Ситуация 1.
Девушка 14-ти лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе: выясняет отношения с родителями, грубит учительнице, поздно приходит домой. В то же время при отъезде из дома (в молодежный лагерь) скучает по родителям, говорит о своей вине перед ними, решает исправиться. Вопросы:
1)Какие психологические феномены здесь наблюдаются? Можно предположить, что здесь очень ярко выделяется проявление такого феномена, характерного для подросткового возраста, как чувство взрослости – это особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых. В данной ситуации мы можем наблюдать поверхностное представление ребенка о взрослости, которое проявляется лишь по внешним признакам (гуляние допоздна). Возможно, девушка ведет себя так противоречиво, потому что с одной стороны она демонстрирует интеллектуальную развитость, например, при разговорах с учительницей или родителями, а с другой стороны – обнаруживается инфантильность внешне выглядящей девочки (при поездке в лагерь).
2)Какой возрастной период переживает девушка, в чем его особенности? Девушке 14 лет. Как известно, это возраст, который является критическим в возрастной периодизации развития. Для этого периода характерны ломка, резкая смена всей системы переживаний подростка, ее структуры и содержания. Кроме того, очень часто мы можем наблюдать у таких детей противоречивость побуждений, «аффект неадекватности» (эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу), который связан с противоречием между низкой самооценкой и высоким уровнем притязаний.
3)Каковы направления психокоррекционной работы с этой девушкой? Необходимо провести психологическую диагностику с девочкой, включающую в себя исследование особенной проявления агрессивности (Басса-Дарки), уровень развития самооценки (Дембо-Рубинштейн, тест «Кто я?» (Т.Кун), «Личностный дифференциал), характер взаимоотношений (тест Лири). Кроме того, полезна и консультативно-методическая работа с девочкой, которая включает в себя обсуждение выявленных проблем и поиск их решения. Актуальным здесь может быть и участие девочки в социально-психологическом тренинге, в задачи которого может входить снятие тревожности и напряженности, развитие психологической устойчивости к возникающим трудностям, представление возможности осознания собственных проблем. Темами занятий могут быть такие, как: значение положительного подкрепления в общении. Осознание своего стиля в преодолении трудностей и поиск внутренних ресурсов.
Поделитесь с Вашими друзьями: |