области деятельностных образовательных технологий.







5

Организовать диссеминацию лучшего инновационного опыта








Наименование предполагаемых продуктов, которые могут быть получены по итогам реализации проекта.

На сегодняшний день практически отсутствуют современные методики оценки спектра и уровня достижения компетенций, соответствующие психологические тесты, поэтому представляется важным выделить показатели развития аналитической компетентности и подобрать методики оценки уровня их развития.

Основываясь на предложенных научных точках зрения на природу компетентностей, считаем возможным в качестве показателей развития аналитического компонента профессиональной компетентности учителя предложить следующие:

- готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);

- владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);

- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);

- отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);

- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

В создаваемых оптимальных моделях планируется учесть весь спектр факторов и условий для ее совершенствования: от определения структур, формирующих заказ на повышение квалификации, до практических рекомендаций по методическому обеспечению образовательных программ и оценки их результативности.

Разработанные в ходе проекта система повышения квалификации учителей будут готовы к использованию в институтах, работающих с различными категориями образовательных кадров: в традиционных учреждениях переподготовки и повышения квалификации, а также в создающихся в настоящее время учреждениях и организациях (региональные институты развития образования, центры инновационных образовательных технологий и т.п.), поскольку они будут:

- включать в себя описание структур, которые должны формировать заказ на обучение учителей;

- содержать механизмы и способы разработки образовательных программ, ориентированных на учителей;

- содержать рекомендации по организации повышения квалификации и формированию образовательных программ ПК для учителей;

- стимулировать использование возможностей сетевого взаимодействия и дистанционного обучения;

- ориентировать институты повышения квалификации на индивидуализацию образовательных маршрутов обучаемых;

- содержать примерные критерии оценивания образовательных достижений учащихся.

Принципы построения образовательных программ в рамках индивидуально-сетевой модели:

- деятельностный подход как способ подготовки взрослых;

- технологичность, возможность переноса теоретических знаний в практическую деятельность педагога;

- осознание собственной деятельности и педагогических эффектов нового (содержания, технологий, отношений и т.п.) путем применения рефлексивных технологий;

- вариативность образовательных программ и организационных форм их освоения педагогами, что позволяет гибко и мобильно учитывать запросы слушателей и их квалификацию;

- имодульное построение образовательных программ и их отдельных блоков (с обязательной обратной связью со слушателями и возможностью корректировки их образовательного маршрута);



- создание комфортной образовательной среды, основанной на глубоком уважении к участникам образовательного процесса.


Каталог: res ru
res ru -> Справка По вопросу реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в части социализации и здоровьесбережения детей
res ru -> Мбоу оу лицей №9 Лидер Свердловского района
res ru -> «Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования муниципального района на основе реализации нелинейного расписания с элементами тьютерства на всех ступенях общего образования»
res ru -> Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года Экспертная группа №8 Материал для обсуждения «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе»
res ru -> Программа районного опорного общеобразовательного учреждения ресурсного центра повышения педагогического мастерства


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница