Детство неотделимо от игры. Годовалый малыш увлеченно играет погремушкой, ребенок двух лет складывает кубики, пирамидку, неутомимо «скачет» на лошадке



Скачать 76,75 Kb.
Дата22.02.2016
Размер76,75 Kb.
#10925

ЧЕМУ НАС УЧАТ ИГРЫ
Детство неотделимо от игры. Годовалый малыш увлеченно играет погремушкой, ребенок двух лет складывает кубики, пирамидку, неутомимо «скачет» на лошадке. Дети пяти лет играют «в больницу»: кто-то выступает в роли врача, другие перевоплощаются в больных. Бесчисленные «догонялки», «морской бой», «прятки», а в последнее время – покемоны и изнурительные компьютерные сражения – этими играми забавляются школьники. Мир игры разнообразен, увлечения детей перечислить трудно. Психологи все же попытались систематизировать игры детей. Выделяют сюжетно-ролевые игры, в которых дети «отрабатывают» собственное поведение в определенных ситуациях. Это такие игры, как «дочки-матери», «школа», «больница», «повар» и др.
В сенсорных играх происходит знакомство со свойствами предметов, качеством материалов. Манипулируя с песком, водой, глиной, соломой, камнями, металлом, дети познают мир через ощущения. Прыжки, кувырки, вращения, бег составляют основу моторных игр, они позволяют оценить возможности и функции своего тела, способствуют развитию ловкости, лучшей координации движений.

Игры-соревнования знакомят детей с действиями по правилам, распределением ролей в коллективе, способствуют формированию мотивации успеха. Подобную классификацию можно расширить до бесконечности, но главная мысль уже ясна: каждая игра имеет свое предназначение и открывает ребенку определенную грань окружающего мира. Чем игра отличается от трудовой деятельности взрослых?


Ответ известен: играют «понарошку», воображают, что готовят еду, учат детей, пилотируют космический корабль и т.п. Игра раскрепощает детскую фантазию. Мышление детей отличается образностью, яркостью. Дети, в отличие от взрослых, очень легко «включают» собственное воображение. Поэтому они во время игры живо представляют себя доктором, полицейским, роботом или пиратом. Но при этом они не теряют чувства реальности: изображая кота или злодея, ребенок знает, что в действительности он – Андрюша, Костя, Петя...

Живость мышления и склонность к фантазированию объясняется лучшим развитием в детском возрасте правого полушария мозга. С годами большую зрелость приобретает левое полушарие, отвечающее за рациональное, научное познание мира, и увлеченность игрой уступает место более «взрослому» поведению.


Играли ли дети в далекой древности? Вот факты. В Египте рядом с мумиями детей находят куклы и другие игрушки. При раскопках Помпеи, Трои найдено множество детских игрушек – погремушки, посуда, куклы. В скифских курганах, в могилах бронзового века на территории Кавказа обнаружены различные изделия для игры. Вывод очевиден: игрушка и игра – то общее, что свойственно детям всех народов, во все времена. Содержание игр, разумеется, меняется с течением времени: какие-то игры исчезают, появляются новые. Кто из ребят сейчас играет в «партизан», войну «наших» и «фашистов», казаков-разбойников, пиратов? Современные дети обмениваются видеокассетами, увлечены компьютерными забавами, обсуждают достоинства игровых приставок или перипетии «звездных войн». Все названные занятия – не более чем усовершенствованные настольные игры, как и прежние, они способствуют развитию точной моторики, внимания и памяти ребят. Следует лишь предостеречь от злоупотребления компьютером.

Мамам и папам надо знать, что малыши двух-трех лет зачастую играть не умеют, их этому надо учить. Особенно трудно им наладить коллективную игру. Малыши нуждаются в наставлениях взрослых по поводу распределения ролей, их функций, назначения предметов... Дети в игре преимущественно воспроизводят действия взрослых, позже (к четырем годам) в игре находят выражение отношения между людьми. К примеру, малыши не только выписывают рецепты, играя роль врача, они терпеливо объясняют свои рекомендации, внимательно выслушивают «больных», пытаются разнообразить «обследования пациентов». С возрастом игра детей усложняется, приобретая сюжетно-ролевой характер, постепенно развиваются самоконтроль, ответственность, инициатива – качества, необходимые для учебной деятельности.

Игра – не только удовольствие и радость для ребенка, в игре формируются все стороны его психики. Игра будит воображение: вместо ложки малыш использует палочки, из кубиков сооружает дом, из стульев – самолет или крепость. Ребенок импровизирует по ходу игры, часто творчески меняя первоначальный план. Игра способствует улучшению речи: ребенок должен поговорить с партнерами так, чтобы его поняли. К тому же в игре формируется способность к общению, совершенствуется навык коллективной деятельности. В какой-то мере игра влияет на произвольность поведения – даже расторможенный, неусидчивый ребенок старается постоять 10 минут, играя роль часового или инспектора ГАИ.
Игра, как правило, сопровождается активным, оптимистическим, эмоциональным настроем, что способствует большей гибкости, непосредственности и уверенности детей. Играя, ребенок учится принимать решения в меняющихся ситуациях, следовать определенным правилам (в соответствии с принятой ролью), избегать ненужных конфликтов со сверстниками.

В чем сущность игры? Почему все люди взрослеют через игру?


В широком плане игра – подготовка детей к труду. На современном этапе развития цивилизации труд настолько усложнился, что ребенок может приобрести необходимые навыки только за рулем игрушечного автомобиля, манипулируя с пластмассовой ракетой, управляя маленьким катером и т.п. Игрушки, являясь простой имитацией орудий труда, позволяют ребенку тренировать исполнение определенных обязанностей в обществе – репетировать функции моряка, летчика, врача, педагога...
Врачу-психиатру, психологу, педагогу наблюдение за игрой ребенка дает немало информации о его характере, увлечениях и переживаниях. Если в игре отмечаются выраженное стремление к лидерству, желание подавить, навязать свою волю партнерам, агрессивность и враждебность в отношениях со сверстниками, то это, скорее всего, признаки неправильного воспитания или аномального характера с преобладанием черт повышенной возбудимости. Родители должны попытаться научить ребенка доброжелательности, умению проигрывать, сохранять ровные отношения с окружающими. При недостаточном эффекте воспитательных мер следует обратиться к детскому психиатру или психологу.

Подвижные, возбужденные, шаловливые дети охотнее занимаются возней, соревнованиями, а вялые или физически ослабленные предпочитают спокойные, «сидячие» игры. Понятно, что для коррекции этих особенностей гиперактивным детям надо предложить игры, требующие усидчивости и внимания, а медлительным и неловким ребятам – футбол, велосипед, «кучу-малу» и т.п.


В игре, как в зеркале, находит отражение тяжелая, психотравмирующая ситуация, если она имеет место. Это может быть неблагополучие в семье – конфликты, развод, вредные привычки родителей или болезни, потеря близких. Дети в «горячих точках» играют в войну, «нападение террористов», «стреляют», прячутся в укрытия, «побеждают» или терпят поражение. Нельзя недооценивать игру как средство лечения. Существует отдельное направление в помощи детям и подросткам, так называемая игровая психотерапия. В ее эффективности при определенных состояниях сомневаться не приходится.

Для устранения двигательного беспокойства детям можно предложить, к примеру, смотать в клубочек яркую пряжу и при этом сообщить, что клубочек «не простой, а волшебный»: всякий раз, когда его сматывают, становятся спокойнее. Можно устроить игры с песком, которые также неплохо действуют на гиперактивных детей. Взрослый засыпает свою руку песком, а ребенок осторожно ее «откапывает». Если он прикасается к руке, то игроки меняются ролями. Для тренировки внимания используются известные картинки, в которых надо заметить различие или новые детали изображения. Подобных игр, способствующих тренингу активного внимания и уменьшению двигательной расторможенности, приведено немало в руководствах для воспитателей и психологов.

Агрессивные дети нуждаются в совсем других играх. Им предлагается погладить плюшевого зайчика (попугая, мишку) и при этом «говорить с ним ласково». Можно придумывать сказки про «добрых зверей» под аккомпанемент спокойной музыки или изображать «свою злость» на рисунке, навсегда «расставаясь с ней».
Для преодоления патологической замкнутости следует отдать предпочтение играм, развивающим коммуникативные способности. Допустим, незаметно для ребенка в конструкторе извлекается какая-то деталь, и это вынуждает в процессе игры обратиться за помощью к партнеру. Аутичные ребята постепенно вовлекаются в коллективные игры, вначале – в качестве наблюдателя, затем – участника, и позже ребенку поручается «водить» в игре. Улучшению наблюдательности и взаимодействию со взрослыми способствует выполнение операций в соответствии с представленными рисунками. Ребенок при этом должен рассказать о том, как он догадался сделать именно так, а затем поменяться ролями со взрослым.

Психологи советуют активно включать родителей в игру. Опыт родителей в этом плане, конечно, различен: некоторые в детстве подвижной игре предпочитали шахматы, конструирование или другие серьезные занятия. Может быть, именно из-за отсутствия игрового опыта такие родители с трудом устанавливают контакт с собственными детьми, не понимают увлеченности ребят «пустой забавой». Заботясь о психическом здоровье и развитии детей, им придется научиться играть вместе с ними; от этого родительский авторитет только повысится и проку от «легкомысленной» возни с ребятами будет гораздо больше, чем от чтения морали. Считается, что ребенок испытывает потребность в подвижных играх даже на втором году жизни, едва научившись ходить. Для начала можно поиграть в «жмурки», «прятки», «пятнашки» и другие вечные как мир детские забавы.


Некоторые родители опасаются, что от игры дети «перевозбуждаются». Действительно, какое-то время после игры ребенок взволнован и взбудоражен. Это вполне объяснимо и неопасно, важно лишь соблюсти чувство меры и постараться исподволь, без конфликтов переключиться на более спокойные занятия. Не следует опасаться стремления мальчиков стрелять, фехтовать, колоть, «убивать» мнимых недругов. Сражаясь и «побеждая врагов», малыши преодолевают собственные страхи и самоутверждаются. Показная агрессивность, свойственная большей частью детям двух-пяти лет, со временем исчезает, и игры с оружием заменяются другими, более «мирными» увлечениями.
Настороженность родители должны проявить в других случаях. Об этом следует упомянуть отдельно. Мне приходилось наблюдать детей двух-четырех лет, увлеченно манипулирующих предметами, не имеющими игрового назначения, – бутылками, посудой, веревками, пакетами и т.п. Манипуляции с этими вещами целиком захватывали детей, они сортировали, раскладывали их, не замечая происходящего вокруг. Если ребят пытались «переключить» на игрушки и реальные события, то они проявляли недовольство и злобность. Игры отличались однообразием, стереотипностью действий, дети при этом совершенно не тяготились отсутствием партнеров.

Ребята постарше (8–11 лет) так же самозабвенно, нередко в ущерб урокам, спорту, общению со сверстниками составляли карты города, схемы движения транспорта, календарь футбольных матчей, занимались коллекционированием, изучением энциклопедий... Когда к ним обращались по поводу их хобби, дети могли часами с горящими глазами рассказывать о своих увлечениях.


Подобная игровая деятельность является определенным симптомом, свидетельствующим о психическом неблагополучии. В таких случаях не избежать консультации психиатра, врачу надо подробно рассказать о развитии ребенка, его характере, поведении дома и в группе детей.
Не приходится думать об «уходе от действительности», если игры детей достаточно разнообразны и построены на впечатлениях, получаемых от окружающего, контакты ребенка со сверстниками не нарушаются, и он относится к ним эмоционально, заинтересованно. Можно лишь пожелать, чтобы ребенок до поры играл, увлеченно познавая многоликий мир вокруг и себя в этом мире.


Скачать 76,75 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница