Деятельность специалиста направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса



Скачать 105,78 Kb.
Дата17.01.2021
Размер105,78 Kb.
#91394
ТипГосударственный образовательный стандарт

Государственный Комитет Российской Федерации
по высшему образованию

Согласовано: Утверждаю:


Первый заместитель Заместитель
Министра образования Председателя Комитета
В.А.Болотов В.Д.Шадриков
11.07.95 11.07.95

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Государственные требования


к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника
по специальности 020100 - ФИЛОСОФИЯ

Квалификация - УЧИТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ


(Третий уровень высшего профессионального образования)

Вводится в действие
с момента утверждения

Москва, 1995 г.


- 2 -

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020100 - ФИЛОСОФИЯ


1.1. Специальность утверждена приказом Государственного ко-


митета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта
1994 года N 180.
1.2. Нормативная длительность обучения по специальности по
очной форме обучения - 5 лет. Основная квалификация - "Учитель
философии".
1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности спе-
циалиста.
Деятельность специалиста направлена на развитие, обучение и
воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса.
Сферами деятельности специалиста являются:
- преподавательская;
- научно-методическая;
- социально-педагогическая;
- культурно-просветительская.
1.4. Специалист подготовлен для работы в учреждениях, реали-
зующих программы общего среднего образования.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, УСПЕШНО ЗАВЕРШИВШИХ


ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020100 - ФИЛОСОФИЯ

2.1. Общие требования к образованности специалиста


Специалист:
- осознает личностную и социальную значимость своей профессии;
обладает целостным представлением об образовании как особой
сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (тран-
сляцию) культуры от поколения к поколению и выступающей как
контекст становления личности;
- обладает научно-гуманистическим мировоззрением,знает основные
закономерности развития природы и общества;
- владеет системой знаний и представлений о человеке как сущес-
тве духовном, как личности и индивидуальности;
- знает основы Конституции Российской Федерации, этические и

- 3 -

правовые нормы регулирующие отношения человека к человеку,ок-
ружающей среде, умеет учитывать их при подготовке социальных
проектов;
- владеет системой знаний о закономерностях и принципах образо-
вательного процесса и умеет использовать их в своей профессио-
нальной деятельности;
- владеет системой знаний о взаимосвязях физического, психичес-
кого и социального здоровья человека и общества;
- знает формы и методы научного познания и их эволюцию, владеет
различными способами познания и освоения окружающего мира; по-
нимает роль науки в развитии общества;
- владеет профессиональным языком предметной области знания,
умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать поло-
жения предметной области знания;
- знает концептуальные основы и принципы экологического образо-
вания, умеет реализовывать их в профессиональной деятельности;
- владеет современными методами поиска, обработки и использова-
ния информации, умеет интерпретировать и адаптировать информа-
цию для адресата;
- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной
практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и
методов работы;
- обладает организационно-деятельностными умениями, необходимы-
ми для самоанализа, развития своих творческих способностей и
повышения квалификации;
- умеет строить взаимоотношения с коллегами, находить, прини-
мать и реализовывать управленческие решения в своей профессио-
нальной деятельности;
- обладает культурой мышления, речи, общения;
- способен к проектной деятельности на основе системного подхода;
- психологически и методически подготовлен к работе в поли - и
междисциплинарных областях знаний;
- осознает здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по
охране здоровья и безопасности жизнедеятельности;
- знает государственный язык Российской Федерации - русский;
свободно владеет языком, на котором ведется преподавание;
- обладает философским мировоззрением (целостной картиной мира),
определяющим познавательное, ценностное, этическое и эстети-

- 4 -

ческое отношение к миру.

2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам


2.2.1. Требования по дисциплинам общекультурной подготовки.


Специалист:
- имеет представление о природе и структуре человеческого зна-
ния, соотношении знания и веры, об особенностях функционирова-
ния знания в современном обществе;
- имеет представление о научной, художественной картинах мироз-
дания и месте человека в нем;
- владеет системой знаний о современных концепциях естествозна-
ния,имеет представление о биологическом многообразии и сохра-
нении устойчивости биосферы, взаимодействии организма и среды,
экосистемах,принципах охраны природы и рационального природо-
пользования, о ноосфере, месте человека в эволюции Земли;
- обладает знаниями об информационных процессах в природе и об-
ществе, о компьютерных технологиях, возможностях электронных
технологий в сфере культуры и образования;
- владеет современными представлениями о социальных явлениях и
процессах, механизмах саморегуляции и саморазвития общества,
проблемах взаимодействия общества и природы, общества и
культуры, общества и личности;
- имеет представление об историческом многообразии культур и ци-
вилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни, о
месте отечественной цивилизации в мировом историко-культурном
процессе;
- имеет представление о роли этнических и национальных факторов
в эволюции культуры и цивилизации, знает специфику полиэтни-
ческой среды, особенности межэтнической коммуникации;
- знает основные закономерности экономической жизни современно-
го общества, проблемы функционирования экономических систем,
ценностные основы хозяйственной и трудовой деятельности, умеет
анализировать основные экономические события;
- обладает развитым правосознанием, знает права и свободы лич-
ности и гражданина,основы российской правовой системы и зако-
нодательства;
- имеет представление о политических отношениях и процессах, по-

- 5 -

нимает роль и значение политических систем в жизни общества,
умеет анализировать современную политическую ситуацию;
- имеет представление о языке, символике и образности искусства,
о вершинных явлениях мировой художественной культуры,ис-
пользует накопленный опыт для развития творческих способнос-
тей личности;
- имеет представление о целостности мирового литературного про-
цесса, владеет критериями оценки явлений современной литера-
турной жизни;
- знает основы математики;
- знает условия и формы речевой коммуникации, владеет техникой
речевой деятельности;
- владеет лексическим и грамматическим минимумом одного из инос-
транных языков; умеет читать и переводить тексты со словарем,
вести беседу-диалог общего характера на иностранном языке;
- имеет ценностные представления о физической культуре, владеет
системой умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укреп-
ление здоровья,развитие и совершенствование психо-физических
способностей, самоопределение в физической культуре.

2.2.2. Требования по дисциплинам медико-биологической подготовки


Специалист владеет:
- знаниями о биологической природе и целостности организма чело-
века;
- знаниями о здоровом образе жизни и его основополагающих прин-
ципах;
- знаниями о наиболее распространенных заболеваниях,являющихся
главной причиной ранней инвалидности и смертности населе-
ния,об их факторах риска и основных методах профилактики в
различные периоды жизни человек;
- знаниями об анатомо-физиологических особенностях детей и под-
ростков,развитии их организма, о функциональных нарушениях и
их коррекции в разные периоды детства;
- знаниями о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб
здоровью,о защите от неблагоприятного влияния социальной среды;
- знаниями об опасных и чрезвычайных ситуациях среды обитания
природного,техногенного и социального происхождения;
- знаниями о правовых,нормативно-технических и организационных

- 6 -

основах безопасности жизнедеятельности;
- знаниями о структуре гражданской обороны,ее предназначении и
задачах;
- навыками оказания первой медицинской помощи детям и взрослым.

2.2.3. Требования по дисциплинам психолого-педагогической подготовки


Специалист:
- владеет системой знаний о сфере образования, сущности, содер-
жании и структуре образовательных процессов;
- владеет системой знаний об истории и современных тенденциях
развития психолого-педагогических концепций и предметных мето-
дик;
- владеет системой знаний о человеке как субъекте образова-
тельного процесса, его возрастных, индивидуальных особеннос-
тях, социальных факторах развития;
- владеет системой знаний о закономерностях психического разви-
тия; факторах, способствующих личностному росту; направляет
саморазвитие и самовоспитание личности;
- знает особенности детей с отклонениями в развитии;
- владеет системой знаний о закономерностях общения и способах
управления индивидом и группой; умениями педагогического обще-
ния;
- соблюдает права и свободы обучающихся; умеет оказывать со-
циальную помощь и поддержку учащимся;
- обладает системой знаний о закономерностях целостного педаго-
гического процесса, о современных психолого-педагогических
технологиях; владеет технологиями развивающего обучения;
- умеет организовать внеучебную деятельность учащихся;
- владеет основными психолого-педагогическими критериями приме-
нения компьютерной техники в образовательном процессе;
- умеет организовывать образовательный процесс в различных со-
циокультурных условиях;
- владеет умениями психолого-педагогической диагностики;
- владеет умениями проектирования, реализации, оценивания и кор-
рекции образовательного процесса;
- владеет основами разработки учебно-программной документации и
умеет использовать их для формирования содержания обучения;
- знает систему образовательных учреждений и основы управления

- 7 -

ими;
- знает основы организации опытно-экспериментальной и исследова-
тельской работы в сфере образования;
- владеет современной методикой преподавания философии в образо-
вательных учреждениях разных типов, умеет использовать различ-
ные средства обучения.

2.2.4. Требования по дисциплинам предметной подготовки.


Специалист:
- обладает философским мировоззрением, отличающимся направлен-
ностью на выдвижение "предельных оснований" в познании мира и
места человека в нем;
- владеет системой философских понятий и категорий, знает исто-
рию развития мировой философской мысли, умеет анализировать
современные философские течения;
- владеет системой знаний о многообразии форм познания, о кате-
гориальной структуре мышления и философско-методологических
принципах познания;
- понимает сущность познания,роль и значение абстрактного (логи-
ческого) мышления в научном познании, основных форм фиксации и
преобразования знания на уровне абстрактного мышления, связи
мышления с языком и роли последнего в мыслительных процедурах;
- знает основное содержание современной формальной логики, ос-
новные логические учения;
- понимает цели, движущие силы и смысл исторического процесса;
- знает содержание и проблематику философии истории в ходе исто-
рического развития, многообразие культур в их преемственности
и взаимодействии;
- владеет системой знаний о качественном своеобразии общества,
его целях, общественных идеалах, генезисе и развитии;
- понимает сущность морали ( нравственности) как формы общес-
твенного сознания, ее место в системе других общественных от-
ношений, происхождение и историческое развитие; знает основ-
ные этические учения;
- имеет целостное представление об эстетических ценностях, ос-
новных видах художественной деятельности, понимает значимость
эстетических категорий в философском осмыслении действи-
тельности, знает основные направления развития эстетической

- 8 -

мысли;
- имеет совокупность философских установок по отношению к рели-
гии, к ее природе и функциям; знает основные религиозные кон-
фессии, историю развития религиозных представлений; основные
направления религиозной философии;
- знает структуру научного знания, средства и методы научного
познания; соотношение науки с другими формами общественного
сознания; основную проблематику философии ествествознания и
гуманитарных наук.

Требования по дисциплинам специализации устанавливаются ву-


зом (факультетом).
Требования по дисциплинам дополнительной специальности опре-
деляются вузом (факультетом) с учетом требований Государственно-
го образовательного стандарта по соответствующей специальности.

3. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020100 - ФИЛОСОФИЯ
----------------------------------------------------------------------
Индекс Наименование дисциплин Всего часов
и их основные единицы на освоение
уч.материала
----------------------------------------------------------------------
ОК 00 Дисциплины общекультурной подготовки 1500
ОК 01 История мировых цивилизаций:
Понятие цивилизации, соотношение цивилизации и
культуры, историческое разнообразие культур. Ти-
пология цивилизаций, основные теории цивилизаци-
онного развития. Основные факторы исторического
развития цивилизаций, накопление изменений в про-
цессе развития человеческих обществ. Этапы исто-
рии древних цивилизаций, цивилизаций Востока, ев-
ропейской цивилизации, ее западнохристианской и
восточнохристианской ветвей. Основные концепции
истории российской цивилизации, ее специфика и
основные этапы цивилизационного развития России.
Менталитет человека,его эволюция и особенности в
Западной Европе, России и других регионах мира.

- 9 -

Глобализация цивилизационного процесса.
ОК 02 Концепции современного естествознания:
Естественнонаучная и гуманитарная культуры.Исто-
рия естествознания.Панорама современного естест-
вознания, тенденции развития.Корпускулярная и
континуальная концепции описания природы.Порядок
и беспорядок в природе.Структурные уровни органи-
зации материи. Пространство, время.Принципы отно-
сительности, симметрии. Законы сохранения. Взаи-
модействие. Состояние. Принципы суперпозиции,не-
определенности, дополнительности. Динамические и
статистические закономерности в природе. Принцип
возрастания энтропии.
Химические системы, энергетика химических процес-
сов, реакционная способность веществ.
Особенности биологического уровня организации ма-
терии. Принципы эволюции, воспроизводства и раз-
вития живых систем. Многообразие живых организ-
мов-основа организации и устойчивости биосферы.
Генетика и эволюция.
Человек: физиология,здоровье,эмоции, творчест-
во,работоспособность. Биоэтика.Человек, биосфера
и космические циклы. Ноосфера.Необратимость вре-
мени.
Самоорганизация в живой и неживой природе.Принци-
пы универсального эволюционизма.Путь к единой
культуре.
ОК 03 Социология:
Предмет и задачи социологии. Основные направления
социологической теории. Общество социокультурная
как система, его структурирование. Общество и
государство. Понятие социальной группы, индивид и
первичные социальные группы.Социальное поведение.
Социальное расслоение и социальная стратификация.
Социальные институты и социальные организации.
Массовое сознание и массовые действия.Социальные
движения.
Понятие образа жизни, социальные структуры, куль-

- 10 -

турная и природная среда как условия жизнедея-
тельности человека. Уровень жизни, качество жиз-
ни. Методы и методики социологического исследова-
ния.
Социология управления. Социология образования.
ОК 04 Культурология:
Культура как предмет научного исследования, его
особенности. Науки о культуре (философия культу-
ры, социология культуры, история культуры, куль-
турная и социальная антропология) и специфика
трактовки феномена культуры в каждой из них. Раз-
личие культурного и социального. Феноменология
культуры, формы культуры, проблемы типологии
культуры. Единство и многообразие культур, проб-
лемы преемственности и инновации в культуре. Ис-
тория культурологических учений.
ОК 05 Этнология:
Предмет и задачи этнологии, ее основные понятия и
концепции; этнология и социология, этнология и
культурная антропология. Этнос как социокультур-
ная единица. Антропогенез и этногенез, этнолинг-
вистическая классификация народов. Этническая
культура, ее составляющие, многообразие и равно-
ценность этнических культур; этническое самосоз-
нание, основания этнической идентичности. Тради-
ционная культура, ее основные элементы и механиз-
мы воспроизведения; народное искусство и фоль-
клор. Этнический компонент обыденной культуры.
Особенности межэтнической коммуникации, этнокуль-
турное влияние и ассимиляция. Этнические конфлик-
ты и принципы их разрешения.
ОК 06 Мировая художественная культура:
Содержание понятия "мировая художественная куль-
тура", стили и направления в мировой художествен-
ной культуре. Основные этапы истории мировой ху-
дожественной культуры, дифференциация древнейшего
художественного синкретизма и становление совре-
менной системы искусств. Историческая морфология

- 11 -

мировой художественной культуры, синтез искусств
в художественной культуре ХХ в.
История отечественной художественной культуры и
ее выдающиеся достижения, их связь с мировым ху-
дожественным процессом.
Разграничение понятий "всемирная", "национальная"
и "мировая" литература. Мировая литература как
диалог вершинных достижений национальных литера-
тур в аспекте их мирового значения. Методы выяв-
ления диалогических связей национальных литера-
тур. Основные этапы истории мировой литературы,
проблемы современного литературного процесса и
перспективы мировой литературы.
ОК 07 Экономика:
Предмет экономической науки. Основные понятия
собственности. Введение в макроэкономику. Деньги,
денежное обращение и денежная политика. Нацио-
нальный доход, совокупные расходы, спрос, предло-
жение, ценовой уровень, фискальная политика. Мак-
роэкономические проблемы инфляции и безработицы.
Мировая экономика и экономический рост. Спрос,
потребительский выбор,издержки и предложение.
Фирма и формы конкуренции. Структура бизнеса, ре-
гулирование и дерегулирование.
Сравнительные экономические системы.
Экономические отношения в сфере образования и
культуры.
ОК 08 Политология:
Предмет и задачи политологии. Власть и властные
отношения, их исторические формы. Политическая
жизнь, ее основные характеристики. Политика и
экономика, политика и право. Субъекты политики,
институциональные аспекты политики. Политическая
система как механизм социального взаимодействия,
политические партии. Политическая культура. Поли-
тические идеологии, взаимосвязь политической жиз-
ни с социокультурными ценностями, нормами, тради-
циями. Связь политики с религиозными идеологиями.

- 12 -

Формирование политической культуры личности.
Политический процесс в России.
ОК 09 Право:
Понятие права, правовой нормы и правоотношений.
Функции права и сферы его применения. Право как
нормативная форма культуры, взаимосвязь права и
социального порядка. Конституционные основы пра-
вовой системы и ее структура. Субъекты права.
Правовая политика. Формирование правосознания,
его связь с системой социокультурных ценностей.
Исторические формы права, его связь с экономичес-
кой и политической сферами.
Право в сфере образовательной деятельности и
культуры. Закон Российской Федерации "Об образо-
вании". Права ребенка. Конвенция о правах ребен-
ка. Международные правовые нормы в сфере образо-
вания и культуры. Правовые основы деятельности
учителя, механизмы реализации и защиты его прав.
ОК 10 Математика и информатика:
Аксиоматический метод. Математические доказа-
тельства. Элементы, множества, отношения, отобра-
жения,числа. Комбинаторика. Конечные и бесконеч-
ные множества. Основные идеи математического ана-
лиза. Математика случайного. Элементы теории ве-
роятностей. Роль математики в гуманитарных нау-
ках.
Теоретические представления об информационных
процессах в природе и обществе. Понятие информа-
ции, процессы ее порождения, поиска, передачи и
приема, интерпретация сообщения; социальная ин-
формация и ее особенности. Информационные процес-
сы в культуре, культурная коммуникация. Информа-
тизация общества и информационная культура лич-
ности, информационные системы и средства массовой
информации.
Аппаратные и программные средства персональных
ЭВМ, предназначенные для обработки информации.
Компьютерные технологии и возможности новых

- 13 -

электронных технологий в сфере культуры и образо-
вания.
ОК 11 Риторика. Культура речи:
Классическая риторика (ораторское искусство, ре-
чевая культура). Риторика в историко-культурной
традиции. Неориторика - анализ речевой деятель-
ности человека. Язык как носитель и одна из основ
культуры. Предмет риторики. Риторика в изучении
коммуникационных процессов. Общая теория и приме-
нение риторических фигур. Риторика в гуманитарном
образовании и педагогической деятельности.
Правильность, стилистическая целесообразность,
выразительность речи. Социальные и собственно
языковые причины языковых изменений. Нормы акцен-
тологические, произносительные, морфологические,
синтаксические, лексические. Вариантность нормы и
принципы, ее обусловливающие.
Стилистическая дифференциация языковых средств.
Нормы устной и письменной речи. Типичные ошибки
современной речи. Словари и справочники.
Требования, предъявляемые к речи педагога.
ОК 12 Иностранный язык: 340
Общеязыковая и специальная лексика. Основы грам-
матики и синтаксиса. Чтение специальных и обще-
культурных текстов.
Устный и письменный перевод с иностранного языка.
Использование речевого этикета. Общекультурные
сведения о стране изучаемого языка.
ОК 13 Экология:
Основные законы и принципы экологии.Экосистемы.
Структура. Принципы функционирования. Устойчи-
вость экосистем.Биосфера - глобальная экосистема.
Круговороты вещества и энергии. Человек и окружа-
ющая среда.Антропогенное воздействие на природу.
Экологические проблемы современности: изменение
природных процессов, уменьшение биологического
разнообразия, загрязнение окружающей среды, де-
мографические проблемы. Экология человека. Биосо-

- 14 -

циальная сущность человека. Факторы экологическо-
го риска.Возможности адаптации организма к изме-
няющимся условиям окружающей среды. Экологическая
напряженность и генофонд человека. Экологические
основы рационального природопользования. Концеп-
ция устойчивого развития.
Педагогическая экология. Концептуальные основы и
принципы экологического образования.
ОК 14 Физическая культура: 406
Физическая культура в общекультурной и профессио-
нальной подготовке.Социально-биологические основы
физической культуры. Оздоровительные системы и
спорт (теория, методика,практика). Профессиональ-
но-прикладная физическая подготовка.
ОК 15 Курсы по выбору студента, устанавливаемые 180
вузом (факультетом)

МБ 00 Дисциплины медико-биологической подготовки 360


МБ 01 Основы анатомии, физиологии и гигиены
детей и подростков:
Человек как целостная биологическая система.
Основные закономерности роста и развития организ-
ма человека. Анатомо-физиологические особенности
организма детей и подростков,психо-физиологи-
ческие функции на разных этапах его развития. Фи-
зическая и умственная работоспособность в различ-
ные периоды развития организма ребенка. Психо-фи-
зиологические проявления сексуальности детей и
подростков. Адаптация.Понятие об адекватности фи-
зических и психических нагрузок функциональным
возможностям организма ребенка и подростка. Био-
ритмы и биоритмология. Понятие о функциональных
нарушениях у детей и подростков и их коррекция.
Гигиена детей и подростков.
МБ 02 Основы здорового образа жизни и профи-
лактика болезней:
Понятие "здоровье" и "образ жизни". Микро- и мак-
росоциальные и психологические факторы, определя-

- 15 -

ющие образ жизни людей в процессе эволюции об-
щества. Здоровье в иерархии потребностей. Мотива-
ция здоровья и здорового образа жизни. Понятие
нормы.
Концепции здорового образа жизни. Основные
составляющие здорового образа жизни. Сознание и
здоровье.Движение и здоровье. Питание и здоровье.
Информация и здоровье. Труд и здоровье.Экология и
здоровье. Культура и здоровье. Возраст и здо-
ровье. Вредные привычки, их профилактика и кор-
рекция.
Система самооздоровления и самосовершенствова-
ния. Традиционные и нетрадиционные методы оздо-
ровления. Лекарства для здоровых. Девочка-под-
росток и здоровье будущих поколений. Сексуальная
культура детей и подростков.
Хронические неинфекционные заболевания как глав-
ная причина ранней инвалидности и смертности на-
селения. Основные факторы риска, их причины,
распространенность среди различных возрастных
групп населения России и других стран, связь с
образом жизни.
Школьные формы патологии: нарушение осанки, ско-
лиоз, близорукость, нервные расстройства и др.
Профилактика наркомании и токсикомании. Значение
и преимущества профилактики факторов риска в
детстве.
Инфекционные болезни в современном обществе. Ме-
ханизмы развития инфекционных заболеваний. Эпиде-
мии. Основные принципы профилактики. Спид и его
профилактика. Венерические болезни и их профилак-
тика.
МБ 03 Безопасность и защита человека в чрезвы-
чайных ситуациях:
Опасные и вредные факторы среды обитания, их ха-
рактеристика,закономерности появления и способы
защиты от их последствий.
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и

- 16 -

социального происхождения. Правовые, норматив-
но-технические и организационные основы обеспече-
ния безопасности жизнедеятельности.
Защита учащихся и персонала от последствий чрез-
вычайных ситуаций военного и мирного времени.
Организация и проведение "Дня защиты детей" в об-
щеобразовательных учебных заведениях.
МБ 04 Первая медицинская помощь:
Методы и средства оказания первой неотложной ме-
дицинской помощи при ранах, кровотечениях, трав-
мах, ожогах, обмороках и других острых нарушениях
кровообращения, укусах насекомых и животных, бо-
лях в животе, отравлениях, судорогах, попадании
инородных тел в дыхательные пути, в конъюктиву и
уши, при утоплении, изнасиловании, при остановке
сердца и дыхания, электротравме, ударе молнии,
солнечном ударе.
МБ 05 Курсы по выбору студента, устанавливаемые 36
вузом (факультетом)

ПП 00 Дисциплины психолого-педагогической подготовки 1300


ПП 01 Введение в педагогическую профессию:
Профессия педагога. Спектр педагогических специ-
альностей. Перспективы педагогической профессии.
Педагогическая деятельность. Гуманистическая при-
рода педагогической деятельности. Личность ребен-
ка. Педагогическая культура.
Профессионально значимые личностные качества пе-
дагога.Педагогические способности. Педагогическая
позиция. Профессиональные знания и умения. Пути
овладения профессией. Педагогические учебные за-
ведения.
Содержание,структура, формы и методы освоения
профессии педагога. Индивидуальные образователь-
но-профессиональные программы. Способы саморазви-
тия. Педагогическая карьера.
ПП 02 Психология человека:
Человек. Обыденная и научная психология. История

- 17 -

научной психологии. Структурализм и функциона-
лизм. Бихевиоризм. Психоанализ. Гештальтпсихоло-
гия. Когнитивная психология. Гуманистическая пси-
хология. Методы психологии. Онтология и психоло-
гия жизни человека. Организм, индивид, личность,
субъект. Деятельность человека.
Общение. Человек как индивид. Пол и возраст. Тем-
перамент. Характер. Способности.
Человек как субъект. Желания (воля), чувства, ра-
зум. Потребности, мотивы, цели. Эмоции, настрое-
ния, аффекты, страсти. Роль, статус, позиция.
Восприятие, память, мышление, воображение, внима-
ние. Сознание. Структура сознания. Самосознание.
Духовная жизнь человека. Человек как личность и
индивидуальность.
ПП 03 Возрастная психология:
Предмет и история психологии развития человека.
Категория развития. Теории психического развития.
Концепция усвоения общественного опыта.Образова-
ние и развитие. Предпосылки, условия и движущие
силы развития. Периодизация психического разви-
тия. Категория возраста. Развитие как процесс и
деятельность. Социальная ситуация развития, веду-
щий вид деятельности, основные новообразования.
Основные ступени развития человека. Родовой кри-
зис. Стадия новорожденности. Младенчество. Комп-
лекс оживления. Раннее детство. Предметная дея-
тельность. Символизм. Кризис трех лет. Дошкольное
детство. Игра. Сознание и самосознание дошкольни-
ка. Кризис детства. Психологическая готовность к
школе. Отрочество. Учебная деятельность. Теорети-
ческое мышление. Развитие личности. Кризис отро-
чества. Подросток и взрослые. Самосознание под-
ростков. Потребность в самоутверждении. Юность.
Осознание себя как личности. Мировоззрение. Само-
определение. Кризис юности. Определение смысла
жизни. Молодость. Авторство собственного образа
жизни. Кризис молодости. Стадия взрослости.Кризис

- 18 -

взрослости. Зрелость. Кризис зрелости. Старость.
ПП 04 Социальная психология:
Теоретические и прикладные задачи социальной пси-
хологии. Психология общения. Содержание, цели и
средства общения. Виды и уровни общения. Основные
закономерности общения. Приемы и техники управле-
ния партнером в процессе общения. Группа как со-
циально-психологический феномен. Виды групп. Фор-
мальная и неформальная структура группы. Норма-
тивно-ролевые феномены малой группы. Лидерство.
Групповая совместимость. Проблема групповой спло-
ченности. Проблема эффективности групповой дея-
тельности. Феномены межгруппового взаимодействия.
Механизмы развития группы. Эффективные способы
управления малой группой. Феномены больших соци-
альных групп. Проблема группового сознания. Соци-
ально-психологические аспекты этнопсихологии.
Психология массовидных явлений. Личность и об-
щество. Понятие социализации. Содержание процесса
социализации. Формирование и изменение социальных
установок личности. Проблема прогнозирования со-
циального поведения человека.
ПП 05 Педагогическая психология:
Концепции педагогического процесса и их психоло-
гические основания. Проблемы профессиональной
подготовки и личностного развития учителя. Мотивы
педагогической деятельности. Педагогические спо-
собности. Стили педагогического руководства. Пе-
дагогическое общение. Индивидуальные стили педа-
гогической деятельности. Психология педагогичес-
кого коллектива.
Структура педагогической деятельности. Психология
педагогического воздействия. Приемы и техника уп-
равления учащимися на уроке. Основные понятия
психологии воспитания.
Психологические механизмы формирования личности.
Психологические аспекты воспитательных техноло-
гий.

- 19 -

Основные понятия психологии обучения. Концепции
обучения и их психологические основания. Учебная
деятельность. Мотивы учения. Психологические ос-
новы развивающего обучения. Соотношение обучения
и воспитания. Проблемы дифференциации и индивиду-
ализации обучения. Психологические аспекты компь-
ютеризации обучения.
ПП 06 Педагогические теории, системы, техноло-
гии:
Объект,предмет, методология и структура педагоги-
ческой науки. Системный, личностный, деятельност-
ный подходы. Категории педагогики. Функции педа-
гогического процесса: информатизация, развитие,
социализация личности.
Личность ребенка - объект и субъект воспитания и
обучения. Целостность педагогического процесса.
Закономерности, противоречия, принципы целостного
педагогического процесса.
Воспитание в структуре целостного педагогического
процесса: характерные особенности, движущие силы.
Воспитание как система. Сущность системного под-
хода в воспитании. Структурные элементы процесса
воспитания и их взаимосвязь. Цель воспитания и е„
место в воспитательном процессе.Содержание и ис-
точники воспитания. Система методов воспита-
ния.Воспитательная система школы. Авторские вос-
питательные системы. Современные концепции воспи-
тания.
Основы социальной педагогики. Организация внеу-
чебной деятельности учащихся.Взаимодействие с со-
циумом.
Обучение в структуре целостного педагогического
процесса. Цели обучения. Содержание образования.
Информационный, операционный, аксеологический
компоненты содержания. Учебные планы, программы,
учебно-методические комплекты. Гуманитаризация
обучения. Методы и средства обучения. Многомерные
классификации методов. Формы организации обуче-

- 20 -

ния.
Основные технологии: сущностные и описательные;
репродуктивные, продуктивные, алгоритмические;
дифференциацeия и интеграция; суггестотехнологии,
техника игры.
Новые информационные технологии (НИТ) в образова-
нии. Психолого-педагогические основы использова-
ния средств НИТ в образовании. Педагогические
программные средства (ППС). Типология ППС.
Инструментальные системы для разработки ППС.
Мультимедиатехнологии. Учебные телекоммуникацион-
ные проекты. Банки данных педагогической информа-
ции. Автоматизированные рабочие места.
Диагностический, предупреждающий, текущий, итого-
вый и поститоговый контроль. Характеристика ре-
зультатов обучения. Государственный образователь-
ный стандарт. Педагогическое мастерство и педаго-
гические технологии. Технологии педагогической
диагностики, педагогического прогнозирования,
взаимодействия, саморазвития, коррекции. Педаго-
гическое общение. Индивидуальный стиль деятель-
ности педагога.
ПП 07 Специальная психология и коррекционная
педагогика:
Норма и отклонения в физическом, психическом, мо-
торном, интеллектуальном развитии человека. Пер-
вичный и вторичный дефект. Комбинированные нару-
шения. Их причины, единство биологических и соци-
альных факторов.Категории и классификации наруше-
ний,отклонения в развитии человека. Мировая ста-
тистика отклонений,нарушений развития человека.
Цели и задачи, основные категории специальной
психологии. Компенсация,коррекция, адаптация,
развитие в специальной психологии.Зона актуально-
го и ближайшего развития. Развитие, аномальное
развитие, коррекционное развитие.
Коррекционная (специальная) педагогика: цели, за-
дачи, принципы, категории,основные научные тео-

- 21 -

рии. Аксиологическая концепция гуманизма как фи-
лософская и нравственно-этическая основа теории и
практики коррекционнbой педагогики.
Сегрегация и интеграция в коррекционной педагоги-
ке.Современные педагогические теории и системы
воспитания,обучения и социальной интеграции лиц с
проблемами. Основные ступени развития и социали-
зации человека при наличии его отклонений,задер-
жек развития (медико-биологическая, психологичес-
кая, социально - психологическая, педагогическая
характеристики).
Система социальных институтов для оказания детям,
подросткам, молодежи консультативно-диагностичес-
кой, коррекционно-педагогической, психологичес-
кой, реабилитационной и другой специализированной
помощи.
ПП 08 Психология творчества:
Феномен творческой одаренности: основные концеп-
ции и подходы. Талант. Гений. Психологические
особенности творческой личности: интуиция, вооб-
ражение, фантазия; проблемы вдохновения.
Репродуктивная и продуктивная направленность лич-
ности. Типология творческой одаренности. Социаль-
но-психологические проблемы творчества. Психоло-
гические аспекты формирования творческой личнос-
ти.
ПП 09 Философия и история образования:
Социальная природа образования, его общечелове-
ческий конкретно-исторический характер.Общечело-
веческое, национальное и индивидуальное в образо-
вании и воспитании. Непрерывность воспитания и
образования. Индивид,личность,индивидуальность.
Биологическое и социальное в личности, природные
и социальные предпосылки и факторы развития лич-
ности.
Социально-деятельностная сущность личности и ее
отношение с окружающим миром.Философские аспекты
целеполагания в образовании.

- 22 -

История образования и педагогических учений.
Культурно-исторический характер воспитания. За-
рождение идей о всестороннем развитии человека.
Концепция свободного воспитания. Идея развивающе-
го и воспитывающего обучения. Выделение педагоги-
ки в самостоятельную отрасль знания. Реформа-
торская педагогика Х1Х-начала ХХ века. Современ-
ная зарубежная школа.
Развитие педагогики в России: характерные черты
воспитания и обучения детей в период перехода к
феодализму. Влияние христианства на развитие об-
разования и педагогической мысли. Просвети-
тельские реформы нач.ХV111 века. Создание госу-
дарственной системы начального, среднего и высше-
го образования. Развитие революционно-демократи-
ческих педагогических идей. Развитие педагогики
как науки и искусства. Школа и педагогика в
России Х1Х-нач.ХХ века.
Советская школа и педагогика: основные принципы
единой и трудовой школы. Обновление содержания,
организационных форм и методов обучения. Введение
единой системы народного образования в СССР. Раз-
работка теории и практики воспитания в коллекти-
ве. Педология и ее влияние на развитие педагоги-
ки. Осуществление всеобщего среднего образова-
ния. Педагогика сотрудничества. Реформа 1984 г. -
истоки и итоги ее реализации. Российская школа и
педагогика в новой социально-экономической ситуа-
ции.
ПП 10 Основы управления педагогическими систе-
мами:
Социально-педагогические системы, понятие и ви-
ды.Система образования. Образовательные учрежде-
ния как система. Система образования в РФ, зару-
бежных странах.
Основные понятия научного управления. Эволюция
управленческой мысли. Системный и ситуационный
подходы как методология управления. Управление

- 23 -

функционированием и развитием.
Основы управления социальным коллективом. Педаго-
гический коллектив и его развитие. Основные функ-
ции педагогического управления. Управление нефор-
мальными организациями. Показатели качества уп-
равления. Особенности управления образовательными
учреждениями. Управление развитием образования в
образовательном учреждении.
Новые информационные технологии в управлении об-
разованием.
Аттестация педагогических кадров.
ПП 11 Методика преподавания философии:
Философия как наука и как учебный предмет. Состо-
яние и перспективы философского образования в
школе. Структура школьного курса философии. Про-
цесс формирования философских знаний.
Формы, методы и средства обучения философии. Ме-
тодические приемы.
Урок философии. Содержание и формы изложения но-
вого материала. Самостоятельная работа учащихся:
подготовка докладов, рефератов и сообщений.
Система проверки и оценки знаний. Подготовка учи-
теля к преподаванию курса философии. Планирование
урока. Внеклассная и внешкольная работа по курсу
философии.
ПП 12 Курсы по выбору студента, устанавливаемые 180
вузом (факультетом)

ПР 00 Дисциплины предметной подготовки 4224


ПР 01 Логика:
Предмет и значение логики. Мышление и язык. Логи-
ческий анализ естественного языка. Классическая
логика высказываний и предикатов. Силлогистика.
Основные типы неклассических логик. Правдоподоб-
ные рассуждения. Учение о понятии. Определения.
Теория аргументации.
ПР 02 Систематическая философия:
Природа философского знания. Предмет и основные

- 24 -

функции философии. Методология философского мыш-
ления. Метафизика. Основные категории философии.
Принципы развития, детерминизма. Субъект-объект-
ные отношения. Учение об истине. Взаимодействие
рационального и иррационального в человеческом
познании. Творческое познание.
ПР 03 Социальная философия:
Природа социально-философского познания. Понятие
и "анатомия" общества. Развитие и функционирова-
ние общества. История как действительность об-
щественной жизни. Историософия ХХ века.
ПР 04 История зарубежной философии:
Философия в ее историческом существовании. Исто-
рия античной философии. Философская мысль Древне-
го Китая и Индии. Европейская средневековая фи-
лософия. Арабо-мусульманская философия. Философия
нового времени. Современные философские направле-
ния.
ПР 05 История византийской и русской философии:
Предмет истории византийской и русской философии.
Философская мысль России Х - ХV11 веков. Филосо-
фия эпохи Просвещения в России. Основные фило-
софские течения Х1Х века. Философия русского за-
рубежья. Русская философия в ХХ веке.
ПР 06 Этика:
Этика в системе философского знания. Предмет и
задачи этики. Сущность, функции и структура
нравственности и морали. Основные понятия и кате-
гории этики. Нравственные ценности. Нравствен-
ность и общество, культура, наука, религия, обра-
зование.
Нравственная культура личности: нормы и моральное
творчество.Основные этапы и тенденции развития
нравственности и этическая мысль.
Русская нравственная философия и ее роль в исто-
рии культуры.
Основные этические концепции XX века. Нравствен-
ная ситуация в современном мире: глобальные и ло-

- 25 -

кальные проблемы. Биоэтика, экология и мораль.
Проблемы нравственного образования.
Педагогическая этика. Этикет и его социальные
функции.
ПР 07 Эстетика:
Эстетика в системе философского знания. Специфика
и универсальность эстетического. Предмет и задачи
эстетики. Система эстетических категорий и поня-
тий. Эстетическое сознание, его структура и функ-
ции. Понятие эстетических ценностей; объективные
основания и субъективная значимость.
Эстетика как самосознание культуры и теория твор-
чества. Эстетическая культура личности: потреб-
ности, чувства, суждения, мотивации, творчество.
Эстетический образ.
Эстетические проблемы искусства. Личность худож-
ника: одаренность, талант, гений. Художественный
образ: закономерности созидания, восприятия, жиз-
ни в культуре. Многообразие видов искусства и
способы их классификации. Понятие "культура ми-
ра". Исторические типы эстетического сознания.
История мировой эстетической мысли: ее предмет,
способы эстетической интерпретации текстов. Ос-
новные этапы и концепции.
Эстетическая мысль в России. Эстетика в современ-
ном мире. Гуманизм как этико-эстетическая анало-
гия. Проблема эстетического образования. Эстетика
педагогического творчества.
ПР 08 Философия и история мировых религий:
Предмет и задачи курса. Структура курса. Религия
и ее социокультурная функция. Влияние религии на
философию, науку, искусство, право и политику.
Особенности религиозного сознания. Проблема "ис-
тинной реальности". Мирское и сакральное. Вера и
культ.
Типология религий. Ранние формы религии. История
и институциональные формы мировых религий (буд-
дизм, христианство,ислам) и национальных ( синто,

- 26 -

даосизм, иудаизм и др.).
Проблема коллективной и личной ответственности
перед Богом, телеология и эсхатология в различных
религиях. Священные тексты.
Христианство и отечественная культура. Христианс-
кие секты, неортодоксальные движения, восточные
религиозные учения в современном мире. Социокуль-
турные предпосылки для их распространения.
ПР 09 Философия и методология науки:
Наука как социокультурный феномен; наука в систе-
ме мировоззренческой ориентации; природа науки и
критерии научности; структура науки; методы и
формы научного познания; современные концепции
философии науки.
ПР 10 Философские проблемы естествознания
и гуманитарного знания:
Философия математики; философия физики; философия
биологии; методология гуманитарного познания.
ПР 11 Философская антропология:
Человек как предмет философского познания. Основ-
ные этапы представления о человеке в истории фи-
лософии. Современное состояние и тенденции разви-
тия философско-антропологических знаний.
Место и роль философской антропологии в системе
наук о человеке.
Соотношение философской и педагогической антропо-
логии.
ПР 12 Философия и история науки:
Естественнонаучная и гуманитарная культура. Фило-
софские основания науковедения.
Научный метод. Философская история естествознания
и математики. Учение о структурных уровнях орга-
гизации материи.
Методы построения научных теорий. Парадигмы науч-
ных революций. Формы и методы научного познания.
ПР 13 Дисциплины специализации (включают вопросы 500
организации внеучебной деятельности с детьми, обу-
чения с учетом конкретных возрастных периодов раз-

- 27 -

вития личности, а также связанные с психофизичес-
кими и социальными факторами, например, девиантное
поведение и др.).
ПР 14 Курсы по выбору студента, устанавливаемые 350
вузом (факультетом)

ДС 00 Дисциплины дополнительной специальности, 1000


устанавливаемые вузом (факультетом) с учетом требо-
ваний Государственного образовательного стандарта
по соответствующей специальности
Ф 00 Факультативные дисциплины 50
________________
Всего часов: 8434
П 00 Практика 20 нед.
П 01 Практика по основной специальности
П 02 Практика по дополнительной специальности

И 00 Итоговая государственная аттестация 5 нед.


* по решению Совета вуза данная дисциплина может не


изучаться.

Настоящий стандарт составлен на основе следующих данных:


Теоретическое обучение 156 недель


Практика 20 недель
Экзаменационные сессии 27 недель
Каникулы 38 недель
Итоговая государственная аттестация 5 недель
Отпуск после окончания вуза 4 недели
Резерв времени 5 недель
Общий бюджет времени 255 недель

Примечания:


1. Вуз (факультет) имеет право:


1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебного
материала, для циклов дисциплин в пределах 5% без превышения мак-

- 28 -

симального объема недельной нагрузки студента и при условии вы-
полнения требований к уровню подготовленности выпускников.
1.2. Распределять объем часов между дисциплинами внутри цик-
лов и видами практик.
1.3. Осуществлять преподавание в форме авторских лекционных
курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных прак-
тических занятий, заданий и семинаров по программам, учитывающим
региональную, национально-этническую, профессиональную специфику,
научно-исследовательские предпочтения преподавателей, которые
обеспечивали бы квалифицированное освещение тематики дисциплин.
1.4. Определять требования к знаниям и умениям по дисципли-
нам специализации, а также их содержание.
1.5. Определять перечень и содержание курсов по выбору.
1.6. Осуществлять за счет дисциплин дополнительной спе-
циальности подготовку учителей по одной из специальностей, вклю-
ченных в Классификатор и близких по профилю к основной спе-
циальности.
1.7. Использовать часы, отводимые на дисциплины специализа-
ции, на освоение дополнительной специальности.
1.8. Осуществлять подготовку специалистов без дополнительной
специальности, соответствующий объем часов используется для уг-
лубления предметной подготовки по основной специальности.
2. Максимальный объем учебной нагрузки студента, включая все
виды аудиторной и внеаудиторной работы, не должен превышать 54
часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий студента не
должен превышать за период теоретического обучения в среднем 27
часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обяза-
тельные практические занятия по физической культуре и занятия по
факультативным дисциплинам. Общий объем каникулярного времени в
учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не ме-
нее 2 недель в зимний период.
3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным пла-
ном вуза, но не являются обязательными для изучения студентом.
4. Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по
дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изуче-
ние.
5. Наименование дополнительных специальностей и квалифика-
ций к ним устанавливается Министерством образования Российской

- 29 -



Федерации. Открытие дополнительных специальностей в вузе произво-
дится по согласованию с Министерством образования Российской Фе-
дерации.
6. Студентам, освоившим требования к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников по дополнительной специальности
(наряду с основной), присваивается квалификация с указанием в
дипломе, например, "Учитель филосифии и естествознания" и др.
7. Итоговая государственная аттестация осуществляется сог-
ласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускни-
ков высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденно-
му Постановлением Государственного комитета Российской Федерации
по высшему образованию от 25.05.94 г. N 3. Формой и содержанием
итоговой государственной аттестации специалиста должен обеспечи-
ваться контроль выполнения требований к уровню подготовки лиц,
завершивших обучение.
Каталог: archivegosvpo -> downloads
downloads -> Вводится в действие с момента переутверждения вместо ранее утвержденного
downloads -> Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью
downloads -> 1. общая характеристика направления
downloads -> Заместитель Председателя
downloads -> В. Д. Шадриков «14» марта 2000 г
downloads -> Государственный образовательный стандарт Специальность 022500 Физическая культура для лиц
downloads -> 1. общая характеристика специальности 031100. 00 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью
downloads -> Редством иностранного языка
downloads -> 1. общая характеристика специальности 030100
downloads -> Бакалавра по направлению "Проектирование и технология электронных средств" 4 года

Скачать 105,78 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница